Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 02:51, курсовая работа
Цель данной работы – сделать обобщение по изученной литературе по исследуемой проблеме, осуществить анализ фактических данных, отражающих состояние национальной платежной системы, рассмотреть механизм ее развития в РБ, раскрыть меры Национального банка, направленные на обеспечение эффективного и безопасного функционирования платежной системы, и сформулировать выводы и предложения по рассматриваемому вопросу, исходя из собственного видения изучаемого явления.
Введение……………………………………………………………………………….4
1. Теоретические основы функционирования платежной системы РБ……………6
1.1 Сущность платежной системы и ее элементы…………………………………..6
1.2 Виды платежных систем…………………………………………………………11
2. Анализ состояния АС МБР как ключевого компонента платежной системы РБ………………………………………………………………………………………14
3 Перспективы развития платежной системы Республики Беларусь…………….18
3.1 Перспективы развитие АС МБР и нормативно правовой базы………………18
3.2 Ценовая политика национального банкав области расчетных услуг…………19
3.3 Развитие системы безналичных расчетовпо розничным платежам…………..23
3.4 Международное сотрудничество…………………………………………………27
Заключение…………………………………………………………………………...28
Список литературы………………………………
Плата за расчетные услуги не взимается за обработку в системе BISS электронных платежных документов Национального банка и электронных платежных документов по перечислению денежных средств с субсчета республиканского бюджета на счет республиканского бюджета Министерства финансов Республики Беларусь.
Впервые подключаемый к системе BISS банк однократно оплачивает свое участие в системе BISS в размере 100 базовых величин.
Национальным банком проводятся работы по обеспечению равномерности распределения платежного потока в течение операционного дня. В рамках данных работ анализируется структура платежного потока в системе BISS, в целях оптимизации которой применяются дифференцированные коэффициенты к установленным размерам платы. Коэффициенты к размерам платы дифференцируются в зависимости от интервала времени поступления электронного платежного документа в обработку. Кроме того, в целях выработки адекватной системы мер по повышению ответственности банков при управлении собственными платежными потоками предусматривается плата за аннулированные и отозванные платежные инструкции в составе электронного платежного документа и отбракованные электронные платежные документы. Осуществление этих мероприятий оказывает положительное влияние на сбалансированность платежного потока в части увеличения доли платежей, поступающих в систему BISS в первой половине дня (до 14 часов).
Эффективность модернизированной системы подтверждается значительным снижением объема неисполненных платежей. В 2010 году по сравнению с 2009 годам сумма аннулированных платежей возросло более чем в 399 раз, а количество – более чем в 76 раз. А в 2008 г. неисполненные платежи составили 306 тыс. ед. (Рис. 2).
Рисунок 2 – Динамика аннулированных платежей, проведенных в АС МБР в 2008 и 2010 годах.
Примечание – Источник:собственная разработка, по данным «Бюллетеня банковской статистики», №7.2010.С.195-196.
Национальным банком создан и успешно эксплуатируется первый в республике Центральный архив электронных документов по межбанковским расчетам (ЦА МБР). Без создания полноценного архива электронных документов невозможно использование всех преимуществ электронного документооборота, поэтому банкам необходимо в условиях централизации деятельности активизировать работы по созданию собственных архивов электронных документов [71].
Случаев несанкционированного доступа в платежную систему не допущено. Все вышесказанное способствовало повышению надежности, безопасности и эффективности функционирования платежной системы, что подтверждают приведенные ниже показатели работы за январь-сентябрь 2009 года.
Вместе с тем, несмотря на положительные в целом результаты работы АС МБР, существует и ряд проблем.
Не способствует нормативной работе платежной системы сложившаяся порочная практика авральной работы субъектов хозяйствования, органов управления и отдельных банков в последний день месяца или квартала по урегулированию расчетов, включая погашение задолженности по заработной плате и перед бюджетом. В течение продленного сверх графика времени работы АС МБР, как правило, поступает небольшое количество платежей, которые при нормальной организации расчетно-платежного процесса могли быть проведены в регламентное время без дополнительных затрат на обеспечение работы платежной системы.
