Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 11:45, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение роли международного кредита в развитии экономики Республики Беларусь и выявление проблем, связанных с привлечением иностранных заёмных средств.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
– раскрыть сущность международного кредита, охарактеризовать его роль в развитии внешнеэкономических отношений;
– принципы предоставления международного кредита;
– рассмотреть основные виды и формы международного кредита, определить их отличительные особенности;
– проанализировать динамику роста и структуру внешнего долга Республики Беларусь;
– выявить проблемы Республики Беларусь в области международного кредитования и определить возможные пути их решения.
Введение……………………………………………………………………………...4
1 Сущность и виды международного кредита……………………………………..6
1.1 Понятие международного кредита и его роль в развитии экономики страны ……………………………………………………………………...………...6
1.2 Виды международного кредита……………………………………………….11
2 Современное состояние развития международного кредита в Республике Беларусь…………………………………………………………………………....17
3 Перспективы развития международного кредита в Республике Беларусь…...25
Заключение……………………………………………………………………….…34
Список использованных источников……………………………………………...37
Приложение А. Использование Республикой Беларусь ресурсов МВФ с 1993 по
2002 годы ……………………………………...………………...40
Приложение Б. Структура внешнего долга Республики Беларусь в разрезе
финансовых инструментов……………………………………...41
Приложение В. Структура валового внешнего долга Республики Беларусь по
срокам погашения на 01.01. за 2006—2012 гг…………………42
В 2009 году Совет директоров ЕБРР утвердил новую Стратегию по Беларуси. Учитывая по-прежнему сложный характер политических отношений в сотрудничестве Республики Беларусь с Евросоюзом и США, принятый документ в целом соответствует интересам Беларуси по расширению кредитно-инвестиционного сотрудничества. Новая стратегия предусматривает возможность участия ЕБРР в проектах в государственном секторе экономики, что ранее не рассматривалось.
В 2009 году ЕБРР реализовал в Беларуси ряд проектов по кредитованию негосударственного сектора экономики. В частности, ЕБРР одобрил проект «Беларусь: механизм финансирования белорусского финансового сектора» (50 млн долларов США на 2 года), предусматривающий поддержку малых и средних частных предприятий, инвестирование в акционерный капитал коммерческих банков и предоставление синдицированных кредитов. Первый кредитный договор был подписан в июле 2009 г. с ЗАО «МТБанк». Тогда же была подписана вторая часть кредитного договора для ОАО «Белгазпромбанк» на сумму 30 млн долларов США [9].
При содействии ЕБРР Беларусь была подключена к работе Экологического партнерства Северного измерения (ЭПСИ). Принято решение о выделении Республики Беларусь безвозмездного гранта в размере 5 млн. евро для реализации национальных проектов, связанных с очисткой сточных вод, впадающих в реки бассейна Балтийского моря [9].
ЕБРР одобрило 27 марта 2012 года финансирование проекта по реконструкции очистных сооружений в Витебске и внедрению биогазовых установок на очистных сооружениях в Барановичах и Слониме. В соответствии с проектом кредитного соглашения Европейский банк реконструкции и развития обязуется предоставить Беларуси кредит в размере 18,25 млн евро. Данные ресурсы будут дополнены 14 млн евро международной технической помощи, которую синдицирует сам банк. Ресурсы предоставляются на срок до 15 лет, включая отсрочку погашения основного долга на 3-4 года после подписания кредитного соглашения.
За период членства Беларуси в ЕБРР наша страна получила от банка ресурсы в размере около 839 млн евро. В том числе эти средства были направлены на реконструкцию автомобильной дороги Брест - Минск - граница России, на модернизацию Оршанской ТЭЦ, на развитие электросвязи, систем кредитования малого и среднего бизнеса. Беларусь получила в 2011 году от ЕБРР рекордное количество кредитных средств - 192 млн евро, что в 3,2 раза больше, чем в 2010-м. Средства были направлены на инвестирование проектов деревообработки, на поддержку предпринимательства, развитие Парка высоких технологий и другие направления[26].
Международный валютный фонд является центральным институтом среди всех международных финансовых организаций. Основными целями МВФ являются содействие международной валютной кооперации, обеспечение роса международной торговли, содействие стабильности валютных курсов, обеспечение членам доступа к ресурсам фонда для устранения нарушений в платёжном балансе.
Республика Беларусь стала членом МВФ в 1992 году и внесла взнос в счет причитающейся ей квоты, составляющей 280,4 млн СДР (около 393,4 млн долларов США). В настоящее время квота Беларуси в МВФ равна 386,4 млн СДР (около 542,1 млн долларов США), что составляет 0,16% от общего числа резервов МВФ [30, с. 45].
