Организация операций коммерческого банка с платежными картами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 15:12, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи исследования. Целью курсовой работы является на основе изучения проблем и особенностей развития банковских пластиковых карт в России, выработка направлений повышения функциональности пластиковых карт как основного инструмента системы безналичных расчетов. Изучить международные пластиковые карты как разновидность расчетов в банковской платежной системе, проанализировать рынки пластиковых карт; рассмотреть использование международных пластиковых карт в практике расчетов российских банков.

Файлы: 1 файл

新建 Microsoft Word 文档.doc

— 239.50 Кб (Скачать файл)

· распространение стоп-листов (перечней карточек, операции по которым по тем  или иным причинам на сегодняшний  день приостановлены) и др.

Кроме того, банк-эквайер может  осуществлять выдачу наличных по карточкам как в своих отделениях, так и через принадлежащие ему банкоматы. Банк может и совмещать выполнение функций эквайера и эмитента. Следует отметить, что основными, неотъемлемыми функциями банка-эквайера являются финансовые, связанные с выполнением расчетов и платежей точкам обслуживания. Что же касается перечисленных выше технических атрибутов его деятельности, то они могут быть делегированы эквайером специализированным сервисным организациям - процессинговым центрам.

Выполнение эквайерами своих функций влечет за собой расчеты с эмитентами. Каждый банк-эквайер осуществляет перечисление средств точкам обслуживания по платежам держателей карточек банков-эмитентов, входящих в данную платежную систему. Поэтому соответствующие средства (а также, возможно, средства, возмещающие выданную наличность) должны быть затем перечислены эквайеру этими эмитентами. Оперативное проведение взаиморасчетов между эквайерами и эмитентами обеспечивается наличием в платежной системе расчетного банка (одного или нескольких), в котором банки - члены системы открывают корреспондентские счета.

Банки ежегодно теряют от 7 до 25% карточных  счетов. Столь сильный разброс  процентного соотношения зависит  от размера банка и сегментации  его клиентской базы. Если клиентская база в основном состоит из сотрудников корпоративных клиентов, заключивших договор на перечисление заработной платы, то в данном случае процент потери клиентских счетов зависит от успеха работы банка с корпоративным клиентом. Если корпоративный клиент по каким-то причинам уходит из банка, теряется значительная клиентская база счетов — пропорционально численности данного зарплатного проекта. Что касается физических лиц, можно отметить, что эта группа клиентов наиболее стабильная, по численности сегмента зависит от направленности деятельности банка (розничный или корпоративный банк). Основными причинами потерь данной категории клиентов может послужить низкий уровень сервиса, неудовлетворенность тарифами и т. п6.

Для эффективной работы банка потери любой категории клиентов необходимо стараться минимизировать, а если потери все-таки по тем или иным причинам произошли, то их необходимо восполнять новыми карточными счетами, привлекая новых клиентов с помощью рекламных кампаний, методом перекрестной продажи, предложения им пластиковой карты с широкими функциональными возможностями и дополнительными услугами.

Маркетинговому подразделению  для успешной работы по данному направлению  необходимо постоянно исследовать  рынок дополнительных услуг с  целью предложения своим клиентам новых решений, стремясь, исходя из своих возможностей и ресурсов, создать для своего клиента его «идеальную карту».

В результате конкурентной борьбы на текущий момент большинство розничных  банков пришли к следующему наполнению пластиковой карты дополнительными сервисными услугами7:

· возможность оформить кредитный  лимит на пластиковую карту;

· перевод денежных средств с  карты на карту в пределах банка;

· перевод денежных средств с  карты на карту в пределах платежной  системы

· смс-информирование об операциях с пластиковой картой;

· интернет-банкинг;

· участие в дисконтных или бонусных программах.

Банку необходимо постоянно разрабатывать  и расширять спектр дополнительных сервисных услуг к пластиковым  картам, упустив новый вид услуг, можно потерять значительную долю клиентов — держателей платежных карт.

