Отчет по практике в отделе кредитования Саратовского филиала ОАО «Мастер-Банк»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 14:44, отчет по практике

Описание работы

Основной целью производственной практики является закрепление, расширение и систематизация знаний, полученных в процессе обучения, приобретение профессиональных навыков, необходимых для последующего выполнения должностных обязанностей.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика ОАО «Мастер-Банк» 5
1.1. Общая информация о ОАО «Мастер-Банк». Основные операции, осуществляемые Банком 5
1.2. Организация бухгалтерского и налогового учета в Банке 11
1.3. Организация внутреннего контроля в ОАО «Мастер-Банк» 15
1.4. Риски в деятельности Банка. Назначение, порядок формирования и использования резервов по активным операциям банка 18
1.5. Оценка кредитоспособности клиента 24
1.6. Модель скоринга, применяемая в саратовском филиале ОАО «Мастер-Банк», ее достоинства и недостатки 25
Глава 2. Анализ финансового положения ОАО «Мастер-Банк» 31
2.1. Анализ баланса ОАО «Мастер-Банк» 31
2.2. Анализ финансовых результатов деятельности ОАО «Мастер-Банк» 35
2.3. Обязательные нормативы деятельности ОАО «Мастер-Банк» 37
2.4. Распределение прибыли ОАО «Мастер-Банк» 40
Заключение 43
Список литературы 45

Файлы: 1 файл

Отчет о практике Анютке.doc

— 368.50 Кб (Скачать файл)

Для оценки кредитоспособности физического лица банк использует разнообразную информацию. Этой информацией являются данные о заемщике, которые он указывает в анкете-заявлении, и различные базы данных.

 

1.6. Модель скоринга, применяемая в саратовском филиале ОАО «Мастер-Банк», ее достоинства и недостатки

Скоринговая система  представляет собой решение, построенное  на базе аналитической платформы и web-технологий, автоматизирующее всю последовательность действий от получения заявки на кредит в удаленной торговой точке до принятия решения о его выдаче и формировании необходимого пакета документов. При этом в процессе задействованы все звенья – специалист по продажам кредитных продуктов в торговой точке, служба безопасности, старший кредитный специалист, адаптируемая скоринговая модель, используемая автоматизированная банковская система (АБС).

Скоринговая система  состоит из нескольких частей:

  • бэк- и фронт-офис удаленных рабочих мест;
  • схема документооборота (последовательности прохождения анкет через службы банка);
  • база данных, содержащая информацию о заемщиках и истории принятия решений по ним;
  • генератор кредитных историй;
  • система скоринга и аналитической отчетности;
  • модуль интеграции с АБС.

Бэк-офис и фронт-офис представляют собой автоматизированные рабочие места операторов ввода  заявок и лиц, участвующих в принятии решений о выдаче кредита. Оперативная работа пользователей с системой происходит при помощи единого веб-интерфейса. К пользователям системы кредитного скоринга в ОАО «Мастер-Банк» относятся:

  • специалист по продажам кредитных продуктов в торговой точке. Он вводит данные из анкеты заемщика в стандартную форму, которая автоматически генерируется на стороне сервера;
  • сотрудник службы экономической безопасности (СЭБ);
  • сотрудник кредитного отдела (старший кредитный специалист).

Отличие веб-формы сотрудника СЭБ от сотрудника кредитного отдела заключается в различии информации из анкеты заемщика, которая используется для принятия решения по заемщику. Так, для верификации заемщика службой безопасности необходима информация о номерах документов, регистрации, месте работы и пр. Кредитного инспектора интересует социальный портрет: уровень доходов, семейное положение, образование, и т.д., а так же результат скоринговой модели.

Вся информация о поступающих  заявках собирается в оперативной  базе данных. Прохождение анкеты на каждом шаге протоколируется с помощью  специальных статусов анкеты. Статусы упорядочиваются в соответствии со схемой прохождения анкет.

В большинстве случаев предпочтительно  создание хранилища данных, в котором  содержится консолидированная информация по заявкам с анкетами заемщиков, истории принятия решений по выданным кредитам, погашениям кредитов. Это позволит сосредоточить информацию о потребительском кредитовании в едином источнике и снизить нагрузку на оперативную базу данных.

