Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 14:54, реферат
Налоги необходимы, так как для государства для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1. Экономическая сущность налогов и их классификация
1.2. Налог на недвижимость
1.3. Налог на прибыль
1.4. Сбор на развитие территорий
2. АНАЛИЗ НАЛОГОВ, УПЛАЧИВАЕМЫХ ИЗ ПРИБЫЛИ В БЮДЖЕТ
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра «Финансы и кредит»
КУРСОВАЯ РАБОТА
НАЛОГИ, УПЛАЧИВАЕМЫЕ ИЗ ПРИБЫЛИ
Специальность «Финансы и кредит»
Автор работ
Руководитель
М.э.н., преподаватель
Гродно 2011
РЕФЕРАТ
Тема курсовой работы
«Налоги, уплачиваемые из прибыли»
Курсовая работа содержит:.
Ключевые слова:
Цель работы –
Объектом исследования:
Предметом исследования является:
Методы исследования:
Исследования и разработки:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1. Экономическая сущность налогов и их классификация
1.2. Налог на недвижимость
1.3. Налог на прибыль
1.4. Сбор на развитие территорий
2. АНАЛИЗ НАЛОГОВ, УПЛАЧИВАЕМЫХ ИЗ ПРИБЫЛИ В БЮДЖЕТ
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение
Налоги необходимы, так как для государства для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития ее приоритетных отраслей. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.
Кроме того, от того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.
Государство, устанавливая налоги, стремится прежде всего обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления возложенных на него задач, которые реализуются посредством налоговой политики, являющейся частью финансовой политики государства.
Налоги представляют собой - обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Со времени возникновения государства именно налоги становятся необходимым звеном экономических отношений в рамках самых различных способов производства. Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних этапах цивилизации формой налогообложения можно считать жертвоприношение, которое далеко не всегда было добровольным действием, а являлось неким неписаным законом.
Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Национальная налоговая система РБ прошла три совершенно разных исторических рубежа, если подходить к ней с позиции системности, т.е. оформления в законодательном порядке принципов ее функционирования.
Актуальность проблемы создания оптимальной системы налогообложения и распределения налогового бремени особенно возрастает в условиях рыночной экономике. Её формирование требует больших средств и эти средства, кроме кредитов, могут дать только налоги.
В последнее годы возникла необходимость во внедрении принципиально нового подхода к выполнению налоговых обязательств перед государством ― самостоятельной уплаты налогов в зависимости от величины полученного дохода.
Целью данной работы является рассмотрение экономической сущности налогов, уплачиваемых в бюджет из прибыли, их роли и значения, анализ эффективности налоговой системы Республики Беларусь на современном этапе и выработка направлений ее совершенствования.
Для достижения этой цели в работе:
рассмотрена сущность налогов, дана экономическая характеристика налоговой системы;
проанализировано состояние налоговой системы Республики Беларусь в современных условиях;
обоснованы основные направления совершенствования существующей налоговой системы Республики Беларусь, как в части косвенных, так и прямых налогов;
Курсовая работа состоит из 3-ех глав.
В первой главе рассмотрена экономическая сущность налогов, их функции, а также представлена классификация налогов.
Во второй главе сделан акцент на характеристику налогов, уплачиваемых из прибыли в Республики Беларусь на современном этапе.
В третьей главе изучены основные направления совершенствования системы налогообложения предприятий.
При подготовке курсовой работы были использованы законодательные акты, постановления правительства Республики Беларусь, статистические издания, учебники и учебные пособия по налогообложению, научные статьи в ежемесячных периодических изданиях, монографии и работы таких ученых-экономистов Беларуси, как Зайца Н. Е., Киреевой Е. Ф., Шмарловской Г. А., Гюрджан В. А., Козлякова А., Образковой Т. Б., Т. Ф. Юткиной, а также российских авторов, таких как Емельянов А.М., Пансков В.Г., Перов В.А., Сомоев Р.Г. и другие.
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.
1.1. Экономическая сущность налогов, их функции.
В сфере научных знаний о закономерностях общественного развития трудно назвать более неоднозначную и противоречивую систему отношений, чем система налогообложения. С момента появления первых письменных свидетельств о налогах и до настоящего времени это общественное явление характеризуется как область острых разногласий между властными структурами — сборщиками налогов и лицами, обязанными их платить. В известной степени, современные представления о налогах как наихудшем из зол сложились под влиянием исторического опыта их использования как средства подчинения интересов одной социальной группы интересам другой. Особенно негативно налоги воспринимаются в экономически слабых государствах, правительства которых осуществляют траты, несоизмеримые с величиной созданного валового внутреннего продукта (ВВП), который по большей части лишен социальной составляющей.
Возникает вопрос: действительно ли налог — это неминуемое зло, избавиться от которого стремиться каждый человек? Что выражает понятье «налог» в своей сущности и каковы его свойства?
Наиболее распространенный вопрос стоит в том, что налоги — это историческое явление, без которого не существовало ни одно общество, а развитие налогообложения — объективно необходимый процесс в любом государстве, обеспечивающий через бюджетно-финансовые инструменты его продвижения вперед. Следовательно, понятие «налог» можно рассматривать как экономическую категорию.
