Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:00, курсовая работа
Целью работы является изучение механизма функционирования государственного кредита и выявление основных тенденций его функционирования в Республике Беларусь.
Исходя их поставленной цели, можно сформулировать ряд задач, которые предполагается решить в ходе исследования:
изучить сущность государственного кредита;
определить роль государственного кредита в системе экономических отношений государства;
изучить, функции, виды и формы государственного кредита;
оценить государственный кредит в Республике Беларусь;
выявить перспективы развития государственного кредита в Республике Беларусь.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Cущность и роль государственного кредита…………………………………6
2.Виды и формы государственного кредита…………………………………..15
3. Оценка государственного кредита в Республике Беларусь………………...21
4.Перспектива развития государственного кредита в Республике Беларусь..29
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованных источников……………
Подводя итог проведенному анализу, следует отметить, что к основным странам и международным финансовым организациям, предоставившим наибольшие кредитные ресурсы Республике Беларусь, относятся Россия, Германия, КНР, МВФ, ЕБРР, МБРР, Чехия. Кроме специализированных международных кредитных институтов, кредитными партнерами Беларуси являются и иностранные банки в соответствии с рамочными кредитными соглашениями. Такими банками являются «Сабадель» (Испания), "Медиобанк" (Италия), Банк Хандлевы в Варшаве СА, БРЕ Банк СА. (Польша), Чешский экспортный банк (Чехия) и др.
Заемные средства, привлекаемые в Республику Беларусь, используются в основном для закупки технологического оборудования в рамках реализуемых ими экспортоориентированных или импортозамещающих проектов, а также частично для пополнения оборотных средств. В то же время ряд проектов является социально-значимыми и их реализация направлена на удовлетворение потребностей республики в товарах критического импорта. Показатели кредитной безопасности Беларуси имеют значительный запас прочности и далеки от критических, что свидетельствует о потенциальных возможностях выполнения ранее принятых долговых обязательств и получения новых кредитов.
Наряду
с международным
В Республике Беларусь выпуск государственных ценных бумаг осуществляется с 1994 года. Основной целью эмиссии таких бумаг является потребность в безинфляционном покрытии дефицита бюджета. На 1 января 2010 г. в обращении находилось государственных ценных бумаг в сумме 3,83 трлн. рублей по номинальной стоимости. Объем долговых обязательств Правительства Республики Беларусь в обращении на 1 января 2011 г. составил 5,6 трлн. рублей, или 4,3 процента к ВВП.
Ввиду неблагоприятных условий на финансовом рынке, являющихся следствием мирового финансового кризиса, Министерством финансов в 2009 - 2010 годах не проводились аукционы по размещению государственных ценных бумаг на территории Республики Беларусь.
В этот период осуществлено два выпуска государственных долгосрочных облигаций на общую сумму 188,6 млрд. рублей путем прямой продажи Национальному банку в рамках реструктуризации в государственные облигации задолженности Правительства Республики
В целях снижения нагрузки на государственный бюджет по погашению и обслуживанию внутреннего государственного долга Министерством финансов по согласованию с инвесторами в декабре 2010 г. произведено досрочное погашение государственных ценных бумаг на сумму 2,11 трлн. рублей.
На 1 января 2011 г.
объем государственных
составил 1,76 трлн. рублей по номиналу (по сравнению с началом 2010 года уменьшился на 0,35 трлн. рублей, или на 16,6 %).
В структуре государственных ценных бумаг наибольший объем занимают государственные долгосрочные облигации - 97 % на 1 января 2010г., 100 процентов - на 1 января 2011 г. Основными владельцами государственных ценных бумаг являются банки (80 %), страховые организации (3%), прочие юридические и физические лица (около 17 %) [21].
В настоящее время в целях развития рынка государственных облигаций сформировано широкое правовое поле, создана необходимая инфраструктура, обеспечена информационная открытость.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что увеличение государственного долга в белорусских рублях в 2012 году на 2,7 % обусловлено в основном ростом рублёвого эквивалента ( ослаблением национальной валюты). Увеличение внешнего государственного долга с начала 2012 года обусловлено привлечением внешних кредитов, при этом критический максимум (лимит) в 14,3 млрд. долларов не достигнут. Это подтверждает контролируемую ситуацию государством в области внешних и внутренних заимствований. При этом структура внешних государственных займов пока достаточна комфортна для экономики Республики Беларусь.
Однако в этих вопросах возможно улучшение экономических перспектив при решении некоторых политических вопросов в международных отношениях. Это бы поспособствовало улучшению инвестиционного климата и кредитного доверия к нашей стране со стороны международных кредитных организаций. Во внутренней экономике уже заметны изменения, такие как отмена « золотой акции», упрощение административных препятствий в бизнесе, снижение и модернизация налоговых нагрузок на бизнес.
Республика Беларусь в современных условиях выступает, как в прочем и любое современное государство, одновременно и международным кредитором, и международным должником. Это является результатом многолетнего длительного процесса заимствований на уровне национальных рынков развитых стран с рыночной экономикой и одновременно с этим кредитование ряда стран.
Оптимальным на данный момент методом управления внешним долгом является реструктуризация. Она, безусловно, должна проходить при особых условиях. Для возможности оплаты внешнего долга наша страна должна добиваться тех условий, при которых возможен экономический рост, так как тяжелое бремя внешних долгов неразвитое, с кризисной экономикой государство едва ли вынесет [22].
Государственная политика в области управления долгом должна строиться на увеличении объема госзаимствований на внутреннем и внешнем рынках, на дальнейшем развитии рынка внутренних заимствований в связи с реформой пенсионной системы.
