В соответствии со ст. 84 Закона
о Банке России территориальные учреждения
Банка России не являются юридическими
лицами, не имеют права принимать решения
нормативного характера и выдавать без
разрешения Совета директоров банковские
гарантии и поручительства, вексельные
и другие обязательства. Таким образом,
территориальные учреждения Банка России
(как Главные управления, так и Национальные
банки) являются обособленными подразделениями
(филиалами) Банка России. Территориальное
учреждение в пределах предоставленных
ему полномочий независимо в своей деятельности
от органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного
самоуправления. Территориальные учреждения
не вправе предоставлять кредиты на финансирование
дефицитов федерального бюджета и бюджетов
субъектов Российской Федерации, местных
бюджетов и бюджетов государственных
внебюджетных фондов.
Территориальное учреждение
возглавляет начальник (в Национальных
банках – председатель), который назначается
и освобождается от должности Председателем
Банка России.
Начальник (председатель) территориального
учреждения осуществляет общее руководство
деятельностью территориального учреждения,
обеспечивает реализацию функций Банка
России на территории субъекта РФ и действует
на основании выдаваемой Банком России
генеральной доверенности. В структуру
территориальных учреждений входят расчетно-кассовые
центры (РКЦ), иные подразделения, в том
числе обеспечивающие деятельность территориального
учреждения (столовые, лечебно-профилактические
и оздоровительные учреждения, учебные
заведения и т. д.), создание и ликвидация
которых утверждается Банком России.
Задачи и функции территориальных
учреждений Банка России закреплены Положением
о территориальных учреждениях Банка
России. Территориальное учреждение Банка
России выполняет следующие задачи:
1) участвует в проведении единой
государственной денежно-кредитной политики,
направленной на защиту и обеспечение
устойчивости рубля;
2) обеспечивает развитие и укрепление
банковской системы РФ; эффективное и
бесперебойное функционирование системы
расчетов; осуществление регулирования
и надзора за деятельностью кредитных
организаций; организацию и контроль за
деятельностью кредитных организаций
на рынке ценных бумаг; организацию валютного
контроля; проведение анализа состояния
и перспектив развития экономики и финансовых
рынков региона.
Правовые основы
реализации ЦБ РФ денежно-кредитной политики
Основная цель денежно-кредитной
политики, осуществление которой относится
к числу одного из основных направлений
деятельности ЦБ РФ, является обеспечение
устойчивости национальной денежной единицы.
В Российской Федерации защита и обеспечение
стабильности рубля закреплены как основная
цель деятельности Банка России в ст. 75
Конституции РФ.
В соответствии со ст. 35 Закона
о Банке России основными инструментами
и методами денежно-кредитной политики
Банка России являются:
1) процентные ставки по операциям
Банка России;
2) нормативы обязательных резервов,
депонируемых в Банке России (резервные
требования);
3) операции на открытом рынке;
4) рефинансирование кредитных
организаций;
5) валютные интервенции;
6) установление ориентиров роста
денежной массы;
7) прямые количественные ограничения;
8) эмиссия облигаций.
Один из важнейших инструментов
денежно-кредитной политики – установление
норматива обязательных резервов. Обязательные резервы (резервные требования)
представляют собой механизм регулирования
общей ликвидности банковской системы,
используемый для контроля за объёмом
денежной массы. Резервные требования
устанавливаются в целях регулирования
кредитных возможностей кредитных организаций
и поддержания на определенном уровне
денежной массы в обращении.В соответствии
со ст. 38 Закона о Банке России размер обязательных
резервов в процентном отношении к обязательствам
кредитной организации (норматив обязательных
резервов), а также порядок депонирования
обязательных резервов в Банке России
устанавливаются Советом директоров.
Нормативы обязательных резервов не должны
превышать 20 % обязательств кредитной организации
и могут быть дифференцированы для различных
кредитных организаций. Нормативы обязательных
резервов не могут быть единовременно
изменены более чем на пять пунктов.
