внедрение современных стратегий продаж;
повышение качества розничных банковских
услуг посредством модификации услуг,
уже оказываемых банками населению, освоения новых сегментов рынка, включая
ипотечное кредитование, услуги, связанные
с операциями с ценными бумагами, драгоценными
металлами и камнями и т.д. Решению указанной
задачи будут способствовать:
внедрение корпоративных систем управления
качеством, включающих повышение уровня автоматизации
процесса оказания услуг, стандартизацию
банковских продуктов, регламентацию
действий работников банка,
организацию обучения работников,
рост их профессионального и культурного
уровня, разработку и внедрение стандартов
корпоративной этики, контроль за соблюдением
стандартов;
поддержание имиджа банка;
оценка службы менеджмента по продвижению
новых банковских продуктов и др.
Важное место в области финансирования
реального сектора экономики по-прежнему
будет занимать банковское кредитование. Повышение
доступности кредитов нефинансовому сектору
экономики будет достигаться, в том числе,
за счет проведения взвешенной политики
в отношении ставок по депозитно-кредитным
операциям. Сохранится приоритетность
таких направлений, как инвестиционное
кредитование и кредитная поддержка развития
экспортно ориентированных производств.
Кроме того, особое внимание будет уделено
расширению кредитной поддержки развития
малого и среднего бизнеса[16].
Особые акценты в кредитной политике банков необходимо сделать на повышении
доступности кредитов банков для организаций
и физических лиц через снижение процентных
ставок. С этой целью банки реализуют комплекс
мер, направленных на снижение управленческих
и организационных издержек. В частности,
банки будут осуществлять переход на одноуровневую
систему управления региональной структурой,
централизацию бухгалтерского учета,
кадровой и правовой работы, снабжения
в центральных подразделениях, преобразование
филиалов и отделений в расчетно-кассовые
центры и центры по оказанию банковских
услуг.
Значимым фактором повышения стабильности
функционирования банковской системы
является дальнейшее развитие безналичных
расчетов, предусматривающее ускорение
оборачиваемости и снижение издержек
обращения денежных средств, сокращение доли расчетов
наличными денежными средствами, обеспечение
эффективного и надежного обслуживания
всех участников расчетов, повышение качества
банковских услуг. Указанные цели могут
быть достигнуты посредством:
- совершенствования норм и правил осуществления безналичных расчетов
с учетом международного опыта и национальной
банковской практики;
- увеличения доли безналичных расчетов
в национальном платежном обороте;
- расширения сферы применения электронных
документов в безналичных расчетах;
- отмены очередности платежей при осуществлении
расчетов юридическими лицами, их обособленными
подразделениями и индивидуальными предпринимателями
на территории Республики Беларусь;
- снятия с банков обязанностей по выполнению
несвойственных им контрольных функций при осуществлении расчетов путем
повышения платежной и исполнительской
дисциплины субъектов хозяйствования;
- совершенствования норм законодательства
при безакцептном списании денежных средств
с банковских счетов клиентов;
- совершенствования унифицированных форматов платежных инструкций, применяемых
в банковской практике, и порядка их использования;
- развития документарных операций в соответствии
с требованиями международного законодательства,
актами Международной торговой палаты
– Всемирной организации бизнеса;
- расширения доступа клиентов к банковским
услугам путем активного внедрения дистанционного
банковского обслуживания, в том числе
на основе применения современных технологий
(Internet-banking, Mobile-banking и др.), обеспечивающих
максимально высокую мобильность денежных потоков при минимальной
трудоемкости и себестоимости расчетов;
- урегулирования порядка заверения копий
платежных инструкций клиентов в случае
передачи их в банк в электронном виде;
- проведения юридическими лицами безналичных
расчетов только через их текущие (расчетные) счета;
- совершенствования порядка осуществления
безналичных расчетов физическими лицами
в части использования счетов, открытых
в банках.
Либерализация доступа на рынок банковских
услуг имеет ряд положительных последствий,
таких как приток иностранных инвестиций
в банковский сектор, рост финансового
потенциала и активов банковского сектора
за счет более дешевых и доступных источников
внешнего финансирования, повышение устойчивости
банковского сектора за счет роста капитализации
банков и внедрения передовых подходов
к управлению рисками, улучшение значений
международных рейтингов.
