Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 14:54, реферат
Налоги необходимы, так как для государства для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1. Экономическая сущность налогов и их классификация
1.2. Налог на недвижимость
1.3. Налог на прибыль
1.4. Сбор на развитие территорий
2. АНАЛИЗ НАЛОГОВ, УПЛАЧИВАЕМЫХ ИЗ ПРИБЫЛИ В БЮДЖЕТ
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
С 2011 года улучшилось налоговое администрирование:
- налогу на прибыль декларации подаются один раз в год с ежеквартальной уплатой налога авансовыми платежами. Это упростило ведение налогового учета на предприятиях, поскольку окончательный расчет осуществляется по итогам года;
- не будет «авансовых» платежей по НДС и акцизам. При этом сроки уплаты НДС – месяц или квартал – плательщик теперь определяет самостоятельно (без увязки к размеру выручки, как это происходило в 2010 году). В результате сократилось количество платежей по НДС с 72-х до 4-12 в год.
Кроме того, для упрощения с 2011 года налогового учета отдельно по каждому налогу уточнено налоговое законодательство..
Налогу на добавленную стоимость:
- упростился порядок определения налоговой базы при продаже основных средств и нематериальных активов по ценам ниже остаточной стоимости, а также при продаже товаров по ценам ниже цены приобретения. С этого года налоговая база по таким операциям определяется исходя из цены фактической реализации, а налоговые вычеты в таких случаях осуществляется в общеустановленном порядке. Это позволяет субъектам уплачивать налог, а в ряде случаев получать его возмещение из бюджета, исходя из реальной рыночной стоимости сделок.
Налогу на прибыль:
- в состав расходов, учитываемых при налогообложении, можно включать оплату услуг по управлению предприятием или его отдельными подразделениями (например, бухгалтерской, финансовой и маркетинговой службами), оказанных сторонними организациями и индивидуальными предпринимателями. Такие решения позволили «разгрузили» плательщика от составления сложной финансовой отчетности и позволяет ему сосредоточиться исключительно на развитии своего основного вида деятельности. Особенно это актуально для малого и среднего бизнеса;
- предусмотрена полная отмена нормирования представительских расходов для целей налогообложения. Такой шаг был направлен на стимулирование продвижение белорусских товаров за рубежом, привлечения иностранных инвестиций путем отмены ограничений по работе с потенциальными инвесторами на стадии заключения контрактов.
Подоходному налогу:
- от подоходного налога освободилась материальная помощь, оказываемая гражданам по решениям Правительства;
- упростился порядок подтверждения факта выплаты денежных средств заготовительными организациями владельцам личных подсобных хозяйств в целях освобождения доходов граждан от реализации сельскохозяйственной продукции. Также отменено ограничение в размере 500 базовых величин в год, в пределах которого предоставляется льгота. В результате доходы граждан от выращенной на своих участках сельхозпродукции полностью освобождены от налога;
- для обеспечения конституционных прав граждан из объекта обложения подоходным налогом исключается любая компенсация (возмещение) морального вреда, определенная судом в соответствии с законодательством Беларуси;
- размеры стандартных налоговых вычетов для граждан проиндексированы на коэффициент инфляции.
Налогу на недвижимость:
- с учетом социальной значимости тех функций, которые выполняют на селе организации потребительской кооперации, в Кодексе закрепилась льгота по налогу на недвижимость в отношении принадлежащих им субъектов торговли и общественного питания, расположенных в сельской местности;
- ставка в размере 0,1% (вместо действующей в 2010 году в размере 1%) распространяется на объекты недвижимости, принадлежащие физическим лицам, но не относящиеся к жилому фонду (стоянки, гаражи, иных коммуникациях, находящихся в собственности жилищно-строительных, потребительских кооперативов и товариществ собственников);
Земельному налогу:
- обеспечено снижение размера ставок и сокращение их количества (с 48 до 12);
- по аналогии с налогом на недвижимость, в Кодексе закреплена льгота по земельному налогу в отношении земельных участков в сельской местности, занятых объектами торговли и общественного питания потребительской кооперации;
- от земельного налога освобождены и земельные участки, занятые жилыми поселками «SOS – Детская деревня» и детскими домами семейного типа.
