Операции коммерческих банков с пластиковыми картами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть организацию работы коммерческого банка с пластиковыми картами и совершенствование операций с пластиковыми картами в ВТБ.
В связи с целью работы были поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие, виды пластиковых карт и их особенности;
- Определить основные операции с пластиковыми картами;
- Осветить украинские и зарубежные платежные системы;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРАЦИЙ БАНКА С ПЛАСТИКОВЫМИ КАРТАМИ 5
1.1 Понятие, виды пластиковых карт и их особенности 5
1.2 Организация работы коммерческого банка с пластиковыми картами, основные операции с пластиковыми картами 13
1.3 Платежная система и её участники 18
1.4 Платежные системы в Украине и за рубежом 23
1.5. Правовое регулирование операций с пластиковыми картами 26
2.1 Состояние карточных платежных систем 29
2.2 Краткая экономико-организационная характеристика ОАО «ВТБ» 32
2.3 Виды пластиковых карт в ВТБ 37
2.4 Особенности операций с пластиковыми картами в ОАО «ВТБ» 43
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ С ПЛАСТИКОВЫМИ КАРТАМИ В ПАО «ВТБ» 47
3.1 Зарубежный опыт использования пластиковых карт 47
3.2 Рекомендации по повышению эффективности работы с пластиковыми картами в ПАО «ВТБ» 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЯ 58

Файлы: 1 файл

курсовая окончательный.doc

— 1.20 Мб (Скачать файл)

В случае выдачи наличных денег процедура носит аналогичный  характер с тем лишь отличием, что  деньги в автоматическом режиме выдаются специальным устройством – банкоматом, который и проводит авторизацию.

Операции с банковскими  карточками проводятся коммерческими  банками, уполномоченными на совершение операции и имеющими необходимое  оборудование для работы с карточками. Банковские карточки клиента выдаются физическим лицам, заключившим договор с банком. В соответствии с этим договором безналичные расчеты клиентом осуществляются с применением микропроцессорной банковской карточки.

В банковской карточке клиента  всегда ведется остаток средств  карточки после совершения каждой операции, и хранятся записи об операциях совершенных с применением банковской карточки в учреждениях коммерческих банков, предприятиях торговли и сферы обслуживания. Остаток средств на микропроцессорной карточке состоит из закрытого и открытого остатка, при совершении операции с которым требуется ввод личных паролей клиента, при трехкратном введении неправильного персонального кода карточка блокируется, и операции с ней не производятся. По открытому остатку совершаются только расходные операции и ввод личных паролей клиента не требуется. На каждую карточку, выданную клиенту, открывается отдельный счет. Карточка выдается на срок 12 месяцев. Клиент имеет право по своему желанию продлить срок действия банковской карточки по месту выдачи еще на 12 месяцев. [18, c. 354]

По счету банковской карточки начисляется доход, исходя из процентной ставки, установленной банком. Любое лицо, предъявившее банковскую карточку и владеющее паролями доступа к карточке, имеет право совершать все операции с карточками.

Преимущества пластиковых  карт для клиентов:

  • пополнение остатка средств на счете банковской карточки внесением наличных денег или перечислением средств с другого счета, открытого в том же учреждении банка, как на имя вкладчика, так и на имя другого лица;
  • возможность поручения предприятию о перечислении своих денежных доходов на счет банковской карточки в соответствии с договором, заключенным между организацией и коммерческим банком, выдавшим банковскую карточку;
  • получение наличных денег по банковской карточке в учреждениях банка и через банкоматы, обслуживающих данную карту;
  • оплата товаров и услуг в торговых учреждениях и предприятиях сферы услуг;
  • получение справки об остатке средств на банковской карточке, изменить личные пароли.

Банки, предоставляющие  услуги по чиповым карточкам, также  в свою очередь имеют ряд преимуществ:

  • новый источник доходов благодаря средствам, хранящихся на картах клиентов;
  • получение комиссионных с платежных операций по карточкам;
  • привлечение клиентов за счет предоставления нового вида услуг;
  • улучшение имиджа банка как организации, использующей новейшие современные технологии;
  • портативность, автономность и простота инстанции платежного терминала, обеспечивающие его широкое применение всюду;
  • безопасность – деньги с карты довольно сложно украсть;
  • точность расчета, отсутствие проблем с разменом и сдачей, простота обслуживания.

