Отчет по практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 08:14, отчет по практике

Описание работы

1. Законодательная база и особенности государственного регулирования страховой деятельности в Республике Беларусь.
Правовое регулирование деятельности страховых организаций. Система нормативно-правовых актов Республики Беларусь, регулирующих правовые отношения в области страхования. Процедуры регистрации, реорганизации и ликвидации страховых организаций. Порядок выдачи лицензий на осуществление страховой деятельности, внесение изменений и дополнений в лицензии, приостановление, возобновление, продление срока действия лицензий, прекращение их действия.
2. Теоретические аспекты организации страхового дела в Республике Беларусь.
Понятие страхования. Формы страхования. Объекты страхования. Понятие и классификация страхового риска. Понятие договора страхования. Существенные условия договора страхования. Определение размера и порядок осуществления страховой выплаты. Страховые посредники - страховые агенты и брокеры, их функции и профессиональные качества. Перестрахование и сострахование как важнейшие элементы укрепления финансовой устойчивости страховщика. Основные задачи по совершенствованию страховой деятельности в Республике Беларусь.

Содержание работы

РАЗДЕЛ 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА И ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. 3
РАЗДЕЛ 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОГО ДЕЛА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. 9
РАЗДЕЛ 3. ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАХОВОГО РЫНКА, ЕГО ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ И МЕХАНИЗМ ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. 20
3.1. Понятие и структура страхового рынка. Классификация страховых рынков. Принципы функционирования страхового рынка. 20
3.2. Конкуренция и конкурентоспособность страховой организации. 27
3.3. Рекламная деятельность в страховании. 31
3.4. Место страховой организации на страховом рынке Республики Беларусь. 34
РАЗДЕЛ 4. КРАТКАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАХОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. 43
РАЗДЕЛ 5. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СТРАХОВАНИЯ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ. 50
5.1. Организация и порядок проведения имущественного страхования физических и юридических лиц. Краткая характеристика основных видов имущественного страхования физических и юридических лиц 50
5.2. Организация и порядок проведения личного страхования физических и юридических лиц. Краткая характеристика основных видов личного страхования физических и юридических лиц 2
5.3. Организация и порядок проведения страхования ответственности физических и юридических лиц. Краткая характеристика основных видов страхования ответственности физических и юридических 3
РАЗДЕЛ 6. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. 4
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....22
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………...…………………..22

Файлы: 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.doc

— 399.50 Кб (Скачать файл)

Участники страховых отношений

  • страхователи;
  • страховые организации;
  • общества взаимного страхования;
  • страховые брокеры;
  • страховые актуарии;
  • страховые агенты;
  • объединения субъектов страхового дела;
  • орган страхового надзора.

В страховании обязательно  наличие двух сторон – страховщика  и страхователя. В качестве страховщика  выступает государственная, акционерная  или другая страховая организация, ведающая созданием и использованием фонда страхования. В качестве страхователей выступают юридические лица любой формы собственности и физические лица.

Принципы функционирования страхового рынка определяются общими условиями развития и состояния  экономики.

Одним из основополагающих является принцип демонополизации  страхового дела.

Реализация этого принципа означает, что страховую деятельность на рынке могут осуществлять любые  страховые компании независимо от формы  их собственности.

Важным принципом формирования и развития страхового рынка является конкуренция страховых организаций по предоставлению страховых услуг, привлечению страхователей и мобилизации денежных средств в страховые фонды.

Свобода ценообразования, выраженная в свободе установления тарифных ставок под воздействием спроса и предложения, создает условия для конкуренции страховщиков за привлечение страхователей.

Эта конкуренция может  выражаться в предложении удобных  форм для страхователей и условий  заключения страховых договоров, уплаты страховых взносов и выплаты страхового возмещения. Конкуренция страховщиков может выражаться в расширении ассортимента предлагаемых страховых услуг, ориентированных на интересы конкретных социальных и экономических групп населения.

Принцип конкуренции  в организации страхового дела должен в необходимых случаях сочетаться с принципом сотрудничества страховщиков, прежде всего при перестраховании или состраховании особо крупных или опасных рисков.

Такое сотрудничество страховых  организаций приводит к развитию перестрахования, к созданию страховых пулов, фондов и ассоциаций.

Следующим принципом  функционирования рынка является принцип  свободы выбора для страхователей  условий предоставления страховых  услуг, форм и объектов страхования. Для его реализации необходимы широкий ассортимент страховых услуг, разумное сочетание обязательной и добровольной форм страхования на рынке и постоянно расширяющиеся возможности покрытия различных видов ущерба.

Важным принципом организации  страхового дела в условиях рынка  является принцип надежности и гарантии страховой защиты. Реализация этого принципа базируется на юридической основе.