При упрощенной системе налогообложения:
- пониженную ставку налога в размере 3% от выручки, которая применялась в 2010 году к экспорту товаров, можно в 2011 году применять и при экспорте услуг, что служит дополнительным стимулом для развития данного сектора.
Единому налогу с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц:
- перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами в качестве индивидуальных предпринимателей, дополнился такими видами, как ремонт и переделка одежды и головных уборов, реализация кошек и собак, дрессировка домашних животных, музыкальное обслуживание свадеб и иных торжеств, фотосъемка, изготовление фотографий. Это способствует решению самозанятости граждан и легализации их доходов;
- предусмотрено увеличение предела выручки с 20-кратной до 30-кратной суммы единого налога, при превышении которого индивидуальные предприниматели обязаны производить доплату налога в процентах от выручки. Одновременно ставка такой доплаты снизилась с 10% до 8%. В комплексе это позволило уменьшить налоговую нагрузку на индивидуальных предпринимателей.
Единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции:
- право применения данного упрощенного порядка налогообложения с уплатой практически одного налога с выручки представлено организациям, занимающимся первичной переработкой льна. Такое решение стало способствовать выходу данной отрасли из кризиса.
В результате реализации предпринятых мероприятий по своему составу налоговая система Республики Беларусь не будет отличаться от налоговых систем развитых стран.
Ее основу, как и в большинстве европейских стран, будут составлять налоги на приобретение (НДС и акцизы), налоги на прибыль и доходы, на собственность (налог на недвижимость и землю), экологические и социальные налоги. Это всего 5-6 обязательных платежей для обычного плательщика. Их уплата осуществляется ежеквартально, а налоговые декларации подаваться преимущественно ежегодно (исключение составляют только платежи в Фонд социальной защиты населения, по которым пока сохраняется ежемесячный способ уплаты).
Таким образом, с 2011 года полностью решен вопрос со структурой налоговой системы и количеством налоговых платежей. А это один из основных показателей, по которым Всемирный банк оценивает рейтинг страны по позиции «Налогообложение» в своем ежегодном исследовании «Ведение бизнеса».
Улучшение этого показателя в нашей стране будет за счет совершенствование налогового администрирования. Ведь во многом по тому, как организована уплата налогов, какую для этого надо составлять отчетность и какие заполнять документы плательщикам, включая инвесторов, оценивают качество налоговой системы.
Рис.1.1. Классификационный состав налогов по признакам
Рис.1.2. Классификационный состав налогов по признакам
Доходы бюджета Республики Беларусь, контролируемые налоговыми органами, по видам доходных источников | ||||||||||
| 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | |||||
