Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 21:36, курс лекций
Банк-кая система – форма орг-ции функционир-я в стране специал-х кредитных учр-ний, сложив-ся исторически и закреплен законодательно.
Банк – кредит орг-ция, кот им исключит право осущ-ть в совок-ти след банк операции: 1) привлечение во вклады ден. средств ФиЮЛ; 2) размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на усл-ях возвратности, срочности, платности; 3) открытие и ведение банк-х счетов ФиЮЛ.
К селектив политике ЦБ прибегает при слабом разв-ии фин рынков, когда они не способны обеспечивать эфф перераспред-ие ден средств и инв-ций в нериск напр-ниях. С 1 стороны, такая политика способствует существ изменению кредит потоков, а с др. – препятствует норм функц-нию кредит-фин-ой системы старны в связи с сод-нием льгот усл-вий кредитов-ия отд-ым регионам.
Выбор типа проводимой ДКП и соответ-но и набора инструм-ов регулир-ния ЦБ осущ-ет исходя из сост-ния хоз. Конъюнктуры в стране. При этом необ-мо учит-ть врем-ной лаг м/у провед-ем того или иного меропр-тия Д-К регулир-ния и проявл-ем эффекта от его реал-ции.
Эфф-ть примен-ния разл. Типов ДКП опред-ся тем, в какой мере дестабизизация Д-К оборота вызвана только денежными, а не общеэкон-и и полит факорами.
3.2. Операционная процедура и инструменты ДКП
Опер процедура ДКП ЦБ основыв-ся на контроле за объемами междунар-х резервов и внутр-х активов органов ден-кредит-го регулир-ния.
Прежде всего и это
Механизм регулир-ния банк операций завис от форм орг-ции банк. деят-ти в стране, места и роли ЦБ, степени его независ-ти и др. факторов. Он включает методы и инструм-ты регулир-ния наличных и бехналичных банк-х операций, конкр-е формы контроля за динамикой ден-ой массы, %-ных ставок и банк-й ликвидности на макро- и микроуровне.
Достижение поставл-х задач по упр-нию платеж-м оборотом осущ-ся ЦБ путем исполь-ния как прямых (админист-х), так и косвен-х (эконм-х) методов воздей-вия на деят-ть банков.
Реакция рынка банк-х услуг на прямые методы более оперативна, чем на косвенные. Исполь-ние косв-х методов предполагает более высокую степень саморегуляции эк-ки на микроуровне, а эффект от их примен-я замедлен и неодназначен.
К адм-ым методам относ-ся прямые колич-ые огранич-я (лимиты) и запреты, устанавливаемые ЦБ для КО. При исполь-нии адм. методов использ-ся след-е инструменты: 1) квотирование отд видов пасс и акт опер-ий; 2) введение потолков (лимитов) на выдачу ссуд различн. категорий и привлечение ресурсов; 3) огр-ия на откр-ие филиалов о отдел-ий; 4) лимит-ие р-ров комисс вознагражд-я, тарифов, % ставок, опр-ие номенклатуры операций, видов обеспечения кредитов, а также банков, допущ-х к отд. видам операций (контингентирование).
К эк-им методам упр-ия ден оборотом отн-ся мероприятия, исп-ие к-ых не предпол уст-ия прямых запретов и lim. Выделяют 3 осн. гр. экон. методов: 1) Налог-е, 2) норматив-е, 3) корректирующие.
Исполь-ние налог методов явл-ся прерогативой фин органов, а норматив и корректир – ЦБ.
К норматив-м методам воздей-вия отн-ся исполь-ние таких инструм-в как отчисления в фонд обязат-х резервов, коэф-ты ликвид-ти и достат-ти банк К, а также др обязат-х нормативов.
К корректир-м методам отн-ся учет политика ЦБ и провед-е операций на откр-м рынке.
Основными инструм-ми ДКП явл-ся:
1) нормативы обязат-х резервов; 2) %-ые ставки по операциям ЦБ; 3) рефинансир-е банков; 4) операции на откр-м рынке; 5) валют. регулирование; 6) установление ориентиров роста ден. массы и прямые колич-е ограничения.