Преимущества, для частных  лиц, имеющих пластиковые карты:

  • безопасность расчетов и хранения средств, отсутствия больших сумм наличности в кошельке;
  • возможность начисления процентов на средства на карточке;
  • гарантия оплаты;
  • отсутствие проблем со сдачей;
  • возможность получать наличные средства с карты в любом пункте обслуживания;
  • конфиденциальность информации о состоянии финансовых дел клиента;
  • возможность осуществлять денежные переводы с помощью карточки;
  • материальные льготы (повышенные проценты по карт-счету, поощрения при покупке товаров в магазинах и т. д.);
  • возможность восстановления карточки при ее утере или краже;
  • миниатюрность (независимо от количества средств на карточке);
  • возможность получить наличные деньги в любом городе Украины и за её пределами, в учреждениях коммерческих банков, работающих с ПК. [13, c. 27]

Анализируя кредитные  программы банков, сложившиеся на российском рынке достаточно давно, и с той или иной степенью успешности работающие в сложных экономических условиях сегодняшнего дня, можно заметить, что кредитные карты, традиционно, являются одним из самых дорогих видов займовых продуктов для потребителя. Борьба за потенциальных заемщиков, стремящихся, в свою очередь, как можно дешевле заплатить за ссуженные деньги, еще задолго до начала кризиса, вынудила кредитно-финансовые организации искать оригинальные пути мотивации для приобретения клиентами именно такого банковского продукта, как кредитные карты. Вполне обоснованным можно считать, что маркетинговые решения, хорошо зарекомендовавшие себя на Западе, начали внедряться в Украине и в России: таким образом, и на нашем рынке появились кобренды.

Необходимо заметить, что кредитные  карты по совместным программам ничем, кроме наличия дополнительных возможностей за рамками кредитования, не отличаются от банковских продуктов своего класса. «Совместные карты обладают всеми преимуществами международных банковских карт и не предусматривают никаких ограничений для держателей – подчеркивает Елена Махота, вице президент – руководитель блока «Средний, малый и розничный бизнес «Промсвязьбанка». – Все больше клиентов убеждается в очевидных преимуществах совместных банковских карт. Ведь пользуясь совместной картой и совершая обычные ежедневные покупки можно накопить баллы, которые затем превратятся в приятный бонус».

Наличие удобных для клиента  «услуг» кредитной карты часто  является основной мотивацией к ее сохранению и использованию со стороны  весьма осторожного в последнее  время заемщика.

Анализируя множество кобрендинговых продуктов самых разнообразных банков, очевидно, что мотивационный подход для увеличения спроса на этот вид займовой услуги, можно разделить на две большие группы: эмоциональную и рациональную. К эмоциональной группе мотивов относятся все виды карт, дополнительным плюсом в которых является участие в тех или иных благотворительных проектах, либо удовлетворяющих потребности клиента через «прикосновения» к его увлечениям, пристрастиям (например, футболу, автомобилям).

Заемщик не просто пользуется деньгами, но и сознает, что часть средств будет направлена в какой-либо известный благотворительный фонд с надежной репутацией, либо на поддержку его любимого вида спорта или команды в нашей стране. Чаще всего, в программах участвуют известные организации. Например, в Альфа-Банке существует совместная программа с «Всемирным Фондом Дикой Природы»(WWF).

К картам с рациональным мотивирующим подходом к заемщику относятся  все кобренды, несущие конкретную материальную выгоду для держателя. «Бонусы», как правило, приносят ощутимую пользу, но не обмениваются на деньги, хотя могут включать в себя солидные скидки, а то и полную компенсацию каких-то затрат. Примером такого сотрудничества может служить программа открытая Промсвязьбанком совместно с авиакомпанией «Трансаэро». Держатели карт «Промсвязьбанк-Трансаэро» автоматически становятся участниками программы «Трансаэро Привилегия», что позволяет им накапливать баллы, которые в дальнейшем можно обменять на бесплатный билет на выбранный регулярный рейс. Баллы начисляются от банка за безналичные операции оплаты товаров и услуг в торгово-сервисной сети и от «Трансаэро» за полеты регулярными рейсами авиакомпании. Интересные возможности кредитных карт предлагает Райффайзенбанк совместно «Малиной» – самой известной на данный момент программой потребительской лояльности. [29, http://www.prostobank.ua/plastikovye_karty/]

Совершая любые покупки  по такой кредитной карте, клиенту  автоматически начисляются баллы, которые потом в офисе «Малины» он сможет обменять на призы. Фактически, получается, что все держатели подобной кредитной карты рано или поздно получают свои дополнительные подарки по программе лояльности, поскольку, так или иначе, производят какие-либо безналичные расчеты. Оригинальные возможности предлагает кредитная или дебетовая карта «Альфа-Банк — Cosmopolitan – Visa», где держателям предлагается широкий выбор скидок от 5% до 15%, а также многочисленные акций. В среде потребителей карта оказалась настолько выгодной, что по аналогии, банком недавно была запущена и «Мужская карта» – кобрендинговый проект Альфа-Банка, журнала MAXIM, компании Gameland и платежной системы Visa, рассчитанный на удовлетворение интересов мужской аудитории. В частности, по ней можно получить скидку на приобретение автомобиля, спортивных товаров или на обслуживание в нескольких популярных барах.

