Перспектива развития государственного кредита в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение механизма функционирования государственного кредита и выявление основных тенденций его функционирования в Республике Беларусь.
Исходя их поставленной цели, можно сформулировать ряд задач, которые предполагается решить в ходе исследования:
изучить сущность государственного кредита;
определить роль государственного кредита в системе экономических отношений государства;
изучить, функции, виды и формы государственного кредита;
оценить государственный кредит в Республике Беларусь;
выявить перспективы развития государственного кредита в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Cущность и роль государственного кредита…………………………………6
2.Виды и формы государственного кредита…………………………………..15
3. Оценка государственного кредита в Республике Беларусь………………...21
4.Перспектива развития государственного кредита в Республике Беларусь..29
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованных источников……………

Файлы: 1 файл

МОЯ ГОС КР.doc

— 573.00 Кб (Скачать файл)

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ БЕЛАРУСИ

 

«МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  «МИТСО»

Кафедра __________________

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине: ___________________________________________

на тему: __________________________________________________

 

 

 

 

Студент факультета МЭО и М, ____ курс, группа __________

 

_______________

 

Полякова Н.С.

 

(подпись, дата)

 
     
     
     

Руководитель

канд.ист.наук, доцент

 

_______________

 

Кисель Л.П.

 

(подпись, дата)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК   2012

                                                        

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Cущность и роль государственного кредита…………………………………6

2.Виды и формы государственного кредита…………………………………..15

3. Оценка государственного кредита в Республике Беларусь………………...21

4.Перспектива развития государственного кредита в Республике Беларусь..29

Заключение……………………………………………………………………….36

Список использованных источников…………………………………………...38

Приложения……………………………………………………………………...40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях развитых товарно-денежных отношений государство  может привлекать к покрытию своих  расходов не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные  на заемной основе, свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Уникальным способом их получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между государством и многочисленными физическими и юридическими лицами как внутри страны, так и за рубежом по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом)  в руках государства. Данный процесс несомненно приносит положительный эффект в экономику государства ввиду возможности финансирования необходимых проектов и программ сверх имеющихся в экономике средств. Однако этот процесс является сложным и многогранным и требует учета множества факторов. Поэтому вопросы привлечения, использования, и погашения государственных заимствований, являются актуальными как для стран с развитой экономикой, так и для стран переходного периода.

Тема государственного кредитования очень актуальна в настоящее время, так как государственный кредит играет важную роль в развитии экономики.

Определение роли государственного кредита в системе  экономических отношений государства в нашей стране осуществляется с момента создания самостоятельного независимого государства Республики Беларусь. Исследованием данного вопроса занимаются политические деятели, экономисты, банковские служащие, профессора и преподаватели высших учебных заведений. Выходят монографии, статьи, учебники, посвященные раскрытию проблем. Совершенствование перспектив развития государственного кредита осуществляется  в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики на каждый год, декретами и указами Президента, нормативными актами Национального банка. Этими документами ставятся определенные цели и задачи, которые требуют достижения и выполнения. Кроме того на официальных сайтах Президента, Министерства финансов, Национального банка, Министерства экономики, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь приводятся данные  по реализации валютной политики государства.

Целью работы является изучение механизма функционирования государственного кредита и выявление  основных тенденций его функционирования в Республике Беларусь.

Исходя их поставленной цели, можно сформулировать ряд задач, которые предполагается решить в ходе исследования:

  • изучить сущность государственного кредита;
  • определить роль государственного кредита в системе экономических отношений  государства;
  • изучить, функции, виды и формы государственного кредита;
  • оценить государственный кредит в Республике Беларусь;
  • выявить перспективы развития государственного кредита в Республике Беларусь.

Объектом исследования курсовой работы является система государственных заимствований.

В свою очередь  предметом исследования - механизм функционирования государственного кредита.

Методологической  основой работы являются приёмы формальной логики, а также методы: табличный метод, метод сравнения, описания, анализа и другие.

Специфика механизма функционирования государственного кредита как предмета исследования влечет необходимость использования научных трудов как зарубежных, так и отечественных специалистов экономического профиля. Правовое регулирование функционирования государственного кредита определено в национальных правовых актах. Так же изучаемая проблема достаточно широко освящена в таких периодических изданиях  экономического профиля как «Белорусский экономический журнал», «Вестник Ассоциации белорусских банков», «Финансы и кредит» и других.

Работа состоит  из введения, основной части, которая включает 4 главы, заключения, списка использованных источников и приложений.

В первой главе  было дано определение государственного кредита, его сущность и роль в экономике.

Во второй главе  рассматривались виды и формы государственного кредита. Теоретическую основу работы составили труды ведущих экономистов, раскрывающие основы государственного кредита, его роль и место в экономике страны.

В третьей главе дана оценка государственному кредиту в Республике Беларусь.

В четвёртой  главе освещены перспективы развития государственного кредита в Республике Беларусь.

В заключение работы приведены основные выводы в целом  по всей работе, отражены основные положения  как теоретической части, так и проведенного анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА

 

Формирование  финансовых ресурсов государства происходит главным образом за счет взимания налогов, пошлин, сборов, других обязательных платежей, поступлений от использования  государственного имущества, природных ресурсов, от приватизации, внешнеторговых операций. Среди них могут быть и поступления добровольного характера, например от лотерей, пожертвований. Полученные таким путем доходы не подлежат возврату, т.е. являются собственными доходами государства и используются на цели и объекты, определяемые законодательством.

В условиях бюджетного дефицита, характерного для многих стран, в том числе и промышленно  развитых, одних только собственных  доходов для финансирования запланированных  расходов зачастую оказывается недостаточно. В подобных случаях государство мобилизует в бюджеты всех уровней дополнительные финансовые ресурсы посредством использования такого финансово-правового института, как государственный кредит.