Членство в МВФ является одним из определяющих факторов международного финансово-экономического сотрудничества Республики Беларусь. МВФ проводит периодические консультации со всеми странами-членами, в ходе которых получает информацию об общем экономическом положении страны и ее экономической политике. Эти консультации также дают МВФ возможность рекомендовать правительствам стран-членов приемлемую для него экономическую политику.
С 1993 по 2009 гг. Республика Беларусь использовала ресурсы МВФ три раза для поддержки правительственных программ и экономических реформ (подробные данные приведены в приложении А). В дальнейшем Фонд прекратил выделение кредитов Беларуси из-за несоответствия экономической политики правительства Республики Беларусь рекомендациям Фонда. По состоянию на конец ноября 2002 года объем непогашенных кредитов и ссуд МВФ составлял 40,9 млн СДР [30, c. 47]. 1 февраля 2005 г. Беларусь полностью погасила свои обязательства перед МВФ по ранее полученным кредитам.
За счёт кредитов МВФ, привлекаемых для решения проблем с платёжным балансом, Беларусь стабилизирует торговый баланс, покрывает отрицательное сальдо по счетам и предпринимает меры для уравнивания экспортных и импортных потоков. Также кредитные ресурсы в 2008 году помогли увеличить золотовалютные резервы Беларуси.
Новый этап взаимодействия
между Республикой Беларусь и
МВФ начался в 2009 г. 12 января Совет
Исполнительных директоров
На сегодняшний день сложившаяся ситуация на валютном рынке Беларуси, а также растущий дефицит внешнеторгового баланса вынуждают белорусское правительство снова предпринимать активные действия по привлечению стабилизационного международного кредита. Планируется, что полученные средства помогут решить проблемы с валютным курсом и частично компенсируют негативное воздействие отрицательного сальдо внешней торговли на экономику страны.
Традиционно сотрудничество с Фондом продолжает реализовываться в сфере предоставления Республике Беларусь технического и консультационного содействия в области совершенствования подходов к формированию денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, поддержанию финансовой стабильности. Международные денежные поступления позволяют во многом смягчить последствия глобального экономического кризиса и способствовать поступательному развитию экономики. Вместе с тем Республика Беларусь не стремится привлечь кредитные ресурсы любой ценой. Во главу угла неизменно ставится экономическая целесообразность и соответствие предлагаемых условий экономическим нуждам и потребностям нашей страны [16]. Взаимодействие с Фондом по указанным направлениям способствует адекватной оценке макроэкономической ситуации в Беларуси, а также позволяет согласованно решать структурные задачи по укреплению экономического роста.
Кроме заимствования у международных финансовых организаций, Республика Беларусь заключает межправительственные договоры на получение долгосрочных кредитов от других стран. Основным кредитором выступает Россия, так как это ближайший стратегический партнёр, с которым Беларусь связывают тесные отношения в рамках интеграционных объединений. В настоящее время задолженность Беларуси перед Россией составляет 41,3% от валового внешнего долга страны. С использованием российского кредита в 2007 году началась модернизация Минской ТЭЦ-2, а в 2009 году - Минской ТЭЦ-5. Строительство новой АЭС в городе Островец также планируется начать с привлечения российского кредита в размере 6 млрд долларов США сроком на 25 лет.
4 июня 2011 года было принято решение о выделении Беларуси 3 млрд долларов кредита из Антикризисного фонда ЕврАзЭС. Полученные средства планировалось направить на стабилизацию валютного рынка и строительство инфраструктуры новой АЭС. В 2011 году Беларусь получила первые два транша: в июне – 800 млн долларов, в декабре – 440 млн долларов. В 2012 году ожидается получение третьего транша[3].
Ещё одним крупным кредитором Республики Беларусь является Китай. В конце 2009 года была достигнута договорённость с Китаем об открытии кредитной линии для Беларуси на 15 млрд долларов США, из них 1 млрд. долл. США пройдёт по линии льготного кредитования. Китай предоставил деньги Беларуси на 20 лет с отсрочкой первого платежа на 5 лет, при этом часть ресурсов из китайских государственных средств выделена под 3% годовых [19]. С помощью китайских кредитов было создано производство легковых автомобилей, а также производство рефлекторов и автомобильных фар в Минской области.
Основной сферой применения полученных кредитных средств в Беларуси является энергетика. С использованием кредита Китая выполняются работы по реконструкции Березовской и Лукомльской ГРЭС, строительству Шкловской, Речицкой, Могилевской, Оршанской ГЭС на реке Днепр и Неманской ГЭС на реке Неман, созданию линий электропередачи напряжением 330 кВ для выдачи мощности первого энергоблока АЭС, строительству котельной "Северная" в Минске [19].
Немаловажным для развития экономики страны является инвестирование в сферу услуг. При содействии китайских кредиторов осуществляется строительство многофункционального комплекса "Чайнатаун" в Минске, возведение в столице гостиницы "Пекин", строительство корпуса гостиницы "Виктория"[19].
