Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 21:36, курс лекций
Банк-кая система – форма орг-ции функционир-я в стране специал-х кредитных учр-ний, сложив-ся исторически и закреплен законодательно.
Банк – кредит орг-ция, кот им исключит право осущ-ть в совок-ти след банк операции: 1) привлечение во вклады ден. средств ФиЮЛ; 2) размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на усл-ях возвратности, срочности, платности; 3) открытие и ведение банк-х счетов ФиЮЛ.
В деят-ти всех вышеперечис-ых Эл-тов Бкой системы как в организац-ой, так и в институц-ой схеме на всех иерархич-х уровнях активно участвуют внеш стр-ры. Прежде всего это правит-во, органы законод власти, фед налог и тамож службы, ФСФР, АСВ, Прокуратура, суды, нотариат, ФСБ, МВД, Госстандарт России, пожарные, экологич, санит инспекции, архитек надзора, стр-ры Бкого аудита, Ассоциация рос Бков, СМИ и рекламы, благотвор и иные орг-ции.
Филиал КО – обособл-е подр-ние, располож-е вне местонах-ния КО и осущ-ее от ее имени все или часть Бких операций, предусм-ных лицензией БР, выданной головной КО.
Представит-во КО – обособл подр-ние, распол-ное вне места нахож-ия КО, представляет ее интересы и осущ защиту прав КО. Пред-во КО не им права осущ банк-ие операции. Филиалы и пред-ва КО не явл ЮЛ.
Коммер-ие орг-ии, не явл-ся КО, в праве осущ-ть без лицензии БР банк операции в части осущ-ия переводов ден-х ср-в по поручению ФЛ без открытия банк счетов (платеж-е системы, оплата коммун-х услуг, сот связи).
В РФ на сектор гос банков прих-ся > 1/3 активов всей банк системы. В той или иной форме гос-во уч-ет в капитале > 50% банков, однако полноценными гос банками м считать 6 кредитных орг-ий:
- Универсал-е банки: Сбербанк (>50% акций принадлежит гос-ву, имеет самую разветвленную сеть клиентских отд-ий на тер-ии РФ); Банк группа ВТБ, вкл-ая ВТБ 24(различные операции), ВТБ и ВТБ северо-запад.
- Специализ-е: Россельхозбанк; Росэксимбанк (экспортно-импортный),
- Банки развития: Внешэкономбанк
(банк развития и внешне эк-ой
Глава 2. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ
2.1. Понятие и роль ЦБ в экономике,
ЦБ страны – осн проводник ден-кр политики, направ-ная на стабил-цию ден обращения.
Первичная обяз-ть ЦБ в эк-ке – защищать ст-ть и покуп-ую способ-ть денег и создавать условия функ-ия фин рынков.
Возникнов-ие ЦБ связ с необх-ю централ-ции Бкой эмиссии и орг-ии ден-го обращения в стране, провед-е кредитной пол-ки и функц-ия системы ден-х расчетов, а также с необх-ю защиты и обеспечению уст-ти нац-ой валюты. В соответствии с этой задачей ЦБ проводит постоянный поиск opt-х методов и инструментов упр-ия, сочетая как прямые админ-ые, так и крсвенные методы регулирования БС.
Защищая и обеспечивая уст-ть рубля, ЦБ регул-ет совокупную ден массу, от динамики к-ой зависит изменение различных компонентов совок-го платежеспособного спроса.
Развивая и укрепляя БС России ЦБ эфф-но возд-ет на деят-ть банк-их институтов, в 1 очередь КБ. БР образует единую центр-ую систему с вертик-ой стр-ой упр-ния.
В систему БР входят: Центральный аппарат; Территор-ые учреждения (предст-ва); Рассчетно-кассовые центры (РКЦ); Вычислительные центры; Полевые учр-ия; Подразделения безопас-ти.
Полевые учр-ия - 1) воинские учр-ия, предназнач-ые для банк-го обслуж-ия воинских частей, учр-ий минобороны РФ и иных гос.органов, обеспеч безопас-ть РФ. 2) осущ-ют банк-ое обслуж-ие ФЛ, прожив-щих на тех терр-ях, где функц-ие территор-ых учр-ний невозможно.
2.2 Организационная структура ЦБ
Деят-ть ЦБ рег-ся ФЗ №86-ФЗ.
