Банковские правоотношения:
понятие, особенности и виды
В общей теории права под правоотношением
понимается общественное отношение, урегулированное
нормами конкретной отрасли права, участники
которого обладают определёнными права
и обязанностями. В самом общем виде банковское
правоотношение представляет собой урегулированное
нормами банковского права общественное
отношение, складывающееся по поводу банковской
деятельности. Банковское правоотношение
– это правовая форма фактического банковского
отношения.
Выделяются две характерные
особенности банковских правоотношений,
позволяющие отграничить их от правоотношений,
регулируемых иными отраслями права. Во-первых,
они характеризуются специальным субъектным
составом – одной из сторон банковского
правоотношения является кредитная организация
или Банк России. Во-вторых, прослеживается
связь банковского правоотношения с банковской
деятельностью, прямо или косвенно. Прямая
связь наличествует, когда банковское
правоотношение складывается в процессе
банковской деятельности как вида деятельности
предпринимательской. Эти отношения носят
имущественный, денежный характер. Косвенная
связь проявляется в организационных
отношениях, которые выступают необходимой
предпосылкой для осуществления банковских
операций и сделок (отношения по поводу
создания кредитной организации, построению
банковской системы и др.)
Выделяется несколько критериев
классификации банковских правоотношений.
Исходя из функциональной
направленности выделяют имущественные
(связаны с осуществлением банковских
операций и сделок с имуществом), немущественные
правоотношения (регистрация кредитных
организаций, лицензирование банковской
деятельности и др.). В зависимости от субъектного состава
выделяют внутрисистемные
отношения (складываются исключительно
между субъектами банковской системы)
и внешненаправленные
отношения (отношения между субъектами
банковской системы и органами государственной
власти, местного самоуправления, международными
финансовыми организациями, физическими
и юридическими лицами - клиентами
кредитных организаций).
Лекция
№ 3. Правовой статус и функции Центрального
Банка Российской Федерации.
Правовое положение
Банка России.
Цели, задачи и полномочия
Банка России.
Правовые основы
взаимодействия ЦБ РФ с органами государственной
власти и местного самоуправления.
Органы управления
Банка России.
Структура Банка
России.
Правовые основы
реализации ЦБ РФ денежно-кредитной политики.
Правовые основы
осуществления банковского надзора Банком
России.
Правовое положение
Банка России
Основы правового статуса Банка
России определены Конституцией Российской
Федерации. В частности, как уже говорилось
в гл. 1, в соответствии с ч. 2 ст. 75 Конституции
РФ основной функцией Центрального банка
Российской Федерации, которую он осуществляет
независимо от других органов государственной
власти, является защита и обеспечение
устойчивости рубля. За Банком России
закреплено исключительное право по осуществлению
денежной эмиссии (ч. 1 ст. 75). Конституция
определяет порядок назначения на должность
и отставки Председателя Банка России
(п. «г» ст. 83 и п. «в» ч. 1 ст. 103).
Главная особенность правового
статуса Банка России заключается в том,
что он является субъектом как публично-правовых
по своей природе правоотношений, так
и частно-правовых. В частности, возглавляя
банковскую систему страны, Банк России
в этом качестве наделён государственно-властными
полномочиями, что присуще органам государственной
власти. Характеризуют его публично-правовой
статус следующие положения: 1) Банк России
вправе издавать обязательные для всех
нормативные акты (ст. 7 Закона о ЦБ РФ),
2) Банк России осуществляет банковский
надзор и 3) Банк России вправе применять
к кредитным организациям меры административного
воздействия за нарушение банковского
законодательства (ст. 74 Закона о ЦБ РФ).
Это даёт основание ряду исследователей,
в основном конституционалистов, характеризовать
Банк России как государственный орган
с особым статусом. К числу таких органов
с особым конституционно-правовым статусом,
помимо Банка России, относят Генеральную
Прокуратуру, Центральную Избирательную
Комиссию.
Кроме того, будучи участником
частно-правовых отношений, Банк России
обладает и гражданско-правовым статусом.
Следующие положения банковского законодательства
характеризуют гражданско-правовой статус
Центрального Банка Российской Федерации:
1) Банк России является юридическим
лицом (ч. 3 ст. 1 Закона о ЦБ РФ);
2) уставный капитал и иное имущество
Банка России являются федеральной собственностью.
