Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 00:58, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы на основании исследования литературных источников и анализа нормативно-правовой базы Республики Беларусь изучить денежную систему Республики Беларусь, ее элементы и развитие. Проанализировать проблемы и перспективы дальнейшего развития системы, ее усовершенствования.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе предполагается решить следующие задачи:
1.изучить сущность и значение денежной системы;
2.оценить состояние денежной системы и действующего законодательства Республики Беларусь;
Введение
1 Денежная система ее типы и элементы……………………………………………
Исторический процесс формирования денежной системы………………….
Характеристика типов и элементов денежной системы……………………...
Характеристика денежной системы Республики Беларусь…………………
Экономическая характеристика денежной системы Республики Беларусь
Характеристика правовых аспектов выработки и осуществления денежной политики…………………………………………………………………...
3. Направления, особенности и перспективы развития денежной-системы РБ…
Направления совершенствования организации денежной системы Республики Беларусь……………………………………………………………….
3.2 Особенности формирования денежной системы и перспективы развития денежной системы Беларуси………………………………………………………
Заключение
Список использованных источников
- выпуск наличных и безналичных денежных знаков на основе кредитных операций банков;
- широкое развитие безналичного денежного оборота, увеличение его доли в структуре денежного оборота при общей тенденции роста объемов денежного оборота;
- создание новых методов,
инструментов государственного
денежно-кредитного
Такие денежные системы могут сочетать бумажное и металлическое обращение, а также электронно-бумажное обращение.
Однако денежные системы, основанные
на обороте таких денежных носителей,
неоднородны. В частности, это может быть
система, свойственная административно-
Любое государство имеет свою национальную денежную систему, состоящую из ряда элементов. Несмотря на особенности, системам разных государств свойственны и общие элементы. С изменением политического строя, общественных, экономических отношений изменяются денежные системы, что отражается на содержании их элементов. Можно выделить следующие основные элементы национальных денежных систем [15, с.131]:
- наименование денежной единицы и ее частей;
- виды денежных знаков,
имеющих законную платежную
- эмиссионный механизм;
- денежная масса, находящаяся в обращении;
- порядок обеспечения денежных знаков;
- структура денежного оборота, регламентация безналичного и наличного денежного оборота;
- порядок установления валютного курса;
- государственный орган,
осуществляющий регулирование
Содержание этих элементов в каждом государстве наполняется национальными особенностями.
Наименование «рубль» закрепилось за денежной единицей России много веков тому назад. По мнению большинства исследователей, этот термин произошел от слова рубить (разделять). «Рубили» слитки серебра определенной формы, называвшиеся гривнами и игравшие ведущую роль в денежном обращении еще более раннего (дорублевого) периода. С образованием СССР и централизацией денежной системы рубль становится денежной единицей всех союзных республик. После распада СССР и объявления бывших союзных республик суверенными государствами претерпела изменения и денежная система. Ряд государств, в том числе и Республика Беларусь, некоторое время оставалась в так называемой рублевой зоне. Другие республики сразу же ввели свои национальные денежные знаки и дали им соответствующие наименования. Например, на Украине стали обращаться карбованцы (с 1996 г. - гривны), в Литве - литы, в Латвии - латы, в Эстонии - кроны. Процесс формирования денежных систем государств, входивших ранее в СССР, нельзя считать завершенным, так как обращаются еще «переходные» денежные знаки. Это свидетельствует о том, что каждому этапу историко-экономического развития государства соответствует своя форма организации денежного обращения [25, c. 101].
Наименование национальной денежной единицы, как правило, возникает исторически, но государство должно своим законодательным актом закрепить это наименование (или изменить его). Денежными единицами являются, например, в США — доллар, Японии — иена, Германии, Франции и ряде других европейских государств — евро, Китае — юань, России — рубль, Украине — гривна, Литве — лит, Латвии — лат, Эстонии — крона, в Республике Беларусь — белорусский рубль и т.д. [15, c. 131-132].
Для современных денежных систем характерно:
Утрата связи с благородными металлами в результате вытеснения их из внутреннего и внешнего оборота;
Господство не разменных на золото кредитных денег, приближающихся по своей сути к бумажным деньгам;
Выпуск денег в порядке кредитования экономики страны и под прирост официальных золотовалютных резервов;
Широкое развитие безналичного денежного обращения и сокращение налично-денежного оборота;
Хроническая инфляция;
Государственное регулирование денежного обращения [стр. 72].
Денежная система каждой страны складывается исторически, в соответствии с ее социальным и экономическим развитием. С изменением политического строя и общественных отношений изменяется и денежная система, что отражается на содержании ее элементов.
Современные денежные системы, несмотря на свои особенности, имеют много общих черт. Они включают следующие элементы.
