Международные финансовые организации и их роль на мировом кредитном рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - выявить особенности, проблемы и возможные перспективы развития Международного Валютного Фонда и Европейского Банка Реконструкции и Развития.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать кредитный рынок, изучить его функции, объекты, инструменты, исследовать мировой кредитный рынок на современном этапе, раскрыть особенности механизмов его регулирования;
выявить особенности деятельности международных финансовых организаций в целом, и, в частности, Международного Валютного Фонда и Европейского Банка Реконструкции и Развития;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МИРОВОГО КРЕДИТНОГО РЫНКА…………………………………..……………………....6
Сущность, организация и структура кредитного рынка…………………...6
Мировой кредитный рынок на современном этапе…...…………………..13
Механизм регулирования мирового кредитного рынка…………………..19
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ………………………………………….…24
2.1. Основные аспекты деятельности международных финансовых организаций………………………………………………………………………24
2.2. Анализ деятельности Международного валютного фонда………………………………………………………………….………….32
2.3. Анализ деятельности Европейского банка реконструкции и развития………………………………………………………………………….41
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ…………………..50
3.1. Проблемы и перспективы взаимодействия России и МВФ.…..…………50
3.2. Проблемы и перспективы взаимодействия России и ЕБРР………...……55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…….62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……

Файлы: 1 файл

дкб3.doc

— 383.00 Кб (Скачать файл)

Являясь единственным международным  учреждением, полномочия которого предусматривают ведение активного диалога практически со всеми странами по вопросам экономической политики, МВФ служит главным форумом для обсуждения не только экономической политики стран в глобальном контексте, но и вопросов, имеющих важное значение для стабильности международной валютно-финансовой системы. К ним относятся: выбор странами курсовых механизмов, недопущение дестабилизирующих международных потоков капитала и разработка признаваемых в международном масштабе стандартов и кодексов для политики и институтов в соответствующих областях.

Основные направления  деятельности МВФ включают [11.С.150]:

  1. консультирование государств-членов относительно внедрения мер политики, которые могут помочь предотвратить или урегулировать финансовый кризис, добиться макроэкономической стабильности, ускорить экономический рост и снизить уровень бедности;
  2. временное предоставление финансирования государствам-членам с целью помощи в урегулировании проблем платежного баланса, когда имеется недостаток иностранной валюты вследствие того, что их платежи другим странам превышают их собственные валютные доходы;
  3. оказание странам по их просьбе технической помощи и содействия в подготовке кадров, чтобы помочь им сформировать базу знаний и институты, необходимые для проведения обоснованной экономической политики.

Являясь универсальной  организацией, МВФ одновременно выполняет  три основные функции:

  1. надзор;
  2. финансовую помощь;
  3. техническое содействие.

Финансовая помощь МВФ  не имеет формы кредитов. Когда  страна берет кредит Фонда, то она осуществляет покупку иностранной валюты за национальную валюту; когда она выплачивает кредит, то осуществляет обратную покупку национальной валюты за иностранную валюту.

Для характеристики кредитной деятельности в Статьях Соглашения об МВФ используются понятия сделка (transaction), когда предоставления валютных средств странами происходит из его собственных ресурсов Фонда, и операция (operation), когда оказание посреднических финансовых и технических услуг происходит за счет заемных средств. При этом управление собственными и привлеченными средствами Фондом осуществляются раздельно.

МВФ производит кредитные операции только с официальными органами - казначействами, министерствами финансов, центральными банками и стабилизационными фондами, которые имеют полномочия проводить операции с МВФ от имени страны-члена. При этом каждая страна-член должна назначить свой центральный банк депозитарием авуаров МВФ в его валюте.

Кредиты МВФ предоставляются под  рыночные проценты и могут облагаться дополнительными сборами в зависимости от вида и продолжительности кредита для того, чтобы препятствовать чрезмерному использованию средств МВФ. Страна-должник обязана досрочно производить выкуп излишней для Фонда валюты по мере улучшения ее платежного баланса и увеличения ее валютных резервов. Кроме того, страны, получающие кредиты МВФ, платят комиссионные сборы и сбор за обязательство [15].

Резервная доля страны члена в Фонде  рассматривается как часть международных резервов страны и определяется как превышение валюты квоты страны-члена над суммой, находящейся в распоряжении Фонда национальной валюты данной страны. Если МВФ использует часть национальной валюты страны-члена для предоставления средств другим странам, то резервная доля такой страны соответственно увеличивается и уменьшается, когда заимствующие страны-члены используют эту валюту для погашения своей задолженности.

Кредитная позиция - сумма займов страны, представленных страной-членом Фонду.

Резервная позиция - резервная доля и кредитная позиция вместе.

В пределах резервной позиции страны-члены могут получать валютные средства в МВФ автоматически по первому требованию. Использование резервной позиции не рассматривается как получение кредита и не требует от страны уплаты процентных ставок и комиссионных платежей, но налагает на нее обязательства вернуть Фонду полученные средства. Единственным условием для такого заимствования является констатация страной-членом начиная с потребности в покрытии дефицита платежного баланса.