Статус, задачи, ф-ии и полномочия БР опр-ся Констит-ей РФ, ФЗ, нормами права, и действ-ми междунар стандартами.
БР подотчетен Гос Думе Федер Собр РФ. Подотчетность БР проявляется в:
Незав-ть БР прояв-ся в том, что он не входит в стр-ру федер-х органов гос власти и выступает как институт, облад-ий правом денежной эмиссии и орг-ей ден обращения.
ЦБ РФ, являясь гос-ым, с т.зр собств-ти, обладает юр самост-ью в вопросах тактики и стратегии проведения ден-кр пол-ки, напрвленная на поддержание стабильности денег и сбалансированности платёжного баланса.
Вопросы незав-ти ЦБ имеют принцип-ое значение в связи с необх-ью разграничения гос финансов и банк-их ресурсов.
Прав-ву, как правило, не хватает собств-х ср-в, что подтверждается наличием дефицита фед бюджета. В рез-те обр-ся внутр.и внеш.гос.долг.
Как ЦБ должен уч-ть в покрытии гос долга, в каких размерах д проводиться эмиссия под прямое кредитование прав-ва, какой тип денежной реформы (девальвация или деноминация) м помочь прав-ву в решении его задач опр-ся ЦБ.
Девальвация – снижение офиц-го курса нац.валюты по отношению к твердым валютам и м/н счетным единицам.
Деноминация – укрупнение масштаба цен в стране за счет укрупнения ден ед-цы без ее переименования (1:10, 1:100, 1:1000)
Если ЦБ отдает предпочтение в решение этих проблем ден-кр политике, то прав-во решает данные задачи бюдж-ми методами – налогами, аморт-ой пол-ой, гос инвест-ми.
В процессе обслуж-ия гос долга ЦБ д не только поддерживать прав-во, но и, проявляя нез-ть, заботиться о сохр-нии ликвид-ти БС.
БР, явл-ся ЮЛ, выступает как суб-т публич права. Уставный капитал и иное имущ-во явл-ся фед собств-тью. Фин незав-ть ЦБ закл в том, что он осущ.свои расходы за счет собств-го дохода. Прибыль, получ-ая ЦБ от осущ-ие деят-ти связ с выполн-ем его ф-ий облагается налогом по ставке 0%.
Гос-во не отвечает по обяз-ам БР так же, как и БР не отвечает по обязат-ам гос-ва. Годовой отчет ЦБ России и аудит-ое заключение утверждает гос дума.
Принципы орг-ии БР:
1. БР образует единую
централиз-ю систему с вертик-
2. Нац-ые банки республик
явл-ся территор-ми
3. Задачи и ф-ии территор-х учреждений опр-ся положением ЦБ РФ «о территор-х учреждениях»
4. Когда создание и
функц-ие территор-х
5. БР мб ликвидирован только на основе принятия соответ-го фед закона.
В стр-ре ЦБ функционирует 24 департамента и 3 главных управления.
БР осущ-ет операции с фед бюджетом, гос-ными внебюджетными фондами без взимания комиссионного вознаграждения , а так же с бюджетами субъектов РФ и операции по обслуживанию гос долга, операции с золотовалютными резервами.
2.3. Функции ЦБ
Выполняя эти ф-ии ЦБ выступает в роли:
Политика ЦБ в реал-ции своих ф-ций сочетает интересы прав-ва нацелены на подъем эк-ки, интересы пром-ых п/п, направ-ые на стимулирование инвест-х возможностей, интересы населения в обл-ти сокращ-я безработицы и расширения занятости, а также собств-ые интересы в повышении уст-ти фин систем.
Взаимоотн-ия ЦБ и прав-ва в сфере провед-ия ден-кр пол-ки сводится к так наз-мой фин-ой конституции, т.е. к закрепленным принципам обращения с фед бюджетом.
Для прав-ва осн вопросами явл проблемы погашения дефицита бюджета, к-ые могут решаться с помощью ден эмиссии.
Налично-денежное обращение осущ-ся с пом-ю разл-х видов денег: банкнот, монет, а так же кредит инструментов – векселей, банк карточек, чеков.
Банкнотная (налично-денежная) эмиссия явл-ся прерагативой ЦБ. Перед ним стоит з-ча опр-ия колич-ой меры выпуска банкнот, оценки скорости обращения ден ед-цы, а так же метода регул-ия их обращения.
