Организация операций коммерческого банка с платежными картами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 15:12, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи исследования. Целью курсовой работы является на основе изучения проблем и особенностей развития банковских пластиковых карт в России, выработка направлений повышения функциональности пластиковых карт как основного инструмента системы безналичных расчетов. Изучить международные пластиковые карты как разновидность расчетов в банковской платежной системе, проанализировать рынки пластиковых карт; рассмотреть использование международных пластиковых карт в практике расчетов российских банков.

Файлы: 1 файл

新建 Microsoft Word 文档.doc

— 239.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Банк заинтересован в работе с карточками исходя из того, что  карты позволяют увеличивать  объемы привлеченных ресурсов: во-первых, привлекаются те суммы, которые владельцы  размещают на своих картсчетах в  банке, во-вторых, существуют страховые  депозиты, к которым банки (российские в том числе) прибегают для обеспечения большей надежности «карточных» операций. За такие операции с карточками как снятие наличных, конвертирование, овердрафт банк, как правило, взимает комиссионные. Кроме того, клиент платит за выпуск и обслуживание самой карты. Стоит также отметить, что несмотря на прибыльность, для любого банка начало выпуска карт связано с весьма высокими затратами. 
  Тем не менее, коммерческие банки в современных условиях просто обязаны идти в ногу со временем и предоставлять клиентам усовершенствованные банковские услуги. В настоящее время этот способ безналичных расчетов (международные пластиковые карты) получил такое широкое распространение, что трудно себе представить сферу обслуживания, в которой бы они не использовались — магазины, агентства путешествий, гостиницы всех стран мира принимают платежные карты, как средство оплаты услуг. Бурное развитие данной сферы банковских услуг в последние годы можно объяснить тем, что: 
Во-первых, обслуживая международную, либо внутреннюю пластиковую карточку, банк добивается привлечения состоятельных клиентов; 
Во-вторых, обслуживая держателей карт, банки сталкиваются с необходимостью восстановить связи производить расчеты через зарубежные банки, придерживаясь стандартов, принятых в мировой банковской практике, в целях интеграции с мировой банковской системой; 
В-третьих, анализируя опыт развития денежно-кредитной сферы на Западе, можно сделать вывод, что в перспективе наша страна будет широко использовать пластиковые карты в качестве инструмента денежного обращения. 
В этой связи поиск путей дальнейшего развития и активизации системы расчетов с использованием пластиковых карт на основе тенденций развития отечественного рынка в целях повышения функциональности пластиковых карт как полноценного расчетно-платежного инструмента подтвердили актуальность и обусловили выбор темы дипломной работы. 
  Цели и задачи исследования. Целью курсовой работы является на основе изучения проблем и особенностей развития банковских пластиковых карт в России, выработка направлений повышения функциональности пластиковых карт как основного инструмента системы безналичных расчетов. Изучить международные пластиковые карты как разновидность расчетов в банковской платежной системе, проанализировать рынки пластиковых карт; рассмотреть использование международных пластиковых карт в практике расчетов российских банков.  
  Для достижения цели поставлены и решены следующие задачи:

  • рассмотреть пластиковые карты как платежную систему;
  • проанализировать классификацию международных пластиковых карт;
  • проследить тенденции развития операций коммерческих банков с пластиковыми картами.

Практическая значимость работызаключается  в возможности использования  полученных результатов, в части  выявленных и раскрытых проблем развития расчетно-платежных операций с использованием пластиковых карт, для планирования и организаций карточных проектов,для определения перспектив развития области расчетов пластиковыми картами.

Объектом исследования выступают платежные карты. Предметом исследования является деятельность банка с операциями по пластиковым картам, применение и внедрение новых видов банковских услуг.

Для написания курсовой работы были использованы научные труды таких  известных ученых, как Джон С.Биггинс, Г.Г.Коробовой, В. И. Колесникова, О.И.Лаврушин и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава1. Организация операций коммерческого банка с платежными картами.

1.1Понятие и элементы платежной системы с использованием банковских карт.