Механизм регистрации  страховых компаний, лицензирования их деятельности и контроля государства  обеспечивает соблюдение интересов страхователей и финансовую устойчивость страховых операций.

Организация страхового дела на рыночной основе повышает потребность  в поступлении информации о деятельности страховщика. Принцип гласности  позволяет страхователю осознанно  решать вопрос о выборе страховой  компании.

 

 

3.2 Конкуренция и конкурентоспособность страховой организации

 

 

Конкуренция - неотъемлемая составная  часть развитого страхового рынка. Реальная рыночная экономика немыслима  без конкуренции. В этой связи  возникает настоятельная необходимость  в изучении конкуренции, ее уровня и интенсивности, в знании сил и рыночных возможностей наиболее сильных конкурентов, перспектив конкуренции на выбранных страховых рынках. Наличие конкурентов заставляет каждого страховщика быть предельно внимательным к запросам своих клиентов.

Первый этап анализа  конкуренции на страховом рынке - оценка степени его подверженности процессам конкуренции на базе анализа  основных факторов, обусловливающих  интенсивность конкуренции. К таким  факторам относятся:

численность и сравнимая  емкость конкурирующих страховых компаний;

изменение объема спроса на страховые услуги и его структурная  и стоимостная динамика;

барьеры проникновения  на страховой рынок (особенности  лицензирования страховой деятельности);

ситуация на смежном  кредитном рынке;

различия в стратегии страховщиков-конкурентов;

особые мотивы для  конкуренции на данном страховом  рынке.

Численность конкурирующих  страховых компаний и их сравнительная  емкость в наибольшей мере определяют уровень конкуренции. При прочих равных условиях интенсивность конкуренции наибольшая, когда на страховом рынке борется значительное число страховых компаний приблизительно равной силы. Для сбора этой информации прибегают к составлению специальных досье. На основе полученных результатов делаются выводы относительно уровня конкуренции.

На втором этапе анализа  уровня конкуренции выделяются основные страховые компании-конкуренты и  рассматривается их роль в совокупной реализации страховых услуг. Данные по этой категории конкурентов сводят в единую таблицу по определенной форме.

Принято различать ценовую  и неценовую конкуренцию страховщиков. В основе ценовой конкуренции  лежит тарифная ставка, по которой  предлагается заключить договор  страхования данного вида. Снижение тарифной ставки всегда было той основой, с помощью которой страховщик, выделяя свои страховые услуги из общего перечня, привлекал к ним внимание потенциального страхователя. В современном мире, когда страховые рынки индустриально развитых стран в основном разделены между рядом крупных страховых компаний, использование ценовой конкуренции в борьбе за страхователя выглядит проблематично. Ценовая конкуренция применяется главным образом страховщиками-аутсайдерами в их борьбе с гигантами страхового бизнеса, для соперничества с которыми у аутсайдеров нет сил и возможностей в сфере неценовой конкуренции Щербаков, В.А. Страхование / В.А. Щербаков, Е.В. Костяева. - М.: КноРус, 2009. - С. 203..

Неценовая конкуренция  выдвигает на первый план дополнительные сервисные услуги страховщиков своим  клиентам (преимущественное право приобретения акций страховой компании, содействие в приобретении недвижимости, бесплатные консультации юридического характера и т.д.). Сильнейшим орудием неценовой конкуренции всегда была реклама, сегодня же роль ее возросла многократно. С помощью рекламы страховые компании индустриально развитых стран стремятся создать престижный имидж своей фирмы в глазах страхователей. Традиционными в этой политике является проведение «дней развития бизнеса». В этот день проводится завтрак (ланч или обед), во время которого президент страховой компании общается со 100-200 клиентами. Внимание оказывается, прежде всего, правительственной, институциональной и корпоративной клиентуре. Клиентам рассказывают о новых видах услуг, предлагаемых страховой компанией, о планах дальнейшего развития и участия страховой компании в общественной жизни данного региона. У клиентов выясняют их мнение об имидже страховой компании, отношение к ассортименту и качеству предлагаемых страховых услуг. Этим же целям служат и периодически проводимые конференции, в которых участвуют ведущие менеджеры страховщика, а также определенные группы страхователей. Конференции отличаются от «дней развития бизнеса» тем, что проводятся по определенной теме. В конце таких мероприятий вручается сувенирная реклама с фирменной символикой страховой компании. Благодаря такому подходу страховые компании активно разрабатывают новые методы продвижения страховых услуг на рынке. К незаконным методам неценовой конкуренции относятся шпионаж ноу-хау, переманивание специалистов, владеющих профессиональными секретами организации страхового дела, подлог страховых свидетельств.

