Отчет по практике в отделе кредитования Саратовского филиала ОАО «Мастер-Банк»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 14:44, отчет по практике

Описание работы

Основной целью производственной практики является закрепление, расширение и систематизация знаний, полученных в процессе обучения, приобретение профессиональных навыков, необходимых для последующего выполнения должностных обязанностей.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика ОАО «Мастер-Банк» 5
1.1. Общая информация о ОАО «Мастер-Банк». Основные операции, осуществляемые Банком 5
1.2. Организация бухгалтерского и налогового учета в Банке 11
1.3. Организация внутреннего контроля в ОАО «Мастер-Банк» 15
1.4. Риски в деятельности Банка. Назначение, порядок формирования и использования резервов по активным операциям банка 18
1.5. Оценка кредитоспособности клиента 24
1.6. Модель скоринга, применяемая в саратовском филиале ОАО «Мастер-Банк», ее достоинства и недостатки 25
Глава 2. Анализ финансового положения ОАО «Мастер-Банк» 31
2.1. Анализ баланса ОАО «Мастер-Банк» 31
2.2. Анализ финансовых результатов деятельности ОАО «Мастер-Банк» 35
2.3. Обязательные нормативы деятельности ОАО «Мастер-Банк» 37
2.4. Распределение прибыли ОАО «Мастер-Банк» 40
Заключение 43
Список литературы 45

Файлы: 1 файл

Отчет о практике Анютке.doc

— 368.50 Кб (Скачать файл)

Аудиторская организация  обязана составить заключение о  результатах аудиторской проверки, содержащее сведения о достоверности финансовой отчетности Банка, выполнении им обязательных нормативов, установленных Банком России, качестве управления Банком, состоянии внутреннего контроля и другие положения, определяемые федеральными законами и Уставом Банка.

Аудиторское заключение направляется в Банк России в порядке и в сроки, установленные Банком России.

Построенная таким образом  система внутреннего контроля и аудита позволяет выявлять существующие риски в деятельности, как отдельных подразделений, так и банка в целом.

 

1.4. Риски в деятельности Банка. Назначение, порядок формирования и использования резервов по активным операциям банка

 

Риск для банка представляет собой вероятность потерь и тесно  связан с нестабильностью получения банковского дохода.

Управление рисками играет важную роль в банковской деятельности и деятельности Банка.

Рассмотрим основные виды рисков, присущих деятельности ОАО «Мастер-Банк».

Кредитный риск

Управление кредитными рисками является составной частью системы управления рисками Банка в целом и соответствует общему Положению о системе оценки и управления рисками в Мастер-Банке.

Оценка кредитных рисков осуществлялась на основе Кредитной Политики Банка, цель которой - организация в Банке современной и эффективной системы кредитования, управление и контроль за кредитными рисками в процессе обеспечения наиболее эффективного размещения ресурсов Банка.

Кредитная политика определяет: систему оценки кредитного риска  по ссудам; порядок оценки ссуд; описание методов, правил и процедур, используемых при оценке финансового положения заемщика; предельные уровни отраслевых рисков; процедуры принятия и исполнения решений по формированию резервов; оценку кредитного риска по портфелю однородных ссуд и др.

Управление кредитными рисками строится на основе постоянного контроля качества проведения кредитных операций, полноты и правильности формирования резервов на возможные потери, постоянное совершенствование системы контроля кредитных рисков.

Риск ликвидности

Риск ликвидности – это риск убытков вследствие неспособности Банка обеспечить исполнение своих обязательств в полном объеме. Риск ликвидности возникает в результате несбалансированности финансовых активов и финансовых обязательств Банка (в том числе вследствие несвоевременного исполнения финансовых обязательств одним или несколькими контрагентами Банка) и (или) возникновения непредвиденной необходимости немедленного и единовременного исполнения Банком своих финансовых обязательств.

Задача управления ликвидностью Банка решается на стыке реализации кредитной политики и политики в области пассивных операций, исходя из следующего принципа. Возможные кассовые разрывы, образующиеся в результате несовпадения сроков погашения активов, принадлежащих Банку, и исполнения обязательств Банка перед своими клиентами и кредиторами ни в каком случае не могут превышать суммы создаваемого Банком резерва ликвидных активов и источников гарантированного привлечения дополнительных краткосрочных пассивов.

Инструментом управления мгновенной ликвидностью является резерв в виде денежных остатков на корреспондентских счетах Банка и наличных денежных средств. Объемы резерва денежных средств определяются на основе среднедневной потребности. В качестве дополнительного резерва могут быть использованы краткосрочные пассивные межбанковские операции. Банк, постоянно являясь нетто-кредитором на межбанковском рынке, не прибегает к межбанковским заимствованиям для регулирования мгновенной ликвидности.