Платежная система- это совокупность методов и реализующих  их субъектов, обеспечивающих в рамках системы условия для использования банковских пластиковых карточек оговоренного стандарта в качестве платежного средства. Банковская карта – это средство для составления расчетных и иных документов, подлежащих оплате за счет клиента.1

Основными участниками  платежной системы являются2:

o организация –эмитент карточек;

o держатели карточек;

o торговые организации, обслуживающие эти карты;

o кредитная организация-эквайер;

o процессинговый центр;

o расчетный агент.

Рассмотрим  подробнее каждого из участников, их функциональное назначение и схему взаимодействие данных элементов Платежных систем при проведении операций по пластиковым картам.

Эмитент банковских карт осуществляет их выпуск, открытие карточных счетов и расчетно-кассовое обслуживание клиентов при совершении операций с использованием банковским карт. Наименование и логотип эмитента обязательно должны присутствовать на банковской карте.

В качестве эмитента карт для физических и юридических  лиц может выступать кредитная  организация-резидент, имеющая лицензию на проведение операций по счетам указанных лиц в соответствующей валюте. Кредитная организация может осуществлять эмиссию карт собственной Платежной системы или может выступать эмитентом карт других Платежных систем (в основном международных).

Эмитенты, на основе заключенных договоров, могут предоставлять  своим клиентам –юридическим и физическим лицам два типа карт:

o расчетные;

o кредитные.

Держатель расчетной  карточки должен заранее внести на свой банковский счет некоторую сумму. Ее размер и определяет лимит доступных средств (обычно лимит бывает даже несколько меньше, то есть на счете как минимум сохраняется “неснимаемый” остаток). Для возобновления (или увеличения) лимита держателю карточки необходимо внести деньги на свой счет.

Для обеспечения  платежей держатель кредитной карточки может не вносить предварительно средства, а получить в банке кредит. В этом случае клиенту устанавливается  лимит кредита, в рамках которого он может расходовать средства.Кредит может быть как однократным, так и возобновляемым (револьверным).Возобновление кредита в зависимости от договора с держателем карточки происходит после погашения либо всей суммы задолженности, либо некоторой ее части.

В России сложилось  разделение карт на корпоративные и личные. В основе этого разделения положен юридический статус клиента, с которым эмитент заключает договор о выпуске и обслуживании карты: юридическому лицу выдаются корпоративные карты, использование которых осуществляется держателем,уполномоченным данным юридическим лицом, физическое лицо имеет личную карту и вправе само распоряжаться средствами на счете.

В качестве организаций,обслуживающих  карты, как правило, выступают предприятия  торговли или сферы услуг, которые  на основе договора, заключенного с  эквайером, берут на себя обязательства по приему документов, составленных с использованием карт, в качестве оплаты за свою продукцию.

Торговые точки, обслуживающие банковские карты, должны быть оборудованы терминалами -специальными электронными устройствами, с помощью которых осуществляется авторизация по карте и составление соответствующих документов. Авторизация предоставляется эмитентом карты и означает его согласие (разрешение) на совершение операции по этой карте.

Банк –эквайер – это кредитная организация,которая осуществляет расчеты с предприятиями торговли и сферы услуг по операциям, совершаемых с помощью банковских карт, а так же проводит выдачу наличных денег держателям карт, эмитированных другими кредитными организациями.

Операции приема и выдачи наличных денег держателями банковских карт могут совершаться через банкоматы и пункты выдачи наличных денег, открываемые эквайерами (или эмитентами карт)3.

На начальном  этапе развития отечественных систем роль эквайер-центра иногда выполняет  процессинговый центр, однако в большинстве случаев в качестве таких центров выступают банки - члены платежной системы. Если банк-эквайер не располагает данными для выполнения запроса(держатель карточки - клиент другого банка), то запрос переправляется в процессинговый центр, который, в свою очередь, либо выполняет его и передает ответ банку-эквайеру, либо осуществляет его дальнейшую маршрутизацию.

Процессинговый  центр - компания, обеспечивающая информационное и технологическое взаимодействия между участниками платежной  системы. В процессинговом центре ведется база данных платежной системы, которая содержит данные о банках - членах платежной системы и держателях карточек. В функции процессингового центра также включают сбор, обработку и рассылку на основании накопленных за день протоколов операций, произведенных посредством карточек для проведения взаиморасчетов между банками-участниками платежной системы, а также формирование и рассылка стоп-листов (перечней карточек,операции по которым по тем или иным причинам на сегодняшний день приостановлены).