В хранилище данных может  накапливаться статистическая информация макроэкономического характера  об уровне жизни в регионе, средней заработной плате, прожиточном минимуме и т.д. с целью повышения качества скоринговых моделей.

В разных странах набор  характеристик, описывающих заемщиков, и их относительный вес в оценке кредитного риска различаются, как различны экономические условия жизни и национальный менталитет. Поэтому нельзя автоматически переносить модель из одной страны в другую. В российских условиях параметры одного региона не переносимы на ситуацию другого региона, на его уровни зарплат и рисков. Более того, не дает эффекта даже перенос скоринговой модели из одного банка в другой, поскольку клиентская база каждого банка имеет свои особенности. Все параметры и количественные характеристики, используемые в скоринговых схемах ОАО «Мастер-Банк» базируются на массивах информации, сформированных по итогам кредитования прошлых лет.

Методология построения кредитной скоринговой системы  ОАО «Мастер-Банк» основана на анализе специфики деятельности банка. При этом учитываются как группы клиентов (отраслевая и региональная принадлежность и др.), так и кредитные продукты банка для физических лиц. Исходя из потребностей банка в развитии бизнеса и имеющихся данных, были разработаны и внедрены в промышленную среду скоринговые модели, основанные на экспертных знаниях банковского менеджмента, на статистических данных, на учете макроэкономических данных о социально-экономическом развитии региона и отраслей.

Для построения скоринговой системы используются следующие типы данных:

  1. Макроэкономические данные, представляющие собой статистическую информацию по социально-экономическому развитию саратовского региона.
  2. Статистические данные предприятий саратовского региона с тем, чтобы включить в модель скоринга информацию о принадлежности заемщика к определенному сектору экономики для повышения точности оценки.
  3. Анкетные данные по всем имеющимся заемщикам банка в разрезе возвратов и невозвратов долга, а также по просроченным выплатам процентов и основной суммы долга. Состав анкетных данных, необходимых для работы модели, определяется после предварительного анализа.
  4. Экспертные знания банковского менеджмента по каждому из типов кредитных продуктов банка.

Исходными данными для  оценки заемщика являются: демографические данные (в частности, возраст, продолжительность проживания в определенном регионе, стаж работы, почтовый индекс, семейное положение), имущественное положение клиента (сведения о наличии собственной квартиры, машины), среднемесячный доход клиента, сведения, отражающие уже существующие отношения между клиентом и банком (обращался ли клиент ранее в «Мастер-Банк», его кредитная история).

Скоринг-баллы, получаемые работниками данных предприятий, значительно выше, чем у сотрудников других предприятий и фирм.

На основании статистических исследований данных о заемщиках, уже  имеющихся в банке, каждому признаку назначается определенное количество баллов (чем выше кредитоспособность и добросовестность заемщика по тому или иному признаку, тем более  высокий балл мы этому признаку присваиваем). При этом принимается во внимание предикативная (прогнозная) сила каждого такого фактора, наличие корреляций между ними и другие статистические характеристики исследуемой совокупности объектов.

Скоринговые-баллы, получаемые заемщиком в результате рассмотрения его анкеты указаны в таблице 2.

 

Таблица 2

Показатель

Диапазон значений

Скоринг-балл

Возраст заемщика

До 35 лет

7,60

От 35 до 45 лет

29,68

От 45 лет до 65

35,87

От 65 лет и выше

25,40

Образование

Высшее

29,82

Среднее специальное

20,85

Среднее

22,71

Состоит ли в браке

Да

29,46

Нет

9,38

Наличие кредита в  прошлом

Да

40,55

Нет

13,91

Стаж работы

До 1 года

15,00

От 1 до 3 лет

18,14

От 3 до 6 лет

19,85

Свыше 6 лет

23,74

Наличие автомобиля

Да

51,69

Нет

15,93

Наличие квартиры

Да

60,88

Нет

30,15

Вид деятельности

-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-

-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-


 

Скоринг-баллы получены эмпирическим путем на основе баз данных заемщиков ОАО «Мастер-Банк» и на основе специфики региона.

Путем суммирования баллов по каждому признаку скоринговой карты, происходит оценка кредитоспособности потенциального заемщика. Таким образом, знания об имеющихся заемщиках позволяют прогнозировать профиль потенциального клиента банка. Поскольку со временем данные обновляются, естественно, периодически происходит модификация самой скоринговой карты: некоторые признаки становятся более значимыми, а другие отходят на второй план. Коррекция карт производится регулярно, ее периодичность зависит от объема кредитов.