Инструментами управления текущей ликвидностью является планирование по срокам и суммам потоков обязательств и требований Банка, резерв в виде портфеля ликвидных активов, пассивные межбанковские операции.

Основным инструментом управления долгосрочной ликвидностью является тщательное перспективное планирование по срокам и суммам наиболее значительных денежных потоков, связанных с реализацией активов (в том числе, долгосрочных вложений) и расчетами по обязательствам Банка.

Страновой риск

Страновой риск (включая  риск неперевода средств) - риск возникновения  у кредитной организации убытков  в результате неисполнения иностранными контрагентами (юридическими, физическими лицами) обязательств из-за экономических, политических, социальных изменений, а также вследствие того, что валюта денежного обязательства может быть недоступна контрагенту из-за особенностей национального законодательства (независимо от финансового положения самого контрагента).

В отношении управления страновым риском политика Банка  строится на принципе  избежания  риска, что предусматривает тщательный отбор контрагентов из числа нерезидентов на основании информации о страновых оценках стран по классификации Экспортных Кредитных Агентств, участвующих в соглашении стран - членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) "Об основных принципах предоставления и использования экспортных кредитов, имеющих официальную поддержку".

Рыночный  риск

Рыночные риски, в основном, связанны с чувствительностью торговой системы к негативной информации, и являются предметом постоянного  внимания со стороны Банка. Снижение рыночного риска осуществляется путем оптимизации и лимитирования находящихся в распоряжении Банка финансовых инструментов торгового портфеля и производных финансовых инструментов, а также курсов иностранных валют и/или драгоценных металлов, которое осуществляется в рамках оптимизации соотношения долгосрочных и краткосрочных вложений, а также, соотношения приносящих и не приносящих доход активов Банка.

Банком применяются различные  методы управления и контроля за рисками. Поскольку успех банковской деятельности определяется эффективностью управления рисками, то созданная в Банке система управления рисками постоянно совершенствуется, в целях достижения постоянного соответствия объему и структуре проводимых Банком операций.

Операционный  риск

В своей деятельности по управлению операционным риском Банк руководствуется принципами, изложенными в Письме ЦБ РФ от 24.05.05г. №76-Т.

К источникам операционного риска следует отнести персонал Банка (его мошеннические, ошибочные действия и т.п.); информационные и технологические системы, действующие в Банке (сбои в работе программного обеспечения, устаревшее программное и/или аппаратное обеспечение, пр.); внешнюю среду, не управляемую Банком (поведение клиентов банка, природные события типа пожара и пр.).

Правовые  риски

Управление правовым риском в Банке  осуществляется в соответствии с рекомендациями, изложенными в Письме Банка России от 30.06.2005 № 92-Т.

В целях поддержания  правового риска на приемлемом уровне Банком осуществляется обеспечение правомерности совершаемых банковских операций и других сделок; сбор и анализ информации о фактах проявления правового риска в Банке и других кредитных организациях; меры по минимизации правового риска в соответствии с характером и масштабами деятельности Банка.

ОАО «Мастер-Банк» применяет такие меры по минимизации правового риска как:

- своевременное информирование руководителей и сотрудников Банка об изменениях законодательства РФ, внутренних документов Банка, а также о событиях правового риска в Банке или других кредитных организаций;

- мониторинг изменений  законодательной и нормативной базы РФ и анализ необходимости изменения внутренней нормативной базы Банка;

- мониторинг внутренних нормативных документов Банка на предмет их наличия, полноты и соответствия законодательной и нормативной базе РФ;

- обеспечение доступа максимального количества сотрудников Банка к электронным правовым базам документов.

Риск  потери деловой репутации (репутационный  риск)

Репутационный риск заключается  в возможности возникновения  у Банка убытков в результате уменьшения числа клиентов вследствие формирования в обществе негативного представления о финансовой устойчивости Банка, качестве оказываемых им услуг или характере деятельности в целом.

Способы Банка по минимизации и оптимизации рисков включают в себя соблюдение политики ограничения банковских рисков по всем банковским операциям и другим сделкам, проводимым банком, с последующим контролем за ее исполнением, требований законодательства, нормативных актов Банка России, стандартов профессиональной деятельности и деловой этики.

В целях снижения рисков потерь ОАО «Мастер-Банк», в соответствии с Положением «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери», утвержденным ЦБ РФ 9 июля 2003г. №232-П, формирует резервы на возможные потери.

