Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 00:58, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы на основании исследования литературных источников и анализа нормативно-правовой базы Республики Беларусь изучить денежную систему Республики Беларусь, ее элементы и развитие. Проанализировать проблемы и перспективы дальнейшего развития системы, ее усовершенствования.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе предполагается решить следующие задачи:
1.изучить сущность и значение денежной системы;
2.оценить состояние денежной системы и действующего законодательства Республики Беларусь;
Введение
1 Денежная система ее типы и элементы……………………………………………
Исторический процесс формирования денежной системы………………….
Характеристика типов и элементов денежной системы……………………...
Характеристика денежной системы Республики Беларусь…………………
Экономическая характеристика денежной системы Республики Беларусь
Характеристика правовых аспектов выработки и осуществления денежной политики…………………………………………………………………...
3. Направления, особенности и перспективы развития денежной-системы РБ…
Направления совершенствования организации денежной системы Республики Беларусь……………………………………………………………….
3.2 Особенности формирования денежной системы и перспективы развития денежной системы Беларуси………………………………………………………
Заключение
Список использованных источников
Юридическая основа денежной системы Республики Беларусь заложена в Законе «О Национальном банке Республики Беларусь». Этим законом предусмотрено, что денежная система Республики Беларусь включает официальную (национальную) денежную единицу, виды государственных денежных знаков, имеющих законную платежную силу, порядок наличной и безналичной (депозитной) эмиссии, государственный орган денежно-кредитного и валютного регулирования. Правовой основой функционирования национальной банковской системы в настоящее время является Банковский кодекс Республики Беларусь, вступивший в действие с 1 января 2001 г. [1]. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст. 136) и Банковским кодексом (ст. 7) Национальный банк (в качестве центрального банка) регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег. Национальный банк призван обеспечивать прежде всего стабильность национальной валюты и банковской системы. Практически вся деятельность Национального банка Республики Беларусь направлена на реализацию целей монетарного регулирования. [26, с. 3]
Регулирование денежного обращения, возлагаемое на НБ, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством. Основное влияние на денежно-кредитную сферу оказывают операции Национального банка по рефинансированию банков. Посредством этих операций осуществляется поддержка ликвидности банковской системы, обеспечивающей кредитно-расчетное обслуживание в экономике страны.
Основными инструментами и методами денежного регулирования являются: процентные ставки по операциям банков Беларуси; резервные требования; операции на открытом рынке; выпуск от своего имени облигаций, рефинансирование банков; валютное регулирование; установление ориентиров роста денежной массы; прямые количественные ограничения.
Официальной денежной единицей в нашей стране (валютой) является белорусский рубль. Введение на территории Республики Беларусь других денежных единиц запрещено. Соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами Законом не установлено. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется Национальным Банком РБ (НБ) и публикуется в печати. В связи с тем, что белорусской денежная единица – белорусский рубль по закону не связана с денежным металлом (золотом), фиксированный его масштаб цен отсутствует. Официальный масштаб цен рубля устанавливается государством.
Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории Республики Беларусь обладает Национальный Банк Беларуси. Он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране.
Видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банкноты и металлические монеты, которые обеспечиваются всеми активами Банка Беларуси, в том числе золотым запасом, государственными ценными бумагами, резервами кредитных учреждений, находящимися на счетах Национального банка Беларуси. На территории Беларуси функционируют наличные деньги (банкноты и монеты) и безналичные деньги (в виде средств на счетах в кредитных учреждениях). Национальный банк, наделенный исключительным правом эмиссии денег, особо ответственен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения.
Несмотря на то, что налично-денежный оборот во всех странах, Республика Беларусь не исключение, составляет меньшую часть, он имеет большое значение. Именно этот оборот обслуживает получение и расходование большей части денежных доходов населения. Именно в налично-денежный оборот складывается постоянно повторяющийся кругооборот наличных денег.
Примерная схема движения наличных денег приводится на рисунке 2.1
Рисунок 2.1 ─ Движение наличных денег
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [22, с. 8]
В Республике Беларусь налично-денежный оборот осуществляется в соответствии с Инструкцией об организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь, утвержденной Постановлением Национального Банка Республики Беларусь от 30.11.2012 № 112 [16].
Налично-денежный оборот Республики Беларусь обслуживает денежно – товарные и нетоварные отношения. Наличный денежный оборот в условиях перехода РБ к рыночной модели экономики обслуживает не только рыночные, но и распределительные отношения в хозяйстве. Это, прежде всего, финансовые отношения, связанные с существованием федерального и местного бюджетов; кредитные отношения, связанные с предоставлением центральным банком кредитов правительству, а также льготных кредитов коммерческим банкам.
