Перспектива развития государственного кредита в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение механизма функционирования государственного кредита и выявление основных тенденций его функционирования в Республике Беларусь.
Исходя их поставленной цели, можно сформулировать ряд задач, которые предполагается решить в ходе исследования:
изучить сущность государственного кредита;
определить роль государственного кредита в системе экономических отношений государства;
изучить, функции, виды и формы государственного кредита;
оценить государственный кредит в Республике Беларусь;
выявить перспективы развития государственного кредита в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Cущность и роль государственного кредита…………………………………6
2.Виды и формы государственного кредита…………………………………..15
3. Оценка государственного кредита в Республике Беларусь………………...21
4.Перспектива развития государственного кредита в Республике Беларусь..29
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованных источников……………

Файлы: 1 файл

МОЯ ГОС КР.doc

— 573.00 Кб (Скачать файл)

В первом случае в качестве заемщика выступает Совет Министров и  его центральный финансовый орган (Министерство финансов), во  втором  -  местные органы власти (Совет депутатов). Децентрализованные займы  проводятся  для частичного  покрытия  расходов   местного  бюджета,  а  целевые  займы   для финансирования  конкретных  проектов,  связанных  с  социально-экономическим развитием   области,   города,   района. Местные   займы  обеспечиваются материальными,  финансовыми  и  невещественными  активами,  находящимися   в коммунальной собственности.

Также выделяют долгосрочные, среднесрочные  и краткосрочные формы государственного кредита. Среднесрочной формы государственного кредита в Республике Беларусь нет.

В зависимости  от  формы  и  порядка  оформления  кредитных  отношений различают:

  • государственные облигационные займы;
  • государственные безоблигационные займы.

Выпуск  разного рода казначейских обязательств, векселей,  кредитование центральным  банком государственного бюджета - это  примеры  безоблигационных займов. Государственный кредит в форме ценных бумаг В Республике Беларусь можно классифицировать по следующим признакам:

    • форме выпуска государственных ценных бумаг: в виде записи по счетам (ГКО)и документарной (облигации выигрышного займа в свободно конвертируемой валюте на предъявителя);

Облигация - это ценная бумага, удостоверяющая внесение ее  владельцем денежных  средств  и  подтверждающая  обязательство  юридического  лица,  ее выпустившего, возместить ему номинальную  стоимость  этой  ценной  бумаги  в предусмотренный  в ней срок, с уплатой фиксированного процента. Выпуск облигаций может предусматривать добровольное размещение среди юридических  и физических лиц, а так же обязательную покупку их юридическими лицами.

    • форме получения дохода: купонный, процентный, выигрышный;
    • форме размещения: продажа на аукционе, прямая продажа юридическим лица; передача или продажа банкам для их последующей реализации;
    • сроку размещения: краткосрочные- обычно до 1 года; долгосрочные- на более длительные сроки;
    • условиям обращения: на первичном рынке, на первичном и вторичном рынке;
    • типам инвесторов: юридические лица, физические лица;
    • видам валют: в белорусских рублях, в свободно конвертируемой валюте.

Особой формой государственного кредита является выдача Национальным банком кредитов правительству и местным органам власти. Источниками централизованных кредитных ресурсов для данной операции являются средства населения и предпринимателей, хранящиеся во вкладах в Сберегательном банке республики. Национальный банк по установленному парламентом нормативу привлекает эти ресурсы в свое распоряжение на платной основе.

Выпуск государственных  ценных бумаг является экономически более целесообразным методом финансирования бюджетного дефицита по сравнению с заимствованием средств в центральном банке и привлечением доходов от эмиссии денег, потому что покрытие дефицита бюджета через эмиссию денег приводит к поступлению в оборот не обеспеченных реальными активами платежных средств и связано с увеличением инфляции.

Однако, несмотря на все положительные моменты, заимствования на внутреннем рынке - далеко не всегда продуктивный метод, и к тому же не все страны могут это себе позволить. Заимствования внутри страны всегда влекут к сокращению ее инвестиционных возможностей, что ставит под угрозу обеспечение экономического роста. Недостаток внутренних накоплений и сбережений представляет собой основную причину широкого привлечения иностранных ресурсов (кредитов и инвестиций) для финансирования инвестиционного процесса.

