Лекции по "Банковскому делу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 21:36, курс лекций

Описание работы

Банк-кая система – форма орг-ции функционир-я в стране специал-х кредитных учр-ний, сложив-ся исторически и закреплен законодательно.
Банк – кредит орг-ция, кот им исключит право осущ-ть в совок-ти след банк операции: 1) привлечение во вклады ден. средств ФиЮЛ; 2) размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на усл-ях возвратности, срочности, платности; 3) открытие и ведение банк-х счетов ФиЮЛ.

Файлы: 1 файл

краткие лекции по банковскому делу.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

В деят-ти всех вышеперечис-ых Эл-тов Бкой системы как в организац-ой, так и в институц-ой схеме на всех иерархич-х уровнях активно участвуют внеш стр-ры. Прежде всего это правит-во, органы законод власти, фед налог и тамож службы, ФСФР, АСВ, Прокуратура, суды, нотариат, ФСБ, МВД, Госстандарт России, пожарные, экологич, санит инспекции, архитек надзора, стр-ры Бкого аудита, Ассоциация рос Бков, СМИ и рекламы, благотвор и иные орг-ции.

 

Филиал КО – обособл-е подр-ние, располож-е вне местонах-ния КО и осущ-ее от ее имени все или часть Бких операций, предусм-ных лицензией БР, выданной головной КО.

Представит-во КО – обособл подр-ние, распол-ное вне места нахож-ия КО, представляет ее интересы и осущ защиту прав КО. Пред-во КО не им права осущ банк-ие операции. Филиалы и пред-ва КО не явл ЮЛ.

Коммер-ие орг-ии, не явл-ся КО, в праве осущ-ть без лицензии БР банк операции в части осущ-ия переводов ден-х ср-в по поручению  ФЛ без открытия банк счетов (платеж-е  системы, оплата коммун-х услуг, сот  связи).

В РФ на сектор гос банков прих-ся > 1/3 активов всей банк системы. В той или иной форме гос-во уч-ет в капитале > 50% банков, однако полноценными гос банками м считать 6 кредитных орг-ий:

- Универсал-е банки:  Сбербанк (>50% акций принадлежит  гос-ву, имеет самую разветвленную сеть клиентских отд-ий на тер-ии РФ); Банк группа ВТБ, вкл-ая ВТБ 24(различные операции), ВТБ и ВТБ северо-запад.

- Специализ-е: Россельхозбанк; Росэксимбанк (экспортно-импортный),

- Банки развития: Внешэкономбанк (банк развития и внешне эк-ой деят-ти) явл-ся агентом гос-ва по обслуж-ию внешнего долга, управляет средствами; пенсионные фонды РФ ВБРР; ЦБ РФ.

 

Глава 2. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ

2.1. Понятие и роль ЦБ в экономике,  цели деят-ти ЦБ 

ЦБ страны – осн проводник ден-кр политики, направ-ная на стабил-цию ден обращения.

Первичная обяз-ть ЦБ в эк-ке – защищать ст-ть и покуп-ую способ-ть денег и создавать условия функ-ия фин рынков.

Возникнов-ие ЦБ связ с  необх-ю централ-ции Бкой эмиссии  и орг-ии ден-го обращения в стране, провед-е кредитной пол-ки и функц-ия системы ден-х расчетов, а также с необх-ю защиты и обеспечению уст-ти нац-ой валюты. В соответствии с этой задачей ЦБ проводит постоянный поиск opt-х методов и инструментов упр-ия, сочетая как прямые админ-ые, так и крсвенные методы регулирования БС.

Защищая и обеспечивая  уст-ть рубля, ЦБ регул-ет совокупную ден  массу, от динамики к-ой зависит изменение  различных компонентов совок-го платежеспособного спроса.

Развивая и укрепляя БС России ЦБ эфф-но возд-ет на деят-ть банк-их институтов, в 1 очередь КБ. БР образует единую центр-ую систему с вертик-ой стр-ой упр-ния.

