Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 00:58, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы на основании исследования литературных источников и анализа нормативно-правовой базы Республики Беларусь изучить денежную систему Республики Беларусь, ее элементы и развитие. Проанализировать проблемы и перспективы дальнейшего развития системы, ее усовершенствования.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе предполагается решить следующие задачи:
1.изучить сущность и значение денежной системы;
2.оценить состояние денежной системы и действующего законодательства Республики Беларусь;
Введение
1 Денежная система ее типы и элементы……………………………………………
Исторический процесс формирования денежной системы………………….
Характеристика типов и элементов денежной системы……………………...
Характеристика денежной системы Республики Беларусь…………………
Экономическая характеристика денежной системы Республики Беларусь
Характеристика правовых аспектов выработки и осуществления денежной политики…………………………………………………………………...
3. Направления, особенности и перспективы развития денежной-системы РБ…
Направления совершенствования организации денежной системы Республики Беларусь……………………………………………………………….
3.2 Особенности формирования денежной системы и перспективы развития денежной системы Беларуси………………………………………………………
Заключение
Список использованных источников
Со времени получения Беларусью независимости право выработки и проведения денежной политики принадлежало Национальному банку Республики Беларусь [22, c. 98].
Верховный Совет Республики Беларусь обсуждал основные направления денежной политики на очередной год и принимал постановление, в котором высказывались рекомендации Национальному банку Республики Беларусь.
Юридическая основа денежной системы Республики Беларусь была заложена в Законе «О Национальном банке Республики Беларусь». Этим законом было предусмотрено, что денежная система Республики Беларусь включает официальную (национальную) денежную единицу, виды государственных денежных знаков, имеющих законную платежную силу, порядок наличной и безналичной (депозитной) эмиссии, государственный орган денежно-кредитного и валютного регулирования [23, c. 124].
В связи с внесением изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь 1994 года (по результатам не признанного цивилизованным миром референдума 24 ноября 1996 г.) статьей 107 уточненной редакции Конституции Республики Беларусь среди других функций Правительства (Совета Министров Республики Беларусь) определено обеспечение проведения единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда. В соответствии с уточненной редакцией Конституции Республики Беларусь Национальный банк утратил исключительное право выработки и осуществления денежной и кредитной политики. Оно перешло к исполнительной власти. Парламент - Национальное собрание в соответствии с уточненной редакцией Конституции не имеет обязанности обсуждения основных направлений денежной и кредитной политики и дачи рекомендаций по ним.
В соответствии с уточненной редакцией Конституции (статья 136) функции Национального банка сводятся к регулированию кредитных отношений, денежного обращения, определению порядка расчетов и обладанию исключительным правом эмиссии денег.
Ограничение функций Национального банка в выработке и осуществлении денежной и кредитной политики получило свое дальнейшее развитие в последующих законодательно-нормативных актах.
В частности, принятием в 1998 г. Закона Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» право выработки и осуществления денежно-кредитной политики оказалось разделенным между Правительством и Национальным банком. В соответствии с данным законом в обязанность Правительства вменена разработка программ социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу (пятилетка) и ежегодных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь.
Эти документы, определяющие важнейшие направления экономической политики страны, разрабатываемые Правительством, включают раздел «Денежно-кредитная и валютная политика». Данный раздел предписывает широкий круг положений, который должен учитываться Национальным банком при выработке и осуществлении денежно-кредитной политики (параметры по приросту денежной массы в национальной валюте, кредитованию Национальным банком Правительства (участие в финансировании дефицита республиканского бюджета) и рефинансированию банков посредством представления целевых кредитов, политику курсообразования и регулирования валютного рынка и другие).
Изменение положения Национального банка в структуре органов государственного управления сказалось на денежно-кредитной политике, проводимой Национальным банком, на функционировании банков. Это изменение нашло свое выражение в том, что Национальный банк при проведении денежно-кредитной политики все более и более начал отходить от функций, законодательно предписанных к нему. В связи с координацией деятельности Национального банка Правительством проводимая денежно-кредитная политика стала ориентироваться на решение текущих экономических задач.
Основы денежно-кредитной политики Республики Беларусь изложены в ст. 4 Банковского Кодекса Республики Беларусь [1]. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь – составная часть единой государственной экономической политики.
Правовой основой денежно-кредитной политики Республики Беларусь являются Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно утверждаемые Президентом Республики Беларусь по представлению Национального банка и Правительства Республики Беларусь.
Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь содержат важнейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, определяют цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства и предусматривают обеспечивающий их реализацию комплекс мероприятий и механизмов регулирования и контроля.
1. Денежно-кредитная политика
Республики Беларусь в 2009 году, как
и в предыдущие годы, направлена
на создание условий для
2. Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009 год разработаны с учетом указов Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 384 «Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 92, 1/7667) и от 15 января 2007 г. № 27 «Об утверждении Программы развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 16, 1/8268).
В 2009 году денежно-кредитная политика направлена на содействие устойчивым темпам экономического роста и выполнение прогнозных показателей социально-экономического развития страны.
Предусмотренная привязка курса белорусского рубля к корзине иностранных валют позволит обеспечить большую стабильность номинального эффективного курса национальной валюты.
Для обеспечения устойчивости национальной валюты предполагается использовать различные монетарные инструменты.
Развитие банковской системы в 2009 году будет осуществляться на основе расширения ресурсной базы банков.
Повышение эффективности финансового рынка планируется проводить путем развития его инфраструктуры и расширения спектра используемых финансовых инструментов.
Таким образом, реализация в 2009 году намеченных целей, задач и мероприятий монетарной политики, адекватных развитию экономики, обеспечит единство проводимой экономической политики [28].
Инструменты денежно-кредитного регулирования Национального банка группируются по нескольким классификационным признакам:
I. Исходя из сущности операции.
1. Инструменты денежной эмиссии.
2. Инструменты антиэмиссионного характера («стерилизация» денежной массы, или «стерилизация» эмиссии).
Все инструменты этой группы используются как на долгосрочной, так и на краткосрочной основе. На долгосрочной основе:
На короткий срок:
5. Инструменты регулирования рынка ценных бумаг.
6. Установление пруденциальных нормативов для банков и др.
В обобщенном виде инструменты денежно-кредитного регулирования Национального банка представлены на рисунке 2.2.
1. Операции рефинансирования банков |
|
|
2. Привлечение ресурсов банков (стерилизация денежной массы) |
|
|
|
|
3. Регулирование цен на денежном рынке |
|
|
|
|
|
|
|
8. Операции с Министерством финансов и другими госорганами |
9. Пруденциальные нормативы для банков |
|
|
12. Организация работы
Межбанковской валютно- |
Рисунок 2.2 Инструменты денежно-кредитного регулирования Национального банка
Источник – Источник: собственная разработка на основе [15, с. 119]
В зависимости от роли Национального банка (его инициативы) в использовании тех или иных инструментов монетарного регулирования как при поддержании ликвидности (рефинансировании), так и при проведении операций изъятия ликвидности. Данная классификация представлена в наиболее полном виде в Принципах регулирования Национальным банком Республики Беларусь текущей ликвидности банковской системы, утвержденных постановлением Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 16.06.2003 г. № 1862:
1. Постоянно доступные инструменты (могут быть использованы банками без получения согласия Национального банка):
Данные операции позволяют Национальному банку обеспечивать регулирование ликвидности на очень короткие сроки (1—7 дней) без собственного вмешательства, т.е. в автономном режиме.
2. Операции на открытом рынке:
3. Направления, особенности и перспективы развития денежной-системы РБ
системы Республики Беларусь
Наиболее актуальным направлением совершенствования денежной системы Республики Беларусь является объединение с денежной системой Российской Федерации.
Постсоветские отношения между Россией и Беларусью всегда выгодно отличались от отношений других бывших союзных республик отсутствием принципиальных противоречий. В мировой практике существуют многочисленные интеграционные объединения, опыт создания которых используется при формировании основ интеграции Беларуси и России. При этом наиболее часто в литературе встречаются ссылки на опыт валютной интеграции в Евросоюзе. Необходимо отметить, что при объединении европейские страны не ставили перед собой цель введения единой валюты. Более того, даже если ЕС и решился на введение общей денежной единицы, то это стало скорее исключением из правила на фоне всех остальных интеграционных группировок. Ведь созданная в 1994 году зона свободной торговли НАФТА не ставит перед собой цель объявить доллар валютой Канады и Мексики. Да и другие объединения (МЕРКОСУР, АСЕАН) функционируют скорее с целью извлечения максимальных преимуществ от взаимной торговли, нежели направляют интеграционные процессы в сторону введения общей денежной единицы [28,c.15].
Информация о работе Направления, особенности и перспективы развития денежной-системы РБ