Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 15:20, курсовая работа
В настоящее время в Республике Беларусь наблюдается активизация процессов, связанных с совершенствованием рынка банковских платежных карточек, в рамках национальной платежной системы создаются условия для внедрения расчетов банковскими платежными карточками. Исходя из этого, целью данной работы является оценка современного состояния, тенденций и перспектив совершенствования национальной системы безналичных расчетов за товары (работы, услуги) банковскими платежными карточками разных типов. Актуальность работы обусловлена достижениями в области информационных технологий, существующим социально-экономическим положением в Республике Беларусь, совершенствованием национальной банковской системы, все более широким использованием современных банковских технологий.
Введение …………………………………………………………………………..3
1 Возникновение платёжных карточек…………………………………………...5
Появление и распространение платежных карточек………….......................5
Понятие платежных карточек и их виды…………………………………….8
Международные платежные системы…………………………......................12
Организация безналичных расчетов с использованием банковских платежных карточек………………………………………………………….16
Механизм совершения операций с использованием банковских платежных карточек……………………………………………………………………….16
Рынок банковских платежных карточек в Республике Беларусь…………24
3 Перспективы и тенденции развития банковских платежных карточек в Республике Беларусь…………………………………………………………….30
Заключение …………………………………………………………………….33
Список использованных источников……………………………………..35
Если говорить о переменах на рынке банковских карточек, руководители компаний Visa, MasterCard, American Express одним из важнейших направлений развития в ближайшем будущем объявили глобальный переход на микропроцессорные карточки в традиционных кредитных и дебетных нишах, дальнейшее развитие смарт-карточек типа "электронный кошелек", широкомасштабное внедрение "электронной наличности" и электронной торговли через Internet. Ускоренное развитие получат межсистемные интеграционные процессы, а также проекты на основе многофункциональных смарт-карточек. Современный этап развития рынка следует считать как технологический, подготовительный к всеобщему переходу на смарт-карточки и смарт-технологии.
Необходимым условием успешного продвижения карточного бизнеса является развитость инфраструктуры приема карточек к обслуживанию. В данном аспекте следует выделить техническую инфраструктуру, обеспечивающую использование банковских карточек как инструмента для получения наличных денег и осуществления безналичных расчетов за товары и услуги.
Основными устройствами обслуживания банковских платежных карточек являются:
1) Импринтер - механическое устройство, предназначенное для фиксирования операций, путем переноса оттиска рельефных реквизитов карточки на картчек (слип). В импринтер закладывается карточка, на нее кладется слип (Приложение Б) и сверху прокатывается валиком. Таким образом символы, эмбоссированные на пластике, оставляют отпечатки (англ, imprints - откуда и название "импринтер"), которые через несколько секунд темнеют и вполне читаемы. После чего слип подписывается как держателем карточки, так и кассиром. Одна копия слипа отдается держателю, другая остается в кассе торгово-сервисного предприятия в качестве первичного документа, третья передается в банк-эквайрер, где вручную переводится в электронную форму. "Заведенные" в программу слипы пересылаются в виде файла в платежную систему. Следует добавить, при регистрации операций с помощью импринтера применяется голосовая авторизация.
2) Электронный P.O.S. (point of sale) терминал - электронное программно-техническое устройство, предназначенное для фиксирования операций, произведенных с использованием карточек, с последующим формированием карт-чека. При совершении карточной операции в электронный терминал вставляется (или через него протягивается) карточка клиента. В это время информация, закодированная на магнитной полосе, считывается, кассир вводит запрашиваемую сумму, и терминал автоматически запрашивает авторизацию. После получения ответа из авторизационного центра терминал распечатывает на двойной ленте аналог слипа. Третья копия в данном случае не требуется, поскольку информация об операции поступает в авторизационный (процессинговый) центр изначально в электронном формате. Иногда технология требует от клиента вводить на клавиатуре терминала PIN-код, что повышает степень безопасности. В данном случае PIN фактически является аналогом подписи клиента, использование его с "живой" подписью необязательно.