Таким образом, можно сформулировать две основные задачи, которые решает наличный денежный оборот, обслуживая систему рыночных отношений, что и определяет его роль:
денежный оборот, перераспределяя деньги между своими частями, обеспечивает свободный перелив капитала из одной сферы рыночных отношений в другую, тем самым осуществляя их взаимосвязь;
в денежном обороте создаются новые деньги, обеспечивающие удовлетворение потребности в них всех сфер рыночных отношений.
В условиях рыночной модели экономики особенности наличного денежного оборота следующие:
обслуживает преимущественно рыночные отношения в хозяйстве и только в незначительной части - распределительные отношения;
служит объектом прогнозного планирования государством, коммерческими банками, юридическими и физическими лицами;
функционирует в условиях существования различных форм собственности;
децентрализован - его исходный и завершающий этапы рассредоточены в разных коммерческих и государственных банках;
безналичный и налично-денежный обороты тесно связаны друг с другом — налично-денежный оборот совершается только на базе безналичного оборота [10, с.174].
В наличном обороте денежная база в широком смысле включает в себя: наличные деньги в обращении, в том числе в кассах коммерческих банков; средства в фонде обязательных резервов; средства на корреспондентских счетах коммерческих банков в Национальном Банке РБ.
Денежная база в узком смысле включает в себя только наличные деньги, в том числе и в кассах коммерческих банков, и средства фонда обязательных резервов в Центральном Банке РБ.
Сводный прогноз наличного денежного оборота по республике в целом составляется Национальным банком РБ. Приём, выдача, хранение денежной наличности банками осуществляется в порядке, установленном нормативными документами по эмиссионно-кассовым операциям в Национальном банке РБ и кассовым операциям в коммерческих банках РБ, правилами организации наличного денежного оборота.
Оборот наличных денег основан на принципах, предполагающих, что субъекты хозяйствования всех форм собственности обязаны хранить свои денежные средства на открытых счетах в учреждениях банков; наличные деньги, необходимые для выплаты заработной платы или осуществления других платежей, субъекты хозяйствования получают из касс банков; субъекты хозяйствования могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов и использовать часть выручки на собственные нужды в пределах норм, установленных учреждениями банков, а все наличные деньги сверх установленных лимитов остатка касс должны быть сданы в обслуживающие учреждения банков.
Государство должно постоянно изучать действие этих факторов и воздействовать на них в направлении уменьшения наличных денег в сфере обращения. Динамика денежных агрегатов в январе – октябре 2013 г. формировалась под влиянием экономических условий. В таблице 2.1 приведем динамику широкой денежной массы и ее составляющих за 2013 год.
Таблица 2.1 - Динамика широкой денежной массы и ее составляющих за 2013 год
Показатели |
Сумма на 01.01.2013, млрд р. |
Сумма на 01.07.2013, млрд р. |
Сумма на 01.10.2013, млрд р. |
Изменение (+,-), млрд р. |
Темп роста, % |
Наличные деньги в обращении (М0) |
11307,3 |
13837,3 |
13920,9 |
2613,6 |
123,1 |
Переводные рублевые депозиты |
23130,9 |
25041,6 |
24412,2 |
1281,3 |
105,5 |
физических лиц |
9081,9 |
12551,7 |
11069,5 |
1987,6 |
121,9 |
юридических лиц |
14049,0 |
12490,0 |
13342,7 |
-706,3 |
94,97 |
Активная рублевая денежная масса (М1) |
34438,2 |
38878,9 |
37836,3 |
3398,1 |
109,9 |
Срочные рублевые депозиты |
31163,6 |
38743,4 |
38652,8 |
7489,2 |
124,0 |
физических лиц |
15195,6 |
22901,2 |
22538,4 |
7342,8 |
148,3 |
юридических лиц |
15967,9 |
15842,2 |
16114,4 |
146,5 |
100,9 |
Денежная масса в национальном определении – М2 |
65601,8 |
77622,3 |
76489,1 |
10887,3 |
116,6 |
Ценные бумаги, выпущенные банками (вне банковского оборота) в национальной валюте |
3637,7 |
3101,4 |
2618,2 |
-1019,5 |
71,9 |
Рублевая денежная масса (М2*) |
68669,5 |
80723,7 |
79707,4 |
14037,9 |
116,1 |
Депозиты в иностранной валюте |
88231,1 |
90557,8 |
99303,8 |
11072,7 |
112,5 |
Ценные бумаги, выпущенные банками (вне банковского оборота) в иностранной валюте |
4039,2 |
3994,6 |
4721,5 |
682,3 |
116,9 |
Депозиты в драгоценных металлах |
354,0 |
289,3 |
337,5 |
-16,5 |
95,3 |
Широкая денежная масса (М3) |
161293,8 |
175565,4 |
183470,2 |
122176,4 |
113,7 |
Денежная масса в белорусских рублях (агрегат М2*) в октябре 2013 г. увеличилась на 10887,3 млрд. рублей, или на 16,6 процентов.
