Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 21:36, курс лекций
Банк-кая система – форма орг-ции функционир-я в стране специал-х кредитных учр-ний, сложив-ся исторически и закреплен законодательно.
Банк – кредит орг-ция, кот им исключит право осущ-ть в совок-ти след банк операции: 1) привлечение во вклады ден. средств ФиЮЛ; 2) размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на усл-ях возвратности, срочности, платности; 3) открытие и ведение банк-х счетов ФиЮЛ.
Глава 1. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ
1.1. Понятие
и класс-ция банк системы (
Банк-кая система – форма орг-ции функционир-я в стране специал-х кредитных учр-ний, сложив-ся исторически и закреплен законодательно.
Банк – кредит орг-ция, кот им исключит право осущ-ть в совок-ти след банк операции: 1) привлечение во вклады ден. средств ФиЮЛ; 2) размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на усл-ях возвратности, срочности, платности; 3) открытие и ведение банк-х счетов ФиЮЛ.
Эти «родовые» признаки банков отраж 3 базовых направления, по кот исторически сформир-сь банки. В хронологическом порядке к ним м. отнести:
1) деят-ть храмов по обеспечению сохран-ти, передаваемых им сбережений;
2) ростовщические кредиты, трансформир-ые в коммерч-ие;
3) расчетная и валютная деят-ть меняльных контор (скамей).
Банк рассм-ся как посредническая орг-ция, торговое п/п, хоз субъект, организационная струк-ра, суб-т фин-го рынка, об-т надзора и регулир-ия.
Банки явл-ся носителями комплекса специфич функций: аккумуляция средств; посреднич функция регулир-ния оборота; перераспределяющая и контролирующая ф-ции; ф-ция экономии издержек обращения.
Банк-ая система мб рассм-на и структурирована с ряда позиций, в 1 очередь, по организационной и институциональной схеме.
Институциональная схема включает совок-ть отдел эл-тов – организационных структур прямо или косвенно участвующих в Бкой деят-ти.
Их состав, задачи, функции, операции, взаимосвязи и иерархии.
Организационная схема объедин-ет функционир-щие в дан гос-ве выды и формы кредитов, в кот участвуют учр-ния Бкого типа.
Схема структурир-ся по формам кредита и харак-ру участия банков.
1.2. Организационная схема БС
формы кредита, в кот реал-ся банк-кая деят-ть |
Харак-р участия учр-ний банк типа |
Банковский кредит |
Банки – ведущее звено, классиф. признак |
Потребит, коммерч, гос-ный, междунар кредиты |
Эти формы кредитов м реал-ся и некредит орг-ми, но Б часто выступают их участниками |
Корпоратив. Кредит |
Банки участвуют в исключит случаях |
Дружеск, соседский, родственный, ростовщический кредиты |
Участие Б в этих формах кредита носит полукриманал. или криминал харак-р (запрещено) |
Участие КО Бкого типа в банк-ой форме кредита, где они выступают в роли универсальных посредников, аккумулируют или распред-ют кредитные ресурсы, является для этой формы опр-им признаком.
К особенностям банк-й формы кредита относ преимущ-но исполнение в кач-ве кред-х ресурсов привлеч-х и заемных ср-в, к-ые превращ-ся в капитал.
Классич-ий коммерч-й кредит замкнут в предприним-ой сфере и пред собой предоплату или отсрочку платежа при реализации прод-ии 1 п/п другому. Наиболее распростр-ым док-ом этой формы кредита явл-ся коммерч-й вексель, а именно в операциях с векселем активно уч-ют Бки (учет, переучет, авалирование векселей).
Сущ-ют кредитные учр-ия небанк-го профиля (ломбарды), к-ые также уч-ют в потреб-ом кредите.
Приобретая гос-ые цб, а так же кредитуя правител-ые программы, п/пр, Бки и др эл-ты Бкой системы принимают уч-ие в Бком кредите.
Корпоративный (межхоз-ый или внутриотраслевой) кредит, распред-щий кредитные ресурсы внутри 1 отрасли, корпорации, финансово-пром-ой группы или др аналогичных объединений ч/з или под контролем централиз-го управл стр-ры, в принципе не предполагает уч-е Бков.
1.3. Институциональная схема БС
В отличии от организ-ой схемы, построение институц-ой схемы более разнообразно и по классиф-ым признакам и по составу эл-ов.