Несмотря на очевидные достоинства  пластиковых (банковских) карт как инструмента  безналичных расчетов, а также  на наличие многолетнего опыта их массового использования в западных странах, развитие данного платежного инструмента в нашей стране сталкивается с рядом проблем. Данные проблемы носят объективный характер и связаны в первую очередь с общей ситуацией в области оказания финансовых и торговых услуг частным лицам. Факт того, что пластиковые (банковские) карты пока не получили массового распространения среди населения страны и используются при этом достаточно ограниченно, говорит об отсутствии оптимального сочетания экономических интересов основных участников платежных систем. При этом коммерческие банки выступают наиболее активными и заинтересованными на сегодняшний день участниками рынка.  
  Большинство торгово-сервисных предприятий сегодня, как правило, по своей инициативе не заинтересовано в приеме к оплате пластиковых (банковских) карт, во многом по причине того, что в лице держателей карт они приобретут совсем немного новых клиентов. Основная же масса населения страны будет использовать по своей инициативе пластиковые (банковские) карты в повседневных расчетах только в том случае, если будет обеспечено сочетание двух условий8:  
- во-первых, если механизм расчетов с помощью карт будет не менее удобен, чем при использовании наличных денег, тем более что карты это предполагают;  
- во-вторых, если использование карт будет более доступным, т. е. минимальным по стоимости или даже выгодным, в сравнении с наличными деньгами, за счет дополнительного дохода в виде начисляемых процентов.  
  Сложившуюся ситуацию может изменить четкая государственная политика в области развития розничных безналичных расчетов, конкретно - в отношении рынка пластиковых (банковских) карт, предусматривающая законодательное регулирование всего комплекса отношений между участниками рынка.  
  С момента начала эмиссии пластиковых (банковских) карт в России потребность в государственном регулировании их обращения была очевидна. Как следствие, возникает необходимость регулирования правоотношений между его участниками и необходимость стимулирования его развития. В связи с этим существуют основные вопросы, требующие законодательного решения, а именно:  
- юридическое закрепление базовых понятий, применяемых при обращении пластиковых (банковских) карт;  
- требования к эмитентам пластиковых (банковских) карт;  
- правила осуществления расчетов и порядок учета операций, совершаемых с использованием пластиковых (банковских) карт;  
- обязательства и ответственность участников расчетов, а также порядок разрешения возникающих в связи с этим споров9.  
  Кроме законодательной базы, существовала необходимость выработки единых правил установления тарифов, условий эмиссии и обслуживания карт, стимулирования перевода государственных социальных выплат населению на пластиковые (банковские) карты в целях расширения клиентской базы.

Таким образом, банк как финансовый институт при формировании пассивов должен сопоставлять надежность и стоимость привлечения денежных ресурсов из различных источников, добиваясь усиления финансового рычага и поддерживая собственную ликвидность. А пластиковая карта является одним из перспективных инструментов, помогающая привлекать средства населения в банк для увеличения их ресурсной базы, что является крайне важным на фоне обострения конкурентной борьбы между российскими банками.

 

1.3Развитие платежных систем с использованием карт в Российской Федерации на современном этапе.