При нарушении нормативов обязательных
резервов Банк России имеет право списать
в бесспорном порядке с корреспондентского
счета кредитной организации, открытого
в Банке России, сумму недовнесенных средств,
а также взыскать с кредитной организации
в судебном порядке штраф в размере, установленном
Банком России. Указанный штраф не может
превышать сумму, исчисленную исходя из
двойной ставки рефинансирования Банка
России, действовавшей на момент принятия
судом соответствующего решения.
Рефинансирование как инструмент денежно-кредитной
политики представляет собой кредитование
Центральным Банком Российской Федерации
кредитных организаций, входящих в банковскую
систему России. Осуществляя рефинансирование,
Банк России выступает как кредитор последней
инстанции в отношении кредитных организаций.
Кредитование это как правило носит краткосрочный
характер (полгода, год). Оно позволяет
воздействовать на ликвидность банковской
системы и одновременно служит определённым
ориетиром процентной политики на денежном
рынке.
Валютные интервенции представляют собой куплю-продажу
Банком России иностранной валюты на валютном
рынке в целях поддержания устойчивости
курса национальной валюты и одновременно
регулирования спроса и предложения на
денежном рынке.
Под прямыми количественными
ограничениями Банка России понимается
установление лимитов на рефинансирование
кредитных организаций и проведение кредитными
организациями отдельных банковских операций.
Как правило, подобная мера денежно-кредитной
политики рассматривается как исключительная
и применяется только по согласованию
с Правительством РФ.
Под операциями Банка
России на открытом рынке понимаются:
1) купля-продажа казначейских
векселей, государственных облигаций,
прочих государственных ценных
бумаг, облигаций Банка России, а
также заключение договоров репо
с указанными ценными бумагами;
2) купля-продажа иных ценных
бумаг, определенных решением Совета
директоров, при условии их допуска
к обращению на организованных
торгах, а также заключение договоров
репо с указанными ценными бумагами.
При осуществлении Банком России
операций на открытом рынке с акциями
допускаются только заключение договоров
репо, а также реализация Банком России
акций в связи с ненадлежащим исполнением
контрагентом обязательств по договору
репо. Операции на открытом рынке, представляющие
фактически куплю-продажу ценных бумаг
являются достаточно гибким и эффективным
инструментом воздействия на ликвидность
кредитных организаций, поскольку именно
последние являются наиболее активными
участниками рынка ценных бумаг, выступая
и в качестве инвесторов, и в качестве
профессиональных участников рынка.
Процентные ставки
по операциям Банка России являются частью процентной
политики Центрального Банка Российской
Федерации, осуществляемой с целью воздействия
на процентные ставки на денежном рынке.
К примеру, это могут быть процентные ставки
на размещение кредитными организациями
временно свободных денежных средств
в депозиты в Банке России.
Эмиссия облигаций от собственного имени Банком
России является по сути инструментом
монетарной политики, весьма схожим с
операциями на открытом рынке, поскольку
механизмы их реализации и целевые ориентиры
воздействия весьма схожи. Каждый из этих
инструментов призван регулировать ликвидность
кредитных организаций, стимулируя или
ограничивая их кредитную активность.
Ориентиры роста
денежной массы устанавливаются в отношении
одного или нескольких параметров денежной
массы в целях реализации основных ориентиров
денежно-кредитной политики.
Денежно-кредитная политика
осуществляется Банком России в соответствии
с ежегодно разрабатываемыми Основными
направлениями единой государственной
денежно-кредитной политики, которые представляют
собой ориентиры монетарной политики
на текущий год.
Правовые основы
осуществления банковского надзора Банком
России
Банковский надзор – вид публично-правовой
деятельности, основной целью которой
является поддержание стабильности и
развитие банковской системы страны и
защита интересов вкладчиков и кредиторов.
Банковский надзор в Российской Федерации,
как уже отмечалось, осуществляет Банк
России через действующий на постоянной
основе орган – Комитет банковского надзора.
Существует три формы банковского
надзора :
1) предварительный (на этапе
выдачи лицензии на осуществление банковских
операций);
2) текущий (в ходе текущей деятельности
кредитной организации);
3) «последующий» (надзор за «проблемными
банками» (частично), вопросы отзыва лицензии
на осуществление банковских операций,
вопросы ликвидации (в том числе в порядке
банкротства) кредитных организаций).