В соответствии с целями своей деятельности
Банк России осуществляет полномочия
по владению, пользованию и распоряжению
своим имуществом, включая золотовалютные
резервы Банка России. Изъятие и обременение
обязательствами указанного имущества
без согласия Банка России не допускаются,
если иное не предусмотрено федеральным
законом (ч. 1 ст. 2 Закона о ЦБ РФ). Уставный
капитал Банка России составляет 3 млрд
руб. (ст. 10 Закона о ЦБ РФ);
3) Российская Федерация не
отвечает по обязательствам Банка России,
а Банк России - по обязательствам Российской
Федерации, если они не приняли на себя
такие обязательства или, если иное не
предусмотрено федеральными законами.
Банк России осуществляет свои расходы
за счет собственных доходов (ч. 2 ст. 2 Закона
о ЦБ РФ). Банк России не отвечает по обязательствам
кредитных организаций, за исключением
случаев, когда он принимает на себя такие
обязательства, а кредитные организации
не отвечают по обязательствам Банка России,
за исключением случаев, когда они принимают
на себя такие обязательства (ст. 79 Закона
о ЦБ РФ);
5) получение прибыли не
является основной целью деятельности
Банка России (ч. 2 ст. 3 Закона о ЦБ РФ);
6) за защитой собственных
интересов Банк России вправе
обращаться в суды, в том числе
третейские и международные (ст.
6 Закона о ЦБ РФ).
Резюмируя, можно сказать, что
действующее банковское законодательство
закрепляет гражданско-правовой статус
ЦБ РФ как юридического лица, закрепляет
основные признаки Банка России как юридического
лица – обособленность имущества, самостоятельная
имущественная ответственность по собственным
обязательствам, возможность выступать
от собственного имени в гражданском обороте,
быть истцом и ответчиком в суде. Однако
при этом закон не называет организационно-правовую
форму Банка России как юридического лица,
а набор закрепляемых банковским законодательством
признаков ЦБ РФ как юридического лица
не даёт возможность определить его организационно-правовую
форму.
Гражданский кодекс РФ (ГК РФ)
как нормативный правовой акт, регулирующий
в том числе организационные формы, в которых
могут выступать в гражданских правоотношениях
юридические лица, не содержит указания
на организационно-правовую форму, соответствующую
правовой природе Банка России. В течение
длительного периода времени (фактически
с 1995 г. – со дня вступления в силу первой
части ГК РФ) велась дискуссия, в ходе которой
были высказаны мнения, что Банк России,
выполняя функции органа государственной
власти, является типичным учреждением.
Однако статус учреждения, если учесть
нормы гражданского права о взаимоотношениях
между собственником и созданным им учреждением,
явно не соответствует конституционному
принципу независимости Банка России.
Кроме того, для реализации целей, возложенных
на него Конституцией и законом, Банк России
широко использует коммерческие сделки,
в частности, в соответствии со ст. 46 Закона
о Банке России он вправе осуществлять
все виды банковских операций. В то же
время Банк России не может быть признан
коммерческой организацией, так как в
круг его полномочий входят полномочия,
присущие органу государственной власти.
Высказывалась точка зрения, что Банк
России может быть признан государственной
корпорацией, однако Конституционный
Суд РФ выработал правовую позицию, в соответствии
с которой государственная корпорация,
будучи некоммерческой организацией (ст.
7.1 Федерального закона от 12 января 1996 г.
№ 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»),
не может обладать властными полномочиями.
Наиболее аргументированными,
на наш взгляд, являются следующие две
точки зрения на гражданско-правовую природу
Банка России. Согласно одной из них, Банк
России представляет собой юридическое
лицо публичного права. Это понятие неизвестно
российскому законодательству, но широко
используется в зарубежном праве, отражая
специфику участия в частно-правовых отношениях
юридических лиц, функции и полномочия
которых лежат преимущественно в сфере
публично-правовой. Вторая точка зрения
заключается в том, что законодатель не
стал определять организационно-правовую
форму Банка России в категориях гражданского
права. Уникальность правового статуса
Банка России такова, что его организационно-правовая
форма определяется непосредственно Законом
о Банке России как Центральный Банк Российской
Федерации.