30 марта 2012 года принято
постановление, по которому Экспортно-
В конце 2008 года в Беларусь поступил кредит от Венесуэлы в размере 500 млн. долл. США cроком на 7 лет. Полученные средства были включены в состав золотовалютных резервов страны.
Таким образом, привлечение международных кредитов для Республики Беларусь продиктовано объективной необходимостью поддержания платежного баланса страны, осуществления закупок социально значимых товаров, а также проведения модернизации и реструктуризации промышленного потенциала.
Активно сотрудничая с основными международными финансовыми организациями, Республика Беларусь становится полноправным субъектом международных кредитных отношений, что даёт возможность привлекать необходимые финансовые ресурсы для решения проблем трансформационной экономики. Основным видом использования иностранного капитала белорусскими банками являются международные синдицированные кредиты для расширения ресурсной базы. Сотрудничество с международными финансово-кредитными организациями реализуется в виде технической поддержки со стороны МВФ, кредитования ЕБРР малого и среднего бизнеса, осуществления проектного финансирования при поддержке Группы Всемирного банка.
Но, несмотря на то, что привлечение внешних займов в Беларусь способствует поддержанию её экономики в равновесии, отрицательного воздействия от такого активного использования внешних займов избежать не удаётся. Как показывает мировая практика, международные кредиты наиболее эффективны лишь в условиях предсказуемости развития экономических процессов, что практически невыполнимо в условиях переходной экономики в Республике Беларусь и преодоления последствий мирового финансового кризиса во всём мире.
В частности, уже в 2012 году наступит первый срок выплат по международным кредитам, а пик платежей по внешнему долгу придётся на 2013-2014 годы [11, с.13]. Однако, принимая во внимание постоянное отрицательное сальдо платёжного баланса, уменьшение золотовалютных резервов, дефицит государственного бюджета, отвлечение средств на строительство АЭС, можно предположить, что в скором будущем Беларусь столкнётся с проблемой «долгового бремени», что потребует принятия радикальных мер.
Кроме того, активное использование кредитных ресурсов, имеющих внешний источник, оказывает негативное воздействие на развитие национальной экономики Беларуси по следующим направлениям:
— усиление зависимости Республики Беларусь от иностранных государств, предоставивших кредиты, при принятии решений в области экономической политики;
— сокращение объема средств, которые могут быть направлены на инвестирование, что серьезно ограничивает экономический рост;
— уменьшение размера средств, которые могут быть направлены на развитие социальной сферы, что может спровоцировать социальную напряженность;
— дестабилизация денежно-кредитной ситуации;
— ослабление позиций нашей страны на мировых рынках товаров и капиталов [11, с.18].
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что международный кредит являлся необходимостью для Беларуси в период реформирования экономики и становления её основных сфер. С помощью международного кредита была решена проблема финансирования первоочередных социальных программ, проведена реструктуризации производства. Производственный сектор использовал международный кредит как дополнительный источник для обновления основных фондов и устранения диспропорций между отраслями, что обеспечило стабильный рост производства в последующие годы.
Основными сферами применения внешних займов в Беларуси являются энергетика, строительство, промышленность, а также сфера услуг. Кроме того, за счёт кредитных средств реализуются совместные с международными финансовыми организациями экологические, ресурсосберегающие и социальные проекты.
Особое значение для Беларуси
имеют стабилизационные кредиты, которые
привлекаются для решения макроэкономических
проблем, таких как дефицит платёжного
баланса, уравнивание экспортных и импортных
потоков, поддержание золотовалютных
резервов, устойчивость курса на валютном
рынке, эффективность финансовой системы.
Кроме того, международные денежные поступления
помогли смягчить последствия мирового
финансового кризиса и содействовали
дальнейшему поступательному развитию
экономики Беларуси. Однако, помимо положительного
воздействия, чрезмерно активное привлечение
международных кредитов имеет и негативные
последствия для экономики страны.
3. Перспективы развития
международного кредита в Республике
Беларусь
Привлечение и использование иностранных кредитов и займов является одним из важнейших элементов денежно-кредитной и валютной политики любого государства. По степени влияния на финансово-экономическое положение стран-заемщиков внешний долг — это сложное и противоречивое понятие. С одной стороны, внешние заимствования способствуют привлечению в страну дополнительных финансовых ресурсов, открывают доступ к достижениям в научно-технической сфере и современному управленческому опыту. С другой стороны, значительные размеры внешней задолженности стран неоднократно становились причиной обострения мировых долговых отношений за последние десятилетия и являются одной из актуальных проблем современности.[8, с.8]
Информация о работе Международный кредит и его развитие в Республике Беларусь