Лекции по «Банковскому праву»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 18:55, курс лекций

Описание работы

Лекция № 1. Происхождение банков и банковской деятельности
Генезис банков и банковского дела.
История развития банковского дела в России

Файлы: 1 файл

Bankovskoe_pravo_lektsii.docx

— 269.48 Кб (Скачать файл)
    1. Банковские правоотношения: понятие, особенности и виды

В общей теории права под правоотношением понимается общественное отношение, урегулированное нормами конкретной отрасли права, участники которого обладают определёнными права и обязанностями. В самом общем виде банковское правоотношение представляет собой урегулированное нормами банковского права общественное отношение, складывающееся по поводу банковской деятельности. Банковское правоотношение – это правовая форма фактического банковского отношения.

Выделяются две характерные особенности банковских правоотношений, позволяющие отграничить их от правоотношений, регулируемых иными отраслями права. Во-первых, они характеризуются специальным субъектным составом – одной из сторон банковского правоотношения является кредитная организация или Банк России. Во-вторых, прослеживается связь банковского правоотношения с банковской деятельностью, прямо или косвенно. Прямая связь наличествует, когда банковское правоотношение складывается в процессе банковской деятельности как вида деятельности предпринимательской. Эти отношения носят имущественный, денежный характер. Косвенная связь проявляется в организационных отношениях, которые выступают необходимой предпосылкой для осуществления банковских операций и сделок (отношения по поводу создания кредитной организации, построению банковской системы и др.)

Выделяется несколько критериев классификации банковских правоотношений. Исходя из функциональной направленности выделяют имущественные (связаны с осуществлением банковских операций и сделок с имуществом),  немущественные правоотношения (регистрация кредитных организаций, лицензирование банковской деятельности и др.). В зависимости от субъектного состава выделяют внутрисистемные отношения (складываются исключительно между субъектами банковской системы) и внешненаправленные отношения (отношения между субъектами банковской системы и органами государственной власти, местного самоуправления, международными финансовыми организациями, физическими и юридическими лицами  - клиентами кредитных организаций).

 

Лекция № 3. Правовой статус и функции Центрального Банка Российской Федерации.

 

  1. Правовое положение Банка России.
  2. Цели, задачи и полномочия  Банка России.
  3. Правовые основы взаимодействия ЦБ РФ с органами государственной власти и местного самоуправления.
  4. Органы управления Банка России.
  5. Структура Банка России.
  6. Правовые основы реализации ЦБ РФ денежно-кредитной политики.
  7. Правовые основы осуществления банковского надзора Банком России.

 

  1. Правовое положение Банка России

Основы правового статуса Банка России определены Конституцией Российской Федерации. В частности, как уже говорилось в гл. 1, в соответствии с ч. 2 ст. 75 Конституции РФ основной функцией Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти, является защита и обеспечение устойчивости рубля. За Банком России закреплено исключительное право по осуществлению денежной эмиссии (ч. 1 ст. 75). Конституция определяет порядок назначения на должность и отставки Председателя Банка России (п. «г» ст. 83 и п. «в» ч. 1 ст. 103).

Главная особенность правового статуса Банка России заключается в том, что он является субъектом как публично-правовых по своей природе правоотношений, так и частно-правовых. В частности, возглавляя банковскую систему страны, Банк России в этом качестве наделён государственно-властными полномочиями, что присуще органам государственной власти. Характеризуют его публично-правовой статус следующие положения: 1) Банк России вправе издавать обязательные для всех нормативные акты (ст. 7 Закона о ЦБ РФ), 2) Банк России осуществляет банковский надзор и 3) Банк России вправе применять к кредитным организациям меры административного воздействия за нарушение банковского законодательства (ст. 74 Закона о ЦБ РФ). Это даёт основание ряду исследователей, в основном конституционалистов, характеризовать Банк России как государственный орган с особым статусом. К числу таких органов с особым конституционно-правовым статусом, помимо Банка России, относят Генеральную Прокуратуру, Центральную Избирательную Комиссию.

Кроме того, будучи участником частно-правовых отношений, Банк России обладает и гражданско-правовым статусом. Следующие положения банковского законодательства характеризуют гражданско-правовой статус Центрального Банка Российской Федерации:

1) Банк России является юридическим лицом (ч. 3 ст. 1 Закона о ЦБ РФ);

2) уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями своей деятельности Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 1 ст. 2 Закона о ЦБ РФ). Уставный капитал Банка России составляет 3 млрд руб. (ст. 10 Закона о ЦБ РФ);

3) Российская Федерация не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам Российской Федерации, если они не приняли на себя такие обязательства или, если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов (ч. 2 ст. 2 Закона о ЦБ РФ). Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, за исключением случаев, когда он принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда они принимают на себя такие обязательства (ст. 79 Закона о ЦБ РФ);

5) получение прибыли не  является основной целью деятельности Банка России (ч. 2 ст. 3 Закона о ЦБ РФ);

6) за защитой собственных  интересов Банк России вправе  обращаться в суды, в том числе  третейские и международные (ст. 6 Закона о ЦБ РФ).

