МФО и их роль в экономике Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 03:44, курсовая работа

Описание работы

В современном мире именно с помощью международных организаций осуществляется сотрудничество между государствами. Международные организации не только регулируют межгосударственные отношения, но и принимают решения по глобальным вопросам современности. Актуальность данной темы дипломной работы состоит в том, что в настоящее время международные экономические организации оказывают решающее воздействие абсолютно на все стороны межгосударственных отношений. Их воздействие может осуществляться как через экономические, так и политические отношения.

Содержание работы

Глава I. Роль и значение международных финансовых институтов
1.1. Необходимость создания международных финансовых институтов
1.2. Механизм функционирования международных финансовых институтов
1.3. Роль международных финансовых институтов в регулировании развития мировой экономики
Глава II. Анализ влияния международных финансовых институтов на развитие экономики Казахстана
2.1 Особенности взаимодействия Казахстана с международными финансовыми организациями
2.2 Меры и способы воздействия МФО на экономику Казахстана
2.3 Оценка эффективности влияния МФО на экономику Казахстана

Глава III. Перспективы сотрудничества Казахстана с МФО

3.1. Перспективные направления экономического партнерства и взаимоотношения МФО с Казахстаном на новом уровне сотрудничества
3.2. Реализация крупных инфраструктурных проектов как один из показателей улучшения сотрудничества
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Готовый Диплом.doc

— 668.00 Кб (Скачать файл)

Важнейшим направлением деятельности МВФ в 90-е годы стало содействие демонтажу административно-командной  системы управления экономикой в  постсоциалистических странах, ее переводу на рыночные отношения и интеграции в мировое хозяйство. Отличительной особенностью кредитных отношений с такими странами стал их долгосрочный характер и эволюция функции Фонда в них от кредитного источника до гаранта внешней платежеспособности стран. Для МВФ, в свою очередь, принятие постсоциалистических стран, регулирующее воздействие на трансформацию их национальных экономик способствовало некоторому ослаблению остроты проблемы самовыживания в условиях эрозии его «системной» функции.

Обусловленность кредитов. Предоставление Фондом кредитов странам-членам связано с выполнением ими определенных политико-экономических условий. Подобный порядок получил наименование «обусловленности». МВФ обусловливает эту практику необходимостью быть уверенным в том, что страны-заемщики будут в состоянии погашать свои долги, обеспечивая бесперебойный кругооборот ресурсов МВФ. Поэтому Фонд требует, чтобы страна, покрывая за счет его кредитов дефицит платежного баланса, заботилась о его ликвидации или сокращении. С расширением кредитных операции с 80-х годов Фонд взял курс на ужесточение их обусловленности. Такая практика придает МВФ роль стража мирового экономического порядка, по оценке западных специалистов.

Стабилизационные программы  разрабатывает либо МВФ, либо правительство  страны-заемщика с учетом его рекомендаций и с участием миссии Фонда. Стабилизационные программы Фонды носят дефляционный характер. Дефляционные меры далеко не всегда достигают желаемой цели, особенно если нарушение равновесия платежного баланса носит устойчивый, структурный характер и происходит спад производства. Подобные меры зачастую вызывают свертывание инвестиций, торможение темпов экономического роста, а также усиливают социальные проблемы. Это связано с уменьшением реальной заработной платы, снижением жизненного уровня, ростом безработицы, перераспределением доходов в пользу предпринимателей за счет менее обеспеченных групп населения, ростом имущественной дифференциации. Таким образом, проблема обусловленности кредитов МВФ – это проблема социальной цены за осуществление при его содействии и опеке стабилизационных макроэкономических программ.

Учитывая негативные последствия шаблонного использования  монетаристской дефляционной модели, МВФ в настоящее время стал уделять больше внимания долгосрочным, структурным и институциональным  проблемам экономической политики. Усилия подобного рода созвучны концепции «экономики предложения», нацелены на укрепление производственной базы, совершенствование отраслевой структуры национальных экономик. Наконец, Фонд стал уделять внимание социальном аспектам проводимых при его поддержке реформ. Реализуя принцип обусловленности кредитов, МВФ оказывает воздействие на выбор пути общественного развития, расстановку социально-политических сил в странах-заемщиках. Рекомендации МВФ усиливают противоборство между различными общественными силами.

Группа Всемирного банка (ВБ) или Всемирный банк — международная организация, создана в 1944г. в результате подписания 45 государствами Бреттон-Вудского соглашения. Тем же договором которым был создан и Международный Валютный Фонд (МВФ). Штаб-квартира всех организаций, входящих в группу Всемирного банка, находится в США, в Вашингтоне, округ Колумбия.

Главной задачей ВБ является содействие устойчивому экономическому росту в развивающихся странах  и сокращению нищеты. Приоритетными  для ВБ являются структурные преобразования: либерализация торговли, приватизация, реформа образования и здравоохранения, инвестиции в инфраструктуру. Главное преимущество сотрудничества с ВБ для страны-получателя заключается в существенно заниженных по сравнению с другими международными кредиторами процентных ставках по займам. Другая перспективная выгода для получателя помощи ВБ состоит в том, что за кредитами ВБ идут межправительственные кредиты, повышается кредитный рейтинг страны для частных инвесторов.

