Международный кредит и его развитие в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение роли международного кредита в развитии экономики Республики Беларусь и выявление проблем, связанных с привлечением иностранных заёмных средств.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
– раскрыть сущность международного кредита, охарактеризовать его роль в развитии внешнеэкономических отношений;
– принципы предоставления международного кредита;
– рассмотреть основные виды и формы международного кредита, определить их отличительные особенности;
– проанализировать динамику роста и структуру внешнего долга Республики Беларусь;
– выявить проблемы Республики Беларусь в области международного кредитования и определить возможные пути их решения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Сущность и виды международного кредита……………………………………..6
1.1 Понятие международного кредита и его роль в развитии экономики страны ……………………………………………………………………...………...6
1.2 Виды международного кредита……………………………………………….11
2 Современное состояние развития международного кредита в Республике Беларусь…………………………………………………………………………....17
3 Перспективы развития международного кредита в Республике Беларусь…...25
Заключение……………………………………………………………………….…34
Список использованных источников……………………………………………...37
Приложение А. Использование Республикой Беларусь ресурсов МВФ с 1993 по
2002 годы ……………………………………...………………...40
Приложение Б. Структура внешнего долга Республики Беларусь в разрезе
финансовых инструментов……………………………………...41
Приложение В. Структура валового внешнего долга Республики Беларусь по
срокам погашения на 01.01. за 2006—2012 гг…………………42

Файлы: 1 файл

ITOGOVYJ (1).docx

— 138.73 Кб (Скачать файл)

Валовой внешний долг Республики Беларусь представляет собой невыплаченную сумму фактических текущих и необусловленных обязательств, которая требует выплаты основного долга и/или процентов дебитором в некоторый будущий период времени и которая представляет собой обязательства резидентов Республики Беларусь перед нерезидентами [4]. Методологической основой формирования внешнего долга Республики Беларусь является Руководство по платежному балансу (пятое издание, 1993 г.), Руководство по статистике внешнего долга Международного валютного фонда (2003 г.).

Валовой внешний долг включает в себя государственный внешний долг и внешний долг субъектов хозяйствования. В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь, внешним государственным долгом является общая сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определенный момент времени [29]. Он рассчитывается как сумма заимствований, которые сделало само государство, а также заимствований субъектов хозяйствования, по которым Министерство финансов гарантирует возврат долга. При этом Министерство финансов отвечает за возврат таких займов.

Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 января 2011 года составил 9687,2 млн долларов США при установленном лимите на 2010 год 11,0 млрд долларов США и увеличился по сравнению с началом 2010 года на 22,8%  [29]. Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу за 2010-2011 годы, представленные в таблице 2, свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности.

 

 

 

Таблица 2 - Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь за 2010-2011 гг.

 

Показатели кредитоспособности

Норматив МБРР

01.01.2010

01.01.2011

Отношение внешнего госдолга к экспорту товаров и услуг, %

220%

31,8

32,5

Отношение платежей по внешнему госдолгу к экспорту товаров и услуг, %

25%

1,3

2,6

Отношение внешнего госдолга к валовому внутреннему продукту, %

50%

16,5

17,8


Примечание – Источник: [29]

Валовой внешний долг Республики Беларусь на 01.01.2012 г. сложился в размере 34 028.4 млн долларов США, что на 19,8% больше, чем по состоянию на 01.01.2011 г. Отношение валового внешнего долга к ВВП на начало 2012 года составило 62,3% (на начало 2011 года – 51,6%, 2010 – 44,8%) [1]. Данный относительный показатель свидетельствует о том, что Беларусь перешагнула общепринятый порог этого отношения – 50%.  Такое наращивание может иметь серьёзные последствия для экономики, в частности:

- обслуживание  внешнего долга может подтолкнуть  правительство к распродаже государственного  имущества, в первую очередь высокоэффективных  предприятий;

- обслуживание  внешнего долга в условиях  отсутствия значительных валютных  резервов провоцирует ограничение  внутреннего потребления и снижение  уровня жизни населения;

- нарастание  задолженности перед внешним  миром усиливает экономическую  и политическую зависимость страны, снижает ее кредитный рейтинг, ведет к удорожанию кредитных  ресурсов;

- стремление  реструктуризировать внешний долг (отодвинуть сроки платежа, обменять  старые долги на новые) может  дополняться серьезными уступками  иностранному капиталу [25, с. 29].

Вследствие значительного роста объемов внешнего заимствования, который наблюдается с начала 2007 г., увеличиваются и расходы на обслуживание внешнего долга. При критическом уровне в 20 % отношение платежей по обслуживанию внешнего долга к экспорту товаров и услуг на 01.01.10 г. составило 23,4%, т.е. пороговый уровень был превышен на 3,4 процентных пункта. Но в 2011 и 2012 годах этот показатель снизился и составил соответственно 17,3% и 13,5% [1].