1) Нормы обязательных резервов - р-р средств КБ, депониров-х в ЦБ, устанавливаемый закон-но с целью огр-ия кредитных возмож-ей банков и поддержания на определ-м уровне р-ров ден. массы в обращении.
В соотв-вии с рос. законодат-м, норматив обязат-ых резервов с 17 сент 2009г. сост-ет 2,5% по всем обязат-вам КО в руб. и иностр.валюте.
ЦБ образует из обязат резервов Резервный фонд кредит системы РФ.
В соотв-вии с зак-ном «О ЦБ» норматив обязат. резервов не м. превышать 20% обяз-в в кредит орг-ции и мб дифференцированы для ралич-х кредит-х орг-ций (ст.38). Норматив не мб одновременно изменен >, чем на 5%.
Регул min резер. треб-й имеет двойное значение: 1) оно призвано обеспеч-ть пост ур-нь ликвид-ти у КБ, 2) явл-ся важным инстр-ом ЦБ для регул-ия ден. массы и кредитосп-ти КБ.
Фонд обяз рез создан, чтобы при необх-ти обеспечить возм-ть КБ своеврем-но вып-ть свои обяз-ва перед клиентами по возврату ранее привл-х ДС.
2) %ная пол-ка ЦБ.
Традицион-й фун-ей ЦБ явл предоставление ссуд КБ. Ставка %, по кот выдаются эти ссуды, - учетная ставка %та.
Банк России м. уст-ть 1 или нескол. %ных ставок по разл-м видам операций или проводить %ную политику без фиксации %ной ставки.
Изменяя эту ставку ЦБ воздей-ет на резервы банков, расширяя или сокращая их возм-ти в предоставлении кредитов в завис-ти от вел-ны учетной ставки строится система %ных ставок КБ. Происходят удорожание или удешевление кредита, и тем самым узмен-ся размер ден.массы в обращении
ЦБ регул-ет ур-нь %х ставок двояким образом: 1) ч/з фиксацию ставок по предост-ию КБ кредитов; 2) ч/з контроль над ставками кред-х учр-ий.
В первом случае ЦБ, устанавлив-я офиц учет ставку, опред-ет ст-ть привлечения ресурсов банками (чем выше учет ставка, тем выше ст-ть рефинансир-я банк операций), а во 2 случе – регулир-ию подледит ст-ть отд-х видов кредита или операции отд.банков.
3) рефенансир-е Б-ков.
Первоначально политика рефинан-я КБ ЦБ-ом исполь-сь исключ-но для воздейятвия на состояние Д-К обращения. По мере развития рын отн-ний рефинан-е стало активно использ-ся как инструм-т оказ-я фин помощи КБ. ЦБ т.о. вып-ет ф-цию «банка банков».
Кред опер реф-ия разл-ся по:
1) форме обеспечения: учетные и ломбардные кр-ты; 2) сроком использ-я: краткоср. (1день-1неделя) и среднесроч. (до 6 мес.); 3) методом представления: прямые кр-ты (по ген.дог-ру); кр-ты, реализ-ые ЦБ через аукционы; 4) целев. харак-ру: корректир-щие и сезонные кр-ты.
Учетные (дисконтные кр-ты) - ссуды, предост-ые ЦБ КБ-ам под учет векселей до истечения их срока.
Ломбардные кр-ты, предост-ые ЦБ КБ-ам, явл-ся %ыми ссудами под залог цб. Р-р ссуд уст-ся в завис-ти от вида залога.
Ст-ть залогового обесп-ния превыш-ет сумму ломбард. кр-та. Ломбард. кр-ты предост-ся обычно на корот.срок, а %ная ст-ка по ним обычно превышает ст-ку учетн.%а на 1-3 пункта (%).
Виды кр-тов Банка России и усл-я кредит-ния
1. Внутридневной кр-т: вид обеспеч-я – блокировка цб из ломбард списка, векселя и право треб-я по кредит дог-рам.
