Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 20:37, курсовая работа
Цель курсовой работы - выявить особенности, проблемы и возможные перспективы развития Международного Валютного Фонда и Европейского Банка Реконструкции и Развития.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать кредитный рынок, изучить его функции, объекты, инструменты, исследовать мировой кредитный рынок на современном этапе, раскрыть особенности механизмов его регулирования;
выявить особенности деятельности международных финансовых организаций в целом, и, в частности, Международного Валютного Фонда и Европейского Банка Реконструкции и Развития;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МИРОВОГО КРЕДИТНОГО РЫНКА…………………………………..……………………....6
Сущность, организация и структура кредитного рынка…………………...6
Мировой кредитный рынок на современном этапе…...…………………..13
Механизм регулирования мирового кредитного рынка…………………..19
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ………………………………………….…24
2.1. Основные аспекты деятельности международных финансовых организаций………………………………………………………………………24
2.2. Анализ деятельности Международного валютного фонда………………………………………………………………….………….32
2.3. Анализ деятельности Европейского банка реконструкции и развития………………………………………………………………………….41
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ…………………..50
3.1. Проблемы и перспективы взаимодействия России и МВФ.…..…………50
3.2. Проблемы и перспективы взаимодействия России и ЕБРР………...……55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…….62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……
Синдицированные еврокредиты увеличились вдвое в 80-х годах, как и традиционные международные банковские кредиты, но более чем вдвое уступают им по объему (соответственно 150 млрд. и 330 млрд. долл. в год в начале 90-х годов).
Мировой кредитный рынок является феноменом рыночных отношений и поэтому так же, как другие явления рыночной экономики, представляет собой объект регулирования.
Регулирование мирового кредитного рынка — это комплекс методов и мер в сфере международных кредитных отношений, направленных на упорядочение движения финансовых потоков на международном финансовом рынке.
Основными целями регулирования мирового кредитного рынка являются следующие:
Как свидетельствует мировая история возникновения и развития мирового кредитного рынка в условиях рыночной экономики, объективно необходимо осуществление государственного и рыночного регулирования всех структурных составляющих рынка. На мировом кредитном рынке формируются спрос и предложение валют, кредитов, фондовых ценностей, инвестиций, страховых услуг, а, следовательно, формируются и цены (курсы и проценты) на все эти продукты финансового рынка.
Рыночное регулирование мирового кредитного рынка подчиняется закону стоимости и закону спроса и предложения. Действие этих законов обеспечивает в условиях конкуренции соответствие мировых кредитных потоков потребностям глобальной мировой экономики. Через ценовой механизм и сигналы динамики курсов (цен) отдельных кредитных продуктов экономические агенты узнают о запросах покупателей этих продуктов (спрос) и возможностях их предложения (предложение). Тем самым рынок выступает как саморегулирующаяся и самоналаживающаяся система [12.С.99].
Несмотря на возможности саморегулирования рынка как любого рыночного механизма, он не представляет собой абсолютно устойчивую систему, которая отлаживается в любых условиях. Любое экономическое явление подвержено воздействию большого количества субъективных факторов: политических, социальных, информационных, культурологических и др. Под их воздействием мировой кредитный рынок не всегда способен к самосбалансированию. Он требует государственного вмешательства в случаях, когда не может отрегулироваться самостоятельно. Мировой опыт показывает, что на современном этапе развития мирового кредитного рынка в процессе его регулирования целесообразно использовать принципы и кейнсианства, и монетаризма. В результате сформировался механизм мирового кредитного рынка, представляющий синтез рыночного и государственного регулирования.
Рыночное и государственное регулирование мирового кредитного рынка дополняют друг друга. Первое, основанное на конкуренции, порождает стимулы для развития (идеи монетаристов), а второе направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования секторов кредитного рынка (идеи неокейнсианцев). Граница между этими двумя регуляторами определяется выгодами и потерями в конкретной экономической ситуации. Поэтому соотношение между ними часто меняется. В условиях экономических кризисов, войн, политических конфликтов, общей нестабильности экономики преобладает государственное регулирование, порой весьма жесткое, а при стабилизации финансово-экономической ситуации происходит либерализация кредитного рынка, поощряется конкуренция.
Но и в условиях рыночного регулирования мирового кредитного рынка государства всегда оставляют за собой право финансового контроля в целях регламентации и надзора за деятельностью этого рынка.
Саморегулирование мирового кредитного рынка направлено преимущественно на преодоление кредитных рисков каждого конкретного участника рынка. Участники рынка самостоятельно или на коллективной основе (различные объединения) управляют возникающими в их деятельности рисками. Частное управление рисками можно назвать «рыночной дисциплиной», поскольку последнее означает не соблюдение законов и правил (традиционное понимание), а эффективное применение системы управления рисками для поддержания высокой капитализации и прибыльности компании в любых ситуациях, даже в условиях спада и кризиса [11.С.122].
Возможности каждого
из перечисленных выше способов регулирования
на различных стадиях
Вся система рыночных и государственных методов регулирования мирового кредитного рынка может быть разбита на следующие логические пары [12.С.107]:
Следует особо подчеркнуть, что все указанные методы работают синхронно во всех секторах мирового кредитного рынка.
