Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 08:14, отчет по практике
1. Законодательная база и особенности государственного регулирования страховой деятельности в Республике Беларусь.
Правовое регулирование деятельности страховых организаций. Система нормативно-правовых актов Республики Беларусь, регулирующих правовые отношения в области страхования. Процедуры регистрации, реорганизации и ликвидации страховых организаций. Порядок выдачи лицензий на осуществление страховой деятельности, внесение изменений и дополнений в лицензии, приостановление, возобновление, продление срока действия лицензий, прекращение их действия.
2. Теоретические аспекты организации страхового дела в Республике Беларусь.
Понятие страхования. Формы страхования. Объекты страхования. Понятие и классификация страхового риска. Понятие договора страхования. Существенные условия договора страхования. Определение размера и порядок осуществления страховой выплаты. Страховые посредники - страховые агенты и брокеры, их функции и профессиональные качества. Перестрахование и сострахование как важнейшие элементы укрепления финансовой устойчивости страховщика. Основные задачи по совершенствованию страховой деятельности в Республике Беларусь.
РАЗДЕЛ 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА И ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. 3
РАЗДЕЛ 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОГО ДЕЛА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. 9
РАЗДЕЛ 3. ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАХОВОГО РЫНКА, ЕГО ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ И МЕХАНИЗМ ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. 20
3.1. Понятие и структура страхового рынка. Классификация страховых рынков. Принципы функционирования страхового рынка. 20
3.2. Конкуренция и конкурентоспособность страховой организации. 27
3.3. Рекламная деятельность в страховании. 31
3.4. Место страховой организации на страховом рынке Республики Беларусь. 34
РАЗДЕЛ 4. КРАТКАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАХОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. 43
РАЗДЕЛ 5. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СТРАХОВАНИЯ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ. 50
5.1. Организация и порядок проведения имущественного страхования физических и юридических лиц. Краткая характеристика основных видов имущественного страхования физических и юридических лиц 50
5.2. Организация и порядок проведения личного страхования физических и юридических лиц. Краткая характеристика основных видов личного страхования физических и юридических лиц 2
5.3. Организация и порядок проведения страхования ответственности физических и юридических лиц. Краткая характеристика основных видов страхования ответственности физических и юридических 3
РАЗДЕЛ 6. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. 4
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....22
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………...…………………..22
Основную нагрузку в области рекламы несут средства массовой информации. Эффективность телевизионной рекламы, почти полный охват ею населения страны вывели телевидение на первое место среди других рекламных средств.
Из форм внешней рекламы особенно широко используется световая реклама. С помощью различных световых средств ярко иллюстрируется эмблема (фирменный знак) страхового общества. Броские надписи и композиции призывают к заключению договоров страхования. Рекламные плакаты вывешиваются на улицах, в метро, электропоездах.
Выбор рекламных средств в различные периоды рекламирования зависит от количества потенциальных страхователей, их возраста, пола, места жительства и других факторов. Знание этих факторов позволяет выбрать нужные рекламные средства, определить содержание и форму рекламы.
К страховой рекламе
• правдивость. Реклама должна носить деловой характер, соответствовать объективной реальности, обладать единством формы и содержания, нести информацию, соответствующую действительности;
• конкретность. Выражается в простом, доходчивом и убедительном тексте, продуманных аргументах и цифровых данных, логически завершенном художественном решении;
• адресность. Заключается в том, насколько рекламные средства обращены к конкретным слоям населения, возрастным, социальным или профессиональным группам, объединенным теми или иными интересами;
• плановость. Реклама является составной частью плана организационно- массовых мероприятий в любом страховом обществе.
Важным условием для эффективности рекламы является наличие названия вида страхования, эмблемы, фирменного знака страхового общества. С помощью умело выбранных рекламных средств нужно убедить потенциального клиента в необходимости приобретения данного страхового
полиса. Идею рекламы могут выражать текстовое сообщение, изображение и их различные сочетания и комбинации.
Осуществляя подготовку страховой рекламы, следует обращать внимание на следующие моменты:
• изобразительное действие рекламы;
• персонализация обращения к страхователю;
• изыскание источников информации;
• наличие «образа» страховой услуги и фирменного знака (эмблемы)
страховщика;
• преемственность и
• степень интереса клиента к страховой услуге;
• способы ориентации клиента в
преимуществах страховой
• мотивация клиента при
Для любой страховой компании реклама является обязательной предпосылкой для заключения договора страхования. Все рекламно-информационные мероприятия несут функциональную нагрузку, направленную на достижение двух основных задач:
• представление страховой
лицам;
• создание имиджа страховщика.
