Перспективы развития платежной системы Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 02:51, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – сделать обобщение по изученной литературе по исследуемой проблеме, осуществить анализ фактических данных, отражающих состояние национальной платежной системы, рассмотреть механизм ее развития в РБ, раскрыть меры Национального банка, направленные на обеспечение эффективного и безопасного функционирования платежной системы, и сформулировать выводы и предложения по рассматриваемому вопросу, исходя из собственного видения изучаемого явления.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….4
1. Теоретические основы функционирования платежной системы РБ……………6
1.1 Сущность платежной системы и ее элементы…………………………………..6
1.2 Виды платежных систем…………………………………………………………11
2. Анализ состояния АС МБР как ключевого компонента платежной системы РБ………………………………………………………………………………………14
3 Перспективы развития платежной системы Республики Беларусь…………….18
3.1 Перспективы развитие АС МБР и нормативно правовой базы………………18
3.2 Ценовая политика национального банкав области расчетных услуг…………19
3.3 Развитие системы безналичных расчетовпо розничным платежам…………..23
3.4 Международное сотрудничество…………………………………………………27
Заключение…………………………………………………………………………...28
Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

готовый курсач.doc

— 377.00 Кб (Скачать файл)

рассмотрения вопросов наличия резервов в части оптимизации расходов на сопровождение и снижения эксплуатационных затрат;

поддержания размера платы за расчетные услуги на уровне, предусматривающем покрытие издержек на функционирование АС МБР и получение доходов в размере, обеспечивающем инвестирование средств в ее развитие;

изучения и анализа объемов межбанковских платежей по участникам системы BISS с возможным введением минимального уровня оплаты расчетных услуг для целей экономического стимулирования участников системы BISS к наращиванию объемов межбанковских платежей и выработки адекватной системы распределения расходов и возмещения эксплуатационных затрат.

Продолжится изучение международного опыта в области ценовой политики центральных банков с целью его использования в реальных условиях отечественной банковской практики.Для выполнения основных показателей по обеспечению эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы на предстоящий период планируются работы по:

модернизации СПФИ с целью повышения ее надежности, безопасности и пропускной способности;

формализации понятия ”точка входа в АС МБР“, закреплению зон ответственности за участниками системы BISS, осуществлению мониторинга работоспособности состояния точек входа на стороне участников;

совершенствованию технологии разработки и применения новых форматов электронных платежных документов с целью расширения электронного документооборота;

модернизации средств электронной цифровой подписи и системы управления ключевой информацией с целью внедрения в АС МБР элементов Банковской инфраструктуры открытых ключей и в последующем Государственной системы управления открытыми ключами;

разработке и внедрению в АС МБР современных электронных средств сквозной идентификации (например, на основе чип-карточек) в рамках создания системы идентификации и аутентификации пользователей программно-технических комплексов АС МБР;

совершенствованию системы управления программно-техническими комплексами АС МБР в части развития дополнительных элементов безопасности;

разработке и реализации комплексной программы анализа и мониторинга информационной безопасности АС МБР для каждой из категорий информации, в которой предусматриваются повышение квалификации персонала в области безопасности, внедрение устройств защиты от несанкционированного доступа на серверах, аттестация серверов на защищенность, обновление программного обеспечения на устройствах защиты в АС МБР, создание системы централизованного сбора событий безопасности;

реализации распределенной обработки информации в АС МБР с автоматическим, динамическим балансированием нагрузки и маршрутизацией информационных потоков;

совершенствованию технического проекта II очереди телекоммуникационной сети распределенного программно-технического комплекса АС МБР с учетом требований по защите информации;

созданию системы централизованного копирования и архивирования АС МБР;

дальнейшему развитию Центрального архива межбанковских расчетов Национального банка, включая предоставление банкам услуг по хранению электронных документов по межбанковским расчетам;

созданию полноценной системы тестирования АС МБР, позволяющей минимизировать риски возникновения ошибок в работе программного обеспечения за счет проведения испытаний на качественно новом уровне;

поддержке коэффициента доступности АС МБР для банков на уровне не ниже 99,5 процента дневного фонда рабочего времени;

совершенствованию топологии, развитию функциональных возможностей и уровня защищенности межбанковской телекоммуникационной сети, включая сеть закрытого акционерного общества ”Банковско-финансовая телесеть“.Особое внимание будет уделено Национальным банком 
развитию системы резервирования и восстановления процесса 
межбанковских расчетов, включая построение удаленного резервного 
центра с учетом постоянного развития технологий в области электронной 
обработки информации.