1. ЦБ
- самост-ые,но подконтрольные
- Обеспеч-е уст-ти нац валюты и min-ия инфляции (эмиссия нал-х денег и орг-я их обращения, опр-е системы, порядка и формы расчетов; разр-ка и проведение единой ден-кред пол-ки; регул-ие ден-го обращения; валютное регул-е и валют контроль)
- Обеспеч-ие эфф-ти и стаб-ти БС (гос рег-ия; выдача и отзыв лицензий КБ; орг-ия банк-го аудита; надзор за деят-тью банков; уст-ие правил БУ; регулир-е выпуска и размещение цб банков, не относ-ся к эмиссионным; кредитор последней инстанции КБ; банк операции по поручению прав-ва)
Организационно-правовые формы ЦБ м предст собой унитарный Б со 100% участием гос-ва в его капитале (ЦБ РФ); систему независимых Бков в совок-ти выпол-их ф-ий ЦБ (ФРС США); АО с различной долей участия гос-ва или образования типа ассоциации как с уч-ем гос-ва, так и без.
2. Аген-во по реструк-ии КО (АРКО).
АРКО - как пред-ли параллельных стр-тур демонополиз-ет ур-ня органов Бго надзора, достаточно широко пред-ны в мировой практике.
В США – Федер-ая корпорация страх-ия депозитов.
В Канаде – бюро надзора за фин учрежд-ми.
В Германии – Фед ведомство по контролю над Бми.
Задачи АРКО: 1) опер работа по взамод-ию с восстанав-мися банками (работа с плохими активами, участие в упр-ии, оказание эк-ой поддержки); 2) участие в проведении ликвидации обанкротившихся Бов, в т.ч. и по легализации имущества ликвид-х банков.
АСВ (агенство по страхованию вкладов) и ФСФР (Фед служба по фин рынкам), Фед служба фин-бюджетного надзора относ к орг-ям по ур-ию, задачам и ф-ям дополняющих деят-ть БР. Эти стр-ры заним-ся банк-им регул-ем и надзором с помощью админ-ых и эк-их методов.
3. банки (кред-ые учр-ия) с контрольным пакетом в акц капитале, принадлежащая гос-ву (ЦБ, прав-ву, регион-м властям).
Эти Би осущ-ют свою деят-ть хоть и под достаточно жестким контролем, но с высоким уровнем гос гарантии. Эти «гос банки», являясь по сути прав-ыми агентами, берут на себя значит-ую нагрузку по реализации ДКП, в связи с чем в их ф-ии входят:
- Работа с бюджетными счетами параллельно с казначейством;
- Работа со средствами спец-х фондов льготного кредитования;
- Кредитование инвест-ых
- Операции с гос займами.
4. Универсальные КБ, в основе формир-я кот-х м лежать либо их величина, либо их особая системообразующая роль, либо наличие у них генеральной лицензии. Отличит-ой чертой этих б-ков явл осущ-ние полного комплекса банк-й деят-ти по привлеч-ю и размещ-ю ресурсов, расчетам и инвест-ям, операциям с валютой, цб, драг металлами, депозитарные и консульт-ые услуги. Число таких б-ов в РФ достат велико ввиду недифференцир-ых нормативных треб-ний к универс-ым и специализир-ым б-кам и тенденции к получ-ю ими генеральной лицензии.
5. Специализир-е КБ (кред учр-ния), сформир-шие в своей политике опред-е приоритеты деят-ти. Это предпол ограничения проводимых ими операций и сделок, но вместе с тем и высокий ур-нь кач-ва, профес-зма и компетентности по их ведущим направ-ям. Спец-ция Б идентиф-ся в его названии, приоритетах политики или в рекламном лозунге и м иметь различ базовые классиф-ные признаки. Применительно к РФ среди последних м выделить след виды спец-ций и Бки-представители:
а) отраслевая спец-ция (земел; торгов; строит, промышл; дорож; конверсионные; связи и инф-ции; культ и искус);
б) субъективная спец-ция (АвтоВАЗбанк);
в) территор-ая спец-ция (Дальневосточный; Сахакредитбанк);
г) территор-отраслевая спец-ция (Сибирьгазбанк; Москомприватбанк);
д) функцион-ная спец-ция (инновац; инвестиц; сберегат; кредит; ипотеч; трастовые);
е) территор-функцион-ая спец-ция (Татинвестбанк; Сахакредитбанк);
ж) функцион-отраслевая спец-ция (Социнвестбанк);
з) клиентская функцион-ая спец-ция (биржев; страх; венчурные);
и) национ-религиоз, экологич и др. подобные спец-ции.
На 1 марта 2008 г. на террит РФ зарегис-но 1234 банка.
6. Небанк КО - НКО (кред учр-ния банк типа) им нескол классифик-ных признаков:
Сфера |
Классификац-ый признак НКО |
Банк-ие операции, сост-щие совок-ть признаков Бка |
Обязат-но осущ-ют 1 или несколько операций, но не в полном комплексе |
Традиционные банк операции |
Осущ-ют операции в люб наборе с учетом признака А. |
Иные банк операции и услуги (сделки) |
Осущ-ют операции как дополнит-но к банк-ким операциям, так и в неполном комплексе |
Нормативные требования |
Менее жесткие, чем у Бков |
КО этого типа им различ основы их формир-ия и функц-ния
А. Особая форма орг-ции (на кооперат-х началах, как с долевым участием, так и без паевых взносов), когда специализир-е кред рес-сы размещ-ся в замкнутом круге среди членов орг-ции с возможным min внешним инвестир-ем в наиб устойчивые активы. К ним м отнести, с учетом историч-го опыта России, мирские кассы, коммун кассы, валют кассы, ссудные капиталы, ссудные кассы и > современные ссудно-сберегат-ые товарищ-ва, общества взаимного кредита и кредитные союзы.