К определению данной категории в экономической литературе сложились два подхода:
1) налог рассматривается как форма проявления налоговых отношений, т.е. как обязательный платеж в казну государства;
2) интегральное определение налогов как совокупности присущих им свойств.
Первому подходу отвечают большинство определений, данных как в исторической ретроспективе, так и в наши дни.
В частности, такие известные экономисты начала XX века, определили налоги как принудительные сборы, которые государство взимает с граждан для удовлетворения своих денежных потребностей.
В работах современных налоговедов налог определяется как «одна из форм пополнения государственной казны» или как «сбор, устанавливаемый в одностороннем порядке и взимаемый на основании законодательно закрепленных правил для удовлетворения общественных потребностей». В отечественной экономической литературе налоги определяются как «обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого для удовлетворения общественных потребностей».
Второй подход состоит в рассмотрении налога как сложного системного образования, вбирающего в себя элементы различных сфер знаний: экономики, права, философии и др.
Т.Ф. Юткина рассматривает налог как понятие, «интегрирующее смысл всех налоговых категориальных образований («система налогообложения», «налоговая система», «налоговое производство») в их теоретическом восприятии и в конкретно содержательных образах функционирования в государстве в определенный период времени». Для раскрытия категориального смысла понятия «налог», считает автор, следует исследовать его категориальные свойства, причем в строго определенной иерархической последовательности [72, с. 44].
1. Налог как философская категория.
Высший философский смысл категории «налог» — это потребность каждого жертвовать часть своих «богатств» для обеспечения всеобщего благополучия. Соответственно философия налогообложения базируется на этических поступках и принципах обязательного согласования финансовых интересов казны и плательщиков. «Философская» налоговая система — это своеобразный маяк, к которому должны устремиться все усилия налоговых реформаторов. Важно, что и в работах основоположников экономической науки У.Петги, А.Смита, Д.Рикардо налоги рассматриваются как добровольное подаяние на благо развития нации, да и русское слово «подать», использовавшееся для обозначения государственных сборов в России до середины XVIII в., произошло от того же корня, что и слово «подаяние». Термин «подать» как обозначение государственных налогов и сборов в Беларуси сохранился до наших дней.
Вместе с тем после уплаты налогов, исполнив свой общественный долг, налогоплательщик обретает полную хозяйственную самостоятельность. Именно этот смысл хотел донести до нас А.Смит, утверждая, что налоги для тех, кто их выплачивает, признак не рабства, а свободы.
2. Налоги как финансово-
Налоги — это важнейших элемент перераспределения ВВП между государством и налогоплательщиками. Налоги обеспечивают государство финансовыми ресурсами, и в этом, пожалуй, их главный отличительных признак. Кроме того, участвуя в процессе
перераспределения, налоги оказываю решающее влияние на другие фазы движения общественного продукта: производство, обмен, потребление.
3. Налоги как правовая категория.
Данное свойство налогов выражается через правовую формализацию системы отношений «государство — налогоплательщик», установление конкретных видов налогов и методов управления ими. Причем эти отношения не являются равноправными. Главенствующая роль в этих отношениях принадлежит государству, которое на условиях безвозвратности в законодательном порядке устанавливает правила изъятия доходов налогоплательщиков.
Речь идет о принципах равномерности, определенности, удобства, дешевизны.
Не вызывает сомнений необходимость равномерного распределения налоговой нагрузки на все субъекты хозяйствования, поскольку в противном случае предоставление каких-либо преимуществ отдельным предприятиям по сравнению с аналогичными приведет к нарушению конкретного равновесия.
Что касается принципа определенности, то налоговое законодательство должно быть стабильным, любые его корректировки ни в коем случае не должны приниматься задним числом, а о предстоящих изменениях необходимо широко информировать плательщиков. Это позволит им принимать деловые решения на перспективу и будет способствовать повышению привлекательности инвестиционного климата в республике.
Помимо этого налоговое законодательство должно быть простым, понятным и удобным для налогоплательщиков, исключающим множество дифференцированных ставок и сложные расчеты. В Республике Беларусь в этом направление постоянно ведется работа. Уже разработана и принята упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства и сельскохозяйственных предприятий. По отдельным видам экономической деятельности, осуществляемым индивидуальным предпринимателями и прочими физическими лицами, установлен единый налог [6, с. 25].
Принцип дешевизны характеризует эффективность налоговой систему для государства и определяется административными затратами на ее обслуживание. Наиболее эффективной будет та система, которая обеспечивает наиболее полное поступление налогов в бюджет при наименьших затратах по их сбору. Помимо этого налоговая система не должна сдерживать развитие экономики, поскольку значительная централизация средств в бюджете сегодня может завтра обернуться бюджетными потерями. Этот подход требует оптимизации уровня налоговой нагрузки. Кроме того, налоговая система может быть признана эффективной, если она стимулирует развитие приоритетных направлений в области экономического и социального развития общества.