Наряду с другими многосторонними  учреждениями, МВФ выступил с рядом инициатив, направленных на усиление прозрачности деятельности стран-членов. МВФ кроме финансовой помощи предоставляется право осуществлять надзор за макроэкономической и валютной политикой стран-членов, в том числе в области установления валютных ограничений. Каждая страна-член обязана по запросу Фонда предоставлять детальную информацию о состоянии реального, денежного, бюджетного и внешнего секторов экономики, включая состояние платежного баланса, а также о структурной политики национального правительства.

Главная цель надзора заключается  в том, чтобы своевременно выявить  потенциально опасные макроэкономические дисбалансы, которые могут повлиять на стабильность валютных курсов, и, используя лучший мировой опыт, предоставить правительству страны рекомендации, направленные на их исправление.

Надзорная функция также нацелена на то, чтобы побудить страны к снижению инфляции, проведению ключевых реформ в торговой и валютной политике и осуществлению других рыночных преобразований, способствующих обеспечению валютно-финансовой стабильности, устойчивому и сбалансированному экономическому росту.

Надзор за экономической политикой  стран-членов осуществляется МВФ в  трех основных формах. Согласно параграфу 3 IV Статьи Соглашения об МВФ двусторонние консультации являются основной формой надзора за экономической политикой. Миссии МВФ ежегодно посещают страны-члены и проводят переговоры с министерствами финансов развития национальной экономики, а также центральными банками. Консультации ведутся на конференциальной основе, что позволяет и правительству, и МВФ быть максимально откровенными. По итогам консультаций миссия МВФ вырабатывает свое независимое от правительства мнение о положении экономики страны и подготавливает доклад для рассмотрения на Совете директоров МВФ, в который обязательно включаются рекомендации о том, что национальному правительству следует сделать для того, чтобы улучшить состояние экономики страны [15].

МФВ предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты при  дефиците платежного баланса государства. Рассмотрим основные (обычные) механизмы кредитования за счет собственных ресурсов МВФ (счет общих ресурсов).

В пределах резервной  позиции страны-члены могут получать валютные средства в МВФ автоматически, по первому требованию. Единственным условием для такого заимствования является констатация государством-членом наличия потребности в покрытии дефицита платежного баланса. Использование резервной позиции не рассматривается как получение кредита. Оно не требует от страны процентных и комиссионных платежей и не налагает на нее обязательства вернуть Фонду полученные средства.

В отличие от Всемирного банка, деятельность МФВ сосредоточена  на относительно кратковременных макроэкономических кризисах. Всемирный банк предоставляет кредиты только бедным странам, МФВ может давать кредиты любой из своих стран-членов, которая испытывает нехватку иностранной валюты для покрытия краткосрочных финансовых обязательств.

Взаимодействие России с МВФ очевидно. Возьмем несколько  примеров из законодательства.

В России реализация (а  также выполнение, передача, оказание для собственных нужд) депозитарных услуг, оказываемых депозитарием средств  МВФ, не подлежит или освобождается  от налогообложения [1].

Статьи Соглашения МВФ  совместно с законодательством  Российской Федерации ограничивают внешнюю торговлю товарами, услугами и интеллектуальной собственностью мерами валютного регулирования или валютного контроля [11].

В 2011 финансовом году МВФ  утвердил историческое увеличение квот стран-членов, которое в настоящее время ожидает ратификации государствами-членами Фонда, необходимой для его вступления в силу, а также утвердил и осуществил значительное расширение своих действующих соглашений о заимствовании у стран-членов, существенно приумножив свои ресурсы, доступные для предоставления такого финансирования. Он также подписал двусторонние соглашения с рядом стран-членов для поддержки как нельготного, так и льготного кредитования. Завершение ограниченных продаж золота в течение года обеспечит финансирование обеспечительного фонда в рамках новой модели доходов Фонда, утвержденной в 2008 году. Пользуется также поддержкой возможность использования ресурсов, связанных с прибылью от продажи золота, для предоставления льготной помощи странам с низкими доходами, хотя соглашение об окончательной стратегии пока не заключено.

Исполнительный совет  завершил ежегодный обзор административного  бюджета и бюджета капитальных  расходов МВФ, утвердив бюджет на 2012 финансовый год, включающий первоначальное финансирование для капитального ремонта более старого из двух зданий штаб-квартиры Фонда (первого) и здания Конкордия, а также необходимых капиталовложений в информационные технологии, компьютерное и программное обеспечение. Он также рассмотрел достаточность страховых остатков Фонда и его политики «оценки защитных механизмов». Исполнительный совет приветствовал создание группы внешних экспертов для рассмотрения системы, используемой Фондом для управления своими стратегическими, финансовыми и операционными рисками. Он также утвердил расширение мандата Управления внутренней ревизии и инспекций (УВРИ), распространив его на аудиты финансовых расходов и соблюдение политики Фонда, порядков и процедур Исполнительного совета и связанных с ним структур, включая Аппараты исполнительных директоров и Независимый отдел оценки [20].