В систему БР входят: Центральный аппарат; Территор-ые учреждения (предст-ва); Рассчетно-кассовые центры (РКЦ); Вычислительные центры; Полевые учр-ия; Подразделения безопас-ти.

Полевые учр-ия - 1) воинские учр-ия, предназнач-ые для банк-го обслуж-ия воинских частей, учр-ий минобороны РФ и иных гос.органов, обеспеч безопас-ть РФ. 2) осущ-ют банк-ое обслуж-ие ФЛ, прожив-щих на тех терр-ях, где функц-ие территор-ых учр-ний невозможно.

 

2.2 Организационная структура ЦБ

Деят-ть ЦБ рег-ся ФЗ №86-ФЗ.

Статус, задачи, ф-ии и  полномочия БР опр-ся Констит-ей РФ, ФЗ, нормами права, и действ-ми междунар стандартами.

БР подотчетен Гос  Думе Федер Собр РФ. Подотчетность БР проявляется в:

  1. проц-ре выбора рук-ва ЦБ;
  2. проц-ре проведения нормативных слушаний и отчетности;
  3. правилах, оговарив-щих степень невмешательства Думы в деят-ть БР по реал-ции его законодат-но закреп-х ф-ий и полномочий.

Незав-ть БР прояв-ся в том, что он не входит в стр-ру федер-х органов гос власти и выступает как институт, облад-ий правом денежной эмиссии и орг-ей ден обращения.

ЦБ РФ, являясь гос-ым, с т.зр собств-ти, обладает юр самост-ью в вопросах тактики и стратегии  проведения ден-кр пол-ки, напрвленная  на поддержание стабильности денег и сбалансированности платёжного баланса.

Вопросы незав-ти ЦБ имеют  принцип-ое значение в связи с  необх-ью разграничения гос финансов и банк-их ресурсов.

Прав-ву, как правило, не хватает собств-х ср-в, что подтверждается наличием дефицита фед бюджета. В рез-те обр-ся внутр.и внеш.гос.долг.

Как ЦБ должен уч-ть в  покрытии гос долга, в каких размерах д проводиться эмиссия под  прямое кредитование прав-ва, какой  тип денежной реформы (девальвация  или деноминация) м помочь прав-ву в решении его задач опр-ся ЦБ.

Девальвация – снижение офиц-го курса нац.валюты по отношению к твердым валютам и м/н счетным единицам.

Деноминация – укрупнение масштаба цен в стране за счет укрупнения ден ед-цы без ее переименования (1:10, 1:100, 1:1000)

Если ЦБ отдает предпочтение в решение этих проблем ден-кр политике, то прав-во решает данные задачи бюдж-ми методами – налогами, аморт-ой пол-ой, гос инвест-ми.

В процессе обслуж-ия гос  долга ЦБ д не только поддерживать прав-во, но и, проявляя нез-ть, заботиться о сохр-нии ликвид-ти БС.

БР, явл-ся ЮЛ, выступает  как суб-т публич права. Уставный капитал и иное имущ-во явл-ся фед  собств-тью. Фин незав-ть ЦБ закл в  том, что он осущ.свои расходы за счет собств-го дохода. Прибыль, получ-ая ЦБ от осущ-ие деят-ти связ с выполн-ем его ф-ий облагается налогом по ставке 0%.

Гос-во не отвечает по обяз-ам БР так же, как и БР не отвечает по обязат-ам гос-ва. Годовой отчет  ЦБ России и аудит-ое заключение утверждает гос дума.

Принципы орг-ии БР:

1. БР образует единую  централиз-ю систему с вертик-ой  структурой упр-ния.

2. Нац-ые банки республик  явл-ся территор-ми учреждениями  БР и не имеют право принимать  решение, носящее нормативный  характер, а также выдавать гарантии  и поруч-ва, вексели и др обязат-ва.

3. Задачи и ф-ии территор-х  учреждений опр-ся положением ЦБ РФ «о территор-х учреждениях»

4. Когда создание и  функц-ие территор-х учреждений  невозможно, такие терр-ии обслуж-ся  полевыми учреждениями.