Несмотря на очевидные достоинства пластиковых (банковских) карт как инструмента безналичных расчетов, а также на наличие многолетнего опыта их массового использования в западных странах, развитие данного платежного инструмента в нашей стране сталкивается с рядом проблем. Данные проблемы носят объективный характер и связаны в первую очередь с общей ситуацией в области оказания финансовых и торговых услуг частным лицам. Факт того, что пластиковые (банковские) карты пока не получили массового распространения среди населения страны и используются при этом достаточно ограниченно, говорит об отсутствии оптимального сочетания экономических интересов основных участников платежных систем. При этом коммерческие банки выступают наиболее активными и заинтересованными на сегодняшний день участниками рынка.  
  Большинство торгово-сервисных предприятий сегодня, как правило, по своей инициативе не заинтересовано в приеме к оплате пластиковых (банковских) карт, во многом по причине того, что в лице держателей карт они приобретут совсем немного новых клиентов. Основная же масса населения страны будет использовать по своей инициативе пластиковые (банковские) карты в повседневных расчетах только в том случае, если будет обеспечено сочетание двух условий10:  
- во-первых, если механизм расчетов с помощью карт будет не менее удобен, чем при использовании наличных денег, тем более что карты это предполагают;  
- во-вторых, если использование карт будет более доступным, т. е. минимальным по стоимости или даже выгодным, в сравнении с наличными деньгами, за счет дополнительного дохода в виде начисляемых процентов.  
  Сложившуюся ситуацию может изменить четкая государственная политика в области развития розничных безналичных расчетов, конкретно - в отношении рынка пластиковых (банковских) карт, предусматривающая законодательное регулирование всего комплекса отношений между участниками рынка.  
  С момента начала эмиссии пластиковых (банковских) карт в России потребность в государственном регулировании их обращения была очевидна. Как следствие, возникает необходимость регулирования правоотношений между его участниками и необходимость стимулирования его развития. В связи с этим существуют основные вопросы, требующие законодательного решения, а именно:  
- юридическое закрепление базовых понятий, применяемых при обращении пластиковых (банковских) карт;  
- требования к эмитентам пластиковых (банковских) карт;  
- правила осуществления расчетов и порядок учета операций, совершаемых с использованием пластиковых (банковских) карт;  
- обязательства и ответственность участников расчетов, а также порядок разрешения возникающих в связи с этим споров.  
  Кроме законодательной базы, существовала необходимость выработки единых правил установления тарифов, условий эмиссии и обслуживания карт, стимулирования перевода государственных социальных выплат населению на пластиковые (банковские) карты в целях расширения клиентской базы11.

Перспективы развития рынка пластиковых (банковских) карт в России, связаны  с приоритетами потенциальных пользователей  к осуществлению расчетов пластиковыми (банковскими) картами.  
  Жители крупных городов, особенно молодежь, приветствуют появление в стране кредитных карточек.  
  В России развитие рынка пластиковых (банковских) карт, казалось бы, должно быть поставлено в ряд государственных задач. Но пока эту область больше осваивают коммерческие банки и технологические компании. Среди ряда основных факторов, сдерживающих развитие рынка, стоит отметить:  
- низкий уровень доходов населения в целом по стране, низкий уровень легальных доходов населения;  
- недоверие населения к банкам во многом из-за отсутствия государственных законодательно-правовых гарантий сохранности банковских вкладов и высокий спрос на иностранные валюты, между чем, бесспорно, существует взаимосвязь;  
- различие в технологических платформах российских платежных систем, которое препятствует формированию единой инфраструктуры обслуживания карт данных систем;  
- низкая степень развитости инфраструктуры обслуживания пластиковых карт в целом, а также отсутствие культуры пользования пластиковыми картами среди большинства населения.  
  В этой ситуации для популяризации использования пластиковых (банковских) карт среди широких слоев населения необходимо на практике показать, насколько действительно удобно пользоваться этим платежным инструментом, а для этого необходимо создать определенные условия. Сегодня у населения России, в отличие от юридических лиц, пока не сформировалась массовая культура пользования банковскими услугами. В настоящее время наибольшим спросом пользуются обмен валюты и срочные вклады. Поэтому, пока банки не готовы и не способны предлагать массовому частному клиенту доступные кредитные продукты, оптимальный принцип обслуживания частных клиентов должен обеспечивать надежность и выгодность хранения собственных средств, а также удобство их использования. Данное удобство заключатся в разнообразном сервисе, позволяющем доступными способами оперативно управлять средствами банковского счета, в том числе оплачивать потребительские расходы.  
  Говоря о перспективах развития и совершенствования рынка пластиковых (банковских) карт, можно сказать о том, что государственная политика (политика муниципальных органов власти) направлена на повышение уровня использования безналичных расчетов пластиковыми (банковскими) картами как эффективного платежного инструмента. И именно правовое регулирование расчетов пластиковыми (банковскими) картами дает законодательное оформление данных правоотношений12.  
  Что же касается проблем развития пластиковых (банковских) карт, то здесь можно выделить две основные:  
- экономическую, - сдерживает развитие рынка пластиковых (банковских) карт;  
- правовую, - недостаточно урегулирован вопрос использования пластиковых (банковских) карт.  
  Несмотря на проблемы развития, наблюдается объем операций с пластиковыми (банковскими) картами, возникновение новых правоотношений и их законодательное регулирование.