Итак, к основным недостаткам скоринговой системы оценки кредитоспособности потенциальных клиентов ОАО «Мастер-Банк» относятся:

Низкая адаптируемость данной системы. Используемая для оценки кредитоспособности система должна отвечать настоящему положению дел. Например, в США считается плюсом, если человек поменял много мест работы, что говорит о его востребованности. В нашей стране было наоборот - данное обстоятельство свидетельствовало, что человек либо не может ужиться с коллективом, либо он малоценный специалист, и, соответственно, повышается вероятность просрочки в платежах.

Кроме того, существуют еще  две проблемы. Первая заключается  в том, что классификация выборки  производится только на клиентах, которым  дали кредит. Поэтому невозможно определить, как бы повели себя клиенты, которым в кредите было отказано: вполне возможно, что какая-то часть оказалась бы вполне приемлемыми заемщиками. Но, как правило, отказ в кредите производится на основании достаточно серьезных причин. Банки фиксируют эти причины отказа и сохраняют информацию об отказанных кредитах. Это позволяет им восстанавливать первоначальную популяцию клиентов, обращавшихся за кредитом.

Вторая проблема заключается  в том, что люди с течением времени  меняются, меняются и социально-экономические условия, влияющие на поведение людей. Поэтому скоринговые модели необходимо разрабатывать на выборке из наиболее «свежих» клиентов, периодически проверять качество работы системы и, когда качество ухудшается, разрабатывать новую модель. На Западе новая модель разрабатывается в среднем раз в полтора года, период между заменой модели может варьироваться в зависимости от того, насколько стабильной была экономика в это время.

 

Глава 2. Анализ финансового положения ОАО «Мастер-Банк»

2.1. Анализ баланса ОАО «Мастер-Банк»

Банковские ресурсы — совокупность средств, находящихся в распоряжении банков и используемых ими для кредитных и других активных операций.

Для того чтобы провести оценку средств и источников средств  банка, составляется сравнительно-аналитический баланс. В структуре активов баланса банка отражаются две группы активов - активы, приносящие доход и активы, не приносящие дохода. В структуре пассивов - собственные средства; заемные и привлеченные средства.

Для анализа структуры  и динамики активов банка обратимся  к табл. 3, составленной на основе аналитического баланса ОАО «Мастер-Банк».

Таблица 3

Структура и динамика активов ОАО «Мастер-Банк»

№ п/п

Наименование статьи

Значения, тыс. руб.

Удельный вес, %

Абсолют. изменение

Тпр, %

01.01.12

01.01.11

01.01.12

01.01.11

1.

Активы, приносящие доход, всего

в том числе:

48 471 281

45 743 258

68,47

69,72

2 728 023

5,96

1.1.

Чистые вложения в  цен. бумаги, оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль/убыток

534 299

3 834 574

0,75

5,84

- 3 300 275

-86,06

1.2.

Чист. ссуд. задолженность

45 430 591

39 481 654

64,17

60,18

5 948 937

15,06

1.3.

Чистые вложения в  цен. бумаги и другие финансовые активы, имеющиеся в наличии для продажи

0,00000007

0

5

-

1.4.

Прочие активы (80%)

2 506 386,4 

2 427 030,4 

3,54

3,7

79 356

3,27

2.

Активы, не приносящие доход, всего

в том числе:

22 324 925

19 865 211

31,53

30,28

2 459 714

12,38

2.1.

Средства в кредитных  организациях

4 445 945

5 541 616

6,28

8,44

-1 095 671

-19,77

2.2.

Денежные средства

7 465 749

6 760 778

10,54

10,3

704 971

10,43

2.3.

Средства кредитных  организаций в ЦБ РФ

7 541 802

4 640 242

10,65

7,07

2 901 560

62,53

2.4.

Основные средства, НМА  и материальные запасы

2 244 832

2 315 817

3,17

3,53

-70 975

-3,06

2.5.

Прочие активы (20%)

626 596,6 

606 757,6 

0,88

0,92

19 839

3,27

 

Итого активов

70 796 206

65 608 469

100

100

5 187 737

7,91

Информация о работе Отчет по практике в отделе кредитования Саратовского филиала ОАО «Мастер-Банк»