Даже из этого, далеко не полного обзора существующих кобрендинговых проектов становится понятно, что жесточайшая  конкуренция за хороших клиентов среди банков, выгодна и простым потребителям, так как, действительно, открывает новые перспективы безналичного расчета и экономии собственных средств. [29, http://www.prostobank.ua/plastikovye_karty/]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Платежная система и её участники

 

Прежде всего, следует  отметить, что карточка является лишь инструментом в той или иной платежной  системе. Таким образом, суть карточного бизнеса вовсе не в кусочке  пластика, а в организации отлаженной системы безналичных расчетов. Естественно, что наиболее разнообразный и сложный опыт в области безналичных расчетов накопили коммерческие банки.

Платежной системой будем называть совокупность методов и реализующих  их субъектов, обеспечивающих в рамках системы условия для использования банковских пластиковых карточек оговоренного стандарта в качестве платежного средства. Одна из основных задач, решаемых при создании платежной системы, состоит в выработке и соблюдении общих правил обслуживания карточек входящих в систему, проведения взаиморасчетов и платежей. Эти правила охватывают как чисто технические аспекты операций с карточками - стандарты данных, процедуры авторизации, спецификации на используемое оборудование и пр., так и финансовые стороны обслуживания карточек - процедуры расчетов с предприятиями торговли и сервиса, входящими в состав приемной сети, правила взаиморасчетов между банками, тарифы и т.д.

В состав платежной системы также  входят предприятия торговли и сервиса, образующие сеть точек обслуживания. Для успешного функционирования платежной системы необходимы процессинговые и коммуникационные центры, центры технического обслуживания и т.п.

Банк-эмитент, выпуская карточки и  гарантируя выполнение финансовых обязательств, связанных с использованием выпущенной им пластиковой карточки как платежного средства, сам не занимается деятельностью, обеспечивающей ее прием предприятиями торговли и сферы услуг. Эти задачи решает банк-эквайер (филиалы банка), осуществляющий весь спектр операций по взаимодействию с точками обслуживания карточек: обработку запросов на авторизацию, перечисление на расчетные счета точек средств за товары и услуги, предоставленные по карточкам, прием, сортировку и пересылку документов (бумажных и электронных), фиксирующих совершение сделок с использованием карточек, распространение стоп-листов (перечней карточек, операции по которым по тем или иным причинам на сегодняшний день приостановлены) и др.

Кроме того, банк-эквайер может  осуществлять выдачу наличных по карточкам  как в своих отделениях, так и через принадлежащие ему банкоматы. Банк может и совмещать выполнение функций эквайера и эмитента. Следует отметить, что основными, неотъемлемыми функциями банка-эквайера являются финансовые, связанные с выполнением расчетов и платежей точкам обслуживания. Что же касается перечисленных выше технических атрибутов его деятельности, то они могут быть делегированы эквайером специализированным сервисным организациям - процессинговым центрам.

Выполнение эквайерами своих функций влечет за собой расчеты с эмитентами. Каждый банк-эквайер осуществляет перечисление средств точкам обслуживания по платежам держателей карточек банков-эмитентов, входящих в данную платежную систему. Поэтому соответствующие средства (а также, возможно, средства, возмещающие выданную наличность) должны быть, затем перечислены эквайеру этими эмитентами. Оперативное проведение взаиморасчетов между эквайерами и эмитентами обеспечивается наличием в платежной системе расчетного банка (одного или нескольких), в котором банки - члены системы открывают корреспондентские счета. [16, http://banker.ua/cards/]

Процессинговый центр - обеспечивает обработку поступающих  от эквайеров (или непосредственно  из точек обслуживания) запросов на авторизацию и/или протоколов транзакций - фиксируемых данных о произведенных посредством карточек платежах и выдачах наличных. Для этого центр ведет базу данных, которая, в частности, содержит данные о банках - членах платежной системы и держателях карточек. Центр хранит сведения о лимитах держателей карточек и выполняет запросы на авторизацию в том случае, если банк-эмитент не ведет собственной базы (off-line банк). В противном случае (on-line банк) процессинговый центр пересылает полученный запрос в банк-эмитент авторизуемой карточки. Очевидно, что центр обеспечивает и пересылку ответа банку-эквайеру.

Информация о работе Операции коммерческих банков с пластиковыми картами