млрд. рублей | удельный вес в доходах бюджета, контроли-руемых налоговыми органами, % | млрд. рублей | удельный вес в доходах бюджета, контроли-руемых налоговыми органами, % | млрд. рублей | удельный вес в доходах бюджета, контроли-руемых налоговыми органами, % | млрд. рублей | удельный вес в доходах бюджета, контроли-руемых налоговыми органами, % | млрд. рублей | удельный вес в доходах бюджета, контроли-руемых налоговыми органами, % | |
Доходы бюджета, контролируемые налоговыми органами, всего* | 23 800,1 | 100,0 | 26 460,1 | 100,0 | 34 627,7 | 100,0 | 32 697,2 | 100,0 | 34 799,4 | 100,0 |
Налоговые доходы | 22 010,0 | 92,5 | 24 467,2 | 92,5 | 31 206,8 | 90,1 | 28 660,4 | 87,7 | 31 859,4 | 91,6 |
Налоги на доходы и прибыль | 6 143,6 | 25,8 | 7 464,7 | 28,2 | 11 176,3 | 32,3 | 9 630,7 | 29,5 | 11 822,5 | 34,0 |
Подоходный налог | 2 480,4 | 10,4 | 3 080,9 | 11,6 | 4 182,9 | 12,1 | 4 305,3 | 13,2 | 5 380,9 | 15,5 |
Налог на прибыль | 3 140,8 | 13,2 | 3 837,1 | 14,5 | 5 993,3 | 17,3 | 4 607,7 | 14,1 | 5 580,4 | 16,0 |
Налог на доходы | 185,3 | 0,8 | 150,5 | 0,6 | 413,7 | 1,2 | 248,8 | 0,8 | 297,0 | 0,9 |
Целевые сборы (сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района), транспортный сбор), в 2010 г. - сбор на развитие территорий | 337,1 | 1,4 | 396,1 | 1,5 | 586,4 | 1,7 | 468,9 | 1,4 | 564,3 | 1,6 |
Налоги на фонд заработной платы (обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости, чрезвычайный налог) | 675,4 | 2,8 | отменены | |||||||
Налоги на собственность | 1 268,4 | 5,4 | 1 519,2 | 5,7 | 2 004,8 | 5,8 | 1 626,7 | 5,0 | 1 850,1 | 5,3 |
Земельный налог | 374,3 | 1,6 | 432,8 | 1,6 | 653,8 | 1,9 | 617,9 | 1,9 | 675,3 | 1,9 |
Налог на недвижимость | 894,0 | 3,8 | 1 086,4 | 4,1 | 1 351,0 | 3,9 | 1 008,8 | 3,1 | 1 174,8 | 3,4 |
Налоги на товары и услуги | 11 982,2 | 50,3 | 13 360,1 | 50,5 | 15 563,0 | 44,9 | 15 296,8 | 46,8 | 15 890,6 | 45,7 |
Налог на добавленную стоимость | 4 704,7 | 19,8 | 5 379,1 | 20,3 | 6 674,4 | 19,3 | 7 702,0 | 23,6 | 9 446,9 | 27,1 |
Налог с продаж | 363,8 | 1,5 | 531,7 | 2,0 | 675,5 | 1,9 | 567,2 | 1,7 | отменен | |
Платежи, исчисляемые из выручки от реализации (сбор в республиканский фонд поддержки производителей с/х продукции, продовольствия и аграрной науки, налог с пользователей автомобильных дорог, с 2008 г. - отменен налог с пользователей автомобиль-ных дорог, с 2010 г. - отменен сбор в респ. фонд поддержки производителей с/х продукции, продовольствия и аграрной науки) | 2 943,5 | 12,4 | 2 980,8 | 11,3 | 2 636,3 | 7,6 | 1 411,5 | 4,3 | отменен | |
Налог при упрощенной системе налогообложения | 41,9 | 0,2 | 97,7 | 0,4 | 351,8 | 1,0 | 488,7 | 1,5 | 723,0 | 2,1 |
Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц | 242,2 | 1,0 | 269,0 | 1,0 | 225,3 | 0,7 | 300,5 | 0,9 | 316,1 | 0,9 |
Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции | 98,1 | 0,4 | 129,3 | 0,5 | 195,2 | 0,6 | 219,2 | 0,7 | 257,4 | 0,7 |
Акцизы | 2 795,1 | 11,7 | 3 010,8 | 11,4 | 3 855,3 | 11,1 | 3 592,9 | 11,0 | 4 286,4 | 12,3 |
Налог на приобретение автомобильных транспортных средств | 32,9 | 0,1 | 56,3 | 0,2 | 92,0 | 0,3 | 61,5 | 0,2 | отменен | |
Налог на игорный бизнес | 21,8 | 0,1 | 28,5 | 0,1 | 43,9 | 0,1 | 61,9 | 0,2 | 70,0 | 0,2 |