Правоспособность Банка России,
как это показывает анализ банковского
законодательства, носит не общий, а специальный
характер. Так, согласно ст. 49 ФЗ о ЦБ РФ
Банк России не вправе:
- осуществлять банковские
операции и сделки с юридическими
лицами, не являющимися кредитными
организациями, а также физическими
лицами (установленные законом исключения
касаются воинских организаций
и учреждений, а также военнослужащих);
- приобретать акции (доли)
в капиталах кредитных и иных
организаций (исключения касаются
организаций, обеспечивающих деятельность
ЦБ РФ, ОАО «Сберегательный банк
Российской Федерации», международных
организаций , занимающихся развитием
сотрудничества в валютной, денежно-кредитной
и банковской сферах);
- заниматься производственной
и торговой деятельностью;
- приобретать недвижимость
(исключения касаются случаев
обеспечения деятельности ЦБ
РФ, его организаций и учреждений)
Цели, задачи и полномочия
Банка России
В соответствии со ст. 3 Закона
о Банке России целями деятельности
Банка России являются:
- защита и обеспечение
устойчивости рубля;
- развитие и укрепление
банковской системы Российской
Федерации;
- обеспечение стабильности
и развития национальной платёжной
системы
Закон о Банке России подчеркивает,
что получение прибыли не является целью
деятельности Банка России.
Для реализации указанных целей
в соответствии со ст. 4 Закона Банк России
выполняет следующие основные функции:
1) во взаимодействии с Правительством
РФ разрабатывает и проводит единую государственную
денежно-кредитную политику;
2) монопольно осуществляет эмиссию
наличных денег и организует наличное
денежное обращение;
2.1) утверждает графическое
обозначение рубля в виде знака;
3) является кредитором последней
инстанции для кредитных организаций,
организует систему их рефинансирования;
4) устанавливает правила осуществления
расчетов в Российской Федерации;
5) осуществляет надзор
и наблюдение в национальной
платёжной системе;
6) устанавливает правила проведения
банковских операций;
7) осуществляет обслуживание
счетов бюджетов всех уровней бюджетной
системы РФ, если иное не установлено федеральными
законами, посредством проведения расчетов
по поручению уполномоченных органов
исполнительной власти и государственных
внебюджетных фондов, на которые возлагаются
организация исполнения и исполнение
бюджетов;
8) осуществляет эффективное
управление золотовалютными резервами
Банка России;
9) принимает решение о государственной
регистрации кредитных организаций, выдает
кредитным организациям лицензии на осуществление
банковских операций, приостанавливает
их действие и отзывает их;
10) осуществляет надзор за деятельностью
кредитных организаций и банковских групп;
11) регистрирует эмиссию ценных
бумаг кредитными организациями в соответствии
с федеральными законами;
12) осуществляет самостоятельно
или по поручению Правительства РФ все
виды банковских операций и иных сделок,
необходимых для выполнения функций Банка
России;
13) организует и осуществляет
валютное регулирование и валютный контроль;
14) определяет порядок осуществления
расчетов с международными организациями,
иностранными государствами, а также с
юридическими и физическими лицами;
15) устанавливает правила бухгалтерского
учета и отчетности для банковской системы
РФ;
16) устанавливает и публикует
официальные курсы иностранных валют
по отношению к рублю;
17) принимает участие в разработке
прогноза платежного баланса Российской
Федерации и организует составление платежного
баланса Российской Федерации;
18) принимает участие в разработке
методологии составления финансового
счета Российской Федерации в системе
национальных счетов и организует составление
финансового счета Российской Федерации;
19) проводит анализ и прогнозирование
состояния экономики Российской Федерации
в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных,
валютно-финансовых и ценовых отношений,
публикует соответствующие материалы
и статистические данные;
20) осуществляет выплаты
Банка России по вкладам физических
лиц в признанных банкротами
банках, не участвующих в системе
обязательного страхования вкладов
физических лиц в банках Российской Федерации,
в случаях и порядке, которые предусмотрены
федеральным законом;
20) является депозитарием
средств Международного валютного
фонда в валюте Российской
Федерации, осуществляет операции
и сделки, предусмотренные статьями
Соглашения Международного валютного
фонда и договорами с Международным
валютным фондом;
21) осуществляет иные функции
в соответствии с федеральными
законами.
К числу важнейших властных
полномочий Банка России относится его
право издания нормативных актов, которые
обязательны для федеральных органов
государственной власти, органов государственной
власти субъектов РФ и органов местного
самоуправления, всех юридических и физических
лиц (ст. 7 Закона о Банке России). Банк России
также вправе обращаться с исками в суды
в порядке, определенном законодательством
РФ, а также за защитой своих интересов
в международные суды, суды иностранных
государств и третейские суды.
Правовые основы
взаимодействия ЦБ РФ с органами государственной
власти и местного самоуправления