Лекции по «Банковскому праву»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 18:55, курс лекций

Описание работы

Лекция № 1. Происхождение банков и банковской деятельности
Генезис банков и банковского дела.
История развития банковского дела в России

Файлы: 1 файл

Bankovskoe_pravo_lektsii.docx

— 269.48 Кб (Скачать файл)

В соответствии со ст. 84 Закона о Банке России территориальные учреждения Банка России не являются юридическими лицами, не имеют права принимать решения нормативного характера и выдавать без разрешения Совета директоров банковские гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства. Таким образом, территориальные учреждения Банка России (как Главные управления, так и Национальные банки) являются обособленными подразделениями (филиалами) Банка России. Территориальное учреждение в пределах предоставленных ему полномочий независимо в своей деятельности от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Территориальные учреждения не вправе предоставлять кредиты на финансирование дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Территориальное учреждение возглавляет начальник (в Национальных банках – председатель), который назначается и освобождается от должности Председателем Банка России.

Начальник (председатель) территориального учреждения осуществляет общее руководство деятельностью территориального учреждения, обеспечивает реализацию функций Банка России на территории субъекта РФ и действует на основании выдаваемой Банком России генеральной доверенности. В структуру территориальных учреждений входят расчетно-кассовые центры (РКЦ), иные подразделения, в том числе обеспечивающие деятельность территориального учреждения (столовые, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения, учебные заведения и т. д.), создание и ликвидация которых утверждается Банком России.

Задачи и функции территориальных учреждений Банка России закреплены Положением о территориальных учреждениях Банка России. Территориальное учреждение Банка России выполняет следующие задачи:

1) участвует в проведении единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

2) обеспечивает развитие и укрепление банковской системы РФ; эффективное и бесперебойное функционирование системы расчетов; осуществление регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций; организацию и контроль за деятельностью кредитных организаций на рынке ценных бумаг; организацию валютного контроля; проведение анализа состояния и перспектив развития экономики и финансовых рынков региона.

  1. Правовые основы реализации ЦБ РФ денежно-кредитной политики

Основная цель денежно-кредитной политики, осуществление которой относится к числу одного из основных направлений деятельности ЦБ РФ, является обеспечение устойчивости национальной денежной единицы. В Российской Федерации защита и обеспечение стабильности рубля закреплены как основная цель деятельности Банка России в ст. 75 Конституции РФ.

В соответствии со ст. 35 Закона о Банке России основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование кредитных организаций;

5) валютные интервенции;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций.

Один из важнейших инструментов денежно-кредитной политики – установление норматива обязательных резервов. Обязательные резервы (резервные требования) представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы, используемый для контроля за объёмом денежной массы. Резервные требования устанавливаются в целях регулирования кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.В соответствии со ст. 38 Закона о Банке России размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования обязательных резервов в Банке России устанавливаются Советом директоров. Нормативы обязательных резервов не должны превышать 20 % обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированы для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России. Указанный штраф не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения.

Рефинансирование как инструмент денежно-кредитной политики представляет собой кредитование Центральным Банком Российской Федерации кредитных организаций, входящих в банковскую систему России. Осуществляя рефинансирование, Банк России выступает как кредитор последней инстанции в отношении кредитных организаций. Кредитование это как правило носит краткосрочный характер (полгода, год). Оно позволяет воздействовать на ликвидность банковской системы и одновременно служит определённым ориетиром процентной политики на денежном рынке.

Валютные интервенции представляют собой куплю-продажу Банком России иностранной валюты на валютном рынке в целях поддержания устойчивости курса национальной валюты и одновременно регулирования спроса и предложения на денежном рынке.

Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Как правило, подобная мера денежно-кредитной политики рассматривается  как исключительная и применяется только по согласованию с Правительством РФ.

Под операциями Банка России на открытом рынке понимаются:

1) купля-продажа казначейских  векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных  бумаг, облигаций Банка России, а  также заключение договоров репо с указанными ценными бумагами;

2) купля-продажа иных ценных  бумаг, определенных решением Совета  директоров, при условии их допуска  к обращению на организованных  торгах, а также заключение договоров  репо с указанными ценными бумагами.

При осуществлении Банком России операций на открытом рынке с акциями допускаются только заключение договоров репо, а также реализация Банком России акций в связи с ненадлежащим исполнением контрагентом обязательств по договору репо. Операции на открытом рынке, представляющие фактически куплю-продажу ценных бумаг являются достаточно гибким и эффективным инструментом воздействия на ликвидность кредитных организаций, поскольку именно последние являются наиболее активными участниками рынка ценных бумаг, выступая и в качестве инвесторов, и в качестве профессиональных участников рынка.

Процентные ставки по операциям Банка России являются частью процентной политики Центрального Банка Российской Федерации, осуществляемой с целью воздействия на процентные ставки на денежном рынке. К примеру, это могут быть процентные ставки на размещение кредитными организациями временно свободных денежных средств в депозиты в Банке России.

Эмиссия облигаций от собственного имени Банком России является по сути инструментом монетарной политики, весьма схожим с операциями на открытом рынке, поскольку механизмы их реализации и целевые ориентиры воздействия весьма схожи. Каждый из этих инструментов призван регулировать ликвидность кредитных организаций, стимулируя или ограничивая их кредитную активность.

