Методы регулирования Национальным банком Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2015 в 20:10, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – на основании литературных источников рассмотреть методы регулирования Национальным банком Республики Беларусь деятельности банков.
Объектом исследования является Национальный Банк Республики Беларусь.
Предмет исследования – методы регулирования Национальным Банком деятельности коммерческих банков.

Файлы: 1 файл

Курсовая - методы регулирования Национальным банком РБ деятельности банков-1.doc

— 1.28 Мб (Скачать файл)

внедрение современных стратегий продаж;

повышение качества розничных банковских услуг посредством модификации услуг, уже оказываемых банками населению, освоения новых сегментов рынка, включая ипотечное кредитование, услуги, связанные с операциями с ценными бумагами, драгоценными металлами и камнями и т.д. Решению указанной задачи будут способствовать:

внедрение корпоративных систем управления качеством, включающих повышение уровня автоматизации процесса оказания услуг, стандартизацию банковских продуктов, регламентацию действий работников   банка,   организацию   обучения   работников,   рост   их профессионального и культурного уровня, разработку и внедрение стандартов корпоративной этики, контроль за соблюдением стандартов;

поддержание имиджа банка;

оценка службы менеджмента по продвижению новых банковских продуктов и др.

Важное место в области финансирования реального сектора экономики по-прежнему будет занимать банковское кредитование. Повышение доступности кредитов нефинансовому сектору экономики будет достигаться, в том числе, за счет проведения взвешенной политики в отношении ставок по депозитно-кредитным операциям. Сохранится приоритетность таких направлений, как инвестиционное кредитование и кредитная поддержка развития экспортно ориентированных производств.

Кроме того, особое внимание будет уделено расширению кредитной поддержки развития малого и среднего бизнеса[16].

Особые акценты в кредитной политике банков необходимо сделать на повышении доступности кредитов банков для организаций и физических лиц через снижение процентных ставок. С этой целью банки реализуют комплекс мер, направленных на снижение управленческих и организационных издержек. В частности, банки будут осуществлять переход на одноуровневую систему управления региональной структурой, централизацию бухгалтерского учета, кадровой и правовой работы, снабжения в центральных подразделениях, преобразование филиалов и отделений в расчетно-кассовые центры и центры по оказанию банковских услуг.

Значимым фактором повышения стабильности функционирования банковской системы является дальнейшее развитие безналичных расчетов, предусматривающее ускорение оборачиваемости и снижение издержек обращения денежных средств, сокращение доли расчетов наличными денежными средствами, обеспечение эффективного и надежного обслуживания всех участников расчетов, повышение качества банковских услуг. Указанные цели могут быть достигнуты посредством:

  • совершенствования норм и правил осуществления безналичных расчетов с учетом международного опыта и национальной банковской практики;
  • увеличения доли безналичных расчетов в национальном платежном обороте;
  • расширения сферы применения электронных документов в безналичных расчетах;
  • отмены очередности платежей при осуществлении расчетов юридическими лицами, их обособленными подразделениями и индивидуальными предпринимателями на территории Республики Беларусь;
  • снятия с банков обязанностей по выполнению несвойственных им контрольных функций при осуществлении расчетов путем повышения платежной и исполнительской дисциплины субъектов хозяйствования;
  • совершенствования норм законодательства при безакцептном списании денежных средств с банковских счетов клиентов;
  • совершенствования унифицированных форматов платежных инструкций, применяемых в банковской практике, и порядка их использования;
  • развития документарных операций в соответствии с требованиями международного законодательства, актами Международной торговой палаты – Всемирной организации бизнеса;
  • расширения доступа клиентов к банковским услугам путем активного внедрения дистанционного банковского обслуживания, в том числе на основе применения современных технологий (Internet-banking, Mobile-banking и др.), обеспечивающих максимально высокую мобильность денежных потоков при минимальной трудоемкости и себестоимости расчетов;
  • урегулирования порядка заверения копий платежных инструкций клиентов в случае передачи их в банк в электронном виде;
  • проведения юридическими лицами безналичных расчетов только через их текущие (расчетные) счета;
  • совершенствования порядка осуществления безналичных расчетов физическими лицами в части использования счетов, открытых в банках.

