МФО и их роль в экономике Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 03:44, курсовая работа

Описание работы

В современном мире именно с помощью международных организаций осуществляется сотрудничество между государствами. Международные организации не только регулируют межгосударственные отношения, но и принимают решения по глобальным вопросам современности. Актуальность данной темы дипломной работы состоит в том, что в настоящее время международные экономические организации оказывают решающее воздействие абсолютно на все стороны межгосударственных отношений. Их воздействие может осуществляться как через экономические, так и политические отношения.

Содержание работы

Глава I. Роль и значение международных финансовых институтов
1.1. Необходимость создания международных финансовых институтов
1.2. Механизм функционирования международных финансовых институтов
1.3. Роль международных финансовых институтов в регулировании развития мировой экономики
Глава II. Анализ влияния международных финансовых институтов на развитие экономики Казахстана
2.1 Особенности взаимодействия Казахстана с международными финансовыми организациями
2.2 Меры и способы воздействия МФО на экономику Казахстана
2.3 Оценка эффективности влияния МФО на экономику Казахстана

Глава III. Перспективы сотрудничества Казахстана с МФО

3.1. Перспективные направления экономического партнерства и взаимоотношения МФО с Казахстаном на новом уровне сотрудничества
3.2. Реализация крупных инфраструктурных проектов как один из показателей улучшения сотрудничества
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Готовый Диплом.doc

— 668.00 Кб (Скачать файл)

Т: МФО  и их роль в экономике Казахстана

 

Содержание

 

Глава I.  Роль и значение международных финансовых институтов 

1.1.    Необходимость создания международных финансовых институтов 
1.2.    Механизм функционирования международных финансовых институтов 
1.3.    Роль международных финансовых институтов в регулировании развития    мировой экономики  

Глава II.  Анализ влияния международных финансовых институтов на развитие экономики Казахстана 

2.1     Особенности взаимодействия Казахстана с международными финансовыми               организациями

2.2     Меры и способы воздействия МФО на экономику Казахстана

2.3     Оценка эффективности влияния МФО на экономику Казахстана

 

Глава III.  Перспективы сотрудничества Казахстана с МФО

 
3.1. Перспективные направления экономического партнерства и взаимоотношения МФО с Казахстаном на новом уровне сотрудничества 
3.2. Реализация крупных инфраструктурных проектов как один из показателей улучшения сотрудничества  

Заключение 
Список использованной литературы 
Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современном  мире именно с помощью международных  организаций осуществляется сотрудничество между государствами. Международные  организации не только регулируют межгосударственные отношения, но и принимают решения по глобальным вопросам современности. Актуальность данной темы дипломной работы состоит в том, что в настоящее время международные экономические организации оказывают решающее воздействие абсолютно на все стороны межгосударственных отношений. Их воздействие может осуществляться как через экономические, так и политические отношения.

В мире насчитывается более 100 международных организаций, в  большой или в меньшой степени  вовлеченных в обсуждение и регулирование  экономических проблем. Они различны по составу, размерам, функциям и влиянию на международную экономику. Международные организации можно классифицировать в соответствии с разными критериями, но ни один из них не является идеальным.

Вопрос взаимодействия валютно-кредитных  организаций и стран- заемщиков  приобретает все большую актуальность в мировой экономике. Во-первых, их деятельность позволяет внести необходимое регулирующее начало и определенную стабильность в функционирование валютно-расчетных отношений.  Во-вторых, они призваны служить форумом для налаживания валютно-расчетных отношений между странами, причем эта их функция неизменно усиливается. В-третьих, возрастает значение международных валютно-финансовых и кредитных организаций в сфере изучения, анализа и обобщения информации о тенденциях развития и выработки рекомендаций по важнейшим проблемам мирового хозяйства.

Современное экономическое  положение Республики Казахстан  характеризуется как усилением дезорганизации и спадом производства, разрывом экономических связей между отдельными территориями, регионами, предприятиями, так и изменением позиций страны на мировых товарных рынках и, как следствие, возрастанием внешней задолженности, серьезными трудностями с ее погашением.

Одной из важных составляющих успешного преодоления трудностей экономического развития в Казахстане является его курс на интеграцию в мировое хозяйство, развитие всех форм внешнеэкономических связей с Западом. В этих условиях особую актуальность приобретает сотрудничество с международными финансовыми институтами, в том числе и Международным валютным фондом и Международным Банком Реконструкции и Развития. Сотрудничество возможно по ряду направлений, среди которых: разработка рекомендаций по корректировке экономической политики стран-членов, кредитование этих стран, а также оказание им технического содействия.

