Методы регулирования Национальным банком Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2015 в 20:10, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – на основании литературных источников рассмотреть методы регулирования Национальным банком Республики Беларусь деятельности банков.
Объектом исследования является Национальный Банк Республики Беларусь.
Предмет исследования – методы регулирования Национальным Банком деятельности коммерческих банков.

Файлы: 1 файл

Курсовая - методы регулирования Национальным банком РБ деятельности банков-1.doc

— 1.28 Мб (Скачать файл)

В целях ограничения рисков банковской деятельности и предотвращения создания положения, угрожающего интересам вкладчиков и кредиторов, поддержания банками достаточного объема средств в надежных активах для выполнения своих обязательств перед физическими лицами устанавливается норматив соотношения привлеченных средств физических лиц и активов банка с ограниченным риском.

В рамках реализации надзорных функций Национальный банк осуществляет постоянный контроль за соблюдением банками указанных выше экономических нормативов.

Национальный банк устанавливает правила и порядок осуществления банковских операций, которым обязаны следовать все без исключения банки и небанковские кредитно-финансовые организации Республики Беларусь. Функцией Национального банка является также методологическое руководство бухгалтерским учетом и финансовой отчетностью в банковской системе. Им определяется объем и порядок опубликования (представления) информации, используемой для оценки степени надежности банка.

Реализуя свои права в области регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, Национальный банк ведет постоянный контроль за соблюдением ими банковского законодательства и осуществляет проверки их деятельности. Проведение Национальным банком систематического контроля и анализа деятельности банков нацелено на своевременное выявление ситуаций, угрожающих интересам вкладчиков и иных кредиторов.

К банкам, не соблюдающим требования банковского законодательства, не выполняющим обязательные экономические нормативы безопасного и ликвидного функционирования или допустившим иные нарушения, Национальный банк может применять различные меры воздействий. Причинами, позволяющими Национальному банку применить разнообразные меры воздействия, могут быть также наличие у банка убытков по результатам его деятельности за год или создание положения, которое может повлечь за собой неплатежеспособность кредитной организации либо угрожать интересам кредиторов и вкладчиков.

Выбор мер воздействия определяется в зависимости от характера допущенных банком нарушений и степени их влияния на его финансовое состояние. Национальный банк вправе:

  • потребовать принятия мер по улучшению финансового состояния банка или небанковской кредитно-финансовой организации;
  • внести предложения о замене руководителя банка либо провести повторную оценку соответствия его руководителя, главного бухгалтера квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации;
  • потребовать отстранения руководителя банка от занимаемой должности;
  • предложить участникам (собственникам имущества) банка предпринять действия, направленные на увеличение его нормативного капитала до размера, обеспечивающего соблюдение данным банком нормативов безопасного функционирования;
  • изменить (ужесточить) для банка нормативы безопасного функционирования на срок до одного года либо до устранения нарушений;
  • изменить перечень банковских операций, указанных в лицензии на осуществление банковской деятельности;
  • передать банк во временное управление Национального банка либо назначить временную администрацию и др.

Все многообразные действия Национального банка по регулированию банковской деятельности в государстве нацелены на стабильное и безопасное функционирование как отдельных банков, так и банковской системы страны в целом.

 

 

2 Оценка методов поддержания Национальным Банком стабильности и устойчивости банковской системы Республики Беларусь

2.1 Организация банковского надзора в Республике Беларусь

В Республике Беларусь сложилась система банковского надзора, в целом соответствующая мировым стандартам. Она включает регистрацию и лицензирование банков и небанковских кредитно-финансовых организаций (далее – банки), осуществление дистанционного надзора на основании отчетности, надзора на местах в виде инспекционных проверок, применение соответствующих мер надзорного реагирования к банкам в случае нарушения ими банковского законодательства, ухудшения их финансового состояния, реорганизации и ликвидации банков, а также макропруденциальный надзор, предусматривающий мониторинг состояния банковского сектора в целом.