Либерализация доступа на рынок банковских услуг имеет ряд положительных последствий, таких как приток иностранных инвестиций в банковский сектор, рост финансового потенциала и активов банковского сектора за счет более дешевых и доступных источников внешнего финансирования, повышение устойчивости банковского сектора за счет роста капитализации банков и внедрения передовых подходов к управлению рисками, улучшение значений международных рейтингов.

Вместе с тем на устойчивости банковского сектора отрицательно скажутся вероятное вытеснение резидентов с  внутреннего рынка в результате усиления конкуренции со стороны иностранных поставщиков услуг, а также возможность для беспрепятственного оттока ранее привлеченного иностранного капитала.

Это, в свою очередь, потребует от банков заблаговременного решения задач по усилению конкурентоспособности соразмерно уровню эффективности банков в странах - участницах ЕЭП, активизации мероприятий по ограничению рисков, связанных с внешними заимствованиями.

Выводы:  предложенные мероприятия направлены на финансовое укрепление белорусской банковской системы, придание ей динамичности, прозрачности и выход на мировые финансовые рынки в качестве полноправного их участника. В отличие от монетарной политики, их реализация не требует комплексности и может быть осуществлена в разные сроки по мере подготовки соответствующих экономических и политических условий.

 

          

Заключение

На основании изученного материала необходимо сделать следующие выводы:

  1. Центральный банк — это привилегированная и элитарная финансовая организация, наделенная функциями административного органа и банка.
  2. В большинстве стран мира, включая Республику Беларусь, центральные банки являются собственностью государства. В отдельных странах (США, Швейцарии, ЮАР, Японии) их учредителями-акционерами могут быть коммерческие банки и другие юридические и физические лица. Ряд центральных банков обладает правом самостоятельно (без надзора правительства) устанавливать смету расходов. Во Франции принятый центральным банком бюджет может быть отвергнут парламентом, в США возможен его последующий контроль со стороны государства.
  3. Задачи и функции центрального банка в большинстве стран мира определены в нескольких законах: Конституции, законах о центральном банке страны, о банковской деятельности. К числу основных задач центрального банка относятся: разработка и проведение денежно-кредитной политики как совокупности функций по обеспечению покупательной способности денег, поддержке экономической политики правительства (способствовать долгосрочному экономическому росту, сдерживанию инфляции, регулированию занятости населения, выравниванию платежного баланса); надзор за кредитной системой; организация функционирования платежной системы и надзор за нею. Общемировой тенденцией является построение национальных расчетных систем под контролем и надзором центрального банка через единый корреспондентский счет, открываемый в нем, усиление правомочных функций центрального банка по регулированию платежных систем.
  4. Только через эффективную систему денежно-кредитного регулирования экономики можно стимулировать работу банков, проводить кредитные и инвестиционные операции, бесперебойно осуществлять расчеты. Методы этого воздействия разнообразны.
  5. Банковская система Республики Беларусь состоит из Национального банка Республики Беларусь и иных банков. Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег.
  6. Национальный банк - центральный банк Республики Беларусь действует исключительно в интересах Республики Беларусь.
  7. Национальный банк осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и независим в своей деятельности.

           Таким образом, в результате, анализа проведенного во второй и третье главе курсовой работы, можно сделать следующие выводы:

  1. Важное место в функционировании Национального Банка занимает надзор за деятельностью коммерческих банков. Этим обеспечивается устойчивое функционирование банковской системы страны.
  2. В курсовой работе были отмечены основные методы регулирования, применяемые по отношению к коммерческим банкам. Это, прежде всего, экономические нормативы, устанавливаемые Национальным Банком, а также система лицензирования банковской деятельности и другие инструменты надзора. Причем в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь полномочия Национального Банка в области регулирования банковской деятельности практически не ограничены.
  3. Национальный банк в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты, обязательные для исполнения республиканскими органами государственного управления, органами местного управления и самоуправления, всеми банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, иными юридическими лицами, действующими на территории Республики Беларусь, а также физическими лицами.
  4. В настоящий момент обнаруживаются тенденции сближения системы банковского надзора с международными стандартами в данной области, в частности с решениями Базельского комитета по банковской деятельности. Зарубежный опыт говорит о необходимости гармоничного совмещения двух направлений: реорганизации структуры надзорного органа и недопущении преобладания формального подхода в надзоре над его содержанием.
  5. Нужно иметь в виду, что недостатки функционирования системы банковского надзора страны, прежде всего, связаны с монопольным правом Национального Банка регулирования банковской деятельности, но эти недостатки преодолимы. Возможен вариант, при котором Национальный Банк объединит за собой все функции регулирования не только банков, но и других финансовых институтов, а также страхового рынка.