Монополия ЦБ на эмиссию банкнот позволяет выделить в его составе спец-ое подразд-ие, осущ-ее эмиссионно-кассову работу: печатание, дизайн и оформление денег, разр-ка способов защиты от подделок. Банкноты выпуск-ся на особой бумаге опр-го дост-ва.
В промыш-развитых странах значение эмиссионной монополии Бка снижено. Поскольку доля налич денег в денежной массе ниже, чем в России.
Банкноты эмитируются в ЦБ и имеют обеспечение в форме его активов, основными статьями к-ых явл-ся спец-ые золотовалютные резервы гос-ые цб, а также кредиты Бким институтам, предост-ые под залог цб.
Баланс ЦБ РФ
Актив (вложения) |
Пассив (источники) |
1. золото |
1. УК |
2. Ин. валюта |
2. резервы и фонды |
3. Нал. деньги в кассах |
3. валютные счета |
4. кредиты Минфину |
4. нал. деньги в обращении |
5. операции с цб |
5. ср-ва КО |
6. кредиты |
6. ср-ва бюджетов и клиентов |
7. межгос. рассчеты |
7. ср-ва в рассчетах |
8. прочие активы |
8. прочие пассивы |
∑1-8 (валютный баланс) = |
∑1-8 (валютный баланс) |
Депозитная эмиссия предшествует банкнотной эмиссии, поскольку ЦБ увелич свои кредитные вложения путем выдачи ссуд фед прав-ву для покрытия дефицита гос бюджета.
Повышая остатки на депозитных счетах он осущ-ет депозитную эмиссию. Отличит особен-тью ЦБ по сравнению с др кредитными институтами явл то, что ЦБ сам ч/з эмиссию создает ресурсы кредитования.
Возмож-ти КБ созд-ть ден ср-ва крайне ограничены. КБ могут осущ-ть безналичные платежи, предос-ть кредиты и получ налич деньги только в пределах остатков ср-в на своём корр счете.
Но иногда КБ также учас-ют в создании депозитов и увелич-т безналичные деньги на своих счетах ч/з развитие форм кредитной операций, систем ден-х переводов ускорением обращения денег. Это так наз-ый мультипликационный эффект расширения Бких депозитов.
Банк-ий (кредитный, депозитный, денеж-й) мультип-ор - коэф, показ-щий степень прироста ден массы в стране в рез-те изменения ЦБ величины ден базы.
Рассчит-ся как 1 деленная на норму обяз-ых резервов: n=1/r.
Один КБ не может мультиплиц-ть ден ср-ва., их мультиплицирует система КБ в совок-ти.
РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Типы денежно-кредитной политики
ДКП ЦЬ – совок-ть гос мероп-тий, регламент-щих деят-ть Д-К системы с целью регулиров-я хоз конъюнктуры рынка и достижения ряда общеэкон задач:
Укрепление ден ед-цы; Стабилизация цен; Стабил-ция темпов эк роста.
Выд-ют 2 осн типа ДКП, для кажд. из кот-ых харак-рен свой набор инструментов и сочетание экон. и администр-х методов регулир-ния.
1. Рестрикционная ДКП (дорогие деньги) включает ограничение объема кредит. операций комм. банков и повыш-е уровня %-ых ставок.
Ее проведение сопровожд-ся повыш-ем налогов, сокр-ем гос. расходов, а также др. мероприятиями, направ-ми на сдерживание инфляции и оздоровление платеж. баланса.
Рестрикцион. ДКП м.б. использ-на как в целях борьбы с инфляцией так и для сглаживания циклич. колебаний делов. активности.
2. Экспансионистская ДКП (дешевые деньги) характ-ся расширением масштабов кредитов-ия, ослаблением контроля над приростом кол-ва денег в обращении, пониж-ем нал. Ставок и %-ных ставок.
ДКП как 1, так и др типа м иметь либо тотальный, либо селективный харак-р. При тотальной ДКП мероприятия ЦБ распр-ся на все учр-ния банк. Системы, а при селективной – на отдел. кредит. институты, или их группы, либо на опред. виды банк. деят-ти.
При провед-ии селектив-й ДКП практик-ся установ-ие лимитов учетных и переучетных операций банков, лимитир-ние отд видов операций, устан-ние маржи при провед-нии различ. Фин-кредит-ых операций, регламентация усл-й выдачи отд.видов ссуд разл.категориям заемщиков и установл-е кредитных потолков.