В данной дипломной работе рассматриваются направления сотрудничество МВФ и МБРР со странами-членами, структура этих организаций, их кредитная деятельность, стабилизационные программы, финансирование различных проектов, а также основные направления их деятельности в Казахстане. При этом особом внимание уделяется вопросам эволюции кредитной деятельности Фонда и Банка, раскрытию механизма кредитования, а также воздействию кредитной политики Международного Валютного Фонда и Международного Банка Реконструкции и Развития на экономику стран-заемщиков.

Целью данного дипломного проекта является исследование роли Международного валютного фонда и Всемирного банка в мирохозяйственных связях и мировой валютной системе, реализуемой посредством содействия процессу глобализации, участия в урегулировании финансовых кризисов, структурного регулирования экономики развивающихся и постсоциалистических стран. Международные финансовые организации создаются путем объединения финансовых ресурсов странами-участниками для решения определенных задач в области развития мировой экономики и международных экономических отношений.

Целями международной  финансовой организации могут быть развитие сотрудничества, обеспечение  целостности, стабилизация сложных  ситуаций, сглаживание противоречий всемирного хозяйства.

Поле деятельности международных валютных и кредитно-финансовых организаций:

    • анализ ситуации, тенденций и факторов развития мировой экономики;
    • операции на мировом валютном и фондовом рынке с целью регулирования мировой экономики, поддержания и стимулирования международной торговли;
    • инвестиционная деятельность (кредитование в области международных и внутренних национальных проектов);
    • кредитование государственных проектов;
    • финансирование программ международной помощи;
    • финансирование научных исследований;
    • благотворительная деятельность;
    • совместно разрабатывать и координировать стратегию и  тактику  мировой валютной и кредитно-финансовой политики.

 

 

 

 

 

 

Глава I. Роль и значение международных финансовых институтов

    1. Необходимость создания международных финансовых институтов

Необходимость создания международных финансовых институтов была неразрывна связана с кризисным состоянием международных валютных и кредитных отношений в период Второй мировой войны и стремлением стран антигитлеровской коалиции создать стабильный послевоенный моровой порядок.

Кризис международных  и кредитных отношений во время Второй Мировой войны нашел свое проявление в повсеместном введении валютных ограничений. Лишь несколько стран мирового сообщества их не ввели – США, Швейцария, Мексика и страны Центральной Америки. Денежное обращение подавляющего большинства стран носило инфляционный характер, как следствие хронических дефицитов государственных бюджетов. Мировые хозяйственные связи были нарушены.

Интересы восстановления нарушенного войной хозяйства требовали  нормализации международных экономических  отношений государств и прежде всего  развития такой их формы как международная  торговля и, соответственно, адекватного  развития международных валютно-финансовых отношений. На пути развития международной торговли и других форм международных экономических отношений стояли жесткие валютные ограничения. Поэтому уже во время Второй Мировой войны ведущие страны приступили к поискам форм стабилизации международных валютно-финансовых отношений, которые были сконцентрированы на заключении многосторонних валютно-финансовых соглашений между государствами и создании международных валютно-финансовых организации.

Стабилизация  послевоенной валютной системы не могла быть изолированным процессом от стабилизации национальных денежно- кредитных систем подавляющего большинства стран. Во всех странах мира во внутреннем денежном обращении действовал бумажно-денежный стандарт. Лишь в США Казначейство осуществляло покупки и продажи золота центральным иностранным банкам и аналогичным государственным институтам по «официальной» цене, установленной Конгрессом США. С 1 января 1934 года она составляла 35 долл. США за одну тройскую унцию (31,1035 грамм чистого золота).

Невозможность возврата даже к урезанным формам золотого стандарта 20-30-х годов была в значительной степени обусловлена неравномерным распределением золотого запаса и подорванностью экономики и денежного обращения большинства индустриальных стран. В то же время возврат к золотому стандарту в межгосударственных валютных отношениях не соответствовал интересам ведущей державы, поскольку мог воспрепятствовать процессу транснационализации денежно- кредитной системы США. Именно поэтому поиски путей стабилизации послевоенных международных валютно-финансовых отношений были сконцентрированы на заключении многосторонних соглашений между государствами и создании международных валютно-финансовых организаций.

Среди выдвинутых проектов создания международной валютно-финансовой организации и новой системы международных валютных отношений центральное место заняли план международного стабилизационного фонда, выработанный Г.Д. Уайтом (США) и опубликованный 7 апреля 1943 года, и проект международного клирингового союза, подготовленный Д.М. Кейнсом (Великобритания) и опубликованный вслед за планом Г.Д. Уайта. Эти два плана обсуждались на валютно-финансовой конференции Объединенных наций, состоявшейся с 1 по 29 июля 1944 года в городе Бреттон-Вудсе (США).

По идее, план должен был предполагать создание послевоенной валютной системы, основанной на «международной валюте».