Наименование денежной единицы и ее частей, как правило, возникает исторически, но полностью зависят от государства, которое своим законодательным актом закрепляет (или изменяет) это наименование. Например, в России – рубль, в Соединенных Штатах Америки – доллар, в Польше – злотый. Таким образом, денежная единица – это установленный в законодательном порядке денежный знак, служащий для соизмерения и выражения цен все товаров и услуг.
Виды государственных денежных знаков, имеющих законную платежную силу, также определяются специальными законами государства или актами правительства. В современных условиях все денежные знаки, выпускаемые государством, обязательны к приему в погашение долга на территории данной страны. Выделяются следующие виды денежных знаков:
банковские билеты;
казначейские билеты;
разменная монета.
Банковские билеты, являющиеся в настоящее время основным видом денежных знаков, выпускаются в обращение центральными эмиссионными банками страны. Осуществляя кредитную эмиссию, центральные банки увеличивают денежную массу первоначально в виде прироста остатков средств на счетах в коммерческих банках. В последующем средства могут трансформироваться в наличность. Погашение кредита обусловливает обратный приток денежных знаков из обращения. Таким образом, банковские билеты, являясь кредитными деньгами, могут выполнять роль полноценных денег, если обеспечивается возвратность кредита. Кредитная экспансия и особенно безвозвратное «кредитование» приводят к обесцениванию банковских билетов.
Казначейские билеты попадают в оборот при бюджетной эмиссии, проводимой специальным органом министерства финансов — казначейством. По назначению казначейские билеты достоинством 1, 3 и 5 рублей выпускались в бывшем СССР. По содержанию они не отличались от банковских билетов, поскольку выпускались Госбанком СССР и последний определял вид денежных знаков в зависимости от потребностей налично-денежного оборота. Они имели одинаковую покупательную и платежную силу. В целях ликвидации такого несоответствия в названиях на денежных знаках 1-, 3- и 5-рублевого достоинства образца 1991 г. уже значилось, что они являются банковскими билетами. Однако обновить денежную массу знаками нового образца не удалось и их постигла та же участь, что и денежные знаки образца 1961г. Центральный банк России в июле 1993г. решил все денежные знаки образца 1961,1991 и 1992гг. изъять из обращения, заменив их денежными знаками 1993г. [15, c. 101]:
Разменная монета выпускается для удобств обслуживания розничного оборота, когда необходимо осуществить платежи в дробных частях денежной единицы. Обычно стоимость, указанная в монетах, значительно превышает стоимость содержащегося в них металла и расходы на чеканку. Разница составляет монетный доход государства. В отдельных странах металлические монеты выпускаются не только как части денежной единицы,- но и более высокого достоинства: 1, 2, 5, 10, 20, 50 и т. д. денежных единиц. Выпускаются также юбилейные и памятные монеты, имеющие в основном коллекционную направленность.
В случаях быстрого обесценения денег, когда номинальная стоимость монет становится ниже стоимости содержащегося в них металла, они вытесняются из оборота денежными знаками более крупных достоинств. Изготовление их прекращается, а находившиеся в обращении остаются обычно у их владельцев. Примерно такая участь постигла монеты, находившиеся в обращении в республиках бывшего СССР.
Масштаб цен — средство выражения стоимости в денежных единицах, базирующееся на фиксированном государством весовом количестве денежного металла в денежной единице. Обычно при образовании новых денежных систем, проведении денежных реформ, девальвациях и ревальвациях законодательным актом государство устанавливало и золотое содержание денежной единицы, которое выступало важным элементом системы ценообразования в стране. Так при деноминации рубля в 1961г. его золотое содержание было установлено 0,987412 грамм чистого золота, хотя размен выпущенных денежных знаков на золото не производился. Кстати, сейчас ни одна страна мира не разменивает денежные знаки на золото. В тех случаях, где золотое содержание денежных единиц юридически сохранилось, оно утратило экономический смысл. Масштаб цен складывается фактически под влиянием спроса и предложения, служит для соизмерения стоимостей товаров посредством цены.
Валютный курс — соотношение между денежными единицами (валютами) разных стран, определяемом в основном их покупательной способностью. Он характеризует «цену» денежной единицы одной страны, выраженную в денежных единицах других стран. В зависимости от типа денежной системы, от уровня развития рыночных отношений могут использоваться фиксированные или плавающие системы валютных курсов. В странах с развитой рыночной экономикой используются свободно колеблющиеся (плавающие) валютные курсы, основанные на рыночном механизме валютного регулирования. Многие государства, в том числе и выделившиеся из бывшего СССР, используют фиксированные, т. е. устанавливаемые центральными банками курсы валют. Причем эти курсы могут быть едиными или отличаться в зависимости от вида операций, при которых используется иностранная валюта.
