Потребительский кредит в сфере кредитных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 08:23, курсовая работа

Описание работы

Современный мир «живет в кредит», еще несколько лет назад было трудно
представить себе возможность такого потребительского бума кредитования.
Кроме того, увеличивается важность рыночных механизмов кредитования, что
помогает строиться взаимоотношениям потребителей и банковско-кредитных
организаций. Это говорит о том, что экономика России становится по-
настоящему рыночной

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................. 2
1 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТА 4
2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО
КРЕДИТОВАНИЯ В РФ.......................................................................................... 10
3 СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ НА РЫНКЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО
КРЕДИТА В РФ........................................................................................................ 17
4 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТА..................... 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................... 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............

Файлы: 1 файл

Потребительский кредит в системе кредитных отношений.docx

— 82.78 Кб (Скачать файл)

Однако это не означает, что другие банки, в том числе региональные, не имеют перспектив для развития ритейлового направления в своей деятельности. Специфика кредитования домашних хозяйств такова, что заемщики распадаются на множество групп, которые отличаются по целому ряду признаков (уровень доходов, место проживания, половозрастная структура заемщиков, их образовательный уровень и др.). Путем правильного позиционирования и использования менее бюрократических процедур оформления кредитов эти банки вполне могут получить определенные конкурентные преимущества, хотя и за счет принятия на себя повышенных рисков и дополнительных издержек.

За последние годы продавать банковские услуги, прежде всего разного рода кредиты, стали очень многие магазины и предприятия сферы услуг самой разной направленности. В основном это универсальные и специализированные торговые сети, а также страховые компании, автодилеры и некоторые медицинские учреждения. Выдача кредитов прямо на местах позволяет им значительно увеличивать обороты.

Коммерческие банки стремительно развивают потребительское кредитование также и в регионах. Они вынуждены искать подход к небогатому по московским меркам провинциальному заемщику, тесня при этом местные банки (кстати, здесь весьма остро встает вопрос о добросовестной конкуренции и монополистической деятельности). Московские банки предлагают своим клиентам кредитно-финансовые продукты, проверенные жесткой конкуренцией в московском регионе. И заемщик с готовностью отзывается на рекламный призыв, привыкая жить в кредит. Растущая конкуренция приводит к тому, что реальные ставки кредитования в банках постепенно выравниваются, повышается скорость предоставления и доступность кредитов, происходит «размывание» долей рынка потребительского кредитования крупных банков.

Рассмотрев рейтинг банков-лидеров потребительского кредитования по состоянию на 1 января 2011 г., который представлен в табл. 2, можно отметить, что, безусловным лидером является Сбербанк России, который всего за год увеличил свой портфель на 11,26%. ВТБ, занимающий второе место, увеличил портфель на 24,06%, а Росбанк, замыкающий первую тройку, - на 20,5%.

Проанализировав текущую ситуацию на рынке потребительского кредитования, можно сделать вывод о том, что в России еще недостаточно развит данный сегмент розничного бизнеса. По данным государственной статистики, к настоящему времени лишь 42% населения воспользовались услугой потребительского кредитования. Таким образом, индивидуальными ссудными продуктами обеспечено 26 млн. человек. Если учесть, что экономически активное население в стране составляет примерно 62 млн. человек, то почти половина из них воспользовалась услугами кредитования.

Потребительское кредитование для российского рынка - относительно новый продукт. Этот рынок за последние десять лет вырос буквально с нуля. По данным Центрального банка РФ, еще пять лет назад в кредитных портфелях банков число выданных кредитов составляло 619 млрд. рублей. С того времени этот показатель вырос более, чем 6 раз и сейчас достигает 4 трлн. рублей.

Таблица 2. Лидеры по объему потребительского кредитования населения на январь 2011 г.