Увеличение рублевой денежной массы с начала 2013 года сложилось за счет роста наличных денег в обращении, переводных депозитов физических лиц, срочных депозитов и ценных бумаг, выпущенных банками, при снижении переводных депозитов юридических лиц.
Наличные деньги в обороте за 9 месяцев 2013 год увеличились на 23,1 процента и по состоянию на 1 октября 2013 года составляют 2613,6 млрд. рублей.
Наибольшими темпами выросли срочные рублевые депозиты и по состоянию на 1 октября 2013 года составили 38652,8 млрд. рублей, что на 24% больше чем по состоянию на 1 января 2013 года.
Рост широкой денежной массы за прошедшие 9 месяцев 2013 года составил 122176,4 млрд. рублей (13,7%). Рост широкой денежной массы был обусловлен ростом рублевой и валютной составляющей.
Поддержанию уровня золотовалютных резервов способствовало положительное сальдо покупки-продажи Национальным банком иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.
Действия Национального банка Республики Беларусь в 2013 году направлены на поддержание монетарной стабильности в стране и формирование условий для сбалансированного развития экономики. Приоритетом денежно-кредитной политики установлена ценовая стабильность.
Для достижения данной цели проводилась жесткая монетарная политика: поддерживались высокие процентные ставки, рефинансирование банков осуществлялось только на рыночных условиях и в ограниченных объемах, увеличивались нормативы фонда обязательного резервирования.
Процентная политика Национального банка выступала в качестве основного антиинфляционного инструмента. Значение ставки рефинансирования при ее постепенном снижении в течение года на 1 октября 2013 года – 23,5. Это сформировало динамику реальных процентных ставок на рынке кредитов и депозитов на устойчиво положительном уровне и обеспечило высокую доходность и сохранность сбережений.
Дефицит денежной массы в обращении и устойчиво высокие расходы государства приводят к росту доли денежных ресурсов страны, направляемых на покрытие расходов бюджета.
Кроме того, налично-денежный оборот в стране возрастает по стоимостной структуре. Причины роста налично-денежного оборота многообразны. К ним можно отнести:
экономический кризис;
кризис неплатежей;
кризис наличности;
плохая организация системы межбанковских расчетов;
замедление расчетов;
сознательное сокращение прибыли и доходов предприятий с целью ухода от налогов и расширение наличных платежей за пределами банковской системы.
Одной из основных проблем организации наличного и безналичного оборота в любой стране является инфляция. Особенно негативные факторы инфляции проявляются в обесценении капиталов в наличной и безналичной формах, в падении покупательской способности, в разорении неконкурентоспособных предприятий, в общем экономическом кризисе. Оборот наличных и безналичных средств всегда связан с риском не получить ожидаемой суммы доходности как для государства в целом, так и для отдельного субъекта. Кроме этого, инфляция лишает банки возможности привлекать долгосрочные депозиты, поэтому для осуществления безналичного оборота во всевозрастающих размерах должны использовать собственный капитал.
Причины углубляющегося кризиса наличного и безналичного обращения во многом кроются в сохраняющейся неблагоприятной общеэкономической обстановке в стране, которая усугубляется острым кризисом неплатежей.
Дефицит денежной массы в наличной и безналичной формах, кризис неплатежей и другие негативные факторы в экономике привели к острой необходимости создания оптимальных условий для развития денежного оборота в Республике Беларусь. К таким мерам можно отнести:
совершенствование законодательной базы в сфере денежно–кредитной политики;
усиление стимулов инвестиционной активности;
совершенствование налоговой системы;
снижение инфляции и проведения политики сдерживания цен;
внедрение и совершенствование электронного денежного обращения;
развитие и применение широкого спектра форм безналичного обращения;
усиление контроля над законностью наличного и безналичного оборота для предотвращения возможных противоправных действий и другие.
Конечно, внедрение таких мер требует значительных затрат и должно проходить поэтапно. Таким образом, можно сделать вывод, что юридическая основа денежной системы Республики Беларусь заложена в Законе «О Национальном банке Республики Беларусь». Этим законом предусмотрено, что денежная система Республики Беларусь включает официальную (национальную) денежную единицу, виды государственных денежных знаков, имеющих законную платежную силу, порядок наличной и безналичной (депозитной) эмиссии, государственный орган денежно-кредитного и валютного регулирования. В настоящее время денежно-кредитная система нашей страны относится к типу среднеразвитых и характеризуется относительно небольшим финансовым потенциалом. для наращивания финансового потенциала и повышения степени устойчивости денежно-кредитной республики Беларусь необходимо осуществление институциональных преобразований во всей экономике.
Информация о работе Направления, особенности и перспективы развития денежной-системы РБ