Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2015 в 20:10, курсовая работа
Цель курсовой работы – на основании литературных источников рассмотреть методы регулирования Национальным банком Республики Беларусь деятельности банков.
Объектом исследования является Национальный Банк Республики Беларусь.
Предмет исследования – методы регулирования Национальным Банком деятельности коммерческих банков.
Работа содержит: 36 с., 4 табл., 4 рис., 16 источников
НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК, БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА, МЕТОДЫ, РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Объект исследования - Национальный Банк Республики Беларусь.
Предмет исследования – методы регулирования Национальным Банком деятельности коммерческих банков.
Цель курсовой работы – на основании литературных источников рассмотреть методы регулирования Национальным банком Республики Беларусь деятельности банков.
В работе были использованы следующие методы: общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, а также частнонаучные методы: системно-структурный, формально-юридический, ретроспективный и другие.
Основные результаты курсовой работы:
- изучена сущность, особенности и методы регулирования Национальным Банком деятельности коммерческих банков;
- рассмотрена
система поддержки
- рассмотрены направления развития отечественной банковской системы.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Центральный банк — это привилегированная и элитарная финансовая организация, наделенная функциями административного органа и банка.
Своим созданием центральные банки обязаны государству с его политическими и экономическими целями. Особая роль центрального банка заключается в том, что он, совмещая в себе рыночные и нерыночные элементы, помогает государству перераспределять денежные потоки, финансовые ресурсы таким образом, чтобы увеличивались поступления в бюджет.
До сегодняшнего дня не прекращаются дискуссии экономистов, касающиеся степени независимости центральных банков от государства. Под независимостью центрального банка понимается особая форма государственного контроля за состоянием данной сферы в стране. Во многом уровень самостоятельности отдельных эмиссионных банков складывался под влиянием национальных особенностей государственной кредитной системы и проблем государственного контроля за финансовыми потоками, которые возникли в период гиперинфляции после первой мировой войны.
В Республике Беларусь Национальный банк и Правительство взаимодействуют в разработке и проведении единой экономической, финансовой и денежно-кредитной политики государства. Со стороны Правительства деятельность Национального банка регламентируется протоколами Президиума Совета Министров, постановлениями Правительства и протоколами совещаний у Премьер-министра, а также совместными постановлениями Правительства и Национального банка.
Актуальность темы: важность проблем, связанных с повышением эффективности работы банковской системы, связана, прежде всего, со структурными особенностями экономики нашего государства. Поскольку основу экономического потенциала Беларуси составляет промышленный комплекс, крупные и весьма крупные, даже по мировым меркам, предприятия и объединения, перспективы их развития связаны с модернизацией и техническим перевооружением, а это требует существенных инвестиций, прокредитовать которые обязана вся наша банковская система. Центральным же звеном банковской системы Республики Беларусь, является Национальный банк, который и занимается координацией банков страны.
Цель курсовой работы – на основании литературных источников рассмотреть методы регулирования Национальным банком Республики Беларусь деятельности банков.
Объектом исследования является Национальный Банк Республики Беларусь.
Предмет исследования – методы регулирования Национальным Банком деятельности коммерческих банков.
Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
- изучить сущность, особенности и методы регулирования Национальным Банком деятельности коммерческих банков;
- рассмотрить
систему поддержки
- рассмотреть направления развития отечественной банковской системы.
Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, а также частнонаучные методы: системно-структурный, формально-юридический, ретроспективный и другие.
Государственное регулирование банковской деятельности обычно осуществляется центральными банками государств. В Республике Беларусь регулирование деятельности банков и надзор за ней являются функциями Национального банка Республики Беларусь. При этом главными целями Национального банка являются: поддержание стабильности банковской системы Республики Беларусь и защита интересов вкладчиков и иных кредиторов.
Основными функциями, оказывающими регулирующее воздействие, выступают осуществление государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и лицензирование банковской деятельности.
Кроме этого государственное регулирование банковской деятельности реализуется посредством установления для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций нормативов безопасного функционирования; введения разнообразных запретов и ограничений; организации надзора за деятельностью банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, выявления нарушений банковского законодательства и применения различных мер воздействия, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Особое значение придается регулированию Национальным банком деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по ее безопасному и ликвидному осуществлению [9, c. 69].
Для поддержания стабильности и устойчивости банковской системы Республики Беларусь Национальным банком установлена система экономических нормативов безопасного функционирования. Такими нормативами являются:
Уставный фонд представляет собой тот стартовый капитал, который на начальном этапе функционирования банка используется для осуществления различного рода активных операций и получения доходов. Формирование уставного фонда не ниже установленного минимума является одним из обязательных условий при регистрации; банка. Включение в систему экономических нормативов требований по минимальному размеру уставного фонда вновь создаваемого банка оказывает регулирующее воздействие на количество банков в банковской системе страны, их устойчивость и масштабы деятельности [11, c. 78].
При создании банка минимальный размер его уставного фонда должен быть полностью сформирован из денежных средств. При формировании уставного фонда сверх установленного минимума или при его пополнении в ходе дальнейшего функционирования банка могут приниматься взносы в неденежной форме. К таким вкладам относятся нежилые помещения и иное необходимое для осуществления банковской деятельности имущество, входящее в состав основных фондов.