Ориентиры роста денежной массы устанавливаются в отношении одного или нескольких параметров денежной массы в целях реализации основных ориентиров денежно-кредитной политики.

Денежно-кредитная политика осуществляется Банком России в соответствии с ежегодно разрабатываемыми Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики, которые представляют собой ориентиры монетарной политики на текущий год.

  1. Правовые основы осуществления банковского надзора Банком России

Банковский надзор – вид публично-правовой деятельности, основной целью которой является поддержание стабильности и развитие банковской системы страны и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банковский надзор в Российской Федерации, как уже отмечалось, осуществляет Банк России через действующий на постоянной основе орган – Комитет банковского надзора. Существует три формы банковского надзора :

1) предварительный (на этапе выдачи лицензии на осуществление банковских операций);

2) текущий (в ходе текущей деятельности кредитной организации);

3) «последующий» (надзор за «проблемными банками» (частично), вопросы отзыва лицензии на осуществление банковских операций, вопросы ликвидации (в том числе в порядке банкротства) кредитных организаций).

В каждой из форм банковского надзора применяются следующие методы:

1) установление специфических требований на уровне федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных актов Банка России;

2) контроль за выполнением указанных требований – документарный (при исследовании представляемых кредитной организацией (лицами, создающими кредитную организацию, иными лицами, связанными с деятельностью кредитной организации) документов, в том числе отчетности) либо предполагающий непосредственное исследование деятельности кредитной организации на месте (проверки, в том числе инспекционные);

3) принуждение кредитной организации к выполнению указанных требований (отказ в выдаче лицензии, применение мер предупреждения нарушений, применение наказания в административном или судебном порядке).

Основной целью предварительного надзора является оценка того, насколько учредители кредитной организации, ее потенциальные руководители готовы с точки зрения финансовой, управленческой, технической к обеспечению надлежащей устойчивости развития кредитной организации. В ходе предварительного надзора подлежат исследованию нижеперечисленные основные вопросы, связанные с оценкой готовности создаваемой кредитной организации к осуществлению деятельности:

1) финансовое состояние учредителей, прозрачность их деятельности, их деловая репутация;

2) источники происхождения вкладов в уставный капитал кредитной организации;

3) кредитная организация в системе иных корпоративных структур (в том числе банковской группы и банковского холдинга);

4) профессиональные качества, а также деловая репутация руководителей кредитной организации;

5) структура управления кредитной организации;

6) перспективы деятельности кредитной организации с учетом структуры рынка, предполагаемой бизнес-ориентации, конкурентной среды (так называемый бизнес-план);

7) наличие помещения для размещения кредитной организации, отвечающего соответствующим техническим стандартам (так называемое банковское здание), а также необходимого для осуществления банковской деятельности технического оборудования;

8) учредительные и иные документы кредитной организации. При несоответствии каких-либо параметров деятельности кредитной организации установленным требованиям ее документы могут быть возвращены на доработку либо может последовать отказ в выдаче лицензии на осуществление банковских операций (ст. 16 Закона о банках.

Текущий надзор

Целью банковского надзора, осуществляемого в форме текущего надзора, является создание условий, при которых кредитная организация могла бы эффективно управлять рисками, возникающими в ходе ее деятельности. К основным рискам относятся:

а)  кредитный риск – риск невозврата средств в установленный срок контрагентом банка. Хотя чаще всего кредитный риск ассоциируется с выдачей кредитов, он возникает в каждом случае, когда противоположная сторона берет на себя обязательство осуществить платеж или погасить обязательство перед банком, например при операциях с иностранной валютой или ценными бумагами;

б)  риск ликвидности – риск, обусловленный тем, что банк сам может оказаться не в состоянии выполнить взятые обязательства по наступлении срока их погашения;

в)  риск доходности – риск, связанный с тем, что активы банка могут принести меньший доход, нежели расходы, обусловленные его обязательствами;

г)  рыночный риск – риск потери, обусловленной изменениями рыночной цены финансовых инструментов, принадлежащих банку. Такие инструменты включают облигации, обыкновенные акции, иностранную валюту и связанные с ней «деривативы» (например, фьючерсные или опционные контракты);

д)  операционный риск – риск, связанный со сбоем в банковских процедурах или системах контроля как в силу внешних причин, так и вследствие ошибки или мошенничества внутри организации;

е)  корпоративный риск – риск, обусловленный тем, что основные учредители (участники) кредитной организации, а также ее руководители могут не соответствовать занимаемой должности из-за низкой квалификации либо негативной деловой репутации.

Любой банковский риск увеличивается, если существует в концентрированной форме, например, при большой зависимости от одного или группы взаимосвязанных контрагентов, промышленных секторов или валют.

В соответствии с Законом о Банке России Банк России устанавливает значение ряда обязательных нормативов (т. е. определяет обязательные предельные величины рисков, которые может взять на себя кредитная организация или банковская группа), в том числе (ст. 62 Закона):

Информация о работе Лекции по «Банковскому праву»