Терминалы бывают двух видов:
- платежный терминал;
- кассовый регистратор,
допускающий возможность
3) Банкомат (ATM - Automat Teller Machine) - электронный программно-технический комплекс, выполняющий без участия оператора операции по выдаче налично-денежных средств, а также другие операции, разрешенные правилами и лицензиями платежных систем. Таким образом, банкоматы относятся к устройствам банковского самообслуживания. Используя его, клиент может получить почти полный спектр банковских услуг, не прибегая к помощи кассира или операциониста.
Банкоматы могут выполнять ряд основных и дополнительных операций. К первым относятся:
- выдача наличных банкнот
различных валют в зависимости
от настройки банкомата с
- получение выписки о состоянии счета;
- операции депозита;
- организация перевода денег со счета;
- работа с чеками;
- обработка сберегательной книжки.
В последнее время набор функций банкомата существенно расширился, с его помощью можно также получить набор услуг, связанных с маркетингом и рекламой. Во-первых, на экране банкомата можно размещать графическую информацию либо о дополнительных услугах банка, либо о платежной системе и предлагаемых ею карточных проектах. Во-вторых, рекламную информацию можно распечатать на купоне или обратной стороне чека
Иногда банкомат способен даже непосредственно контактировать с держателем карточки: считав информацию с магнитной полосы (микропроцессора), он может обратиться к клиенту по имени или предложить взять ту сумму, которую последний снимает чаще всего. Однако выполнять перечисленные функции могут далеко не все из них.
По функциональным возможностям различают банкоматы:
- cash dispenser, обеспечивающие минимум функций: выдачу наличных, показ баланса счета, иногда смена PIN-кода (только для некоторых ЧИП карт);
- full function (полнофункциональный банкомат), допускающий возможность "загрузки" функций необходимых банку (в теории может реализовать все перечисленные выше функции).
И все же главной функцией банкомата остается снятие наличных денег со счета. В этой операции содержится некое внутренне противоречие: ведь достоинство банковских карточек заключается в возможности не иметь дело с наличными. Вместе с тем, возможность получения наличных в любое время суток становится необходимым условием существования любой платежной системы. Исходя из этого банкоматы располагают в доступных и удобных для держателей карточек местах.
По способу размещения различают банкоматы:
- lobby, предназначенные для установки в помещениях;
- through the wall (через стену) - уличные (обычно они имеют внутренний подогрев);
- вестибюльные (также относятся к классу through the wall, но устанавливаются в помещениях);
- retail, устанавливающиеся в местах, где поток транзакций небольшой, впрочем, некоторые специалисты утверждают, что банкомат retai -- тот же lobby;
- island (островковые), которые могут быть установлены далеко от банковской сети, обладают повышенной защищенностью и весом.
Внешне банкомат представляет
собой металлический
Пользование банкоматом не представляет больших трудностей. Для получения наличных клиент вставляет карточку и, следуя инструкциям, появляющимся на экране, вводит с клавиатуры необходимые команды. Обычно в первую очередь вводится PIN. Большинство банкоматных программ предусматривает задержание карточки, если с трех попыток не был введен правильный PIN, многие задерживают карточку, если правильный PIN не был введен в течение определенного периода. Практически всегда банкомат имеет ограничение на сумму наличных, выдаваемых по одной операции.
После того, как клиент ввел
с клавиатуры необходимую сумму
наличных, банкомат возвращает карточку,
распечатывает квитанцию и
Кроме одиночных банкоматов,
в настоящее время часто
- разделение затрат и риска между участниками сети при внедрении новых услуг;
- уменьшение стоимости операций для участников;
- предание услугам
Следует отметить, что карточка является лишь инструментом в той или иной платежной системе. Суть карточного бизнеса вовсе не в карточке, а в организации отлаженной системы безналичных расчетов.
Исходя из этого ниже будет рассмотрена схема взаимодействия участников платежной системы (организация расчетов) при совершении операций с использованием банковских платежных карточек, при этом следует отметить: механизм совершения операции с банковской платежной картой одинаков вне зависимости от типа карты.
В развитой платежной системе в расчетах участвуют:
- клиенты - держатели (пользователи) карточек
- банки-эмитенты карт;
- банки-эквайреры.