Резюмируя, можно сказать, что действующее банковское законодательство закрепляет гражданско-правовой статус ЦБ РФ как юридического лица, закрепляет основные признаки Банка России как юридического лица – обособленность имущества, самостоятельная имущественная ответственность по собственным обязательствам, возможность выступать от собственного имени в гражданском обороте, быть истцом и ответчиком в суде. Однако при этом закон не называет организационно-правовую форму Банка России как юридического лица, а набор закрепляемых банковским законодательством признаков ЦБ РФ как юридического лица не даёт возможность определить его организационно-правовую форму.

Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) как нормативный правовой акт, регулирующий в том числе организационные формы, в которых могут выступать в гражданских правоотношениях юридические лица, не содержит указания на организационно-правовую форму, соответствующую правовой природе Банка России. В течение длительного периода времени (фактически с 1995 г. – со дня вступления в силу первой части ГК РФ) велась дискуссия, в ходе которой были высказаны мнения, что Банк России, выполняя функции органа государственной власти, является типичным учреждением. Однако статус учреждения, если учесть нормы гражданского права о взаимоотношениях между собственником и созданным им учреждением, явно не соответствует конституционному принципу независимости Банка России. Кроме того, для реализации целей, возложенных на него Конституцией и законом, Банк России широко использует коммерческие сделки, в частности, в соответствии со ст. 46 Закона о Банке России он вправе осуществлять все виды банковских операций. В то же время Банк России не может быть признан коммерческой организацией, так как в круг его полномочий входят полномочия, присущие органу государственной власти. Высказывалась точка зрения, что Банк России может быть признан государственной корпорацией, однако Конституционный Суд РФ выработал правовую позицию, в соответствии с которой государственная корпорация, будучи некоммерческой организацией (ст. 7.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»), не может обладать властными полномочиями.

Наиболее аргументированными, на наш взгляд, являются следующие две точки зрения на гражданско-правовую природу Банка России. Согласно одной из них, Банк России представляет собой юридическое лицо публичного права. Это понятие неизвестно российскому законодательству, но широко используется в зарубежном праве, отражая специфику участия в частно-правовых отношениях юридических лиц, функции и полномочия которых лежат преимущественно в сфере публично-правовой. Вторая точка зрения заключается в том, что законодатель не стал определять организационно-правовую форму Банка России в категориях гражданского права. Уникальность правового статуса Банка России такова, что его организационно-правовая форма определяется непосредственно Законом о Банке России как Центральный Банк Российской Федерации.

Правоспособность Банка России, как это показывает анализ банковского законодательства, носит не общий, а специальный характер. Так, согласно ст. 49 ФЗ о ЦБ РФ Банк России не вправе:

- осуществлять банковские  операции и сделки с юридическими  лицами, не являющимися кредитными  организациями, а также физическими  лицами (установленные законом исключения  касаются воинских организаций  и учреждений, а также военнослужащих);

- приобретать акции (доли) в капиталах кредитных и иных  организаций (исключения касаются  организаций, обеспечивающих деятельность  ЦБ РФ, ОАО «Сберегательный банк  Российской Федерации», международных  организаций , занимающихся развитием  сотрудничества в валютной, денежно-кредитной  и банковской сферах);

- заниматься производственной  и торговой деятельностью;

- приобретать недвижимость (исключения касаются случаев  обеспечения деятельности ЦБ  РФ, его организаций и учреждений)

  1. Цели, задачи и полномочия  Банка России

В соответствии со ст. 3 Закона о Банке России целями деятельности Банка России являются:

- защита и обеспечение  устойчивости рубля;

- развитие и укрепление  банковской системы Российской  Федерации;

- обеспечение стабильности  и развития национальной платёжной  системы

Закон о Банке России подчеркивает, что получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Для реализации указанных целей в соответствии со ст. 4 Закона Банк России выполняет следующие основные функции:

1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

2.1) утверждает графическое  обозначение рубля в виде знака;

3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

5) осуществляет надзор  и наблюдение в национальной  платёжной системе;

6) устанавливает правила проведения банковских операций;

7) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

8) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

9) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

10) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

11) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

12) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

13) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;

14) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

15) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ;

16) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

17) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

18) принимает участие в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации;

19) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

20) осуществляет выплаты  Банка России по вкладам физических  лиц в признанных банкротами  банках, не участвующих в системе  обязательного страхования вкладов  физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

20) является депозитарием  средств Международного валютного  фонда в валюте Российской  Федерации, осуществляет операции  и сделки, предусмотренные статьями  Соглашения Международного валютного  фонда и договорами с Международным  валютным фондом; 

21) осуществляет иные функции  в соответствии с федеральными  законами.

К числу важнейших властных полномочий Банка России относится его право издания нормативных актов, которые обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц (ст. 7 Закона о Банке России). Банк России также вправе обращаться с исками в суды в порядке, определенном законодательством РФ, а также за защитой своих интересов в международные суды, суды иностранных государств и третейские суды.

  1. Правовые основы взаимодействия ЦБ РФ с органами государственной власти и местного самоуправления

Информация о работе Лекции по «Банковскому праву»