5. БР мб ликвидирован  только на основе принятия  соответ-го фед закона.

В стр-ре ЦБ функционирует 24 департамента и 3 главных управления.

БР осущ-ет операции с  фед бюджетом, гос-ными внебюджетными  фондами без взимания комиссионного  вознаграждения , а так же с бюджетами  субъектов РФ и операции по обслуживанию гос долга, операции с золотовалютными  резервами.

 

2.3. Функции ЦБ

  1. во взаимодействии с прав-ом ЦБ разрабатывает и проводит единую гос-ую ден-кр. пол-ку, направ-ную на защиту и обеспечение уст-ти рубля.
  2. Монопольно осущ-ет эмиссию налич денег и организует их обращение.
  3. Явл-ся кредитором последней инстанции для кредит-их орг-ий и орг-ет систему рефенансирования.
  4. Уст-ет правила осущ-ия расчета
  5. Уст-ет правила проведения Бких операций и бух учета для Бкой системы.
  6. Осущ-ет гос рег-ию кредит-х орг-ий, выдает и отзывает лицензии КО и орг-ций заним-хся аудитом.
  7. Осущ-ет надзор за деят-ью КО.
  8. Рег-ет эмиссию цб КО.
  9. Осущ-ет валютное рег-ие, включая операции по покупке и продаже иностр валюты, также валют контроль.

Выполняя эти ф-ии ЦБ выступает в роли:

  1. эмиссионного центра страны, т.е. он монопольно осущ-ет полную эмиссию банкнот. Чем выше доля наличного обращения в стране, тем важнее значение банкнотной эмиссии.
  2. «банка банков», поскольку в 2хуровневой системе его глав клиентурой явл-ся КБ. ЦБ хранит на корр счетах свободную денежную наличность в денежных Бках, их кассовые резервы, предоставляет им кредитную поддержку и осущ-ет надзор за деят-тью Бка.
  3. «банкира» прав-ва. ЦБ от имени прав-ва упр-ет внутр и внеш гос долгом, размещает, погашает, проводит др операции с цб, предост-ет кредиты прав-ву, хранит золотовалютные резервы, выполняет расчетные операции.
  4. органа регул-ия эк-ки посредством проведения ден-кр пол-ки.

 

Политика ЦБ в реал-ции  своих ф-ций сочетает интересы прав-ва нацелены на подъем эк-ки, интересы пром-ых п/п, направ-ые на стимулирование инвест-х  возможностей, интересы населения в обл-ти сокращ-я безработицы и расширения занятости, а также собств-ые интересы в повышении уст-ти фин систем.

Взаимоотн-ия ЦБ и прав-ва в сфере провед-ия ден-кр пол-ки сводится к так наз-мой фин-ой конституции, т.е. к закрепленным принципам обращения с фед бюджетом.

Для прав-ва осн вопросами  явл проблемы погашения дефицита бюджета, к-ые могут решаться с помощью  ден эмиссии.

Налично-денежное обращение  осущ-ся с пом-ю разл-х видов  денег: банкнот, монет, а так же кредит инструментов – векселей, банк карточек, чеков.

Банкнотная (налично-денежная) эмиссия явл-ся прерагативой ЦБ. Перед  ним стоит з-ча опр-ия колич-ой меры выпуска банкнот, оценки скорости обращения  ден ед-цы, а так же метода регул-ия их обращения.

Монополия ЦБ на эмиссию  банкнот позволяет выделить в его составе спец-ое подразд-ие, осущ-ее эмиссионно-кассову работу: печатание, дизайн и оформление денег, разр-ка способов защиты от подделок. Банкноты выпуск-ся на особой бумаге опр-го дост-ва.

В промыш-развитых странах  значение эмиссионной монополии Бка снижено. Поскольку доля налич денег в денежной массе ниже, чем в России.