Однако принимая вклады в неденежной форме, следует учитывать, что капитал банка, основу которого составляет уставный фонд, должен выполнять ряд определенных функций, в том числе защитную и оперативную. Защитная функция означает возможность использования собственных средств банка, в том числе внесенных в его уставный фонд, для исполнения в денежной форме обязательств перед кредиторами и вкладчиками в случае ликвидации банка. Оперативная функция собственного капитала имеет особое значение в начале деятельности созданного банка.
Внесенные в уставный фонд денежные средства банк может использовать для предоставления кредитов, осуществления прямых инвестиций, приобретения ценных бумаг, т.е. для таких активных операций, которые способны приносить доход и обеспечивать формирование прибыли и дальнейшее развитие банка. Использование при создании уставного фонда больших неденежных вкладов может ограничивать такие возможности. Это обусловливает установление экономического норматива, ограничивающего предельный размер имущественных вкладов в уставном фонде банка.
Нормативный капитал банка — это расчетная величина, относительно которой установлен ряд приведенных выше экономических нормативов. Для расчета величины нормативного капитала банка Национальным банком Республики Беларусь установлена определенная методика, в основу которой положены рекомендации Базельского комитета по банковскому регулированию и надзору.
Нормативный капитал включает в себя различные статьи собственных средств банка, например уставный фонд, иные фонды, нераспределенную прибыль, которые в соответствии с действующей методикой его расчета корректируются на ряд определенных величин. Составляющие нормативного капитала определяются исходя из их способности покрывать при необходимости убытки банка. Нормативы достаточности нормативного капитала установлены в виде предельных соотношений данного капитала (либо его части — основного капитала) и рисков, принимаемых на себя банком.
Особенностью банковского бизнеса является использование значительных объемов привлеченных ресурсов. В связи с этим особое значение придается ликвидности банка, которая определяется как его способность своевременно и без потерь выполнять свои обязательства перед кредиторами и вкладчиками, у которых банк позаимствовал временно свободные денежные средства. Для регулирования деятельности банков в области ликвидности и поддержания ее на должном уровне центральными банками определяются различные нормативы ликвидности, которые обычно устанавливаются как отношение различных статей активов баланса банка ко всей сумме или к определенным статьям пассивов [3, c. 163].
Национальным банком Республики Беларусь установлена система нормативов ликвидности, которая состоит из следующих показателей:
Одним из основных видов рисков, с которыми сталкиваются банки в ходе своей деятельности, является кредитный риск, т.е. невозврат должником банка позаимствованной суммы средств. Кредитный риск возникает не только при предоставлении банком кредитов, но и при осуществлении им других активных операций, заключающихся в размещении ресурсов на возвратной основе. К таким операциям относятся: факторинг, лизинг, учет банком векселей, размещение средств в других банках в виде депозитов и на корреспондентских счетах, приобретение ценных бумаг с обязательством эмитента об их последующем погашении и др. Одним из способов минимизации кредитного риска является его диверсификация по различным направлениям и в частности по суммам. Рассредоточение данного риска достигается в результате обязательного соблюдения банками нормативов, ограничивающих кредитный риск.
Эти показатели устанавливаются в процентном отношении к нормативному капиталу. Система экономических нормативов, установленных Национальным банком, включает такие нормативы, как максимальный размер кредитного риска на одного клиента (группу взаимосвязанных клиентов); максимальный размер крупных рисков; максимальный размер риска на одного инсайдера и связанных с ним лиц; максимальный размер рисков по инсайдерам. Кроме этого установлен норматив, ограничивающий кредитный риск при размещении банками средств в зарубежных странах и банках, не имеющих первоклассных рейтингов, определяемых официальными международными рейтинговыми агентствами.
При определении размера кредитного риска на одного должника (группу взаимосвязанных клиентов) учитываются сумма кредитов и иные денежные обязательства этого должника по отношению к банку, а также внебалансовые обязательства банка в отношении этого должника, предусматривающие исполнение в денежной форме. Под взаимосвязанными клиентами понимаются юридические и физические лица — клиенты банка, связанные между собой экономически и (или) юридически, а именно: имеющие общую собственность, взаимные гарантии и обязательства, дочерние и зависимые юридические лица и (или) имеющие совмещение одним физическим лицом руководящих должностей таким образом, что финансовые трудности одного клиента обусловливают или делают вероятным возникновение финансовых трудностей у другого клиента [1, c. 64].
Крупным кредитным риском на одного должника признается риск, превышающий установленное Национальным банком процентное отношение к нормативному капиталу банка.
Нормативные значения по показателю максимального размера риска на одного должника дифференцируются в зависимости от его типа. В отношении инсайдеров установлены более жесткие нормативные требования. Под инсайдерам понимаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками имущества банка, участники банка, имеющие более 5 % акций, члены органов управления банка, руководители обособленных и структурных подразделений банка. К инсайдерам относятся также лица, которые могут повлиять на решение о выдаче кредита в силу связанности с банком, его участниками, собственниками имущества банка или его руководством и т.д.
Основной риск операций банков с иностранной валютой связан с возможными колебаниями курсов иностранных валют по отношению к валюте национальной. Для регулирования данного риска Национальным банком Республики Беларусь установлен норматив, ограничивающий валютный риск банка.
Регулирование риска потерь, связанного с инвестиционной деятельностью банка, осуществляется за счет установления нормативов участия банка в уставных фондах других коммерческих организаций. Они ограничивают участие банка в уставном фонде одной коммерческой организации, а также участие в уставных фондах коммерческих организаций в совокупности.
Информация о работе Методы регулирования Национальным банком Республики Беларусь