Государственный
кредит служит мощным средством мобилизации
в руках государства
Основными резервами для повышения эффективности государственного кредита являются:
– обеспечение реальной защиты прав интересов заимодателей и вкладчиков от инфляционных потерь путем переоценки номинальной стоимости облигаций, займов и вкладов в коммерческих банках;
– повысить доходность
отдельных государственных
– активизация реального интереса физических и юридических лиц к кредитным операциям государства путем защиты интересов не только кредиторов, но и максимально разнообразить условия выпускаемых займов (по срокам, по способам выплаты дохода, по доходности ценных бумаг, по обеспечению полной ликвидности облигаций);
– расширение круга заимодателей за счет допуска к кредитным операциям государства всех без исключения предприятий, организаций, учреждений;
– переход при реализации государственных ценных бумаг с официального курса к рыночному, определяемому на основе реального спроса на фондовые ценности;
– замена финансирования предприятий и организаций на предоставление им помощи преимущественно в форме казначейских ссуд;
– отказ от прямого
безвозмездного и безвозвратного использования
общегосударственного ссудного фонда
в бюджетных целях и
Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга, представляющего собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая сумму начисленных процентов, которые должны быть по ним выплачены.
В нашей стране бюджетные расходования на обслуживания внешнего и внутреннего государственного долга, выдаче ссуд под гарантию бюджета росли наиболее высокими темпами по сравнению с другими ассигнованиями. Наиболее высокими темпами растет задолженность странам дальнего зарубежья и международным финансовым организациям.
По данным информационно-аналитического бюллетеня Национального банка, около 70% привлеченных иностранных кредитов были направлены на валютно- неокупаемые проекты [22].
К внешнему долгу государства относится также задолженность Республики Беларусь, которая постоянно растет. Однако кроме официального внешнего долга Беларусь имеет текущую задолженность России за поставляемые энергоносители. Нарастание государственного долга может привести к возрастанию долга уже без новых займов, лишь за счет роста расходов по его обслуживанию.
Рост внешней задолженности Республики Беларусь усугубляется сложностями в управлении долгом. К основным недостаткам сложившейся системы управления долгом можно отнести:
– не полная законодательная база Республики Беларусь, определяющая сферу совокупного внешнего долга. Не обозначены пределы полномочий соответствующих органов Правительства в этой области. Бюджетное законодательство регулирует только вопросы заимствований и реструктуризации государственного долга, а целый ряд вопросов, связанных с другими формами внешнего долга, не имеет необходимой правовой и процессуальной регламентации;
– не сформирована единая система учета долговых обязательств, предполагающая наличие единой учетной методологии, интегрированной базы данных и учетного центра. На практике это означает невозможность оперативного получения достоверных сведений о состоянии валового внешнего долга и в конечном итоге является одним из факторов, снижающих качество управленческих решений;
– по сути, не сформирована
система анализа и учета
– механизмы управления долгом не позволяют в должной мере обеспечить предупреждение возможных финансовых кризисов;
– не отработана
система долгосрочной взаимосвязи
политики управления внешним долгом
с денежно-кредитной и
– информация о состоянии внешнего долга Республики Беларусь раскрывается не в полной мере;
– управление государственными гарантиями неэффективно, что выражается в отсутствии правил проведения конкурсного отбора, а также единых подходов к разработке методологии анализа кредитоспособности заемщика и оценки риска наступления гарантийного случая.
Такое положение в сфере внешней задолженности оказывает негативное воздействие на развитие национальной экономики Беларуси по следующим направлениям.
Первое – усиление зависимости Республики Беларусь от иностранных государств, предоставивших кредиты, при принятии решений в области экономической политики.
Второе – сокращение объема средств, которые могут быть направлены на инвестирование, что серьезно ограничивает экономический рост или вовсе приводит к стагнации экономики.
Третье – уменьшение размера средств, которые могут быть направлены на развитие социальной сферы, что может спровоцировать социальную напряженность.
Четвертое – нестабильность денежно-кредитной политики.
Пятое – ослабление позиций нашей страны на мировых рынках товаров и капиталов.
Шестое – повышение финансовой зависимости государства от конъюнктуры мирового рынка капитала и поведения на нем инвесторов.
Сейчас Беларусь надеется подписать соглашение о рефинансировании Сбербанком России кредита «Беларуськалию». По условиям действующего контракта во второй половине октября 2012 года несколько повышается ставка, поэтому мы хотим подписать соглашение нужно максимально быстро. Соглашение планируется заключить сроком на три года на сумму в 1 млрд. долларов. Эффективная процентная ставка по кредиту будет близка к тому, как в настоящее время торгуются еврооблигации, на 18 сентября это было около8,5% годовых [23].
Также стоит отметить, что Беларусь рассчитывает наполовину рефинансировать свои внешние гособязательства для того, чтобы снизить объем выплат в 2013 году. Россия обещает помощь, но на каких условиях — неизвестно. Отсутствие информации на этот счет дает основание подозревать Москву в подвохе. По мнению аналитиков, Россия может воспользоваться непростой финансовой ситуацией Республики Беларусь, чтобы заиметь белорусские госактивы.
Министр финансов Беларуси Андрей Харковец 26 сентября на заседании парламентской
комиссии по бюджету, финансам и налоговой
политике сообщил, что в будущем году Беларусь «входит в полосу пиковых
выплат по внешнему государственному
долгу».
Ожидается двукратный по сравнению с нынешним
годом прирост платежей— они составят
примерно 3,1 миллиарда долларов. В связи
с этим правительство ставит перед собой
задачу рефинансировать часть долгового
пакета. Республика Беларусь будет
работать по следующим направлениям:
Информация о работе Перспектива развития государственного кредита в Республике Беларусь