Факторы, положительно влияющие на динамику развития рынка банковских карт в  России13
- Во-первых, это увеличение доли карт с кредитной функциональностью и расширение спектра услуг, ориентированных на розничный бизнес, что позволяет держателям использовать платежную карту как многофункциональное средство безналичных расчетов. Такое положение дел означает, что отдача от каждой выпущенной банковской карты, как для эмитента, так и для эквайера, с каждым годом становится выше, поэтому растут и их доходы. 
- Во-вторых, динамичное развитие банковского сектора способствует не только количественным, но и качественным изменениям, т.е. увеличению роли продуктов с кредитной функциональностью и доли платежных трансакций в общем обороте.

Давайте смотреть статистику российского рынка платежных карт.

Статистика российского  рынка платежных карт

 

2010 г.

2011 г.

I полуг.

2012г.

Количество эмитированных

карт, млн. ед.

124,0

144,4

157,7

Количество банков эмитентов

и эквайреров

700 КО

(66,2%)

688 КО

(68,0%)

692 КО

(69,2%)

Количество платежных

систем

около 70

около 70

около 70

Количество операций с

картами, млрд. ед.

2,5

3,1

1,9

Объем операций с картами,

млрд.руб.

9 874

12 849

7 774,9

Количество устройств,

принимающих карты, тыс. ед.

517

693

788


 
   В настоящее время для дальнейшего  развития и совершенствования  рынка банковских карт в России  необходимо развивать инфраструктуру  обслуживания карт. Внедрение региональных  и местных программ привлечения предприятий сферы товаров и услуг к обслуживанию банковских карт в соответствии с современными стандартами безопасности является важной задачей банковской индустрии. Ближайшей перспективой развития рынка банковских карт является создание национальной платежной системы14. Совершенствование государственного регулирования в области банковских карт остается важным вопросом законодателей. Здесь необходимо учитывать интересы всех участников рынка, как держателей, эмитентов и эвайеров, так и ведущих платежных систем, политика которых во многом оказывает существенное влияние на формирование стоимости услуг по обслуживанию банковских карт предприятими товаров и услуг. Тарифная политика банков и расчетных агентов также должна меняться согласно условиям рынка. Для стимулирования держателей использовать банковскую карту в качестве инструмента расчетов кредитные организации имеют много рычагов, в числе которых услуга cach back- возврат определенного процента за расчетный период от суммы совершенных операций оплаты товаров и услуг с использованием карты; льготный период кредитования при соблюдении условий использования карты в качестве инструмента расчетов; дополнительная комиссия за получение наличных с использованием карты и др. Любой пользователь должен иметь возможность получать достоверную и прозрачную информацию о рынке банковских карт. Большую работу в данной сфере делает Банк России, обновляя и дополняя существующие формы отчетов, публикуемых в открытом доступе на своем сайте, что позволяет получить актуальные данные по России, сопоставимые с другими странами. Несмотря на имеющуюся теоретическую базу, разработки ученых-экономистов и правоведов в области обращения банковских карт, законодательство, регулирующее данную сферу отношений, сильно отстает. Это выражается, прежде всего, в отсутствии нормативного правового акта уровня закона, устанавливающего правила осуществления безналичных расчетов, опосредованных банковскими картами. При этом даже применяемое сейчас Положение N 266-П содержит ряд противоречий и проблем, которые требуют изучения и разрешения в целях совершенствования процесса обращения банковских карт15.

Информация о работе Организация операций коммерческого банка с платежными картами