Резерв на возможные потери формируется по: балансовым активам, по которым существует риск понесения потерь; условным обязательствам  кредитного характера, отраженным на внебалансовых счетах; срочным сделкам, исполнение которых (дата расчетов) осуществляется сторонами не ранее третьего рабочего дня после дня их заключения; прочим возможным потерям.

В целях определения  величины резервов на возможные потери кредитные организации на основании  мотивированного суждения об уровне риска классифицируют отдельные элементы расчетной базы резерва (остатки на соответствующих балансовых счетах; контрактные стоимости условных обязательств кредитного характера, отражаемые на внебалансовых счетах) в одну из пяти групп риска с точки зрения вероятности потерь.

Размер резерва на возможные потери представлен в табл. 1.

Таблица 1

Размер резерва на возможные потери

Классификация

Размер резерва  в % от элементов расчет. базы

Группа риска I

0

Группа риска II

от 1 - до 20%

Группа риска III

от 21 - до 50%

Группа риска IV

от 51 - до 100%

Группа риска V

100%


 

I группа риска - анализ деятельности контрагента и/или функционирования рынка (рынков) не выявил реальной и потенциальной угрозы потерь. В том числе есть все основания полагать, что контрагент полностью и своевременно выполнит свои обязательства;

II группа риска - анализ деятельности контрагента и/или функционирования рынка (рынков) позволяет констатировать существование умеренной потенциальной угрозы потерь (например, наличие в деятельности контрагента известных кредитной организации недостатков в управлении, системе внутреннего контроля или других отрицательных аспектов деятельности контрагента, а также неблагоприятное развитие ситуации на рынках, на которых он работает);

III группа риска - анализ деятельности контрагента и/или функционирования рынка (рынков) выявил существование серьезной потенциальной или умеренной реальной угрозы потерь (например, кризисное состояние рынков или ухудшение финансового положения контрагента);

IV группа риска - анализ деятельности контрагента и/или функционирования рынка (рынков) выявил существование потенциальных и умеренных реальных угроз (указанных выше) либо существенных реальных угроз частичных потерь (напр., затруднения в выполнении контрагентом своих обязательств);

V группа риска - есть достаточные основания полагать, что стоимость отдельного элемента расчетной базы резерва будет полностью потеряна в связи с невыполнением контрагентом договорных обязательств и/или отсутствием обеспечения выполнения указанных обязательств.

Совокупная величина фактически созданного резерва на возможные потери должна соответствовать величине возможных потерь.

 

1.5. Оценка кредитоспособности клиента

Кредитные операции –  самая доходная статья банковского  бизнеса. За счет этого источника  формируется основная часть чистой прибыли, отчисляемой в резервные фонды и идущей на выплату дивидендов акционерам банка. Банки предоставляют кредиты различным юридическим и физическим лицам из собственных и заемных ресурсов. Одновременно невозврат кредитов, особенно крупных, может привести банк к банкротству, а в силу его положения в экономике, к целому ряду банкротств, связанных с ним предприятий, банков и частных лиц. Поэтому управление кредитным риском является необходимой частью стратегии и тактики выживания и развития любого коммерческого банка.

При осуществлении кредитования в целях снижения возникающего кредитного риска банку необходимо принять во внимание три важных аспекта: кредитоспособность заемщика, степень отражения интересов банка в кредитном договоре, возможность удовлетворения иска на активы или доходы заемщика в случае непогашения задолженности.

Наиболее распространенными  в практике банков мероприятиями, направленными на снижение кредитного риска являются:

  1. Оценка кредитоспособности заемщика.
  2. Страхование кредитов.
  3. Уменьшение размеров выдаваемых кредитов одному заемщику.

Осуществляя кредитование на условиях срочности, возвратности, платности, обеспеченности, регламентируя отношения кредитора и заемщика посредством кредитного договора (соглашения), коммерческие банки стремятся предоставить кредиты надежным клиентам, чтобы исключить риск непогашения и обеспечить своевременный возврат выданных средств. Поэтому первоочередной задачей банка становится правильная оценка и прогнозирование кредитоспособности потенциального заемщика.

Для оценки кредитного риска производится анализ кредитоспособности заемщика, под которой в российской банковской практике понимается способность юридического или физического лица полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам. Способность к возврату долга физического лица связывается с моральными качествами клиента, его искусством и родом занятий, семейным положением и т.д.

Информация о работе Отчет по практике в отделе кредитования Саратовского филиала ОАО «Мастер-Банк»