Неотъемлемой частью процесса развития системы резервирования и восстановления процесса межбанковских расчетов является модернизация системотехнической платформы АС МБР, направленная на обновление программных и технических средств или их замену в случае снятия с поддержки производителем. Регулярное и своевременное обновление средств системотехнической платформы АС МБР, включая внедрение технологий виртуализации и ”тонкого“ клиента, необходимо для ее постоянного поддержания на современном уровне и позволит иметь инфраструктуру с полным объемом поддержки изготовителями как аппаратных средств, так и программного обеспечения системного и среднего уровня.

В 2012 - 2014 годах потребуется проведение модернизации центрального вычислительного комплекса с целью достижения высоких эксплуатационных характеристик по обработке всего межбанковского платежного потока и обеспечения работы АС МБР до 2021 года. Модернизации должен предшествовать этап разработки технико-экономического обоснования с подробным анализом стоимости внедрения и владения вариантами модернизированного центрального вычислительного комплекса на базе различных системно-технических платформ. Для повышения эффективности функционирования АС МБР, сокращения сроков и повышения качества проектных работ необходимо совершенствовать внедренную и сертифицированную на соответствие требованиям СТБ ISO 9001 – 2001 систему менеджмента качества разработки, сопровождения, развития и эксплуатации программного обеспечения АС МБР с учетом новой редакции стандарта СТБ ISO 9001 -2009 путем оптимизации и совершенствования процессов, расширения сферы его действия.

 

3.3 Развитие системы безналичных  расчетовпо розничным платежам

 

      Стратегическими целями развития системы безналичных 
расчетов по розничным платежам должны стать качественное улучшение 
уровня расчетного банковского обслуживания населения, создание 
максимально привлекательных условий для укрепления тенденций 
притока денежных средств населения в банки, повышение доверия к 
банковской системе в целом, а также использование населением средств 
на банковских счетах для проведения расчетов в безналичной форме и 
снижение доли операций с наличными деньгами при проведении 
розничных платежей.

Достижение указанных целей будет осуществляться посредством увеличения спектра платежных услуг, предоставляемых населению, повышения их качества, создания удобных условий банковского обслуживания с использованием электронных платежных инструментов на всей территории Республики Беларусь, в том числе за счет развития внутренней платежной системы на основе использования банковских пластиковых карточек ”БелКарт“, расширения спектра платежных инструментов и средств платежа, внедрения конкурентоспособных отечественных разработок, обеспечения функционирования ЕРИП. Развитие розничных платежных систем является в большинстве случаев инициативой частного сектора, но Национальный банк может участвовать в таких системах как поставщик расчетных услуг, орган 
надзора за платежной системой, катализатор и координатор рыночных и 
регулирующих преобразований.

В условиях развития во всем мире инновационных технологий расширяются каналы предоставления розничных банковских услуг пользователям, проживающим в удаленных районах, которые ранее не были включены в сферу банковского обслуживания. Повышение доступности расчетных услуг для клиентов возможно за счет расширения спектра организаций, предоставляющих физическим лицам возможность осуществления платежей за различные услуги в пользу поставщиков услуг.  Для  регулирования  деятельности  организаций,  оказывающих платежные услуги, необходимо сформировать правовую базу и определить требования, предъявляемые к таким организациям. Правовая база должна обеспечивать доступ на рынок организаций, предоставляющих пользователям новые средства платежа и механизмы доступа к счету, устанавливать требования в области обмена информацией, права и обязанности поставщиков и пользователей платежных услуг. Следует разработать правила, которые обеспечат прозрачность условий и требований к представлению информации о платежных услугах в понятной для пользователей форме.

Формирование и развитие правовой базы рынка платежных услуг будет вестись на основе использования международного опыта, прежде всего директивы Европейского Парламента и Совета Европейского союза ”О платежных услугах на внутреннем рынке“.