Следует отметить, что эти затраты достаточно велики. Так, 1 час работы АС МБР обходится Национальному банку примерно в 3,5 млн. руб.
Полагаем, что от сложившейся порочной практики надо уходить, используя при этом организационные и экономические меры. Одной из таких мер должно стать, на моя взгляд, введение платы за продление работы АС МБР, которую должен вносить инициатор продления, покрывая все издержки Национального банка и банков.
Это говорит о том, что тарифы уже не покрывают возросшие по объективным причинам затраты (увеличение амортизации за счет ввода резервного центра, рост зарплаты персонала, рост цен на электрическую и тепловую энергию и др.). Поэтому назрела необходимость их повышения. При этом Главное управление платежной системы, Главное управление информационных технологий и Расчетный центр продолжат работу по оптимизации и совершенствованию АС МБР с целью снижения затрат на ее эксплуатацию и сопровождение.
К компетенции банков относится решение проблемы увеличения нагрузки на ответственных исполнителей в связи с необходимостью формирования полноформатных электронных платежных документов для передачи в систему BISS. Решение данной проблемы возможно, если банки начнут более активно применять автоматизированные банковские системы "Клиент-банк" и сканирующие устройства.
Сегодня созданная в государстве платежная система в основном соответствует современным образцам. Однако интеграция и расширение экономических связей, позволившие нашей стране войти в мировые финансовые потоки, требуют формирования платежной системы, полностью отвечающей мировым стандартам. Поэтому работа по созданию надежного, стабильного механизма функционирования платежной системы, ее модернизация в связи с быстрыми технологическими изменениями и республике проводится постоянно.
В 2009 году Национальный банк обеспечил эффективное, надежное и безопасное функционирование национальной платежной системы, а также дальнейшее расширение сферы безналичных расчетов в экономике республики и сокращение доли расчетов посредством наличных денег.
3 Перспективы развития платежной системы РБ
3.1 Перспективы развитие АС МБР и нормативно правовой базы
Национальный банк в перспективе останется
собственником
АС МБР и как регулятор платежной
системы страны продолжит работу по
совершенствованию ее правовой базы,
разработке и применению
стандартов и процедур осуществления
платежных операций, выполнению
функций расчетного банка и кредитора
последней инстанции,
формированию ценовой политики на расчетные
услуги Национального
банка, организации риск-ориентированного
надзора за платежной
системой с применением современных методик
и инструментария.
Приоритетные задачи заключаются в определении общей стратегии управления рисками в системе BISS, разработке и внедрении комплексной системы анализа (оценки) рисков и управления ими. Составной частью данной системы является разработка каталога угроз в аспекте операционного риска в целях его идентификации, оценки, управления и надзора за ним.
В развитие направления по обеспечению непрерывного функционирования платежной системы в форс-мажорных обстоятельствах разрабатывается и реализуется концепция создания удаленного резервного центра АС МБР и структурированного резервного вычислительного центра банковской системы Республики Беларусь.
Национальный банк продолжит работу по оптимизации и совершенствованию системы BISS с целью снижения затрат на ее эксплуатацию и сопровождение. Будет продолжена работа по совершенствованию ценовой политики на расчетные услуги Национального банка, направленной на обеспечение равномерности распределения платежного потока в течение операционного дня системы, покрытие издержек на ее функционирование доходами и получение
прибыли в размере, обеспечивающем финансирование
мероприятий по ее развитию.Согласно Ключевым
принципам для системно значимых
платежных систем нормативная правовая
база должна четко и полно
определять права и обязанности сторон, вовлеченных в процесс платежа.
Неопределенность нормативной правовой
базы приводит к появлению
правового риска.
Совершенствование нормативной правовой базы платежной системы РБ в 2010 - 2015 годах будет направлено на урегулирование всех аспектов функционирования АС МБР и порядка взаимодействия между ее функциональными системами, дальнейшее совершенствование электронного документооборота и расширение типов электронных платежных документов в платежной системе, а также совершенствование механизма взаимодействия со смежными системами.