- торгово-сервисные предприятия,
- расчетный банк, в котором
другие банки-участники
- процессинговые компании,
обеспечивающие
Клиентские операции с использованием банковской платежной карточки условно можно разделить на безналичные платежи за товары и услуги и операции получения налично-денежных средств. В любом случае перед совершением операции с карточкой осуществляется авторизация - получение разрешения банка-эмитента на проведение операции с использованием карточки, т.е. выдача подтверждения гарантии оплаты товаров (услуг), получения налично-денежных средств, приобретаемых (получаемых) держателем карточки в ходе конкретной операции.
Авторизационный запрос обычно включает номер карточки, срок ее действия и сумму операции, а также иногда иную информацию, связанную с обеспечением безопасности операции. По тем же соображениям безопасности и тайны вклада в авторизационном запросе не фигурирует имя держателя карточки и его остаток на счете. Ответом на запрос авторизации является или положительный код авторизации, или сообщение о невозможности оплаты запрошенной суммы данной карточкой и, возможно, изъятие карточки (совершение других действий). При положительном ответе на запрос авторизации выполняется собственно сама операция с карточкой. Ее результатом является первичный документ: либо полностью заполненный и подписанный слип (от англ, slip -- бланк, регистрационная карточка, расписка), либо чек электронного кассового устройства: РOS-терминала или банкомата.
Хронологически первым способом авторизации является так называемая голосовая авторизация. Применяется голосовая авторизация теми предприятиями торгово-сервисной сети и кассами банков, где установлены импринтеры. При ее осуществлении кассир звонит в банк или процессинговую компанию и сообщает номер карточки и срок действия, идентифицирующие карточку, сумму операции и номер точки приема (полученный от банка-эквайрера ранее, перед началом обслуживания операций с карточкой). Оператор центра авторизации (подразделение банка или процессинговой компании) вводит запрос в систему и, получив от нее ответ, сообщает его кассиру. Описанный способ авторизации является простейшим. Его эффективность низка, а время выполнения операции соответственно велико. Следует отметить, что элементы платежной операции "вводятся" дважды: кассир по телефону сообщает номер и срок действия карточки, сумму операции, оператор центра авторизации вводит те же данные с клавиатуры компьютера в систему. Дублирование ввода (при котором повышается вероятность случайной ошибки), естественные временные задержки на соединение, передачу данных и получение ответа и обуславливают нежелательно низкую эффективность выполнения операции, что в ряде случаев делает просто невозможным прием карточек в оплату.
Механизмом, направленным на
преодоление подобного
Более продвинутым является способ авторизации с использованием электронных устройств (электронная авторизация). Практически во всех платежных системах, использующих магнитные карточки, подлежат on-line авторизации операции выдачи наличных средств, выполняемые банкоматами. Для электронной авторизации покупок используются электронные кассовые аппараты со встроенными кардридерами или POS-терминалы. Авторизационный запрос формируется с использованием данных, прочитанных с магнитной полосы, и суммы, взятой из электронного образа чека.
Система авторизации операций, как правило, имеет трехуровневую иерархическую структуру (рис. 2.1).
Операция инициируется на нижнем уровне иерархии. Запрос формируется в точке приема, передается эквайреру. Эквайрер через свой коммуникационный канал в систему (в качестве примера, в случае системы VisaNet им является VAP - VisaNet Access Poit - специальный сервер). Канал эквайрера связывается с региональным каналом, тот передает запрос каналу региона, в котором находится банк-эмитент, затем запрос попадает в канал, обслуживающий эмитента. Ответ на запрос перемещается в обратной последовательности.
Технология выполнения операций с электронной авторизацией может быть комбинирована с долимитными операциями. POS-терминал в этом случае для операций с суммой, не превышающей установленный лимит, считывает магнитную полосу карточки, проверяя следующие условия: корректность номера карточки, срок действия карточки, отсутствие карточки в стоп-листе, сервис-код (сервис-ограничения - авторизация в режиме on-line). При выполнении всех указанных условий (а иногда и условия, что сумма всех выполненных за текущий день операций с данной карточкой не превышает установленного лимита) операция авторизуется в режиме off-line самим РОS-терминалом.