Расчетный агент  – кредитная организация, осуществляющая взаиморасчеты между банками - членами  платежной системы на основе данных, полученных из процессингового центра. Для этого банки-члены системы  открывают в расчетном банке  корреспондентские счета. Таким образом, расчетный банк зачисляет средства на корреспондентские счета банков-эквайеров и списывает средства со счетов банков – эмитентов карт.

Значение расчетного банка повышается по мере того, как  растет количество участников платежной системы, усложняются взаимозачеты между ними. Для того чтобы гарантировать осуществление платежей по банковским картам, их эмитенты размещают в расчетном банке страховые суммы в обеспечение оплаты операций, производимых по картам.

Для примера  рассмотрим механизм работы платежной системы при покупки товара в торговой сети с использованием банковской карты. Данная операция осуществляется следующим образом:

1. Держатель  банковской карты предоставляет  ее кассиру для помещения в  электронный терминал и набирает свой PIN-код4;

2. Терминал считывает  данные с карты, кассир набирает  с клавиатуры сумму, оплачиваемую  держателем;

3. Терминал осуществляет  авторизацию карты, посылая запрос  через эквайера в процессинговый  центр и к эмитенту;

4. Банк-эмитент  подтверждает проведение сделки;

5. Терминал списывает  сумму покупки с банковской  карты и оформляет слип (квитанция  электронного терминала), который  подписывается держателем карты.  Одновременно держатель карты  получает купленный товар, экземпляр  слипа и ему возвращается карта;

6. В конце  каждого рабочего дня торговое  предприятие передает слипы, оформленные  за день, в обслуживающий его  банк. Они документарно подтверждают  проведенные операции;

7. Банк-эквайер  проверяет все слипы и перечисляет  их общую сумму на расчетный счет торгового предприятия;

8. Эквайер передает  в процессинговый центр информацию  о сделках с использованием  банковких карт, эмитентом которых  он не является;

9. Процессинговый  центр обрабатывает предоставленную  информацию и доводит ее до  сведения участников для проведения ими взаиморасчетов;

10. Расчетный  банк производит погашение взаимных  обязательств банков-участников, списывая  соответствующую сумму с ведущегося  у него корсчета банка-эмитента  и зачисляет ее на корсчет  банка-эквайера;

11. Эмитент списывает сумму покупки с учетом комиссионных со счета своего клиента.

Аналогичным образом  осуществляется использование карты  и проведение расчетов при получении  наличных денег в банкомате.

Таким образом,как видно из вышеизложенного примера, для проведения операции с использованием пластиковых карт задействуется большое количество агентов, поэтому универсальные платежные системы, карты которых в настоящее время получили наибольшее распространение, включают большое число участников каждого вида. Например, одна и та же карта (т.е. карта с единым названием, эмблемой, изготовленная в одном стандарте) может эмитироваться разными банками. Одновременно эти же банки могут быть распространителями карт других эмитентов. При большом объеме информации, проходящей в платежной системе, создаются дополнительные процессинговые центры. Они, как правило,учреждаются банками, выступающими одновременно и эмитентами, и эквайерами.Такие банки становятся расчетными для других участников. Однако степень развития платежной системы в первую очередь зависит от количества держателей карт и от числа и расположения торговых точек и банкоматов, обслуживающих карты данной системы.

 

1.2 Коммерческий банк как эмитент  и эквайрер банковских карт.

Банк-эмитент, выпуская карточки и  гарантируя выполнение финансовых обязательств, связанных с использованием выпущенной им пластиковой карточки как платежного средства, сам может не занимается деятельностью, обеспечивающей ее прием предприятиями торговли и сферы услуг. Эти задачи решает банк-эквайер, осуществляющий весь спектр операций по взаимодействию с точками обслуживания карточек5:

· обработку запросов на авторизацию;

· перечисление на расчетные счета  точек средств за товары и услуги, предоставленные по карточкам;

· прием, сортировку и пересылку  документов (бумажных и электронных), фиксирующих совершение сделок с использованием карточек;

Информация о работе Организация операций коммерческого банка с платежными картами