Место

Банк

Динамика с 01.01.2010, %

Доля рынка на 01.01.2011,

%

1

Сбербанк

11,26

28,7

2

ВТБ

24,06

8,9

3

Росбанк

20,5

3

4

Россельхозбанк

27,94

1,9

5

Home Credit Bank

32,91

1,8

6

Альфа-Банк

17,65

1,8

7

Райффайзенбанк

4,07

1,7

8

Русский Стандарт

- 6

1,66

9

Уралсиб

- 2,75

1,5

10

Банк Москвы

- 10,82

1,49

11

Транскредитбанк

37,14

1,4

12

Юникредит Банк

5,68

1,39

13

Газпромбанк

39,71

1,39

14

МДМ-Банк

- 20,38

1,3

15

Промсвязьбанк

- 17,18

0,8


Самым развитым сектором потребительского кредитования являются займы на товары народного потребления (мебель, бытовую технику). Банкиры отмечают, что спрос на этом рынке превышает предложение. Доля кредитов на покупку бытовой техники и мебели составляет в портфелях банков 25%. Эти кредиты считаются наиболее доступными. Для того чтобы купить в кредит стиральную машину, телевизор или мебель, нужен всего лишь паспорт и сведения об ИНН налогоплательщика. Заполнив анкету, где указываются сведения о работе и доходах, нужно передать ее сотруднику. В течение нескольких минут будет принято решение о выдаче кредита. Стоимость заемных средств различная – от 19 до 39 % годовых в рублях. Кредит выдается на срок до двух лет. По такой схеме, к примеру, работает московский банк «Русский Стандарт», подразделения которого открыты во многих татарстанских магазинах торгующих мебелью и бытовой техникой.

Сбербанк предоставляет кредиты на неотложные нужды (за счет них можно оплатить, к примеру, туристические путевки, обучение, медицинские услуги) по классической схеме – наличными деньгами и в безналичной форме путем зачисления суммы кредита на счет заемщика по вкладу «до востребования» или на счет банковской карты.

Максимальную сумму кредита Сбербанк определяет исходя из платежеспособности заемщика и предоставленного им обеспечения. Кредит на неотложные нужды выдается на срок до 5 лет в рублях по ставке 16-22% годовых.

Таким образом, можно сделать вывод, что настоящее время отечественный рынок кредитования населения постепенно приближается к уровню, существующему в европейских странах. При этом в России, наблюдается сильная сберегательная (накопительная) тенденция. При этом осуществляют сбережения и получают кредиты совершенно разные социальные категории. В настоящее время главным образом меняется финансовое поведение гражданам соответственно изменениям во всей макроэкономике, и рынок кредитования населения набирает обороты.

В то же время наблюдается обострение конкуренции между банками на рынке потребительского кредитования. Результатом такой конкуренции можно считать некоторое снижение процентных ставок по кредитным продуктам, однако в целом борьба за рынок потребительского кредитования будет вестись не ценовыми методами, а за счет снижения требований к потенциальным заемщикам, увеличения сроков кредитования, упрощения процедуры получения ссуд, экспресс – кредитования, использования банковских карт.

Намечая перспективы развития рынка потребительских кредитов, можно сделать вывод, что в ближайшем будущем «жить в долг» станет таким же обычным делом, как для американцев и европейцев. Наблюдающийся резкий рост популярности потребительских кредитов приведет к тому, что в ближайшие годы спрос со стороны населения на данный вид банковских услуг будет возрастать. При этом кредитные организации будут увеличивать объемы предоставляемых кредитов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТА

В настоящее время в области потребительского кредитования активно ведется работа по многим направлениям.

Закон «О кредитных историях», им определяются понятие и состав кредитной истории, основания, порядок формирования, хранения и использования кредитных историй. Кроме того, регулируется связанная с этим деятельность бюро кредитных историй, устанавливаются особенности создания, ликвидации и реорганизации бюро кредитных историй. А также принципы их взаимодействия с источниками формирования кредитной истории: заемщиками, органами государственной власти, органами местного самоуправления и Банком России. Законом устанавливаются правовые и организационные основы для формирования, обработки, хранения и раскрытия бюро кредитных историй информации, характеризующей своевременность исполнения заемщиками своих обязательств по договорам займа, повышения защищенности кредиторов и заемщиков за счет общего снижения кредитных рисков, повышения эффективности работы кредитных организаций.