В каждой из форм банковского
надзора применяются следующие методы:
1) установление специфических
требований на уровне федеральных законов
и принимаемых в соответствии с ними нормативных
актов Банка России;
2) контроль за выполнением указанных
требований – документарный (при исследовании
представляемых кредитной организацией
(лицами, создающими кредитную организацию,
иными лицами, связанными с деятельностью
кредитной организации) документов, в
том числе отчетности) либо предполагающий
непосредственное исследование деятельности
кредитной организации на месте (проверки,
в том числе инспекционные);
3) принуждение кредитной организации
к выполнению указанных требований (отказ
в выдаче лицензии, применение мер предупреждения
нарушений, применение наказания в административном
или судебном порядке).
Основной целью предварительного
надзора является оценка того, насколько
учредители кредитной организации, ее
потенциальные руководители готовы с
точки зрения финансовой, управленческой,
технической к обеспечению надлежащей
устойчивости развития кредитной организации.
В ходе предварительного надзора подлежат
исследованию нижеперечисленные основные
вопросы, связанные с оценкой готовности
создаваемой кредитной организации к
осуществлению деятельности:
1) финансовое состояние учредителей,
прозрачность их деятельности, их деловая
репутация;
2) источники происхождения вкладов
в уставный капитал кредитной организации;
3) кредитная организация в системе
иных корпоративных структур (в том числе
банковской группы и банковского холдинга);
4) профессиональные качества,
а также деловая репутация руководителей
кредитной организации;
5) структура управления кредитной
организации;
6) перспективы деятельности
кредитной организации с учетом структуры
рынка, предполагаемой бизнес-ориентации,
конкурентной среды (так называемый бизнес-план);
7) наличие помещения для размещения
кредитной организации, отвечающего соответствующим
техническим стандартам (так называемое
банковское здание), а также необходимого
для осуществления банковской деятельности
технического оборудования;
8) учредительные и иные документы
кредитной организации. При несоответствии
каких-либо параметров деятельности кредитной
организации установленным требованиям
ее документы могут быть возвращены на
доработку либо может последовать отказ
в выдаче лицензии на осуществление банковских
операций (ст. 16 Закона о банках.
Текущий надзор
Целью банковского надзора,
осуществляемого в форме текущего надзора,
является создание условий, при которых
кредитная организация могла бы эффективно
управлять рисками, возникающими в ходе
ее деятельности. К основным рискам относятся:
а) кредитный риск – риск невозврата
средств в установленный срок контрагентом
банка. Хотя чаще всего кредитный риск
ассоциируется с выдачей кредитов, он
возникает в каждом случае, когда противоположная
сторона берет на себя обязательство осуществить
платеж или погасить обязательство перед
банком, например при операциях с иностранной
валютой или ценными бумагами;
б) риск ликвидности – риск, обусловленный
тем, что банк сам может оказаться не в
состоянии выполнить взятые обязательства
по наступлении срока их погашения;
в) риск доходности – риск, связанный
с тем, что активы банка могут принести
меньший доход, нежели расходы, обусловленные
его обязательствами;
г) рыночный риск – риск потери,
обусловленной изменениями рыночной цены
финансовых инструментов, принадлежащих
банку. Такие инструменты включают облигации,
обыкновенные акции, иностранную валюту
и связанные с ней «деривативы» (например,
фьючерсные или опционные контракты);
д) операционный риск – риск, связанный
со сбоем в банковских процедурах или
системах контроля как в силу внешних
причин, так и вследствие ошибки или мошенничества
внутри организации;
е) корпоративный риск – риск, обусловленный
тем, что основные учредители (участники)
кредитной организации, а также ее руководители
могут не соответствовать занимаемой
должности из-за низкой квалификации либо
негативной деловой репутации.
Любой банковский риск увеличивается,
если существует в концентрированной
форме, например, при большой зависимости
от одного или группы взаимосвязанных
контрагентов, промышленных секторов
или валют.
В соответствии с Законом о
Банке России Банк России устанавливает
значение ряда обязательных нормативов
(т. е. определяет обязательные предельные
величины рисков, которые может взять
на себя кредитная организация или банковская
группа), в том числе (ст. 62 Закона):