2. кр-ты овернайт: предост-ся под залог цб из ломбард. списка
сроки 1 раб день – 10%, 1 кален день – 9%, 7 кален день – 9%, 30 кален дней – 9% (последние 2 – нет возм-ти досроч.погаш-я)
3. Ломбардные кредит
14 кален дней – 7,25%, 3 мес – 8,25%, 6 мес – 9,25%, 12 мес – 9,75% (нет возм-ти досроч.погаш-я; ст-ка по кр-ту опред-ся на аукционе)
4. Кр-ты, обесп-е нерын активами или поручит-вами
До 365 кален дней, с возм-ю досроч погаш-я
До 90 кален дней – 9%, 91-180 дней – 9,5%, 181-385 – 10%.
Вид обеспеч-я – залог векселей и прав треб-ний по кредит.дог-рам или поручит-во КО.
С т.зр мех-ма закл-я кред сделок кр-ты БР предост-ся как в рамках ген кредит дог-ра с закл-ем кдедит сделок с пом-ю мех-ма оферты так и на основ-ии разового кредит.дог-ра, подпис-го Банком России и кредит.орг-цией.
Кред аукционы явл-ся широко практик-мым ЦБ способом предост-ия кред-х ресурсов. При провед-и кред аукциона потенц-ые заемщики направ-ют в ЦБ заявки с указ-ем объема желаемого кредита и уровнем % ставки.
На основе получ-ых завок ЦБ уст-ет общ Σ кр-тов аукциона, Ур-нь %ной ст-ки, а также способ провед-я аукциона (амер и голлан-й, или аукцион с фиксир %ной ст-кой).
4) Опер на откр рынке
Политикой откр р-ка наз-ют куплю/продажу ЦБом казначейских векселей, гос обл-ий и прочих цб с совершением позднее обрат сделки с целью оказания влияния на ден р-к.
Осн задача политики откр р-ка сост в том,чтобы регулируя спрос и предлож-е на цб, изменить объем ден массы в эк-ке.
ЦБ, продавая КБ цб, огранич-ет кредит экспансию, сниж-ет ден массу в обр-нии, ослабляя тем самым давление платежных ср-в на тов р-к и повышая курс рубля.
Термин «полит откр р-ка» появился в США в 1920х гг. Операции ЦБ США на откр р-ке были > масштабными по сравн-ю с др странами, т.к. в этой стране самый емкий фондов. р-к.
Политика откр р-ка представл-т собой орудие быстр и гибкого воздей-я на ден массу. При купле-продаже цб ЦБ воздей-т на объем ликвид ср-в КБ-ов и т.о. упр-ет их кредит эмиссией.
Покупая цб на откр-м р-ке, ЦБ увел-ет резервы КБ-ов и способ-ет росту ден предл-я.
Успех политики откр р-ка завис от многих фак-ров: КБ приорбрет-ют цб у ЦБ только при малом спросе на кредиты со стороны п/п-ий и населения, а также когда ЦБ предлагает более выгодные %ные ст-ки.
Когда необх поддерж-ть ликвидность КБов, а соот-но и их кредит активность, ЦБ выступает покуп-лем на откр р-ке. В этом случае широко испол-ся перекупочные соглаш-я, по кот-м ЦБ обяз-ся купить цб у КБ с усл-ем обратной продажи ч/з опр-ый период времени, но уже со скидкой – операция РЕПО.
Эта скидка Мб фиксир-ой или плавающей, уст-й м/у 2-мя гр-цами.
Операции обр РЕПО на откр р-ке (продажа-покупка) харак-ся более мягким воздей-ем на ден р-к и явл-ся гибким методом регулир-я ден массы.
5) Валют регул-ие
Необх-ть регул-я валют
курса обусловлена негатив
Сниж-е курса нац валюты ведет к уменьш-ю покупат способ-ти ден ед-цы и разв-ю инфляции, а след-но повыш-ю цен на внутр р-ке.
ЦБ осущ-ет регулир-е валют курса поср-вом:
1. валют интервенций, 2. использ-е гос резервов, междунар платеж ср-в и иностр займов.
На практике испол-ют 2 осн формы валют пол-ки: дисконтную и девизную.
Дисконт (учетная) валют пол-ка провод-ся не только с целью изм-ия усл-ий реф-ия КБ, но и направлена на регул-ие валют курса и платеж баланса страны.