Вместе с тем на устойчивости банковского
сектора отрицательно скажутся вероятное
вытеснение резидентов с внутреннего
рынка в результате усиления конкуренции со стороны иностранных поставщиков
услуг, а также возможность для беспрепятственного
оттока ранее привлеченного иностранного
капитала.
Это, в свою очередь, потребует от банков
заблаговременного решения задач по усилению
конкурентоспособности соразмерно уровню эффективности банков
в странах - участницах ЕЭП, активизации
мероприятий по ограничению рисков, связанных
с внешними заимствованиями.
Выводы: предложенные мероприятия направлены
на финансовое укрепление белорусской
банковской системы, придание ей динамичности,
прозрачности и выход на мировые финансовые
рынки в качестве полноправного их участника.
В отличие от монетарной политики, их реализация
не требует комплексности и может быть
осуществлена в разные сроки по мере подготовки
соответствующих экономических и политических
условий.
Заключение
На основании изученного материала необходимо
сделать следующие выводы:
- Центральный банк — это привилегированная
и элитарная финансовая организация, наделенная
функциями административного органа и банка.
- В большинстве стран мира, включая Республику
Беларусь, центральные банки являются
собственностью государства. В отдельных
странах (США, Швейцарии, ЮАР, Японии) их
учредителями-акционерами могут быть
коммерческие банки и другие юридические
и физические лица. Ряд центральных банков
обладает правом самостоятельно (без надзора
правительства) устанавливать смету расходов.
Во Франции принятый центральным банком
бюджет может быть отвергнут парламентом,
в США возможен его последующий контроль
со стороны государства.
- Задачи и функции центрального банка
в большинстве стран мира определены в
нескольких законах: Конституции, законах
о центральном банке страны, о банковской
деятельности. К числу основных задач
центрального банка относятся: разработка
и проведение денежно-кредитной политики
как совокупности функций по обеспечению
покупательной способности денег, поддержке
экономической политики правительства
(способствовать долгосрочному экономическому
росту, сдерживанию инфляции, регулированию
занятости населения, выравниванию платежного баланса);
надзор за кредитной системой; организация
функционирования платежной системы и
надзор за нею. Общемировой тенденцией
является построение национальных расчетных
систем под контролем и надзором центрального
банка через единый корреспондентский счет, открываемый
в нем, усиление правомочных функций центрального
банка по регулированию платежных систем.
- Только через эффективную систему денежно-кредитного
регулирования экономики можно стимулировать
работу банков, проводить кредитные и инвестиционные операции,
бесперебойно осуществлять расчеты. Методы
этого воздействия разнообразны.
- Банковская система Республики Беларусь
состоит из Национального банка Республики
Беларусь и иных банков. Национальный
банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет
порядок расчетов и обладает исключительным
правом эмиссии денег.
- Национальный банк - центральный банк
Республики Беларусь действует исключительно
в интересах Республики Беларусь.
- Национальный банк осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией
Республики Беларусь, Банковским кодексом
Республики Беларусь, законами Республики
Беларусь, нормативными правовыми актами
Президента Республики Беларусь и независим
в своей деятельности.
Таким образом, в результате,
анализа проведенного во второй и третье
главе курсовой работы, можно сделать
следующие выводы:
- Важное место в функционировании Национального
Банка занимает надзор за деятельностью
коммерческих банков. Этим обеспечивается
устойчивое функционирование банковской системы страны.
- В курсовой работе были отмечены основные
методы регулирования, применяемые по
отношению к коммерческим банкам. Это,
прежде всего, экономические нормативы, устанавливаемые Национальным Банком, а также система лицензирования банковской деятельности и другие
инструменты надзора. Причем в соответствии
с действующим законодательством Республики
Беларусь полномочия Национального Банка
в области регулирования банковской деятельности
практически не ограничены.
- Национальный банк в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты, обязательные для исполнения республиканскими органами государственного управления, органами местного управления и самоуправления, всеми банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, иными юридическими лицами, действующими
на территории Республики Беларусь, а
также физическими лицами.
- В настоящий момент обнаруживаются тенденции
сближения системы банковского надзора
с международными стандартами в данной
области, в частности с решениями Базельского комитета по банковской
деятельности. Зарубежный опыт говорит
о необходимости гармоничного совмещения
двух направлений: реорганизации структуры
надзорного органа и недопущении преобладания
формального подхода в надзоре над его
содержанием.
