Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 00:58, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы на основании исследования литературных источников и анализа нормативно-правовой базы Республики Беларусь изучить денежную систему Республики Беларусь, ее элементы и развитие. Проанализировать проблемы и перспективы дальнейшего развития системы, ее усовершенствования.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе предполагается решить следующие задачи:
1.изучить сущность и значение денежной системы;
2.оценить состояние денежной системы и действующего законодательства Республики Беларусь;
Введение
1 Денежная система ее типы и элементы……………………………………………
Исторический процесс формирования денежной системы………………….
Характеристика типов и элементов денежной системы……………………...
Характеристика денежной системы Республики Беларусь…………………
Экономическая характеристика денежной системы Республики Беларусь
Характеристика правовых аспектов выработки и осуществления денежной политики…………………………………………………………………...
3. Направления, особенности и перспективы развития денежной-системы РБ…
Направления совершенствования организации денежной системы Республики Беларусь……………………………………………………………….
3.2 Особенности формирования денежной системы и перспективы развития денежной системы Беларуси………………………………………………………
Заключение
Список использованных источников
Однако помимо Европейского союза есть и другие примеры, которые могут быть интересны с точки зрения валютной интеграции Беларуси и России. Безусловно, привлекает внимание опыт объединения денежных систем ФРГ и ГДР. Этот пример в какой-то степени схож с белорусско-российской интеграцией, так как в обоих случаях более развитое государство объединялось с менее сильным. К тому же по сути это единый народ, который исторически долгое время находился в рамках одного государства.
Однако Беларусь – это самостоятельное и независимое государство, а не северо-западный край другой страны. К тому же, как известно, объединение денежных систем обеих частей Германии привело к крупным негативным экономическим последствиям, несмотря на многомиллионные вливания ФРГ в экономику ГДР. Так, в Германии уровень безработицы в 1990-е годы стал одним из самых высоких в Европе (10%), рабочая сила из восточных земель начала интенсивно перемещаться в западные, темп развития экономики сократился (0,8%), доходы населения восточной части так и не достигли уровня западной. Объединение сказалось в целом на всем Евросоюзе. Рост бюджетного дефицита в ФРГ ослабил немецкую марку, которая была основой реализации идеи евро. Это привело к спекулятивному давлению практически на все европейские валюты, а затем – к девальвации лиры, фунта, расширению пределов колебаний европейских валютных курсов и выходу Великобритании из европейского механизма обменных курсов.
Таким образом, интеграционный процесс между Беларусью и Россией может предполагать две модели развития:
1. Путем поэтапного выравнивания
экономической базы этих
2. Путем введения вначале общей денежной единицы, посредством чего будут создаваться единые экономические условия.
Рассмотрим вначале второй вариант, который декларируется в межправительственных соглашениях Беларуси и России. В этом случае необходимо учесть рассмотренный выше опыт объединения Германии. Экономические потенциалы Беларуси и России настолько несопоставимы, что потребуются значительные финансовые вливания со стороны обоих государств для соответствующего экономического выравнивания. Очевидно, что тех двух кредитов, которые Центробанк предоставил Национальному банку для стабилизации курса белорусского рубля в 200 млн. долл. США и 150 млн. долл. (4,5 млрд. р.), явно недостаточно. К тому же они являются целевыми и ограничены рамками девизной политики государства. Одномоментное введение наличного российского рубля на территории Республики Беларусь приведет к неизбежной переориентации бюджетной политики [22,c.6]-8.
Кроме того, в результате ускоренной валютной интеграции в стране практически исчезнет национальное денежно-кредитное и валютное регулирование, а это значит, что белорусская банковская система с несопоставимо малой капитализацией (в 1,7 раза меньше, чем в РФ) просто растворится в российской. К тому же фактически все отношения с международными финансовыми организациями будут вестись исключительно российской стороной, а это, без сомнения, повысит незащищенность белорусских интересов.