Отличие ВБ от МВФ состоит в том, что ВБ оказывает долгосрочную помощь и только развивающимся странам, а МВФ нацелен на преодоление временных финансовых кризисов в любой стране.

Следует отметить что, группа Всемирного банка состоит  из пяти организаций:

Международного банка  реконструкции и развития (МБРР).

Междунаро́дный  банк реконстру́кции и разви́тия (МБРР, англ. International Bank for Reconstruction and Development ) — основное кредитное учреждение групп Всемирного банка, широко известное как Мировой банк. В отличие от МВФ Мировой банк предоставляет кредиты для экономического развития. МБРР — самый крупный кредитор проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения. Страны, подающие заявку на вступление в МБРР, должны сначала быть приняты в МВФ. Все займы банка должны гарантироваться правительствами стран-членов. Займы выделяются под процентную ставку, которая меняется каждые 6 месяцев. Займы предоставляются, как правило, на 15-20 лет с отсрочкой платежей по основной сумме займа от трех до пяти лет.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) — специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный одновременно с МВФ в соответствии с решениями Международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944г. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945г., но банк начал функционировать с 1946г. Местонахождение МБРР — Вашингтон.

Официальной целью  деятельности МБРР является содействие странам-членам в развитии их экономики  посредством предоставления долгосрочных займов и кредитов, гарантирования частных инвестиций. Первоначально МБРР был призван с помощью аккумулированных бюджетных средств капиталистических государств и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время Второй мировой войны.

Высшими органами МБРР являются Совет управляющих  и Директорат как исполнительный орган. Во главе банка находится  президент, как правило, представитель  высших деловых кругов США. Сессии Совета, состоящего из министров финансов или управляющих центральными банками, проводятся раз в год совместно с МВФ. Членами банка могут быть только члены МВФ, голоса также определяются квотой страны в капитале МБРР (85,2 млрд долл. США). Хотя членами МБРР являются 184 стран, лидирующее положение принадлежит семерке: США, Японии, Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде и Италии.

Источниками ресурсов банка помимо акционерного капитала являются размещение облигационных  займов, главным образом на американском рынке, и средства, полученные от продажи  облигаций.

МБРР предоставляет  кредиты обычно на срок до 20 лет для  расширения производственных мощностей  стран — членов банка, которые выдаются под гарантию их правительств. МБРР предоставляет также гарантии по долгосрочным кредитам других банков. Как и МВФ, он требует обязательного предоставления информации о финансовом положении страны-заемщика, кредитуемых объектах и содержании миссии банка, обследующей эти объекты.

Необходимо  подчеркнуть, что банк покрывает  своими кредитами лишь 30 % стоимости объекта, причем наибольшая часть кредитов направляется в отрасли инфраструктуры: энергетику, транспорт, связь. С середины 80-х гг. МБРР увеличил долю кредитов, направляемых в сельское хозяйство (до 20 %), в здравоохранение и образование. В промышленность направляется менее 15 % кредитов банка.

В последние  годы МБРР занимается проблемой урегулирования внешнего долга развивающихся стран: 1/3 кредитов он выдает в форме так  называемого совместного финансирования. Банк предоставляет структурные  кредиты для регулирования структуры экономики, оздоровления платежного баланса.

В дополнение к  МБРР были созданы следующие финансовые институты: Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация. Многостороннее агентство  по гарантиям инвестиций. В начале 1991г. в состав членов этих организаций входили 155 стран. За период своего существования банк и его организации предоставили свыше 5 тыс. займов на общую сумму 245 млрд. долл. США. Почти 3/4 всех займов приходится на МБРР.

Кредитная политика МБРР и характеристика его активных операций. Кредитная политика МБРР отвечает интересам частного капитала, функционирующего в развивающихся странах. Это проявляется в самой процедуре рассмотрения заявок стран-членов на банковские кредиты. При решении вопроса о предоставлении средств Банк требует широкой информации об экономическом и финансовом положении этих стран, направляет туда свои экономические миссии. В рекомендациях миссий МБРР приоритет отдается развитию частного сектора экономики и привлечению иностранного капитала в развивающиеся страны. Деятельность этих миссий не может не затрагивать суверенитет стран-членов. Если рекомендации МБРР не принимаются страной, испрашивающей кредит, то зачастую он не предоставляется. Причем делаются попытки ограничить доступ к другим источников международных кредитов, поскольку МБРР не только координирует свою кредитную политику с другими международными валютно-кредитными и финансовыми организациями, прежде всего с МВФ, но и возглавлять большинство консорциумов и клубов помощи отдельным развивающимся государствам, используемых развитыми странами-донорами для более эффективного использования своей двусторонней официальной помощи развитию.