Девизная пол-ка - проводимая ЦБом проц-ра купли-продажи иностр-х валют (девизов) с целью возд-ия на изм-ие курса нац-ой ден ед-цы - валютная интервенция.
Приобретая за счет офиц золотовалют резервов или путем соглаш-ий – своп нац валюту ЦБ увел-ет спрос на нее и соотв-но, ее курс. Продажа ЦБ крупных партий нац валюты приводит к сниж-ю ее курса. Влияние валют политики ЦБ в форме провед-я операций на срочном валют рынке проявл-ся в стимулир-ии либо экспорта, либо импорта К.
СВОП - это торг-фин обмен-я операция, в к-ой заключ-е сделки о покупке (продаже) какого-либо фин актива на р-ке (цб или валюта) сопровожд-ся закл-ем сделки об обратной продаже (выкупе) того же актива ч/з опред срок по опред цене. Такие сделки относ к опер-м хеджирования.
Наряду с прямыми методами валют регулир-я (дисконтн и девизн политикой) и мерами непосред влияния на валютный курс, значит влияние оказ-ют законодат. нормы: 1) нормы налог законод-ва (нал/облож курсовых разниц, форма платежей налогов по валют опер-м); 2) нормы, регламент-ие экон усл-я развития (закон-ая регламент-я расчетов в ин валюте на тер-рии страны; требов-ие к п/п-ям, желающим испол-ть валют счет и кассу; норма обяз-ой продажи части валют выручки (сейчас отменена); ставка %а по валют кр-там, списыв-ая на с/ст-ть); 3) нормы банк-го законод-ва (нормы обяз-х резервов и форма их перечисл-я в ЦБ; треб-ия к банкам, желающим произв-ть операции в ин.валюте
В РФ с 1992г дей-ет режим управляемого плавающего валют курса. ЦБ РФ уст-ет офиц курс рос рубля к иностр валютам по рез-ам валют торгов на ММВБ. Офиц курсы иностр валют испол-ся при расчете доходов и расходов гос буджета для всех видов плтежно-расчетных отн-ний гос-ва с п/п-ми, а также для целей НО и БУ.
Уполномочен. Банки самост. опр-ют валют курсы по своим операциям с иностр валютой.
Офиц курсы 18 иностр валют к рублю уст-ся банком России на ежеднев основе, а также курсы еще более 100 иностр валют к рублю устан-ся ежемес-но.
Осн задачами ЦБ в обл-ти регулир-я внутр валют р-ка явл-ся: 1) обесп-ие ликвид-ти нац валюты р-ка и эф-ти расчетов по внешнеэк-им опер-ям; 2) обеспеч-е контроля за соблюд-м законодат-х норм при проведении КБ-ами валют-х опер-й; 3) провед-е сбалансир пол-ки регул-ия валют-го курса; 4) наращ-е золотовал-х резервов и повыш-е эф-ти упр-ия ими.
6) Уст-ие ориентиров роста ден массы и прямые колич-е огр-ия
Таргетирование - уст-ие целев ориентиров прироста ден массы в обращении, а так же уст-ие высших и низших пределов ее увелич-ия за опр-ый период.
Сущ-ет прямая связь м/у уст-ем ориентиров динамики ден массы и эфф-тью др инстум-в ДКП, использ-ых ЦБ.
Сопоставле-е динамики ден массы с установивш-ся ориентирами поозв-ет опре-ть период, в теч кот. треб-ся вмешат-во регулир-щих органов.
ТЕМА 4. Коммерческие банки
4.1. Принципы деятельности ком банка
Подавляющая часть банков в развит странах организована в форме акц-ных компаний (по рос закон-ву ООО, ОАО, ЗАО).
В больш-ве стран для регистрации создав-го банка треб-ся спец-е разрешение (лицензия), предъявл-ся треб-ия по раз-ру собств капит и профес-ные треб-я к упр-щему.
Коммерч аспект деят-ти КБ сост в том, чтобы ст-ть долговых обяз-тв потреб-ля была > ст-ти долговых обяз-тв банка. Эта разница (маржа) образует основную часть прибыли КБ.