Таким образом, рассмотренный вариант введения единой валюты является нерациональным и экономически необоснованным. Денежная единица, вводимая для ускорения экономического выравнивания интегрирующихся стран, на этапе своего безналичного обращения фактически может превратиться и остаться расчетной единицей, не выполняя возложенных на нее обязательств.
Для повышения скорости и эффективности оборачиваемости денежных средств в наличной и безналичной формах очень важно развитие механизма предоставления гарантий. В настоящее время это предоставление государственных гарантий. Однако только государственными гарантиями нельзя полностью обеспечить потребности коммерческих структур в гарантиях.
В связи с этим большое значение для изменения ситуации в сфере наличного и безналичного обращения (в части предоставления гарантий) имеет проводимая с участием ряда коммерческих банков работа по созданию распределенной по уровням управления системы гарантийно-залоговых фондов. В эти фонды будут привлекаться как средства отечественных и зарубежных коммерческих банков и фирм, так и государственные средства (земля, имущество, отдельные производственные объекты). Работа таких фондов позволит решить вопросы представления гарантий без обращения к федеральному бюджету. Совместное финансирование государством и банковским сектором важнейших объектов экономики и другие формы развития наличного и безналичного оборота очень важно в условиях жесткой конкуренции. Финансовой основой эффективного роста экономики является крупный банковский капитал.
Для устранения ряда проблем в организации денежного оборота в РБ для юридических лиц и населения можно предложить следующие направления по оптимизации расчетно-оборотных операций:
развитие электронных расчетов – перевод наличных денег в «электронные» и обратно. Это позволит снизить затраты на подготовку и доставку документов, информации о клиенте, ускорить время прохождения платежей;
предоставления кассовых операций юридическим лицам через Интернет, что делает операции с наличными денежными средствами более доступными, открытыми и относительно недорогими;
введение и распространение автоматизированных кассовых центров (касс перерасчета, обмена валюты, выдачи денег по пластиковым картам, электронные платежи и другие), что позволит работать в круглосуточном режиме, обеспечивается быстрота и надежность кассовых операций, сокращается площадь центра обработки наличности, доступность и т.д.
Достигнутые в 2012 году результаты являются последовательным шагом в обеспечении ценовой стабильности и создании финансовых условий для устойчивого экономического развития Республики Беларусь.
В нынешнем 2015 году денежно-кредитная политика сохранит стратегическую направленность на поддержание ценовой стабильности в экономике. Главная ее цель – снижение инфляции с помощью монетарных инструментов с учетом мер экономической политики, а также ограничение прироста потребительских цен до 12 процентов. На это, как отмечалось на заседании, должны быть направлены все денежно-кредитные инструменты, применяемые Национальным банком, а решения по их использованию приниматься с учетом складывающихся внешних и внутренних макроэкономических условий. Наряду с достижением цели денежно-кредитной политики Национальный банк и Правительство Республики Беларусь продолжат реализацию мер, направленных на поддержание золотовалютных резервов государства на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны. При этом останутся жесткими подходы Национального банка в решении ряда вопросов. Динамика ставки рефинансирования в течение этого года будет во многом зависеть от макроэкономической ситуации, в первую очередь – во внешней торговле и на валютном рынке. При закреплении положительных тенденций в экономике ставка рефинансирования к концу 2013 года может снизиться до 13 – 15 процентов годовых. В то же время для обеспечения макроэкономической стабильности может потребоваться установление ставки рефинансирования на более высоком уровне.
Для обеспечения экономической безопасности государства в 2015 году международные резервные активы запланировано нарастить на 0,3 – 0,7 млрд. долларов США. Серьезное внимание Национальный банк будет также уделять вопросам наращивания ресурсной базы банков, в том числе за счет долгосрочных ресурсов, обеспечения доступности (по цене) рублевых ресурсов, повышения эффективности выдаваемых кредитов, повышения устойчивости отдельных банков и банковского сектора в целом, развития безналичных расчетов, повышения финансовой грамотности населения.