Ситуация в сфере обслуживания долга осложняется хроническим дефицитом внешнеторгового сальдо, что порождает необходимость сохранения финансирования данного дефицита за счет последующих притоков иностранного капитала в долгосрочной перспективе.

Следует также отметить, что в 2010 году произошло увеличение лимита внешней задолженности с 9 млрд долларов США до 11 млрд долларов США. Это дало возможность привлечь дополнительные заёмные средства в страну, не превышая лимит. А на конец 2012 года предлагается установить лимит внешнего госдолга Беларуси в размере 14,3 млрд долларов.

Анализируя структуру валового внешнего долга по секторам экономики, можно отметить постоянное преобладание и увеличение объема внешнего долга других секторов, удельный вес которого увеличился к началу 2012 года до 38,4%. Наименьшую долю составляет внешний долг органов денежно-кредитного регулирования - 4,5%. Внешняя задолженность сектора государственного управления по отношению к валовому внешнему долгу составляет 36,3%, и следует отметить, что темпы прироста этого показателя неуклонно снижаются [5].

Анализ структуры валового внешнего долга Беларуси в разрезе финансовых инструментов, графическая иллюстрация которого представлена в приложении Б, показывает, что в общей сумме внешнего долга большую часть составляют обязательства по привлеченным кредитам и займам из-за рубежа – 57,5%. Далее по размерам следует задолженность по коммерческим (торговым) кредитам, сформированная предприятиями в результате экспортно-импортных операций с товарами и услугами, - 23,7%. Прочие долговые обязательства в основном представлены просроченной задолженностью за товары и услуги у предприятий (другие секторы) и занимают 3,6% валового внешнего долга страны. Незначительный удельный вес в структуре долга занимают обязательства банковского сектора по счетам и депозитам — 2%.

Доля непосредственных рыночных инструментов долга - долговых ценных бумаг -  в предыдущие годы была стабильно меньше 1%, однако по состоянию на 01.01.2011 их доля увеличилась до 4,4%, а на 01.01.2012 составила 6,2% [5]. Данное увеличение объясняется тем, что в 2010 году Беларусь выпустила еврооблигации стоимостью 600 млн. долларов под 9% сроком на пять лет. В качестве совместных организаторов по размещению евробондов выступили четыре зарубежных банка: BNP Paribas, Deutsche Bank AG, The Royal Bank of Scotland plc и ОАО "Сбербанк России". 26 января 2011 года произошел выпуск еврооблигаций на сумму $800 млн под 8,95% годовых. Организаторами сделки являлись банки Сбербанк (Россия), BNP Paribas (Франция), RBS (Шотландия) и Deutsche Bank (Германия). Министерство финансов Беларуси не исключает возможности очередного размещения еврооблигаций в конце 2012 года или в начале 2013 года.

В структуре валового внешнего долга Республики Беларусь по срокам погашения  большую часть занимает долгосрочный внешний долг, его доля равна 57,5%;  доля краткосрочного внешнего долга, соответственно, равна 42,5%. Однако такое соотношение не всегда имело место в структуре внешнего долга страны -  до 2006 года доля краткосрочных займов постоянно возрастала, достигнув в 2005 году максимума — 77,8%,  после чего произошло постепенное сокращение данного показателя — до 42,5%  на 01.01.2012 г. Динамика данного показателя графически отражена в приложении В. В настоящий момент все внешние государственные займы, входящие в долговой портфель Республики Беларусь, являются долгосрочными.

Анализ динамики объема и структуры валового внешнего долга Республики Беларусь позволяет выделить следующие негативные тенденции:

- резкий рост внешнего  государственного долга;

- крайне низкое использование  рыночных инструментов внешнего  финансирования — долговых ценных  бумаг. В современной международной  практике основным инструментом  суверенных заимствований служит  именно выпуск ценных бумаг (прежде  всего еврооблигаций). Это позволяет  привлекать принципиально иные  объемы денежных средств (от 100 млн долларов США) и эффективно управлять долгом;

- высокая стоимость обслуживания  долга, которая может потребовать  рефинансирования.

Таким образом, исходя из анализа показателей объёма и структуры внешнего долга Республики Беларусь, можно сделать вывод о том, что в целом общая ситуация с задолженностью Республики Беларусь находится в рамках критериев, установленных международными организациями. Нынешнее состояние государственного долга не является критичным, однако в дальнейшем такой объем внешнего долга может оказать дестабилизирующее влияние на развитие экономики Беларуси. И хотя привлечение иностранных ресурсов является важным условием успешного развития экономики страны, однако это не исключает отрицательного воздействия международного кредита. В Республике Беларусь также существует ряд проблем, связанных с внешними заимствованиями.