Первая из названных задач рекламы отвечает главному принципу рекламы: не может существовать страховая компания, если люди не знают о ее существовании.
Вторым принципом страховой рекламы является ее целенаправленность. Реклама должна быть простой и лаконичной по форме и содержанию, например информировать о новом виде страхования, удобном для публики расписании работы предприятия обслуживания, введении новых
льготных тарифов и т. д.
Третьим принципом рекламы является ее повторяемость. Многократное повторение одинаковой рекламы вызывает у потенциальных клиентов условный рефлекс, вызывающий ответную реакцию, которая затем
систематизируется и анализируется. Реклама воздействует на потенциальную
клиентуру в виде звуковых и зрительных образов с помощью радио, телевидения, периодических публикаций в газетах и журналах, рекламных плакатов, щитов и т. д.
Второй важной задачей рекламы является создание имиджа страховщика, т. е. его образа и репутации. Создание имиджа достигается различными методами и средствами. Это прежде всего наглядный и инженерный дизайн.
Имидж страховой компании создают внешний вид сотрудников, культура поведения, профессиональный уровень страховых агентов, владение персоналом тонкостями психологического общения со страхователями, представляющими различные социальные группы. Все эти мероприятия призваны создать высокую репутацию страховой компании.
Сочетание различных методов рекламы, время и место проведения рекламной кампании, ее направленность, как правило, сообразуется со стратегической программой маркетинга данной страховой компании.
Рекламные средства, используемые в страховом деле, можно подразделить на следующие группы:
• средства массовой печати (газеты и журналы, издаваемые большим тиражом);
• средства прямой рекламы (рекламные письма и открытки, вкладыши и конверты, листовки, проспекты, брошюры, каталоги);
• сувенирная реклама (значки, брелоки, шариковые ручки, пепельницы с фирменной символикой страхового общества и т. п.). Они распространяются бесплатно среди страхователей;
• средства изобразительной рекламы (уличная и придорожная реклама, афиши, плакаты, рекламные щиты, световая реклама);
• транспортная реклама (объявления
в вагонах метро и
• смешанные средства изобразительной рекламы (объявления по радио, в такси, рекламные объявления, надписи и афиши на специализированном грузовом транспорте, диапозитивы и т. д.);
• радио- и телевизионные средства рекламы (студийные передачи с участием дикторов или артистов);
• специальные рекламные мероприятия (викторины, смотры-конкурсы, ревю, концерты и т. п.).
Цель в рекламе достигается концентрацией усилий. Лучше рекламировать чаще и немногими средствами, чем редко и большим количеством средств. Прежде чем приступить к передаче рекламного обращения к потенциальным страхователям, следует выбрать средство для его передачи, учитывая следующие факторы:
• социально-демографический
• зона обслуживания страхового общества, социально-экономическая характеристика сферы деятельности страхового общества, место жительства основной массы страхователей, месторасположение страхового офиса: городская или сельская местность, в центре или в отдаленном районе;
• средства контакта со страхователями и их эффективность, разнообразие средств, применяемых страховщиком, и их воздействие на потенциальных клиентов;
• стоимость рекламных средств. Средства, которые страховщик может расходовать на рекламу, во многом определяют характер и объем его рекламных мероприятий;
• изучение опыта конкурентов, опросы страхователей. Раздача вопросников помогает определить, какое рекламное средство наиболее эффективно действует на потенциальных клиентов. За рубежом некоторые страховые компании рассылают по почте анкеты своим страхователям, что помогает правильно выбрать периодическое издание для помещения своих рекламных материалов.
3.4 Место страховой
организации на страховом
Страхование является защитным экономическим механизмом, направленным на поддержание производства и качества жизни людей. Современный этап развития страхового рынка Республики Беларусь начался в 2001 году и характеризуется устойчивостью функционирования в результате стабилизации ситуации в экономике страны, а также качественных структурных изменений, обусловленных введением новых видов обязательного страхования.
Развитию страхового рынка Республики Беларусь способствовало принятие указов Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. N 530, от 25 августа 2006 г. N 534 "О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 143, 1/7870) и от 19 мая 2008 г. N 280 "О включении страховых взносов по видам добровольного страхования, не относящимся к страхованию жизни, в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг)" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., N 121, 1/9719), а также постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. N 1750 "Об утверждении Порядка инвестирования и размещения страховыми организациями средств страховых резервов" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 5, 5/24459).
