Перспектива развития государственного кредита в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение механизма функционирования государственного кредита и выявление основных тенденций его функционирования в Республике Беларусь.
Исходя их поставленной цели, можно сформулировать ряд задач, которые предполагается решить в ходе исследования:
изучить сущность государственного кредита;
определить роль государственного кредита в системе экономических отношений государства;
изучить, функции, виды и формы государственного кредита;
оценить государственный кредит в Республике Беларусь;
выявить перспективы развития государственного кредита в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Cущность и роль государственного кредита…………………………………6
2.Виды и формы государственного кредита…………………………………..15
3. Оценка государственного кредита в Республике Беларусь………………...21
4.Перспектива развития государственного кредита в Республике Беларусь..29
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованных источников……………

Файлы: 1 файл

МОЯ ГОС КР.doc

— 573.00 Кб (Скачать файл)

Сущность этой формы общественных финансов  определяется содержанием категории «кредит». В Толковом словаре В.Даля кредит толкуется как «доверие, вера в  долг, забор, дача в прием денег  или товаров на счет, на срок». В Экономической энциклопедии  кредит определяется как «ссуда в денежной или товарной форме на условиях возвратности и обычно с уплатой процента». Таким образом, сущностная черта кредитных отношений состоит в предоставлении предмета ссуды на срок и его возвратности. Соответственно государственный кредит представляет собой одну из форм движения ссудного капитала, когда владелец денежных средств передает на время  заемщику не сам капитал, а лишь право им пользования. Субъектами кредитных отношений в этом случае являются, с одной стороны, государство (чаще всего выступает в роли заемщика)  и, с другой стороны, юридические и физические лица, иностранные государства, международные финансовые организации.

Формирование  посредством государственных кредитных  отношений дополнительных финансовых ресурсов отражает одну сторону сущности государственного кредита как особой формы движения стоимости (ссудного фонда). Второй стороной  выступают отношения, обусловленные возвратностью и платностью ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного кредита. Государство гарантирует  возврат средств с  уплатой кредиторам установленного дохода в виде процентов[17, с. 45].

При осуществлении  кредитных операций внутри страны государство  является заемщиком средств, а население  и предприятия – кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора.

В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение различных материальных обязательств, взятых физическими и  юридическими лицами по отношению к другим юридическим лицам, оно является гарантом.

Функции государственного кредита непосредственно вытекают из его сущности. Однако в  экономической  литературе нет единства между авторами по поводу определения количества и  сущности функций государственного кредита. Так, например, Т.Г.Струк выделяет две основные функции государственного кредита: фискальную и регулирующую, доктор экономических наук, профессор В.В.Ковалев считает, что основными функциями государственного кредита являются следующие: регулирующая, распределительная, и функция контроля и учета. Наиболее же предпочтительной на наш взгляд, является позиция, которая выделяет три основные функции государственного кредита: распределительную, регулирующую и контрольную.

Распределительная (фискальная) функция государственного кредита заключается во временном изъятии свободных денежных средств физических и юридических лиц на условиях платности, возвратности, срочности, с целью аккумуляции их в государственные централизованные денежные фонды для финансирования расходов государства. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов, без соответствующего увеличения налогообложения.

Финансирование  расходов капитального характера за счет позаимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение. Школа или библиотека обеспечивают потребности не одного поколения, поскольку служат 30-50 лет. Почему же тогда их строительство должно быть оплачено в течение нескольких лет за счет налогов с тех, кто, возможно, даже не успеет воспользоваться их услугами. Гораздо разумнее переложить финансирование таких объектов на все поколения, которые будут ими пользоваться. Такое растяжение источников финансирования во времени и обеспечивается выпуском займов на соответствующий срок. В последнем случае поколение, строящее школу, несет аналогичное финансовое бремя, что и последующие поколения, за счет налогов, с которых погашается как основной долг, так и проценты по нему.

Таким образом, положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются. Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.

Регулирующая  функция государственного кредита заключается в его воздействии на важнейшие макроэкономические показатели. Причем это воздействие проявляется как через экономическую сторону, так и через социальную. Экономическая сторона проявляется в формировании основных  общеэкономических пропорций (воспроизводственных, отраслевых, территориальных), посредством поддержки и стимулирования государством отдельных отраслей, предприятий, территорий. Социальная сторона государственного кредита связана с обеспечением воспроизводства рабочей силы за счет поддержки социальной сферы, создания рабочих мест и снятия социальной напряженности.

Сознательно используя  государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство  проводит ту или иную финансовую политику.

Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство уменьшает их платежеспособный спрос. Тогда, если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например, инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.

Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг или выдача кредитов под  их залог, проводимые центральным банком, являются важным инструментом регулирования  ликвидности коммерческих банков в стране.

Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг.

Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта продукции или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками согласно соответствующим программам.

Контрольная функция государственного кредита вытекает из самой природы кредита и представляет собой контроль и учет за целевым и рациональным использованием средств, привлекаемых или выделяемых государством.