- Нужно иметь в виду, что недостатки функционирования
системы банковского надзора страны, прежде
всего, связаны с монопольным правом Национального
Банка регулирования банковской деятельности,
но эти недостатки преодолимы. Возможен
вариант, при котором Национальный Банк объединит за собой все
функции регулирования не только банков,
но и других финансовых институтов, а также
страхового рынка.
Список использованных источников
- Банковская система Беларуси: риски
значительны, но есть "подушка безопасности"
/ В. Ф. Тарасов // Вестник Высшего Хозяйственного
Суда Республики Беларусь. - 2010. - № 12. -
62-66 с.
- Банковская система в развивающихся экономиках:
опыт становления, развития и кризисов: монография / И. Н. Юдина. - Москва: Риор : Инфра-М, 2012 (макет 2013). - 348, [2] с.
- Банковская система в современной экономике:
учебное пособие
/ [Лаврушин О. И. и др.]. - Москва : Кнорус,
2011. - 360 с.
- Банковская система и банковский надзор
в Республике Беларусь в условиях мирового
финансового и экономического кризиса: доклад начальника
Главного управления банковского надзора
Национального банка Республики Беларусь
С. Дубкова // Банкаўскi веснiк. - 2009. - № 19.
- 7-14с.
- Банковская система и ее роль в национальной
экономике Республики Беларусь / Е. Н. Новикова
// Социально ориентированная экономика
Республики Беларусь: проблемы и перспективы
развития : материалы VIII Республиканской
научно-практической конференции студентов,
аспирантов и магистрантов, Бобруйск, 11 апреля 2013 года / Министерство образования Республики Беларусь, Белорусский государственный экономический университет. - Минск. - 66-67с.
- Банковская система и реальный сектор экономики России:
перспективы совместного развития / А.
Архипов, А. Казанников // Вестник института
экономики Российской академии наук. -
2013. - № 2. - 55-70с.
- Банковская система как специфический объект
правового регулирования в условиях финансового
кризиса / М. В. Михайлов // Право и политика.
- 2012. - № 4. - 717-725с.
- Деньги, кредит,
банки: конспект лекций для вузов / Д. В. Демиденко, О. М. Иванюк. - Могилев: МГУП, 2009. - 80 с.
- Деньги, кредит,
банки: опорные конспекты / Рабыко И.Н.
- 3-е изд., переработанное и дополненное.
- Минск: Экоперспектива, 2008. - 84 с.
- Деньги, кредит,
банки: ответы на экзаменационные вопросы
/ Короткевич А.И.,Очкольда И.И. - 2-е изд.
- Минск: ТетраСистемс, 2009. - 160 с.
- Деньги, кредит,
банки: Учеб. пособие для студентов вузов
экон. специальностей / Свиридов О.Ю. - 3-е
изд.,испр.и доп. - М.;Ростов н/Д : МарТ, 2004.
- 480 с.
- Кредитная система: опыт, новые явления,
прогнозы и перспективы [Текст] / Полищук А.И. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 216 с.
- Кредитная система оценки учебной деятельности
студентов I-V курсов факультета дошкольного образования: учебно-методическое пособие / Сост. Житко И.В., Митрош О.И. - Минск : БГПУ им. М.Танка, 2007. - 206 с.
- Об актуальных вопросах повышения устойчивости
функционирования банков/Доклад члена
Правления, начальника Главного управления
банковского надзора Национального банка
Республики Беларусь Д.Н. Лапко на расширенном
заседании Правления. – Банковский вестник. - № 10/615 октябрь 2014.
- Официальный сайт Национального банка
Республики Беларусь, [Электронный ресурс].– 2014.– Режим доступа: http://nbrb.by/statistics/bulletin/2014/bulletin2014_12.pdf?v=1 – Дата доступа: 10.02.2015.
- Стратегия развития банковского сектора
экономики Республики Беларусь на 2011 –
2015 годы, одобренная Постановлением Правления
Национального банка Республики Беларусь
от 03.03.2011 № 73. Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь, [Электронный
ресурс].– 2014.– Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications/banksectordev10-15.pdf
– Дата доступа: 10.02.2015.