Г. Уайт рассматривал протекционизм как «врага № 1»  в экономической сфере и утверждал, что более слабые страны нуждаются  в восстановлении уверенности, что  будущее не будет означать возврата к довоенной модели – «каждая страна сама по себе» - конкурентного обесценения, приведшего к экономическому хаосу и широко распространенной депрессии.

После доработки  и обсуждения экспертами из 30 государств, план был одобрен стал прототипом Международного Валютного Фонда. План Г. Уайта преследовал несколько целей: оказания помощи в стабилизации валютных курсов, сокращении периодов и снижении степени неравновесия платежных балансов, содействие созданию условий для упрочнения внешней торговли и производства, облегчение эффективного использования блокированных валютных средств и, наконец, ослабление валютных ограничений и других дискриминационных мер.

Проект Г.Д. Уайта  отражал интересы США, которые обладали существенным золотым запасом, стабильным валютно-финансовым положением и для упрочнения позиции доллара и его внешней экспансии нуждались в установлении золотовалютного стандарта и мировой валютной системе. На валютной конференции Объединенных наций обсуждались оба проекта. Конференция выработала компромиссное решение о создании Международного Валютного Фонда, которое было подписано представителями участвовавших в ней 44 стран. На этой же конференции было подписано соглашение о создании Международного Банка Реконструкции и Развития.

Учреждение Международного Валютного Фонда произошло до образования Организации Объединенных Наций. Это была первая универсальная межправительственная организация. В ее создании были переплетены интересы всех стран. Все государства были заинтересованы в упорядочении послевоенных валютно-финансовых отношений. Страны, экономика которых была значительно нарушена и подорвана войной, нуждались во внешних ресурсах для стабилизации своих платежных балансов и национальных денежно кредитных систем. В свою очередь, МВФ представлял для них возможность получения дешевых несвязанных кредитов, поскольку их источниками являются бюджетные ассигнования стран-членов. Что касается главного мирового кредитора тех лет – США, то правительство этой страны преследовало также цель обеспечения национальных интересов. Соглашение об учреждении МВФ базировалось на плане Уайта. Это обеспечило США фактически право вето при решении наиболее важных вопросов. Целый ряд принципиально важных положений давал США и прямые, и косвенные преимущества. Это касается роли золота, режима валютных паритетов и курсов; либерализации валютных ограничений и введения обратимости.

СССР также принял участие в Бреттон-Вудской конференции. Однако впоследствии в связи с «холодной войной» между Востоком и Западом он не ратифицировал Соглашение об образовании МВФ. По той же причине на протяжении 50-60-х годов из МВФ вышли Польша, Чехословакия и Куба. В результате глубоких социально- экономических и политических реформ, нацеленных на интегрирование национальных экономик в мировое хозяйство, в начале 90-х годов бывшие социалистические страны, а также государства, входившие ранее в состав СССР, вступили в МВФ (за исключением КНДР и Кубы). Члены фонда – 178 стран.

В связи с  эволюцией мировой валютной системы  Устав МВФ трижды пересматривался:

    1. в 1969 г. с введением системы СДР;
    2. в 1976 г. с созданием Ямайской валютной системы;
    3. в ноябре 1992 г. с включением санкции – приостановки участвовать в голосовании – по отношению к странам, не погасившим свои долги Фонду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Механизм функционирования международных финансовых институтов.

Хотя МВФ  является специализированным учреждением  Организации Объединенных Наций  и участвует в работе Экономического и Социального Совета ООН, он действует  независимо и имеет собственный  устав, структуру управления и финансы.

Членами МВФ  в настоящее время являются 184 страны, что на семь стран меньше, чем в Организации Объединенных Наций. Эту разницу составляют Куба, Северная Корея и пять очень небольших стран: Андорра, Лихтенштейн и Монако в Европе и островные страны в Тихом океане — Науру и Тувалу. Куба была первоначальным членом МВФ, но вышла из его состава в 1964 году; ни одна из остальных шести стран не подавала заявления о приеме в члены. Чтобы стать членом, страна должна подать заявление, а затем быть принята большинством существующих членов. Политику МВФ преимущественно контролирует Международный валютно-финансовый комитет (МВФК), 24 членами которого являются министры финансов или управляющие центральных банков стран и групп стран, представленных в Исполнительном совете. МВФК проводит заседания два раза в год и представляет Фонду рекомендации по общему направлению мер политики.

Большинство членов МВФК также является членами Совета управляющих, в котором каждое государство-член имеет своего управляющего. Совет управляющих проводит заседания один раз в год и принимает путем голосования такие основные институциональные решения, как увеличение финансовых ресурсов Фонда. Комитет по развитию, который, как и МВФК, насчитывает 24 члена министерского ранга, представляет рекомендации Совету управляющих МВФ и Всемирного банка по вопросам, затрагивающим развивающиеся страны. Его заседания проводятся два раза в год.

Информация о работе МФО и их роль в экономике Казахстана