На 1 января 2011 г. на страховом рынке Республики Беларусь осуществляли деятельность 24 страховые организации, в том числе 4 - осуществляющие виды страхования, относящиеся к страхованию жизни. Контрольные пакеты акций 8 страховых организаций, осуществлявших деятельность в 2010 году, принадлежали государству, 2 страховые организации созданы со 100-процентным иностранным капиталом. Доля иностранного капитала в совокупном уставном фонде страховых организаций республики на 1 января 2011 г. составила 2,4 процента.
Страховые организации в 2010 году получили страховые взносы в общей сумме 1342 млрд. рублей (0,82 процента к ВВП) и выплатили физическим и юридическим лицам страховое возмещение и страховое обеспечение на сумму 804,5 млрд. рублей, что к уровню 2005 года составило в действующих ценах 280 и 399 процентов соответственно.
В структуре страховых взносов за 2010 год на долю добровольных видов страхования приходится 50 процентов (в 2005 году - 32,3 процента).
Развитие страхового рынка осуществляется в трех ключевых его сегментах - обязательном страховании, добровольном страховании ином, чем страхование жизни (далее - общее страхование), и добровольном страховании жизни. При этом развитие обязательного страхования зависит главным образом от проводимой государством политики.
В 2010 году объем поступлений страховых взносов по видам обязательного страхования достиг 673 млрд. рублей, выплат - 440 млрд. рублей, что к уровню 2005 года составило в действующих ценах 207 и 284 процента соответственно. Однако если в абсолютном выражении для объемных показателей сегмента обязательного страхования характерен постоянный рост, то в относительном выражении их динамика в последние годы существенно замедлилась (со 135 процентов в 2008 году до 113 процентов в 2010 году).
Основная доля (более 90 процентов) поступлений страховых взносов и соответственно страховых выплат по обязательному страхованию приходится на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страхование строений, принадлежащих гражданам.
Сокращение объемов поступлений страховых взносов по видам обязательного страхования компенсировалось активизацией деятельности страховых организаций на рынке добровольного страхования, где совокупный прирост взносов в 2010 году составил 151,5 млрд. рублей.
Развитие добровольного страхования в значительной степени определялось результатами работы в сегменте имущественного страхования, прежде всего страхования имущества граждан. В 2006 - 2010 годах на долю имущественного страхования приходилось от 71 до 88 процентов всего объема страховых взносов по общему страхованию. В 2010 году страховые организации республики по видам добровольного имущественного страхования получили 455,8 млрд. рублей страховых взносов, что в 4,6 раза превышает уровень 2005 года. Достигнутые результаты являются следствием увеличения объемов строительства жилья, а также обновления гражданами и субъектами хозяйствования автомобильного парка.
Недостаточно высокими темпами с точки зрения своего потенциала развивалось личное страхование (не включающее виды, относящиеся к страхованию жизни) и страхование ответственности. Объемы страховых взносов, полученных на указанных сегментах, в 2010 году составили 89,7 млрд. рублей и 45,1 млрд. рублей соответственно, что в 5,3 и 4,6 раза выше уровня 2005 года.
В период интенсивного развития белорусской экономики, когда возрастает потребность в долгосрочных инвестиционных ресурсах, особую актуальность приобретают виды страхования, относящиеся к страхованию жизни. В 2010 году объем поступления страховых взносов по таким видам добровольного страхования составил 79 млрд. рублей, выплат - 14,8 млрд. рублей, что соответственно в 3,9 и 4,7 раза выше уровня 2005 года.
Данный сегмент в значительной степени будет определять перспективы развития национального страхового рынка. Это подтверждает и современная мировая практика, где на долю накопительного страхования приходится 59 процентов общего объема полученных страховых взносов. В Республике Беларусь такой показатель в 2010 году составил 5,9 процента (по данным за 2009 год в России - 2 процента, Казахстане - 8 процентов, Литве - 10 процентов, Чехии - 42 процента, Польше - 51 процент).
Развитие страхового рынка зависит от финансового потенциала страховых организаций. На 1 января 2011 г. собственный капитал страховщиков составил 1979 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 2005 годом более чем в 15,3 раза. В структуре собственного капитала уставный фонд составляет 86 процентов, или 1703 млрд. рублей.
Уровень реализации инвестиционной
функции страхования
Отношение суммы страховых
резервов к величине размещенных
в банковской системе республики
вкладов граждан составило
Оценка современных тенденций развития страхового рынка Республики Беларусь свидетельствует о росте его роли в системе социально-экономических и финансовых отношений и необходимости дальнейшего повышения уровня обеспечения страховой защитой граждан и предприятий, реализации механизма, гарантирующего стабильный экономический рост вне зависимости от неблагоприятной экономической конъюнктуры, природных и техногенных катастроф.