Одна из проблем заключается в том, что кредиты, предоставляемые Беларуси на льготных условиях, очень часто используются не в полном объеме. Это связано с тем, что сотрудничество с МВФ, ВБ и ЕБРР предусматривает 100%-е выполнение условий данных организаций, что не всегда соответствует выбранному курсу экономического развития Республики Беларусь. Как следствие, Беларусь не использует данные кредиты в полном объеме, что исключает возможность эффективного использования кредитных средств. Для решения проблем в этом направлении необходимо развивать партнёрские отношения с МВФ, ВБ и ЕБРР с учетом национальных интересов, исходя из понимания того, что сотрудничество с международными финансовыми структурами — неотъемлемое условие быстрейшего реформирования национальной экономики и интеграции ее в мировую экономику.

Еще одной проблемой является само наличие задолженности, которую нужно выплачивать. Получая международные кредиты, которые вкладываются в различные отрасли экономики либо идут на повышение валютных резервов страны, Беларусь также получает и долг, который нужно будет уплатить вместе с процентами. Так называемое «долговое бремя», которое ляжет на будущие поколения, может стать основным сдерживающим фактором на пути развития экономики.

К проблемам можно отнести и тот факт, что потребность Беларуси во внешних заимствованиях не пропадает. Экономика нуждается в постоянном удовлетворении и привлечении новых средств. Данную проблему можно решить путём поиска новых, более совершенных форм привлечения внешних займов. В качестве направлений совершенствования международного кредитования в Республике Беларусь можно предложить следующие:

- развитие проектного  финансирования;

- выпуск еврооблигаций;

- расширение ресурсной  базы банков за счет международного  кредитного рынка.

Проектное финансирование тесно связано с эффективным менеджментом, бизнес-идеями и основано на качественно осуществленных прогнозах, а также на тщательно разработанных бизнес-планах. Зависимость от текущего состояния заемщика незначительна, главное - изучение проекта и его влияния на будущие показатели хозяйствующего субъекта.

В отличие от обычного кредита, при котором заемщик или организатор проекта берет на себя полностью все риски, при проектном финансировании они распределяются между заемщиком, кредитором и, как правило, третьей стороной. Гарантией кредита является только экономический эффект от реализации проекта (в дополнение к этому в качестве залога могут выступать активы заемщика - специально созданной проектной компании, но их размер не сопоставим со стоимостью проекта). Таким образом, даже обремененная долгами компания, начавшая реализацию перспективного проекта, может рассчитывать на проектное финансирование [23, с.63].

Использование проектного финансирования особенно выгодно для республики Беларусь, так как позволяет:

- минимизировать влияние  на госбюджет - позволяет осуществлять  проект в то время, когда нет  достаточных средств или их  нужно направить на другие  цели, не представляющие интереса  для частного сектора;

- использовать более высокую  эффективность частного сектора;

- на конкурсной основе  выбрать подрядчиков;

- стимулировать иностранных  инвесторов и приток новых  технологий [23, с.64].

Следует отметить также, что таким способом государство, играя существенную роль в реализации проекта, может иметь меньшую связь с кредиторами, а значит и меньше обязательств.

В Республике Беларусь проектное финансирование предоставляет большие возможности, чем традиционное кредитование. Это обусловлено гибкостью и многообразием применяемых им схем и решений. Комбинирование схем в ряде случаев позволяет различными способами снижать риски кредиторов, избегая при этом прямых заимствований из государственного бюджета, что имеет огромное значение в условиях острой потребности в денежных средствах и ограниченности бюджетных средств [23, с.64].

Одной из главных задач, стоящих перед правительством Республики Беларусь и Министерством финансов, – привлечение внешних источников финансирования дефицита республиканского бюджета. В Республике Беларусь в настоящее время предпочтение отдается синдицированному кредиту. Однако мировой опыт свидетельствует, что альтернативой международным синдицированным кредитам может выступить такая форма заимствования частного иностранного капитала, как международные облигационные займы.

Основное направление в развитии этой формы заимствования в Беларуси является выпуск еврооблигаций.

Еврооблигации доступны инвесторам практически любой страны. Их рынок обеспечивает высокую мобильность капитала в международном масштабе, т.к. привлекает огромное количество заемщиков и инвесторов. Эти бумаги обеспечивают инвесторам большую диверсификацию финансовых портфелей, более высокие доходы за вычетом налогов, чем те, которые они получили бы при размещении средств в национальные ценные бумаги. Еврооблигации отличают сравнительная простота операций и быстрота получения средств. Выпуск еврооблигаций - более стабильный источник заимствования во времена кризисов, чем банковские кредиты.

Еврооблигации являются активным источником привлечения долгосрочных кредитных ресурсов, поскольку отличаются от синдицированных кредитов большими объемами и сроками заимствования. Основным недостатком еврооблигаций является более высокий уровень информационной асимметрии относительно кредитоспособности заемщика [14, с. 12].

Информация о работе Международный кредит и его развитие в Республике Беларусь