В апреле 2010 года в контексте  среднесрочного бюджета (ССБ) на 2011–2013 финансовые годы Исполнительный совет  утвердил общую сумму чистых административных расходов на 2011 финансовый год в  размере 891 млн долл. США, а также лимит на валовые расходы на уровне 1013 млн долл. США. Он также утвердил капитальные расходы в размере 48 млн долл. США [17].

Бюджет на 2011 финансовый год является последним этапом трехлетней программы реструктуризации, начатой  в 2009 финансовом году. В рамках реструктуризации новый бюджет устойчивой структуры Фонда сокращен на 100 млн долл. США в реальном выражении и число штатных единиц — на 380 человек по сравнению с ССБ на 2008–2010 финансовые годы.

Решить задачи, поставленные глобальным кризисом, разразившимся всего лишь через несколько месяцев после начала реструктуризации, оказалось нелегко. Для финансирования деятельности, связанной с кризисом, был принят гибкий подход: бюджеты в долларовом выражении перераспределялись между департаментами и финансовыми годами путем переноса неизрасходованных ассигнований на следующий финансовый год. Этот гибкий подход продолжился в 2011 финансовом году, когда чистый объем структурных бюджетных ресурсов в размере 891 млн долл. США и неизрасходованные ресурсы в 2010 финансовом году в размере 62 млн долл. США, использование которых было разрешено в 2011 финансовом году, в общей сложности составили 953 млн долл. США. Из этой суммы 52 млн долл. США были специально предназначены для временных мероприятий, связанных с кризисом.

Фактические чистые административные расходы в 2011 финансовом году составили 917 млн долл. США, на 36 млн долл. США  меньше заложенных в бюджете 953 млн  долл. США, главным образом в результате более низких расходов на поездки, объекты  недвижимости и другие операционные расходы.

Фактические капитальные  расходы на информационные технологии (ИТ) были произведены по плану, тогда  как расходы на объекты удерживались на минимальных уровнях. Поскольку  в 2011 финансовом году разрабатывались  долгосрочные инвестиционные планы по ремонту первого здания штаб-квартиры и здания Конкордия, производились только самые неотложные инвестиции по реабилитации или текущему ремонту объектов. Как и в прошлом году, инвестиции в ИТ сосредоточились на улучшении управления информацией и данными, поставке систем, на которые опирались реформы кадровой политики, и повышении операционной эффективности.

Для целей финансовой отчетности учет административных расходов МВФ ведется в соответствии с  Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), а не на кассовой основе учета бюджетных расходов. МСФО предусматривают ведение учета по методу начисления, а также учет и амортизацию затрат на выплаты персоналу на основе актуарных оценок.

В приложении 2 приводится подробное сопоставление чистого результата исполнения административного бюджета на 2011 финансовый год в размере 917 млн долл. США с основанными на МСФО административными расходами, составившими 649 млн СДР (999 млн долл. США) согласно проверенному аудиторами финансовому отчету МВФ [20].

В центре бизнес-плана  на 2011 финансовый год стояло решение  глобальных проблем на основе сотрудничества с целью выработки действенных  стратегий завершения программ стимулирования экономики, укрепления надзора над  экономическими и финансовыми системами и преобразования мировой финансовой архитектуры. Одновременно Фонд продолжал оказывать прямые услуги государствам-членам в виде помощи и консультаций по экономической политике, предоставляемых странам, пострадавшим от кризиса, и значительной технической помощи на цели развития потенциала в менее развитых государствах-членах.

В апреле 2011 года Совет  утвердил бюджет на 2012 финансовый год, утвердив чистые административные расходы  в размере 985 млн долл. США и  лимит на валовые административные расходы на уровне 1161 млн долл. США, включающий лимит переноса 37 млн долл. США на 2012 финансовый год. Бюджет капитальных расходов утвержден на уровне 162 млн долл. США, включая первоначальное финансирование капитального ремонта первого здания штаб-квартиры и здания Конкордия и необходимых инвестиций в компьютерное и программное обеспечение ИТ. Совет также одобрил ориентировочные бюджеты на 2013–2014 финансовые годы [15].

 

 

2.3. Европейский банк  реконструкции и развития

 

 

Европейский банк реконструкции  и развития (ЕБРР) — международная организация, созданная на основе Соглашения от 29 мая 1990 г. Учредителями ЕБРР были 40 стран — все европейские страны (кроме Албании), США, Канада, Мексика, Марокко, Египет, Израиль, Япония, Новая Зеландия, Австралия, Южная Корея, а также ЕЭС и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). Впоследствии акции СССР, Чехословакии и СФРЮ были распределены между возникшими в результате их распада новыми государствами. Его членами могут быть, помимо европейских стран, все члены МВФ. На 1 января 1999 г. акционерами ЕБРР являлись 60 стран (в том числе все европейские страны), а также ЕЭС (ныне ЕС) и ЕИБ. Штаб-квартира ЕБРР находится в Лондоне. Статус, привилегии и иммунитеты ЕБРР и связанных с ним в Великобритании лиц определены в Соглашении о штаб-квартире между правительством Великобритании и Северной Ирландии и ЕБРР, подписанном после начала операций ЕБРР 15 апреля 1991 г [19.С.103].

Информация о работе Международные финансовые организации и их роль на мировом кредитном рынке