МБРР осуществляет воздействие на экономическое развитие развивающихся стран, особенно путем  регламентации инвестиционной политики стран-заемщиков, поскольку кредиты Банка покрывают около 30% общей стоимости кредитуемых объектов, а остальная часть расходов по объекту должна обеспечивать за счет внутренних источников кредитования и финансирования или иных внешних источников. Основная задача МБРР – кредитование конкретных объектов (преимущественно инфраструктурных – транспорт, связь, энергетика) на основе их тщательного отбора. Новым явлением с 80-х годов стал сдвиг кредитной стратегии МБРР, который, как и МВФ, стал предоставлять кредиты на структурную адаптацию в соответствии с программой экономических реформ и перехода страны-заемщика к рыночной экономике.

МБРР стал кредитовать  и государственные предприятия  в развивающихся и других странах, но лишь при наличии гарантии их правительства и если руководство банка убедится, что частный капитал отсутствует, а участие правительства не нанесет ущерба расширению частной инициативы и предпринимательства в данной стране. В отрасли, куда неохотно вкладывают свои капиталы частные инвесторы, направлено до половины всех кредитных ассигнований МБРР. Такая же кредитная политика характерна и в отношении сельского хозяйства, которое также отличается высокой капиталоемкостью и относительно низкой рентабельностью. Для развития сельского хозяйства Банк выделил около 1/5 своих кредитных ассигнований. Показательно, что для промышленности ассигновано не более 1/5 кредитов МБРР, который стремится превратить этот важнейший сектор развивающейся экономики в ключевой объект приложения частного капитала. Характерно, что МБРР осуществляет кредитование промышленного сектора развивающихся стран прежде всего косвенно, через местные банки развития, которые перераспределяют полученные от МБРР средства.

Большинство кредитов МБРР выдаются на срок 15-20 лет (льготный период – 5 лет). Зависимость МБРР от мирового финансового рынка негативно отражается на стоимости его кредитов. Получая заемные средства под высокий процент, Банк кредитует страны-члены по ставке, которая в среднем на 0,5% превышает стоимость заемных средств и изменяется по полугодиям.

Среди новых  инициатив Банка ведущее место  занимает совместное финансирование. При совместном финансировании инвесторы  получают ряд выгод: МБРР сам обеспечивает экспертизу проекта, утверждает его  к финансированию и, что самое главное, снимает с инвестора риск неплатежа по кредиту со стороны заемщика. Для развивающихся стран-заемщиков подобные кредиты в связи с участием в них коммерческих банков и других организаций приводят к ухудшению условий кредитования вследствие удорожания заемных средств и в связи с сокращением сроков кредитов. Займы банка можно разделить на две категории:

    1. Займы для развивающихся стран, которые в состоянии без ущерба для экономики оплатить проценты по ссудам. Деньги для этих займов привлекаются от инвесторов со всего мира. Эти инвесторы покупают бонды, выпускаемые Всемирным Банком.
    2. Займы для беднейших стран, которые являются обычно не кредитоспособны на международных финансовых рынках и неспособны оплатить проценты по займам, и для которых Всемирный банк, соответственно, не может привлекать для государств этой группы средств на международных финансовых рынках.

Международная финансовая корпорация (МФК).

Международная финансовая корпорация (МФК) (англ. International Finance Corporation, IFC) — международный финансовый институт, входящий в структуру Всемирного банка. Штаб-квартира организации находится в Вашингтоне (США).

Создана в 1956г. с целью обеспечить устойчивый приток частных инвестиций в развивающиеся страны.

Президент группы организаций Всемирного банка одновременно является Президентом МФК. Оперативное  руководство осуществляется исполнительным вице-президентом (с января 2006г.  — Ларс Тунелл).

МФК координирует свою деятельность с другими организациями, входящими в состав группы Всемирного банка, но в юридическом и финансовом отношениях является независимой организацией.

Деятельность. МФК осуществляет предоставление займов, инвестирование в форме долевого участия в капитале, предлагает структурированное финансирование и продукты по управлению рисками, а также оказывает консультационные услуги в целях стимулирования роста частного сектора в развивающихся странах.

Усилия МФК  направлены на достижение главной цели всех учреждений Группы организаций Всемирного банка-повышение качества жизни населения в развивающихся странах-членах. Созданная в 1956г., МФК является сегодня крупнейшим многосторонним учреждением, предоставляющим кредиты и долевое финансирование для осуществления проектов в частном секторе развивающихся стран. МФК содействует устойчивому развитию частного сектора путем:

  1. финансирования проектов в частном секторе развивающихся стран;
  2. оказания помощи частным компаниям развивающихся стран в привлечении финансирования на международных финансовых рынках;
  3. предоставления консультационной и технической помощи предприятиям и правительствам.

В состав МФК  входят 177 стран-членов, которые совместно  определяют ее политику и утверждают инвестиционные проекты. Долевой капитал МФК состоит из оплаченных взносов стран-членов, и права голоса распределяются пропорционально числу единиц долевого участия, принадлежащих той или иной стране. Разрешенный к выпуску объем уставного капитала МФК составляет 2,45 млрд. долл. США.

Информация о работе МФО и их роль в экономике Казахстана