Государственный кредит можно рассматривать с экономической и юридической точки зрения. В первом случае государственный кредит представляет собой систему экономических денежных отношений по формированию дополнительных ресурсов государства. Во втором случае – предстает как самостоятельных институт финансового права, объединяющий финансово-правовые нормы, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях финансирования бюджетных расходов, покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения, а также предоставления государством денежных средств в кредит зарубежным странам и иным субъектам международного права.

Из приведенного выше определения можно сделать  вывод о том, что государственный  кредит реализуется в форме займа, кредита и гарантии, т.е. государство  в отношениях по государственному кредиту  может быть как заемщиком и  кредитором, так и гарантом.

Доминирующей формой государственного кредита является привлечение государством на основе добровольности свободных денежных средств юридических и физических лиц во временное пользование и распоряжение.

В роли кредитора  государство выступает значительно  реже. Это происходит в случае предоставления хозяйствующим субъектам бюджетных ссуд и займов для стабилизации их финансового состояния [1,c.95-96].

В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов, взятых юридическими или физическими лицами, оно является гарантом. Такие гарантии предоставляются государством обычно слабым и недостаточно надежным заемщикам.

В последние  годы в Республике Беларусь имели  место случаи, когда правительство  республики было вынуждено погашать кредиты некоторых предприятий, взятые под гарантию правительства у других государств или иностранных компаний. Такие случаи сокращают финансовые ресурсы государства, столь необходимые для финансирования важных мероприятий, предусмотренных планом экономического и социального развития республики.

В тех случаях, когда должник своевременно погашает свои обязательства по взятым кредитам, то гарант, т.е. правительство, не несет  никаких затрат. Экономически сильные  заемщики, как правило, не нуждаются  в государственных гарантиях  и позаимствованные средства на кредитном рынке погашают самостоятельно[2, с.135].

Государственный кредит имеет ряд существенных отличий  от банковского кредита. Эти отличия  проявляются в следующем:

  1. Банковский кредит обычно используется для кредитования хозяйствующих  субъектов  в целях  покрытия их потребностей. Банковский кредит могут получить и отдельные граждане, например, на строительство жилья. Государственный же кредит поступает не в  распоряжение предприятий, а органам государственной власти  и управления в качестве  дополнительных финансовых ресурсов. Используется государственный кредит, как отмечалось выше, в основном на покрытие бюджетного дефицита.
  2. Банковский кредит предоставляется предприятиям с учетом наличия у них конкретного материального обеспечения, в качестве  которого выступают товарно-материальные ценности, поручительства, гарантии и т.д. По государственному кредиту обеспечением является все имущество, находящееся в собственности государства.
  3. Источником погашения банковского кредита  и процентов по ним является прибавочный продукт, созданный на хозяйствующих субъектах в результате  производительного использования банковских ссуд. Источником же погашения государственного кредита и выплаты процента по ним являются средства бюджета.
  4. Срок возврата банковских кредитов строго регламентирован соответствующими нормативными документами и нарушение этих сроков часто влечет экономические санкции, например, повышенные проценты за кредит или штрафы с виновной стороны. Государственный кредит обычно не предусматривает никаких санкций государству[2, с. 137-138].
  5. Если банковский кредит в некоторых случаях может служить причиной появления избыточной денежной массы, то государственный кредит всегда является средством сокращения количества денег в обращении.
  6. Экономические интересы участников банковского кредитования совпадают. При государственном кредите интересы участников кредитных отношений обособлены. Интересы кредиторов государства имеют иногда политические, экологические, корпоративные и другие обособленные цели.

В целом государственный кредит оказывает положительное воздействие на экономику, организацию финансово-экономических отношений в стране. В частности, с помощью государственного кредита оказывается положительное воздействие на развитие малого бизнеса в стране. Это выражается в том, что государство берет на себя погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным индивидуальным предпринимателям, в случае их банкротства.

В современной  экономической литературе существует множество трактовок понятия «государственный кредит». Для сравнения следует привести ряд наиболее часто встречающихся определений.

Т.Г. Струк определяет государственный кредит как «систему денежных отношений, связанную с привлечением государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц» [20, с.55].

Доктор экономических  наук, профессор В.В. Ковалев рассматривает  государственный кредит как «совокупность  экономических отношений, складывающихся между  государством с одной стороны, и юридическими и физическими  лицами, иностранными государствами и международными финансовыми организациями – с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений» [19, с.255].

В.И. Тарасов  считает, что государственный кредит можно определить как «совокупность  отношений по поводу мобилизации  государством временно свободных денежных средств физических  и юридических  лиц на условиях срочности, возвратности и платности с целью покрытия бюджетного дефицита или для дополнительного финансирования потребностей общества сверх текущих возможностей государства»[16, с.170].

Г.К.Мультан  подчеркивает, что государственный  кредит есть «совокупность финансовых отношений между государством (в лице его органов власти и управления) и юридическими, а также физическими лицами, когда государство выступает  в качестве заемщика, кредитора и гаранта»[3, с.158].

На наш взгляд, не вызывает сомнений обоснованность и правомерность этих определений государственного кредита, каждое из которых с различных сторон характеризует рассматриваемую категорию. Анализируя изложенное, мы можем отметить, что государственный кредит - это  совокупность  экономических  отношений, складывающихся между государством и физическими и юридическими лицами, на условиях возвратности, платности, срочности, в процессе формирования государством  финансовых  ресурсов   для финансирования бюджетных расходов  и других государственных программ, сверх имеющихся в экономике средств.

Информация о работе Перспектива развития государственного кредита в Республике Беларусь