Порядок наличной и безналичной (депозитной) эмиссии и обращения денежных знаков. Государство устанавливает порядок наличной и безналичной эмиссии и обращения денежных знаков. Регулируются эти процессы внутренним законодательством страны с учетом экономического и валютного положения.
Несмотря на резкое увеличение объемов платежей наличными деньгами и еще более высокий рост остатков наличных денег, главным компонентом денежной массы продолжают оставаться остатки денежных средств в сфере безналичного денежного оборота. Государство регламентирует безналичный денежный оборот путем установления порядка функционирования денег, зачисленных на счет. В частности, определяются сферы, в которых платежи должны выполняться не наличными деньгами, а путем переводов денег со счета в банке плательщика на счет получателя. Вырабатываются способы платежа, формы расчетов, порядок платежей и т. п.
Национальные валюты, как правило, ориентированы для обслуживания оборота внутри страны. Поэтому вывоз и ввоз национальной валюты также регулируется установленными правилами. К примеру, государство может разрешить свободный вывоз и ввоз своей валюты в любых размерах. Могут устанавливаться предельные суммы вывоза, определяемые либо абсолютной суммой, либо зависимыми нормативами (от количества дней поездки, например). Разрешаются также полное или частичное расходование валюты за пределами страны или обязательный ее обратный ввоз [14, c. 102].
В международных расчетах могут использоваться либо национальные валюты страны-получателя средств или страны-плательщика, либо валюты третьих стран. Допускается зачет взаимных требований (клиринг).
Каждое государство приспосабливает денежную систему к своим интересам, определяет и орган, который осуществляет денежно-кредитное и валютное регулирование. Таким органом обычно выступает центральный (национальный) банк страны. Центральные банки наделяются монопольным правом эмиссии банкнот, осуществляют руководство всей кредитной системы страны, регулируют денежное обращение, хранят временно свободные средства и обязательные резервы коммерческих банков, ведут финансовые обязательства правительства, являясь, таким образом, главными проводниками денежно-кредитной политики государства. Центральные банки реализуют свои функции, взаимодействуя с коммерческими банками и другими финансово-кредитными учреждениями, которые непосредственно выполняют операции по платежам в безналичном порядке, наличными деньгами и организуют движение кредита.
Тип денежной системы зависит от формы функционирования денег — полноценные деньги или знаки стоимости. В процессе эволюции форм денег и денежных отношений сформировались два типа денежных систем.
Рисунок 1.1 – Типы денежных систем
В зависимости от сложившихся в стране экономических отношений денежные системы могут быть рыночного и нерыночного типа.
Денежную систему рыночного типа характеризует свободное функционирование денег. Сохраняется денежно-кредитное регулирование на уровне банковской системы. Регулирование осуществляется с помощью экономических методов. Нерыночная денежная система характеризуется различными ограничениями в использовании денег, наличием административных методов регулирования денежного обращения.
Имеются другие критерии отнесения денежных систем к тому или иному типу. От степени включения национальной экономики в мировую выделяются денежные системы открытого и закрытого типа. Денежные системы были саморегулирующимися при обращении золотых или серебряных монет. С переходом к обращению бумажных и металлических денежных знаков, не имеющих собственной стоимости, потребовалось регулирование денежного обращения.
Налично-денежная система Республики Беларусь является системой открытого рыночного типа. Денежно-кредитное регулирование осуществляется преимущественно экономическими методами на уровне банковской системы. Правовой основой денежно-кредитного регулирования являются Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно разрабатываемые и утверждаемые правлением Национального банка Республики Беларусь [22, с.5].
Денежная система Республики Беларусь функционирует в соответствии с принятым в декабре 1990 г. Законом «О Национальном банке Республики Беларусь» и последующими законодательными актами, определившими ее правовые основы. В 1992 г. в оборот был введен белорусский рубль, который вначале обращался параллельно с рублем бывшего СССР и использовался только в наличных расчетах. С марта 1993 г. он начал котироваться на валютной бирже, а в октябре 1994 г. белорусский рубль был объявлен единственным законным платежным средством на территории республики. В процессе монетарного регулирования участвуют субъекты денежной сферы, к которым относятся все агенты товарно-денежных отношений: государство, экономические агенты (включая коммерческие банки, финансовые компании и биржи) и население. Но ведущая роль возложена на банковскую систему страны. В соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь» и статьей 136 Конституции Республики Беларусь в стране сформирована двухуровневая банковская система, включающая Национальный банк (первый уровень), банки (унитарные и акционерные, в том числе с участием государства и иностранного капитала) и небанковские финансовые организации (второй уровень).
Информация о работе Направления, особенности и перспективы развития денежной-системы РБ