Несмотря на то, что контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов, она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории:                           

  1. тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;
  2. охватывает движение стоимости в двустороннем порядке, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;
  3. осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

Таким образом, государственный кредит как экономическая  категория находится на стыке финансов и кредита и воплощает в себе их черты, функционируя, однако как особые, специфические отношения, складывающиеся по поводу привлечения дополнительных денежных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ВИДЫ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА

 

Государственный  кредит  делится  на   виды,   отражающие   специфику отношений  и  влияние   ряда   факторов.   Виды   государственного   кредита определяются: 

  • составом  заемщиков  и  кредиторов;
  • конкретными причинам и появления потребности у государства мобилизации  средств;
  • местом  получения кредита;
  • формой его оформления;
  • методами  привлечения  денежных  ресурсов  и способами их возврата;
  • сроками погашения  государством  своих  обязательств;
  • степенью риска кредитора и заемщика.

Что касается форм государственного кредита, то первоначально выделяют денежную и товарную.

В зависимости от места получения кредита государственный кредит может быть внутренним и международным (внешний) (Приложение А). Внутренний государственный кредит выступает в формах государственного займа. Внешний, в свою очередь,  характеризуется движением ссудного капитала в сфере международных экономических отношений. Его субъектами являются государство, банки и международные, региональные кредитные организации. Значение внешнего (международного) государственного кредита заключается в следующем:

  1. целях модернизации производства;
  2. непрерывности производства;
  3. стабилизировании валютного курса.

Соотношение масштабов и источников привлекаемых средств зависит от ряда экономических и политических факторов, в том числе и от способности правительства совместно с центральным банком проводить единую монетарную политику. В странах с развитой рыночной экономикой преобладающее большинство заимствований государства осуществляется в форме выпуска государственных ценных бумаг, размещаемых на внутреннем финансовом рынке и формирующих внутренний государственный долг, а также на внешнем финансовом рынке (еврооблигации) и, соответственно, увеличивающих внешний долг государства. Также международный кредит может являться инструментом давления на государство.

Объективной же основой развития международных  отношений  считаются:  выход  производства  за  национальные  рамки,  усиление  мирохозяйственных  связей, углубление международного  разделения  труда,  международное  обобществление капитала, специализация и кооперирование производства.

Традиционной  формой международного кредита является внешнеторговый кредит. Он представляет собой важный фактор повышения конкурентоспособности товаров поставляемых на внешний рынок. Сегодня подавляющая часть машин и оборудования на мировом рынке продается, как правило, в кредит. Условия этого кредита - сроки, процентная ставка, сумма комиссионных, условия погашения, методы страхования рисков - существенно влияют на конкурентоспособность товара. Чем продолжительнее срок кредита, чем ниже его стоимость (проценты плюс комиссионные), чем больше льгот предоставляет при этом кредитор, тем при прочих равных условиях, выше конкурентоспособность товара на мировом рынке.

Помимо  внешнеторгового кредита банки предоставляют своим контрагентам из других стран финансовые и валютные кредиты. Финансовые кредиты позволяют ссудополучателю (частному или государственному) использовать их в гораздо более  широком спектре, нежели чисто внешнеторговые кредиты. Он может осуществлять за счет этого кредита закупки товаров и услуг в любой стране, где качество и цена окажутся для него наиболее подходящими. Валютные же кредиты предоставляются заемщику в наиболее стабильной свободно конвертируемой валюте в целях выплаты внешнего долга, уплаты процентов по нему, пополнения счетов в свободно конвертируемой валюте.

В Pеспублике Беларусь наиболее одной из самых распространенных форм международного кредита является кредитование субъектов хозяйствования под гарантии правительства. Гарантия правительства Республики Беларусь является для иностранного кредитора достаточно надежным обеспечением возврата выданного кредита. Механизм выдачи гарантий правительства и последующих за этим отношений регламентируются Положением о порядке привлечения, использования и погашения внешних государственных займов, утвержденных постановлением Советом Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 01.06.1999г. с последующими изменениями и дополнениями. В целом схема кредитования за счет средств иностранной кредитной линии под гарантию правительства республики Беларусь выглядит следующим образом (Приложение Б): Министерство финансов Республики Беларусь, банк-агент и заемщик заключают о порядке погашения и использования иностранного кредита. В то же время между заемщиком и иностранным банком должно вступить в силу кредитное соглашение, оп которому иностранный банк профинансирует сделку между заемщиком и иностранным экспортером на поставку оборудования или приобретение новой технологии. Министерство финансов выдает правительственную гарантию  в пользу иностранного банка. Все расчеты по использованию и погашению кредитных средств происходят через банк-агент. Дополнительным гарантом может выступать банк, выдающий гарантию в пользу Министерства финансов[9, с. 73].

Таким образом, государственный кредит может  выступать в различных видах  и формах, каждая из которых имеет  свои преимущества и недостатки и  выбор того или иного способа  кредитования требует тщательного  анализа экономической ситуации в стране и грамотной оценки возможных последствий каждого из видов кредитования.

В  зависимости  от  характеристики  заемщика  можно выделить следующие формы  государственного  кредита:

  • централизованный;
  • децентрализованный.

Информация о работе Перспектива развития государственного кредита в Республике Беларусь