Банкноты эмитируются  в ЦБ и имеют обеспечение в  форме его активов, основными  статьями к-ых явл-ся спец-ые золотовалютные резервы гос-ые цб, а также кредиты  Бким институтам, предост-ые под залог цб.

Баланс ЦБ РФ

Актив (вложения)

Пассив (источники)

1. золото

1. УК

2. Ин. валюта

2. резервы и фонды

3. Нал. деньги в кассах

3. валютные счета

4. кредиты Минфину

4. нал. деньги в обращении

5. операции с цб

5. ср-ва КО

6. кредиты

6. ср-ва бюджетов и  клиентов

7. межгос. рассчеты

7. ср-ва в рассчетах

8. прочие активы

8. прочие пассивы

 ∑1-8 (валютный баланс) =

∑1-8 (валютный баланс)


Депозитная эмиссия  предшествует банкнотной эмиссии, поскольку  ЦБ увелич свои кредитные вложения путем выдачи ссуд фед прав-ву для покрытия дефицита гос бюджета.

Повышая остатки на депозитных счетах он осущ-ет депозитную эмиссию. Отличит особен-тью ЦБ по сравнению  с др кредитными институтами явл  то, что ЦБ сам ч/з эмиссию создает  ресурсы кредитования.

Возмож-ти КБ созд-ть ден  ср-ва крайне ограничены. КБ могут осущ-ть безналичные платежи, предос-ть кредиты  и получ налич деньги только в  пределах остатков ср-в на своём  корр счете.

Но иногда КБ также  учас-ют в создании депозитов и  увелич-т безналичные деньги на своих счетах ч/з развитие форм кредитной операций, систем ден-х переводов ускорением обращения денег. Это так наз-ый мультипликационный эффект расширения Бких депозитов.

Банк-ий (кредитный, депозитный, денеж-й) мультип-ор - коэф, показ-щий степень прироста ден массы в стране в рез-те изменения ЦБ величины ден базы.

Рассчит-ся как 1 деленная на норму обяз-ых резервов: n=1/r.

Один КБ не может мультиплиц-ть ден ср-ва., их мультиплицирует система  КБ в совок-ти.

 

РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Типы денежно-кредитной  политики

ДКП ЦЬ – совок-ть гос мероп-тий, регламент-щих деят-ть Д-К системы с целью регулиров-я хоз конъюнктуры рынка и достижения ряда общеэкон задач:

Укрепление ден ед-цы; Стабилизация цен; Стабил-ция темпов эк роста.

Выд-ют 2 осн типа ДКП, для кажд. из кот-ых харак-рен свой набор инструментов и сочетание экон. и администр-х методов регулир-ния.

1. Рестрикционная ДКП  (дорогие деньги) включает ограничение объема кредит. операций комм. банков и повыш-е уровня %-ых ставок.

Ее проведение сопровожд-ся повыш-ем налогов, сокр-ем гос. расходов, а также др. мероприятиями, направ-ми на сдерживание инфляции и оздоровление платеж. баланса.

Рестрикцион. ДКП м.б. использ-на как  в целях борьбы с инфляцией  так и для сглаживания циклич. колебаний делов. активности.

2. Экспансионистская ДКП  (дешевые деньги) характ-ся расширением масштабов кредитов-ия, ослаблением контроля над приростом кол-ва денег в обращении, пониж-ем нал. Ставок и %-ных ставок.

ДКП как 1, так и др типа м иметь  либо тотальный, либо селективный харак-р. При тотальной ДКП мероприятия ЦБ распр-ся на все учр-ния банк. Системы, а при селективной – на отдел. кредит. институты, или их группы, либо на опред. виды банк. деят-ти.

При провед-ии селектив-й ДКП практик-ся установ-ие лимитов учетных и переучетных операций банков, лимитир-ние отд видов операций, устан-ние маржи при провед-нии различ. Фин-кредит-ых операций, регламентация усл-й выдачи отд.видов ссуд разл.категориям заемщиков и установл-е кредитных потолков.

Информация о работе Лекции по "Банковскому делу"