Таким образом, существует множество разнообразных  форм международного кредитования, позволяющих экономике страны профинансировать необходимые проекты сверх лимита имеющихся у нее средств. Однако использование средств внешнего финансирования в качестве необходимого дополнительного источника финансирования расширенного воспроизводства (или, другими словами, экономического роста) неизбежно влечет за собой изъятие из оборота ресурсов для возврата заемных средств, необходимость делиться частью прибавочного продукта для выплаты процентов по международным кредитам или репатриации прибылей по зарубежным инвестициям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.ОЦЕНКА  ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ

 

Республика  Беларусь является членом трех крупнейших международных финансово-кредитных  организаций – Мирового банка, Международной финансовой корпорации и Многостороннего агентства по гарантированию инвестиций, Международного валютного фонда (МВФ) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) с 1992 г. Помимо престижа на международной арене со вступлением в эти организации Республика Беларусь получила возможность привлечения кредитов. Общим положительным моментом предоставленных средств является льготный характер кредитного финансирования: срок кредитов – 10-20 лет, мораторий на выплату основного долга – до 5 лет, процентная ставка – около 8 % у МБРР, у МВФ в зависимости от типа представляемого займа – 2,5-7,27 %. Предоплаты и платежных гарантий не требуется. Но МВФ оказывает своим членам финансовую помощь, продавая им свободные денежные средства или валюту других государств-членов Фонда в обмен на собственную валюту стран, получающих эти ресурсы, которую они обязаны выкупить через определенный промежуток времени.

Рассмотрим  условия и цели предоставления кредитов Беларуси ее основными кредиторами.

1. Кредитные  линии Германии.

Банки-кредиторы  – AKA Ausfuhrkredit-Gesellschaft m.b.H./Frankfurt am Main, Kreditanstalt fur Wiederaufbau/Frankfurt am Main. Кредит выдается путем открытия аккредитива в пользу поставщика на сумму кредита и его раскрытия по мере поставки оборудования. Обеспечением служит гарантия Совета Министров Республики Беларусь. Кредит выдается на период до 11 лет и гасится равными полугодовыми долями. Также возможен мораторий по погашению основного долга – от 6 месяцев после средневзвешенной даты поставок, последней значительной поставки либо готовности оборудования к эксплуатации. Проценты уплачиваются 30 июня и 30 декабря до момента начала выплат по кредиту, а затем вместе с погасительным платежом [17].

2. Финансирование  по линии Международного валютного  фонда (МВФ).

В 2009 –  начале 2010 года кредит Международного валютного фонда (МВФ) сыграл одну из ключевых ролей в реабилитации белорусской экономики. Стабильность валютного рынка, устойчивость финансовой системы, поддержка инвесторов и домашних хозяйств – все это стало возможным благодаря кредиту Международного валютного фонда (МВФ).

Совет исполнительных директоров МВФ «отметил соответствие сложившейся в Беларуси макроэкономической ситуации проводимой руководством страны денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики». А Нацбанк Беларуси отмечает: «Исполнительные директора отметили значительный прогресс, достигнутый Республикой Беларусь в работе по восстановлению экономики после глобального кризиса, а также подчеркнули успешную реализацию нашей страной параметров и условий программы 
stand-by». Беларусь получила от МВФ более 3,5 млрд. долларов.

Эксперты  Фонда позитивно оценили выполнение Республикой Беларусь основных параметров и условий программы, отметили ее положительное влияние на снижение воздействия негативных внешних  факторов на нашу страну. При этом было подчеркнуто, что в Беларуси сохранены условия для быстрого возврата к высоким устойчивым темпам экономического роста.

3. Помощь, полученная от Всемирного банка  (ВБ).

История взаимоотношений Беларуси с Всемирным  банком (ВБ) условно может быть разделена  на три периода: с 1992 г. по 1994 г., с 1995 по 2000 г и с 2000г. по настоящее время. В первый период отношение банка было благожелательным, отличалось оптимистичной оценкой перспектив развития экономики страны в случае реализации соответствующей политики реформ. С начала второго периода начинается похолодание взаимоотношений с их постоянным ухудшением на протяжении всего периода. За это время Беларусь не получает кредитов, ВБ замораживает все проекты, находящиеся в стадии разработки, и не начинает рассмотрения новых. Республика получает минимально возможное финансирование банка. Начиная с сентября 2000 года, наблюдается прогресс в достижении нового уровня сотрудничества с глобальными и европейскими экономическими и финансовыми институтами.

             

Основное  место в группе Всемирного банка (ВБ) в целом и в отношениях ВБ и Беларуси занимает Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Он предоставляет помощь на государственном уровне, финансируя проекты, имеющие только общенациональное значение. Условия, на которых Банк обычно предоставляет кредиты, следующие: срок кредитов – 10 – 15 лет; мораторий на выплату основного долга – до 5 лет; процентная ставка – около 8% годовых. Предоплаты и платежных гарантий не требуется. В целом Всемирный банк может финансировать до 60% от общей стоимости проекта, а вклад Правительства, как правило, должен составлять, по крайней мере, 10% от стоимости каждого проекта.

Необходимо  отметить, что на данный момент Беларусь не использует основных преимуществ, которые  могут быть извлечены из сотрудничества с Всемирным банком (ВБ) с учетом его статуса и достаточно льготных условий предоставления финансовых средств. Развитие сотрудничества Всемирного банка (ВБ) с Республикой Беларусь можно в целом охарактеризовать как незначительное, особенно принимая во внимание опыт работы Всемирного банка (ВБ) в постсоциалистических странах. Вместе с тем можно говорить о хороших перспективах развития отношений, учитывая готовность Банка оказывать всестороннее содействие рыночным преобразованиям в нашей стране.