Органом банковского надзора является Национальный банк Республики Беларусь [14].

В соответствии с Банковским Кодексом Республики Беларусь, главными целями банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и иных кредиторов.

Стратегической задачей банковского надзора является недопущение системных банковских кризисов. К основным задачам также относятся:

  • обеспечение должного контроля за допуском в банковскую систему добросовестных, финансово устойчивых и обладающих надежной репутацией инвесторов, а также за профессионализмом и репутацией высшего руководства банков;
  • формирование банками эффективных систем корпоративного управления, управления рисками и внутреннего контроля;
  • установление пруденциальных ограничений рисков банковской деятельности, требований по достаточности капитала и резервов, соответствующих международной практике и учитывающих экономическую ситуацию в стране;
  • осуществление эффективного текущего надзора за деятельностью банков как путем анализа представляемой отчетности, так и посредством инспекционных проверок банков;
  • своевременное применение корректирующих мер, обеспечивающих поддержание (или восстановление) платежеспособности и ликвидности банков;
  • своевременный вывод с рынка банков, положение которых не поддается исправлению, минимизация последствий банкротств банков для банковской системы и кредиторов.

Банковским кодексом Республики Беларусь закреплены права и полномочия Национального банка в области пруденциального регулирования деятельности банков и надзора за ней, а также в области осуществления надзора за деятельностью банковских групп, банковских холдингов на консолидированной основе.

В частности, Национальный банк осуществляет постоянный контроль за соблюдением банками банковского законодательства, устанавливает объем и порядок опубликования (представления) информации, используемой для оценки их степени надежности, а также устанавливает квалификационные требования и (или) требования к деловой репутации, предъявляемые к кандидатам на руководящие должности в банках, в органах управления банками.

Для осуществления регулирования деятельности банков и надзора за ней Национальный банк устанавливает нормативы безопасного функционирования для банков, банковских групп и банковских холдингов и осуществляет надзор за их выполнением, проводит проверки деятельности этих банков, направляет для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и применяет предусмотренные законодательством Республики Беларусь санкции к нарушителям.

В целях выполнения надзорных функций Национальный банк вправе запрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловой репутации учредителей, акционеров и иных бенефициарных собственников банка, небанковской кредитно-финансовой организации в случае владения или приобретения ими пяти и более процентов акций банка.

Полученная в порядке банковского надзора информация не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь [14].

Национальный банк в целях выявления ситуаций, угрожающих интересам вкладчиков и кредиторов, осуществляет анализ деятельности банков. В случае выявления таких ситуаций Национальный банк вправе применить меры воздействия, предусмотренные Банковским кодексом.

Основными нормативными документами, касающимися банковского надзора и регулирования деятельности банков являются [14]:

  1. Об утверждении Инструкции о государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и лицензировании банковской деятельности/Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 7 декабря 2012 г.№ 640, рег. номер в НРПА 8/26795 от 17 января 2013 г. (с учетом изменений от 26.11.2014);  
  2. Об установлении квалификационных требований и требований к деловой репутации, предъявляемых к независимым директорам и иным членам совета директоров (наблюдательного совета), членам коллегиального исполнительного органа банка, небанковской кредитно-финансовой организации, руководителям и главным бухгалтерам банка, небанковской кредитно-финансовой организации, их заместителям, определении случаев и порядка проведения оценки соответствия квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации этих лиц/Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 19 декабря 2012 г.№ 669, рег. номер в НРПА 8/26797 от 17 января 2013 г. (с учетом изменений и дополнений, вступивших в силу 21.06.2014);  
  3. Об утверждении Инструкции о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций/Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 сентября 2006 г.№ 137, рег. номер в НРПА 8/15213 от 27 октября 2006 г. (с учетом изменений от 29.12.2014);  
  4. О внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Правления Национального банка Республики Беларусь/Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 19 августа 2014 г.№ 529, рег. номер в НРПА 8/29146 от 26 сентября 2014 г. (вступает в силу после его официального опубликования, за исключением подпунктов 1.1 и 1.2 пункта 1, пунктов 2 и 3 настоящего постановления, вступающих в силу с 01.10.2014);
  5. Об утверждении Инструкции о порядке формирования и использования банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе/Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 сентября 2006 г.№ 138, рег. номер в НРПА 8/15214 от 27 октября 2006 г. (с учетом изменений от 01.08.2014);  
  6. Об утверждении Инструкции об организации корпоративного управления банком, небанковской кредитно-финансовой организацией/Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 октября 2012 г.№ 557, рег. номер в НРПА 8/26575 от 26 ноября 2012 г. (с учетом изменений от 01.10.2013);  
  7. Об утверждении Инструкции об организации системы управления рисками в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, банковских группах и банковских холдингах/Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 октября 2012 г.№ 550, рег. номер в НРПА 8/26605 от 6 декабря 2012 г. (с учетом изменений от 01.10.2013);
  8. Об утверждении Инструкции об организации системы внутреннего контроля в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, банковских группах и банковских холдингах/Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 ноября 2012 г.№ 625, рег. номер в НРПА 8/26759 от 11 января 2013 г. (с учетом изменений от 26.11.2014);
  9. Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями пруденциальной отчетности в Национальный банк Республики Беларусь/Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 31 октября 2006 г.№ 172, рег. номер в НРПА 8/15355 от 20 ноября 2006 г. (с учетом изменений от 29.12.2014);  
  10. Об утверждении Инструкции о раскрытии информации о деятельности банка, небанковской кредитно-финансовой организации, банковской группы и банковского холдинга/Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 11 января 2013 г.№ 19, рег. номер в НРПА 8/26912 от 15 января 2013 г. (с учетом изменений от 26.12.2013);
  11. О дополнительных требованиях к порядку применения Национальным банком Республики Беларусь мер надзорного реагирования и критериях принятия решения об их применении/Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 7 декабря 2012 г.№ 641, рег. номер в НРПА 8/26677 от 26 декабря 2012 г.  
  12. Об основаниях назначения Национальным банком Республики Беларусь внеплановых проверок/Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 19 марта 2010 г.№ 66, рег. номер в НРПА 8/22165 от 9 апреля 2010 г.  
  13. Об утверждении форм отчетности для головных организаций банковских групп, банковских холдингов и Инструкции о порядке осуществления надзора за банковской деятельностью на консолидированной основе/Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 24 января 2007 г.№ 15, рег. номер в НРПА 8/16052 от 14 марта 2007 г. (с учетом изменений от 29.12.2014);  
  14. Об утверждении Инструкции о регулировании аудиторской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, банковских группах и банковских холдингах/Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 4 января 2008 г.№ 1, рег. номер в НРПА 8/18140 от 8 февраля 2008 г. (с учетом изменений от 05.06.2014); 
  15. О внесении изменений и дополнений в Рекомендации о методике проведения Национальным банком Республики Беларусь проверок банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и оценке уровня рисков/Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 марта 2014 г.№ 193.

Для повышения устойчивости банковского сектора сформирована система основанных на мировом опыте и рекомендованных Базельским комитетом по банковскому надзору пруденциальных требований к банкам, которая включает следующие основные требования:

  • достаточности капитала для покрытия основных рисков банковской деятельности (кредитного, рыночного, операционного);
  • управления ликвидностью банка и ограничения риска ликвидности, включая согласование требований и обязательств банка по срокам размещения и привлечения, а также требования к структуре активов банка по уровню ликвидности;
  • ограничения концентрации рисков, включая ограничения риска на одного клиента, группу взаимосвязанных клиентов, на одного связанного с банком клиента (инсайдера) и связанных с ним лиц, а также ограничения общей суммы рисков на всех инсайдеров и общей суммы крупных рисков;
  • создания специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе;
  • наличия систем корпоративного управления, управления рисками и внутреннего контроля;
  • раскрытия банками информации для участников рынка.