Участники заседания обратили внимание и на то, что в ближайшие годы перед экономикой стоят масштабные задачи по модернизации предприятий, требующие значительных инвестиционных вложений. В связи с этим важным направлением расширения ресурсной базы остается привлечение иностранного капитала в инвестиционные проекты. Ведущую роль в данном вопросе должна сыграть банковская система [20].
Таким образом, совершенствование денежного оборота в нашей республике приведет к укреплению национальной денежной единицы и стабилизации денежной системы в целом, что, в свою очередь, окажет положительное влияние на весь комплекс экономических процессов в стране.
В качестве вывода можно сказать, что:
3.2 Особенности
формирования денежной системы
и перспективы развития
Наименование национальной денежной единицы, как правило, возникает исторически, но государство должно своим законодательным актом закрепить это наименование (или изменить его). Денежными единицами являются, например, в США - доллар, Японии - иена, Германии, Франции и ряде других европейских государств - евро, Китае - юань, России - рубль, Украине - гривна, Литве - лит, Латвии - лат, Эстонии - крона, в Республике Беларусь - белорусский рубль и т.д.
В первый период после провозглашения независимости в Республике Беларусь обращались денежные знаки Госбанка СССР, а затем Центрального банка России. Без изменения в рублях проводились и безналичные расчеты. Однако стали нарушаться традиционные связи по взаимным поставкам с другими странами, входящими ранее в СССР. [3-132]
Каждая республика создавала свои инструменты защиты внутреннего рынка от проникновения таких платежных средств, как рубль, из других республик. В дополнение к рублю стали выпускаться талоны, купоны, карточки, расчетные билеты, вводиться национальные денежные знаки. В Республике Беларусь в 1992 г. были выпущены расчетные билеты Национального банка Республики Беларусь как многоразовые купоны для защиты внутреннего потребительского рынка. После выпуска в обращение расчетных билетов ряд товаров можно было приобрести только с оплатой расчетными билетами. Расчетные билеты Национального банка Республики Беларусь не были объявлены национальной валютой и выпущены первоначально в дополнение к основной денежной единице - рублю. При этом с целью экономии денежной массы объявляется соотношение белорусского рубля к российскому 10:1.
Спрос на безналичные российские рубли привел к росту курса российского безналичного рубля по отношению к белорусскому. Многие плательщики начали использовать для платежей в России и других республиках наличные рубли, спрос на которые поднялся. Однако по-прежнему российские наличные рубли наряду с расчетными билетами применялись для платежей за все товары и услуги.
Решение Центрального банка России об изъятии из обращения денежных знаков образца 1961, 1991 - 1992 гг. и замене их денежными знаками образца 1993 г. существенно повлияло на структуру денежных знаков, обращающихся в Республике Беларусь. Денежные знаки выпуска до 1993 г. были выкуплены у населения, предприятий и переданы Центральному банку России. В денежный оборот Республики Беларусь для обслуживания внутреннего оборота дополнительно были выпущены расчетные билеты Национального банка Республики Беларусь. Денежные знаки Банка России образца 1993 г. обращались на территории Беларуси, имея законную платежную силу. Однако их фактическое использование осуществлялось в режиме иностранной валюты с более высоким курсом по отношению к расчетным билетам. Таким образом, со второй половины 1993 г. в налично-денежном обороте в Республике Беларусь стали практически использоваться расчетные билеты Национального банка.
В 1994 г. Национальный банк Республики Беларусь постановил единственным платежным средством в Республике Беларусь признать белорусский рубль, а в налично-денежном обороте - расчетный билет. Это решение было закреплено законодательно постановлением Верховного Совета Республики Беларусь в октябре 1994 г. В последующие годы из обращения был изъят расчетный билет и в качестве официального единственного платежного средства признан белорусский рубль - билет Национального банка Республики Беларусь. Для упорядочения денежного обращения, упрощения учета в Республике Беларусь проведено две деноминации - уменьшение нарицательной стоимости денежной единицы. Решения об этом в законодательном порядке принимались в 1994 и 1999 гг.
Информация о работе Направления, особенности и перспективы развития денежной-системы РБ