Б. Особая форма орг-ции в комплексе с профес-ной спец-цией предпол не только ограниченный круг участников, но и четко очерченную сферу проведения операций кред-ым учр-нием. К ним, м отнести сельские (волостные) Бки как сословно-профес-ные кред учр-ния и соврем кред-потребит-кие кооперативы бюдж сферы, образ-я, медиц, пенс-ных фондов, строит-ные ссудосберегат кассы.
В. Узкая профес-ная спец-ция огранич-ет сферу провед-я операций кред учр-нием 1-2 позициями. Напр, это расчетные (клиринговые) центры, лизинговые Ф, трастовые комп, факторинговые Ф и др.
КО, входящие в банк-ую систему, различ по:
- формам собств-ти (гос,
частные, кооперативные,
- страновой принадлеж-ти капит (рос, иностр, совместн),
- территор-ому признаку
(регион-е, межрегион-е, нац,
- организац-правовым формам (паевые, акционерные),
- степени независимости (самостоят, дочерн, сателлиты, уполномоченные, консорциальные),
- величине капитала и др.
Организац-ные стр-ры кред учр-ний м включ централ аппарат (офис), а также различные по ф-циям, операциям и делегированным полномочиям отделения, филиалы, представит-ва, валютообменные пункты, банкоматы, терминалы, учеб заведения, журналы, газеты.
7. Коммерч объединения КО (группы и холдинги) или объединения с участием КО (фин-промышл группы) созд-ся путем заключения соответ-щего договора м/у участниками с делегированием полномочий или на основе участия ведущей стр-ры в капитале подчиненных. Целью подобных объединений мб как проведение совместных операций, реал-ция совместных программ и проектов с целью извлечения прибыли, развития, успешной нейтрализации конкурентов, управления рисками, так и «ухода» от обязат-тв.
8. Фил-лы и представ-ва иност Бков действуют в Рос банк-ой системе в рамках жестких надзорных нормативов и квот, ограничиваясь обычно обслуживанием заруб ФиЮЛ.
9. Банк-кая
инфрастр-ра объед-ет учр-ния
- информ-ное обеспеч-ие
(специализ-ые информ-аналит
- науч, правов и методич обеспеч-е (науч центры и лаб-рии, учеб завед);
- кадровое обеспеч-е (ВУЗы и СУЗы Бкой спец-ции, учеб центры, Ф и агентства по набору и обучению кадров);
- обеспеч-е ср-вами
связи, коммуникации (специализ-ые,
компьют, космич системы связи)
- обеспеч-е безопас-ти деят-ти, экон-кой инф-ции (агентства безоп-ти, специализ-ся в кредит сфере, Ф технич защиты инфы).
В этом же напр-нии дей-ют и некоммерч союзы и ассоциации кред орг-ций (Ассоциация рос Бков, Москов Бкий союз), кот-е предст-ют интересы своих членов, удовл-ют их научные, профес-ные и информац-ые интересы, развивают межрегион-е и междунар связи.
Аналогичные потреб-ти КО обеспеч-ся внутр-ми службами Бков (внутрен блок).
Иерархич-ий принцип выделяет в Бкой системе отдельные сегменты – ур-ни на основе отношений внеструктурной подчиненности.
Верхний (управ-щий) иерархич-й
ур-нь включ ЦБ РФ и АСВ как
представитель параллел-х
Это наиб общепризнанный принцип структ-ции соврем Бкой системы РФ. Переход от одноуровневой к двухуровневой системе начался в 1987г. на базе «Стройбанка», «Внешэкономбанка» и сети сберкасс ЦБ России и 5 гос Бков («Внешэкономбанк», «Промстройбанк», «Агропромбанк», «Жилсоцбанк», «Сберегат банк»). Для второго уровня значим 1988г., когда в соот-вии с законом «О кооперации в СССР» начали созд-ся первые КБ. С т.зр правовой инфрастр-ры соврем Бкая система сформир-сь в 1990г., когда практически параллельно были приняты союзные («О госбанке СССР», «О банках и банковской деят-ти в СССР») и рос-кие («О ЦБ РСФСР» (БР), «О банках и банковской деят-сти в РСФСР») законы, официально утвердившие двухъярусную Бкую систему и заложившие основу ее дальнейшего развития.