Для повышения эффективности деятельности банков Национальным банком разработаны требования и рекомендации по организации корпоративного управления, управления рисками и внутреннего контроля в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, банковских группах и банковских холдингах.

Центральным ориентиром совершенствования принципов и инструментов банковского надзора является приближение к международным стандартам, разрабатываемым Базельским комитетом по банковскому надзору и другими международными финансовыми институтами, последовательное внедрение и следование проверенным мировой практикой принципам и подходам к банковскому регулированию и риск-ориентированному надзору.

Помимо надзора за деятельностью банков на индивидуальной и консолидированной основе Национальный банк в рамках макропруденциального надзора осуществляет мониторинг рисков банковского сектора в целом, проводит оценку влияния экономических и денежно-кредитных факторов на его стабильность в целях содействия надежному и безопасному функционированию банковского сектора, снижения вероятности возникновения системных банковских кризисов, содействия обеспечению макроэкономической стабильности. В частности, Национальным банком обеспечивается подготовка и публикация ежегодного аналитического обозрения "Финансовая стабильность в Республике Беларусь".

Реализация функций надзорного органа в Национальном банке возложена на Главное управление банковского надзора и соответствующие подразделения территориальных Главных управлений Национального банка.

Коллегиальные решения по отдельным вопросам банковского надзора принимаются соответствующими органами Национального банка.

Правлением Национального банка в частности утверждаются нормативные правовые акты в области банковского надзора, принимаются решения о государственной регистрации, реорганизации и ликвидации банков, о выдаче специальных разрешений (лицензий) на осуществление банковской деятельности, регулировании деятельности банков по ее безопасному и ликвидному осуществлению, а также определяются порядок формирования резервов банков и порядок применения к банкам мер воздействия.

Действующий в Национальном банке на постоянной основе Комитет по обеспечению стабильности банковской системы, председателем которого является Председатель Правления Национального банка, обеспечивает выработку оптимальных управленческих решений по актуальным вопросам банковского надзора. К его задачам помимо прочего относятся проведение оперативного мониторинга выполнения банками экономических нормативов, установленных Национальным банком [7, c. 719].

Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь, выработка необходимых мер реагирования, рассмотрение результатов текущего банковского надзора и принятие мер по повышению его эффективности. Решения Комитета по обеспечению стабильности банковской системы являются обязательными для исполнения структурными подразделениями Национального банка.

Комиссия по оценке финансовой устойчивости банковской системы, возглавляемая первым заместителем Председателя Правления Национального банка, курирующим вопросы банковского надзора, осуществляет рассмотрение методологических и методических подходов к анализу состояния банковского сектора и разработке систем раннего предупреждения кризисных явлений в банковском секторе, а также ключевых тенденций в экономике и денежно-кредитной сфере и их значимости для обеспечения финансовой устойчивости банков.

В целях обсуждения различных вопросов и тенденций, касающихся финансовой стабильности, выработки мер, направленных на ее поддержание, а также координации информационного взаимодействия заключен Меморандум о взаимопонимании между Национальным банком Республики Беларусь, Министерством финансов, Министерством экономики и Агентством по гарантированному возмещению банковских вкладов (депозитов) физических лиц в сфере обеспечения финансовой стабильности. Руководящими принципами Меморандума являются четкое разделение ответственности между подписавшими его сторонами в сфере обеспечения финансовой стабильности, определение сфер и ситуаций пересечения компетенций, организация эффективного межведомственного обмена информацией, а также координация работы на основе создания постоянно действующего консультативного органа – межведомственного Комитета по финансовой стабильности, который состоит из руководителей высшего уровня участников Меморандума и возглавляется Председателем Правления Национального банка.

Информация о работе Методы регулирования Национальным банком Республики Беларусь