Будет совершенствоваться нормативная правовая база, регулирующая вопросы проведения операций с использованием электронных платежных инструментов, а также проводиться комплекс мероприятий, направленных на:

*дальнейшее развитие программно-технической инфраструктуры для проведения операций с использованием банковских пластиковых карточек, в том числе наращивание числа объектов для совершения операций безналичной оплаты товаров (работ, услуг). В рамках данной работы будут обеспечиваться опережающие темпы прироста количества объектов программно-технической инфраструктуры по сравнению с темпами прироста эмиссии банковских пластиковых карточек, в том числе достижение нормативного показателя 160 карточек на один платежный терминал в организации торговли (сервиса);

*установление экономически обоснованной ценовой политики банков в области эквайринга и инкассации;

*качественно новый уровень работы по дальнейшему вовлечению населения страны в сферу безналичных расчетов при активном участии всех заинтересованных (банков, организаций торговли (сервиса), в том числе за счет создания и развития системы мероприятий по стимулированию использования населением банковских пластиковых карточек в безналичных расчетах, регулярного проведения широкомасштабных социальных рекламных кампаний, направленных на привлечение внимания общественности к государственной значимости безналичных платежей;

*доведение к 2016 году доли безналичных расчетов в общем количестве и сумме операций с использованием банковских пластиковых карточек до 60 - 65 процентов и 20 - 25 процентов соответственно;

*реализацию Программы развития внутренней платежной системы ”БелКарт“ до 2011 года, поэтапный переход в течение 2011 – 2015 годов на чиповые карточки данной системы, отвечающие международным 
требованиям EMV, проведение работ, направленных на интеграцию 
внутренней платежной системы ”БелКарт“ с внутренними платежными 
системами России, других стран СНГ, ближнего и дальнего зарубежья, 
обеспечение соответствия правил, процедур, элементов программно- 
технической инфраструктуры, используемых в платежной системе 
”БелКарт“, международным требованиям, повышение конкурентоспособности внутренней системы ”БелКарт“ на внутреннем и международном рынке банковских пластиковых карточек за счет преимуществ ценовой политики, реализации программ лояльности держателей карточек, внедрения передовых отечественных разработок и решений;

*проведение работ по переходу на банковские пластиковые карточки, соответствующие международному стандарту EMV, и по внедрению международного стандарта безопасности PCI DSS;

*развитие систем дистанционного банковского обслуживания (Клиент-банк, Internet-banking, Телебанк (Телефон-банк), SMS-banking, Mobile-banking), совершенствование правового регулирования функционирования данных систем;

*развитие ЕРИП за счет совершенствования его нормативного правового регулирования, разработки и внедрения аппаратно-программного комплекса расчетной составляющей, повышения качества и уровня сервисного обслуживания;

*обеспечение необходимого уровня безопасности операций с использованием банковских пластиковых карточек, электронных денег, систем дистанционного банковского обслуживания в соответствии с требованиями международных платежных систем;

 *организацию сертификации программно-технических средств, позволяющих осуществлять операции с использованием банковских пластиковых карточек, электронных денег, систем дистанционного банковского обслуживания.

Будут проводиться мероприятия по повышению надежности и 
безопасности функционирования программно-технической

инфраструктуры проведения расчетов с использованием банковских пластиковых карточек, расширению перечня услуг, предоставляемых держателям банковских пластиковых карточек.

Продолжатся работы по модернизации парка устройств самообслуживания (банкоматы, платежно-справочные терминалы, терминалы организаций торговли (сервиса), расширению сети терминалов организаций торговли (сервиса) до нормативного уровня. Необходимо ускорить внедрение адаптивных технологий с целью предоставления возможности пользования устройствами самообслуживания гражданам с ослабленным зрением.

Предусматривается обеспечить должный уровень резервирования программно-технических средств обрабатывающих центров банков и ОАО ”Банковский процессинговый центр“, принять меры по обеспечению бесперебойного функционирования средств телекоммуникаций и защиты банковской информации, передаваемой с их помощью. Наличие планов обеспечения непрерывной работы и восстановления систем безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек должно стать обязательным условием для банков и открытого акционерного общества ”Банковский процессинговый центр“.

Развитие надзора за платежной системой будет проходить в соответствии с целями, задачами, принципами и направлениями, определенными Концепцией осуществления Национальным банком Республики Беларусь надзора за платежной системой Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 145, что подразумевает становление риск-ориентированного наблюдения за платежной системой.

Информация о работе Перспективы развития платежной системы Республики Беларусь