Основная цель бюро кредитных историй состоит в накоплении определенного перечня информации, говорящей о платежной дисциплине заемщика по исполнению договоров займа и в совокупности составляющей кредитные истории юридических и физических лиц. В кредитном бюро будет храниться информация, описывающая заемщика, его договор, а также информация о том, во время ли он возвращал кредит и насколько добросовестно выполнял его условия. В законе особо отмечается, что передача кредиторам этой информации возможна только с разрешения самого заемщика.

Закон вступил в силу с 1 июня 2005 года, за исключением положения об обязанности предоставления кредитными организациями информации в отношении всех заемщиков, давших согласие на ее представление, хотя бы в одно бюро кредитных историй, включенное в государственный реестр бюро кредитных историй. Данное положение вступило в силу с 1 сентября 2005 года.

Важность в создании кредитных бюро заключается в удовлетворении обоюдных интересов кредиторов и заемщиков. Для кредиторов кредитное бюро дает дополнительную возможность проводить выбор заемщиков по степени их надежности, основываясь на истории его взаимоотношений с другими кредиторами. Кредитное бюро стимулирует заемщика к возвращению кредитов, уменьшая риск недобросовестного поведения. Информация кредитного бюро позволяет повысить уровень управления рисками и тем самым снизить вероятность предоставления проблемных кредитов. Поэтому, улучшается качество кредитного портфеля, сокращаются расходы на создание резервов и достигается более высокий финансовый результат деятельности. Для заемщиков кредитное бюро открывает возможности формирования положительного имиджа, укрепления деловой репутации и повышения их инвестиционной привлекательности. Наличие досье заемщика сокращает время принятия решения о выдаче кредита и может понизить стоимость заимствований. Тем самым кредитное бюро создает стимулы надежным заемщикам формировать свое досье.

Министерство Финансов РФ разработал проект закона о потребительском кредитовании. Законопроект направлен на защиту кредитных прав потребителей, которым предоставлен ряд важных гарантий:

  1. право на достоверную и полную информацию об условиях предоставления и возврата потребительского кредита;
  2. право в одностороннем порядке прекращать кредитный договор без применения санкций (в случае, когда потребитель не начал использовать кредит, получил товар ненадлежащего качества или не приобрел права собственности);
  3. право выплачивать кредит досрочно с уплатой процентов только за срок его фактического использования;
  4. право расторгать кредитный договор при несоблюдении банком условий соглашения.

Закон предусматривает ответственность кредиторов за недостоверную информацию, определяет механизм начисления процентов по кредиту и порядок изменения процентной ставки, четко устанавливает целевое назначение кредита, ответственность потребителя за нарушение договора, регулирует вопросы обеспечения по кредиту.

В связи с этим, введение в действие этого закона определит на рынке банковских услуг порядок предоставления потребительских кредитов, пропишет действия кредитных организаций в этой сфере деятельности, ограничение для кредитных организаций в рекламе своих банковских продуктов и порядок раскрытия информации о процентных ставках по кредитам.

Сохранению высоких темпов роста рынка потребительского кредитования будут способствовать следующие факторы:

  1. активный приход иностранных инвесторов в данный сектор;
  2. расширение кредитной инфраструктуры и внедрение новых инструментов кредитования;
  3. повышение доверия населения к банковской системе;
  4. продолжение роста денежных доходов населения;
  5. рост финансовой грамотности населения;
  6. развитие системы кредитных бюро.

Общепризнанная тенденция развития потребительского кредитования – это постепенный отход от экспресс-программ в торговле к кредитным картам. Этот инструмент обладает очевидными преимуществами для банка – снижаются издержки на выдачу (особенно повторную), легко проконтролировать целевое расходование средств, появляется хороший способ привязать клиента. Для потребителя использовать карту тоже удобно: покупку можно совершить в любом магазине на уже известных и опробованных условиях кредита, а в случае острой необходимости можно снять и наличные.

Информация о работе Потребительский кредит в сфере кредитных отношений