Одним из вариантов классификации методов регулирования мирового кредитного рынка является их разделение на специальные и общие. Специфика того или иного метода регулирования определяется особенностями конкретного сектора рынка.
Специальные методы регулирования мирового кредитного рынка формируются в том же направлении, что и косвенные методы регулирования этого сектора. Это изменение ставки процента, пересмотр норм обязательных резервов, операции на открытом рынке, депозитная политика. Подходы при применении специальных методов те же, что при косвенном регулировании — рестрикционные и/или экспансионистские.
Таким образом, для регулирования мирового кредитного рынка применяется разветвленная система специальных методов. Она позволяет посредством рыночных или государственных методов регулировать и контролировать рынок. Среди специальных методов регулирования преобладают рыночные методы с высокой степенью их детализации.
Общие методы регулирования мирового кредитного рынка воздействуют на поведение агентов рынка, его конъюнктуру, структуру и взаимную сбалансированность всех секторов рынка, взаимодействие и взаимопроникновение этих секторов в рамках единого мирового кредитного рынка.
Общие методы регулирования мирового кредитного рынка преследуют несколько целей: координацию кредитной политики отдельных агентов мирового кредитного рынка, национальных государств; выработку системы мер (национальных и межнациональных) для выхода из структурных кризисов рынка. Эти цели достигаются с помощью международной финансовой политики, которая определяет подготовку, принятие и реализацию решений по проблемам регулирования финансового и, в частности, кредитного рынка.
Необходимость выработки кредитной политики в области регулирования мирового кредитного рынка обусловлена следующими причинами [12.С.113]:
Финансовая политика в области регулирования мирового кредитного рынка в зависимости от целей и форм подразделяется на структурную и текущую. Структурное регулирование мирового кредитного рынка — это совокупность долгосрочных мероприятий, направленных на осуществление структурных изменений на этом рынке.
Структурная финансовая политика влияет на текущую. Текущая финансовая политика — совокупность краткосрочных мер, направленных на повседневное оперативное регулирование функционирования рынка.
Таким образом, методы регулирования мирового кредитного рынка весьма многообразны, находятся в постоянной динамике, возникают все новые и новые методы регулирования. Однако все они не выходят за рамки данной классификации и могут быть размещены в определенном разделе.
ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Основные аспекты
деятельности международных
Международные финансовые организации – это институты, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования международных экономических отношений, для развития сотрудничества и обеспечения стабильности всемирного хозяйства [8.С.364].
Рассмотрим некоторые международные финансовые организации.
Международный валютный фонд (МВФ) был учрежден на мировой валютно-финансовой конференции ООН (1-22 июля 1944г.) в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гэмпшир). Конференция приняла статьи соглашения МВФ, которые исполняют роль его устава. Этот документ вступил в силу 27 декабря 1945г., практическую деятельность фонд начал в мае 1946г., имея в своем составе 39 стран-членов, а к валютным операциям он приступил с 1 марта 1947г.
По мере эволюции мировой валютной системы, а также трансформации деятельности МВФ статьи соглашения трижды пересматривались. Первая серия поправок была осуществлена в 1968-69гг., в связи с образованием механизма специальных прав заимствования (СДР – аббревиатура от английского SDR (Special Debt Rights)), во второй, произведенной в 1976-78гг., были определены основные принципы нового, Ямайского международного валютного устройства, сменившего Бреттон-Вудскую валютную систему. Третья поправка 1990-92гг. предусматривала введение санкций в виде приостановки права участвовать в голосовании в отношении стран-членов, не выполнивших свои финансовые обязательства перед фондом. Кроме того, в стадии ратификации странами-членами находится принятая Советом управляющих поправка к уставу, касающаяся специального, разового выпуска СДР. Готовятся также поправки, накладывающие на страны-члены обязательства по либерализации международного движения капиталов [22].
Основные функции МВФ:
Официальные цели МВФ:
1) способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере;
2) содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли в интересах развития производственных ресурсов, достижения высокого Уровня занятости и реальных доходов государств-членов;
3) обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения валютной области среди государств-членов и не допускать «обесценения валют с целью получения конкурентных преимуществ;
4) оказывать помощь в создании
многосторонней системы
5) предоставлять временно
Высший руководящий орган МВФ - Совет управляющих (Board of Governors), в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда: внешние изменений в Статьи Соглашения, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время. В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов: возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов независимо от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов ведущим государствам. Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по важным вопросам, имеющим оперативный либо стратегический характер, - «специальным большинством» (соответственно 70 или 85% голосов стран-членов). Несмотря на некоторое сокращение удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85%). Это означает, что США вместе с ведущими западными государствами располагают возможностью осуществлять контроль над процессом принятия решений в МВФ и направлять его деятельность исходя из своих интересов. Что касается развивающихся стран, то при наличии скоординированных действий теоретически они также в состоянии не допускать принятия не устраивающих их решений. Однако достичь согласованности большому числу разнородных стран сложно. На встрече руководителей Фонда в апреле 2004 г. было высказано намерение «расширить возможности развивающихся стран и стран с переходными экономиками участвовать более эффективно в механизме принятия решений в МВФ».
Информация о работе Международные финансовые организации и их роль на мировом кредитном рынке