4. Займы  Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).

Условия предоставления кредитов Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) для белорусских предприятий  несколько отличны от тех, которые  обычно используются банком, что связано  со спецификой экономической и политической ситуации в стране.

Кредитное соглашение между Республикой Беларусь и Европейским банком реконструкции  и развития (ЕБРР) было подписано 22 ноября 1994г. С учетом высокого кредитного риска  в Беларуси Европейский банк реконструкции  и развития (ЕБРР) поставил условие: обеспечить все выданные на территории страны кредиты правительственными гарантиями, на основе чего было заключено соглашение между Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и Национальным банком Республики Беларусь. Согласно этому соглашению, Правительство Республики Беларусь в лице Национального Банка выступает гарантом возврата кредита.

На  кредиты Европейского банка реконструкции  и развития (ЕБРР) реализованы такие  проекты, как: Belarus Telecom (сумма займа  – 38,8 млн. долл. США), оборудование автострады Брест – Минск – граница России (сумма займа – 66 млн. долл. США), стекольный завод в Елизово (сумма займа – 7,7 млн. долл. США) [17].

Кроме специализированных международных  кредитных институтов, кредитными партнерами Беларуси являются и иностранные банки в соответствии с рамочными кредитными соглашениями. Такими банками являются «Сабадель» (Испания), "Медиобанк" (Италия), Банк Хандлевы в Варшаве СА, БРЕ Банк СА. (Польша), Чешский экспортный банк (Чехия) и др.

По  состоянию на конец 2011 г. на займы международных финансовых организаций Международного валютного фонда (МВФ), Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) приходится 25,2 % внешнего государственного долга, на кредиты иностранных государств – 74,8 % (Приложение В). Наибольшую долю в кредитном портфеле страны занимают кредиты Российской Федерации (50,4 %), Международный валютный фонд (24,4 %), Китай (12,7 %). Все внешние государственные займы, входящие в долговой портфель Республики Беларусь, являются долгосрочными, т.е. предоставлены на срок более 1 года. При этом отсутствуют займы сроком менее 3 лет, на займы сроком от 3 до 5 лет приходится 1,1 % от общей суммы внешнего государственного долга, сроком более 5 лет – 98,9 %.

В 2011 г. правительство Беларуси привлекло кредиты из Китая на общую сумму 543,1 млн. долл. (для сравнения: из России правительство привлекло 698,4 млн. долл.). В структуре внешних долговых обязательств белорусских банков (по основной сумме долга) на долю Китая приходится 8,8 млн. долл.

Государственный долг Республики Беларусь на 1 сентября 2012 года увеличился по сравнению с началом года на 3,2 трлн. рублей (или на 2,7%) и составил119,6трлн.рублей (ПРИЛОЖЕНИЕ Г).

Увеличение госдолга в белорусских рублях в основном обусловлено ростом рублевого эквивалента внешнего госдолга в связи c ослаблением курса национальной валюты. При этом внешний государственный долг по состоянию на 1 сентября 2012 года составил 12,1 млрд. долларов при установленном лимите 14,3 млрд. долларов, увеличившись с начала года на 290,6млн. долларов (ПРИЛОЖЕНИЕ Г). Увеличение внешнего госдолга в 2012 году обусловлено привлечением кредитов Всемирного банка, Антикризисного фонда ЕврАзЭС и банков Китая[21].

 В условиях мирового финансового кризиса основными факторами, оказывающими влияние на стоимость заемных ресурсов, являются наличие достаточной ликвидности на мировом рынке капитала, макроэкономическая ситуация в стране, сложившиеся международные отношения, своевременное исполнение обязательств по долгам, уровень внешней задолженности, наличие суверенного кредитного рейтинга и странового рейтинга страны-импортера по классификации Организации экономического сотрудничества и развития.

В настоящее  время по классификации Организации экономического сотрудничества и развития Республика Беларусь отнесена к последней 7-й группе риска, что обязывает агентства страхования экспортных кредитов применять самую высокую ставку страхования кредитов для Республики Беларусь (9-10% при 5-летнем сроке возврата кредита). Это существенно удорожает среднесрочные и долгосрочные кредиты, ограничивает их эффективность и экономическую целесообразность привлечения. В этой связи республика предпринимает значительные усилия по улучшению делового климата в стране, созданию благоприятных условий для привлечения прямых иностранных инвестиций. Среди прогрессивных изменений – отмена "золотой акции", упрощение ряда административных процедур в части регистрации нового бизнеса и другие. Взят курс на модернизацию налоговой системы как в части сокращения числа налогов и упрощения процедур налогового администрирования, так и в части снижения налоговой нагрузки на экономику. Кроме того, планируется сокращение числа товаров, подлежащих ценовому регулированию, а также сокращение субсидий государственным предприятиям, что должно способствовать повышению эффективности в масштабах всей экономики.

Информация о работе Перспектива развития государственного кредита в Республике Беларусь