Конкуренция - антипод  монополии. Вместе с тем монопольное  положение страховщика в экономической  среде может вызвать ряд многообразных  и взаимосвязанных негативных явлений. Не имеющий серьезных конкурентов страховщик стремится реализовать свои экономические интересы, а не зависимых от него страхователей. Он диктует им свои условия при заключении договоров страхования, может завысить тарифную ставку и т.д. Базирующаяся на использовании закона стоимости и конкуренции рыночная экономика по своей природе должна отторгать монополизм Юданов, А.Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-методическое пособие / А.Ю. Юданов. - М.: Финансы и статистика, 2009. - С. 67..

Наличие конкуренции на рынке товаров или услуг, на котором действует предприятие, требует от него обеспечения определенной конкурентоспособности или, в противном случае, грозит вытеснением его с данных рынков.

Говоря о конкурентоспособности  страховых компаний в масштабах национальной экономики, необходимо отметить схожесть факторов конкурентоспособности страховых компаний и факторов конкурентоспособности иных субъектов экономики. В отношении конкуренции любых субъектов экономики действуют одни и те же принципы. Таким образом, рассматривая факторы конкурентоспособности страховых компаний, необходимо базироваться на общих принципах и методологии теории конкурентоспособности. Безусловно, конкуренция страховых компаний имеет специфические черты, но, как правило, они не противоречат общим принципам и лишь детализируют их.

Успех любой страховой  компании в большой мере зависит  от эффективности менеджмента данной компании. Конкурентоспособный персонал компании это только часть конкурентоспособности  самой компании.

Таким образом, конкурентоспособность страховщика - возможность сбыта страховых продуктов (через заключение договоров страхования определенного вида) на данном страховом рынке, исходя из имеющихся страховых интересов, выявленных службой маркетинга страховщика.

Выделяют экономические и организационные параметры, характеризующие конкурентоспособность страховщика. К числу экономических параметров относятся расходы на обучение персонала, комиссионное вознаграждение страховых агентов, налогообложение доходов от страховой деятельности и др. Организационные параметры составляет система скидок и льгот страхователям по срокам и условиям заключаемых договоров страхования, дополнительный сервис клиентам (например, бесплатные юридические консультации страхователям), система продажи страховых полисов.

В идеале экономические  и организационные параметры  конкурентоспособности страховщика  должны быть ориентированы на учет потребностей всех потенциальных клиентов страховщика.

На деятельность страховой  компании влияют различные факторы (элементы) внешней и внутренней среды, учет которых необходим в целях повышения эффективности ее работы.

Один из элементов  непосредственного окружения - «конкуренты», среди которых можно выделить не только страховые, перестраховочные компании, общества взаимного страхования, как уже закрепившиеся на страховом рынке, так и вновь создаваемые, но и другие финансовые институты, услуги которых могут являться субститутами по отношению к некоторым страховым услугам. В частности, это касается накопительных видов страхования. В качестве конкурента здесь следует рассматривать финансово-кредитные учреждения.

Рынок труда в области  страхования имеет особое значение для страховщиков, так как с  одной стороны, отрасль страхования  в нашей стране достаточно нова, формирование кадрового состава многих страховых организаций не завершено, во-вторых, страхование является трудоемким процессом, а кадры - едва ли не решающим фактором производства, в-третьих, кадровый состав страховой организации включает специалистов разных профессиональных областей.

Страховая отрасль, как  часть финансовой инфраструктуры рынка, играет важную роль в приобретении национальных конкурентных преимуществ. Для усиления инфраструктуры и повышения  её эффективности, наряду с другими  институтами национальной инфраструктуры, необходимо развитие института страхования, повышение конкурентоспособности российских страховых компаний. Это становится тем более актуально, в связи с грядущей либерализацией финансового рынка в рамках вступления нашей страны в ВТО и снятия ограничений на допуск иностранных страховщиков на российский страховой рынок, что окажет влияние на интенсивность конкуренции в отрасли и установит более жесткие требования к конкурентоспособности страховых компаний, действующих на российском страховом рынке.

 

 

3.3 Рекламная деятельность  в страховании

 

Обилие услуг страхового характера  всегда привлекает внимание потенциальных  страхователей, но в то же время затрудняет их выбор. На помощь приходит страховая реклама — краткая информация, где в яркой, образной и доходчивой форме раскрываются основные условия видов страхования. Она учитывает интересы различных групп страхователей, особенности запросов населения с неодинаковым уровнем доходов, природно-климатические условия, национальные особенности различных регионов страны и другие факторы. Цель рекламы — всемерно способствовать заключению новых и возобновлению ранее действовавших договоров страхования.

В качестве средств рекламы используются газеты, журналы, радио и телевидение, а также изобразительная (массовая) реклама (плакаты, афиши, рекламные надписи и т. п.), реклама по почте и кинореклама.

Информация о работе Отчет по практике