Налог на услуги | 140,6 | 0,6 | 192,7 | 0,7 | 273,4 | 0,8 | 196,1 | 0,6 | 200,7 | 0,6 |
Сборы с заготовителей | 2,4 | 0,01 | 2,5 | 0,01 | 3,2 | 0,01 | 3,4 | 0,01 | 3,2 | 0,01 |
Сборы с пользователей, с 2010 г. - налог за владение собаками | 41,9 | 0,2 | 71,4 | 0,3 | 2,9 | 0,01 | 3,1 | 0,01 | 2,1 | 0,01 |
Отчисления от доходов от оказания услуг электросвязи | - | 30,8 | 0,1 | 52,5 | 0,1 | 62,9 | 0,2 | 71,9 | 0,2 | |
Единый торговый сбор | - | 0,01 | 0,0 | 0,1 | 0,0 | |||||
Сбор (плата) за проезд автомобильных транспортных средств | 3,7 | 0,02 | 0,1 | 0,0003 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Регистрационные сборы | 25,2 | 0,1 | 21,5 | 0,1 | 2,4 | 0,01 | 1,6 | 0,01 | 2,1 | 0,01 |
Экологический налог (платежи за использование природных ресурсов, за переработку нефти и нефтепродуктов) | 524,5 | 2,2 | 557,7 | 2,1 | 478,8 | 1,4 | 624,2 | 1,9 | 510,8 | 1,5 |
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности (ввозные и вывозные таможенные сборы, пошлины, оффшорный сбор, прочие поступления от внешнеэкономической деятельности) | 1,3 | 0,005 | 1,6 | 0,01 | 2,8 | 0,01 | 4,1 | 0,01 | 9,7 | 0,03 |
Другие налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи | 1 939,0 | 8,2 | 2 121,6 | 8,1 | 2 459,9 | 7,1 | 2 102,0 | 6,4 | 2 286,5 | 6,6 |
Отчисления в инновационные фонды | 1 603,0 | 6,7 | 1 710,4 | 6,5 | 1 986,8 | 5,7 | 1 736,4 | 5,3 | 1 706,5 | 4,9 |
Отчисления в фонд развития строительной науки | 36,9 | 0,2 | 42,2 | 0,2 | - | |||||
Государственная пошлина | 156,9 | 0,7 | 223,9 | 0,8 | 266,1 | 0,8 | 259,7 | 0,8 | 291,1 | 0,8 |
Поступления по отмененным налогам прошлых лет | 5,9 | 0,03 | 73,8 | 0,3 | 125,8 | 0,4 | 13,0 | 0,04 | 173,6 | 0,5 |
Иные налоги, сборы (пошлины) и обязательные платежи** | 136,3 | 0,6 | 71,3 | 0,3 | 81,2 | 0,2 | 93,0 | 0,3 | 115,3 | 0,4 |
Неналоговые доходы | 1 790,1 | 7,5 | 1 992,9 | 7,5 | 3 420,9 | 9,9 | 4 036,9 | 12,3 | 2 939,9 | 8,4 |
Доходы от использова-ния имущества, находя-щегося в государствен-ной собственности | 1 246,9 | 5,2 | 1 304,8 | 4,9 | 2 240,1 | 6,5 | 2 633,8 | 8,0 | 1 268,6 | 3,6 |
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности | 284,5 | 1,2 | 371,5 | 1,4 | 757,2 | 2,2 | 937,4 | 2,9 | 1 037,3 | 3,0 |
Штрафы, удержания | 210,4 | 0,9 | 209,7 | 0,8 | 278,8 | 0,8 | 280,9 | 0,9 | 281,7 | 0,8 |
Прочие неналоговые доходы*** | 48,4 | 0,2 | 106,9 | 0,4 | 144,9 | 0,4 | 184,6 | 0,5 | 352,4 | 1,0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* на основании данных Министерства финансов Республики Беларусь, без учета доходов Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь | ||||||||||
** в состав иных налогов, сборов (пошлин) и обязательных платежей включены отчисления в фонды предупредительных (превентивных) мероприятий, плата за размещение наружной рекламы, курортный сбор и др. | ||||||||||
*** без учета процентов, уплачиваемых банками за пользование денежными средствами ФСЗН, штрафов за нарушение законодательства Республики Беларусь об уплате обязательных страховых взносов и иных платежей в ФСЗН, прочих поступлений в ФСЗН | ||||||||||
«0,0» – малая величина |