В условиях роста количества межбанковских платежей, обрабатываемых в системе BISS, архитектурные решения АС МБР должны поддерживать централизованную структуру управления, в рамках которой Национальному банку принадлежит основная роль в организации функционирования платежной системы. Развитие инфраструктуры АС МБР должно быть направлено на достижение эффективности платежной системы при условии снижения всех видов рисков. При этом формирование архитектуры АС МБР должно осуществляться по пути согласованного развития отдельных функциональных систем (система BISS, СПФИ и АС ЦА МБР), конечной целью которого является достижение высокого уровня сервисных услуг.
Архитектурные решения АС МБР будут обеспечивать надежное взаимодействие со смежными системами, предусматривать адекватные механизмы расчетов с точки зрения оптимального соотношения по показателю ”риск – стоимость“, управления ликвидностью и процедуры передачи информации, что также является ключевым аспектом поддержания стабильности платежной системы Республики Беларусь. Оптимизация модели взаимодействия системы BISS и расчетно-клиринговой системы по ценным бумагам связана с изменением специфики деятельности открытого акционерного общества ”Белорусская валютно-фондовая биржа“, определением условий и механизмов доступа в систему BISS, применением механизмов расчетов, сочетающих валовые и нетто расчеты по результатам торгов ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок. Реализация данных мероприятий позволит повысить оперативность управления ликвидностью, а также ускорить переводы активов из одной формы в другую.
Развитие системы безналичных
расчетов по розничным платежам
и увеличение объема операций, совершаемых
с электронными
платежными инструментами, при условии
централизации процесса
клиринга потребуют совершенствования
механизма взаимодействия
розничных платежных систем и системы
BISS.
Совершенствование электронного документооборота
требует
урегулирования вопросов создания, хранения,
обработки документов в
электронном виде, признания электронной цифровой
подписи,
сертификации средств ее создания, определения
требований к
программно-техническим средствам дистанционного
банковского
обслуживания и их сертификации.
С целью дальнейшего расширения
сферы применения электронного документооборота целесообразно проработать
организационно-
3.2 Ценовая политика национального банкав области расчетных услуг.
Проводимая Национальным банком ценовая
политика будет
оставаться максимально прозрачной, обоснованной,
приемлемой для
участников системы BISS, ориентированной
на расширение сферы
применения электронного
документооборота в межбанковских расчетах
и
наращивание объемов межбанковских платежей,
а также направленной на
дальнейшее повышение качества оказываемых
расчетных услуг и
достижение полного соответствия восьмому
Ключевому принципу для
системно значимых платежных систем.
Достижение названных базовых ориентиров
дальнейшего
развития и совершенствования ценовой
политики Национального банка
будет обеспечиваться за счет реализации
следующих основных
мероприятий.
Для создания равных условий и обеспечения конкуренции между банками в рамках применяемых Национальным банком одинаковых правовых и технических норм и требований будут продолжены:
- мониторинг динамики использования банками составных электронных платежных документов МТ 102 с системным кодом 03;
- наращивание производственно-вычислительных мощностей и пропускной способности программно-технических средств АС МБР с увеличением скорости обработки информации по осуществлению межбанковских расчетов.
С целью увеличения количества электронных платежных документов, обрабатываемых в системе BISS, будет осуществляться анализ потенциальных возможностей расширения сферы электронного документооборота при проведении межбанковских расчетов между участниками системы BISS, изучаться возможность внедрения в системе BISS технологии обработки электронных платежных документов МТ 104 и новых типов электронных сообщений.
Для обеспечения равномерности распределения платежного потока в течение операционного дня системы BISS будет продолжено систематическое проведение анализа структуры потока платежей в системе BISS, на базе которого будут приниматься решения о необходимости изменения уровня дифференциации коэффициентов к установленным размерам платы за расчетные услуги.
Необходимо выработать адекватную систему мер экономического воздействия на банки путем использования инструментов ценовой политики, направленных на повышение ответственности банков при управлении собственными платежными потоками. При этом будет предусмотрено сохранение платы за аннулированные, отозванные и отбракованные электронные платежные документы с применением дифференцированных коэффициентов.
Экономическая эффективность эксплуатации АС МБР будет обеспечена за счет:
Информация о работе Перспективы развития платежной системы Республики Беларусь