Список использованных источников

  1. Банковская система Беларуси: риски значительны, но есть "подушка безопасности" / В. Ф. Тарасов // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. - 2010. - № 12. - 62-66 с.
  2. Банковская система в развивающихся экономиках: опыт становления, развития и кризисов: монография / И. Н. Юдина. - Москва: Риор : Инфра-М, 2012 (макет 2013). - 348, [2] с.
  3. Банковская система в современной экономике: учебное пособие / [Лаврушин О. И. и др.]. - Москва : Кнорус, 2011. - 360 с.
  4. Банковская система и банковский надзор в Республике Беларусь в условиях мирового финансового и экономического кризиса: доклад начальника Главного управления банковского надзора Национального банка Республики Беларусь С. Дубкова // Банкаўскi веснiк. - 2009. - № 19. - 7-14с.
  5. Банковская система и ее роль в национальной экономике Республики Беларусь / Е. Н. Новикова // Социально ориентированная экономика Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития : материалы VIII Республиканской научно-практической конференции студентов, аспирантов и магистрантов, Бобруйск, 11 апреля 2013 года / Министерство образования Республики Беларусь, Белорусский государственный экономический университет. - Минск.  - 66-67с.
  6. Банковская система и реальный сектор экономики России: перспективы совместного развития / А. Архипов, А. Казанников // Вестник института экономики Российской академии наук. - 2013. - № 2. - 55-70с.
  7. Банковская система как специфический объект правового регулирования в условиях финансового кризиса / М. В. Михайлов // Право и политика. - 2012. - № 4. - 717-725с.
  8. Деньги, кредит, банки: конспект лекций для вузов / Д. В. Демиденко, О. М. Иванюк. - Могилев: МГУП, 2009. - 80 с.
  9. Деньги, кредит, банки: опорные конспекты / Рабыко И.Н. - 3-е изд., переработанное и дополненное. - Минск: Экоперспектива, 2008. - 84 с.
  10. Деньги, кредит, банки: ответы на экзаменационные вопросы / Короткевич А.И.,Очкольда И.И. - 2-е изд. - Минск: ТетраСистемс, 2009. - 160 с.
  11. Деньги, кредит, банки: Учеб. пособие для студентов вузов экон. специальностей / Свиридов О.Ю. - 3-е изд.,испр.и доп. - М.;Ростов н/Д : МарТ, 2004. - 480 с.
  12. Кредитная система: опыт, новые явления, прогнозы и перспективы [Текст] / Полищук А.И. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 216 с.
  13. Кредитная система оценки учебной деятельности студентов I-V курсов факультета дошкольного образования: учебно-методическое пособие / Сост. Житко И.В., Митрош О.И. - Минск : БГПУ им. М.Танка, 2007. - 206 с.
  14. Об актуальных вопросах повышения устойчивости функционирования банков/Доклад члена Правления, начальника Главного управления банковского надзора Национального банка Республики Беларусь Д.Н. Лапко на расширенном заседании Правления. – Банковский вестник. - № 10/615 октябрь 2014.
  15. Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь, [Электронный ресурс].– 2014.– Режим доступа: http://nbrb.by/statistics/bulletin/2014/bulletin2014_12.pdf?v=1 – Дата доступа: 10.02.2015.
  16. Стратегия развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы, одобренная Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 03.03.2011 № 73. Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь, [Электронный ресурс].– 2014.– Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications/banksectordev10-15.pdf – Дата доступа: 10.02.2015.

 

 

 


 



Информация о работе Методы регулирования Национальным банком Республики Беларусь