Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 18:08, курсовая работа
Несмотря на выгодность деятельности, связанной с розничным кредитованием, кредиторы несут и большие риски. За время работы на данном сегменте банковского рынка, банки составили большое количество кредитных историй заемщиков, которые брали кредиты. Такие базы данных есть практически у всех банков, которые занимаются потребительским кредитованием, а также предприятий розничной торговли, и составляют особую коммерческую тайну.
Целью данной работы является рассмотрение системы потребительского кредитования в России, проблем, возникающих в процессе организации потребительского кредитования, а также перспектив развития потребительского кредита в нашей стране.
Введение
1. Понятие, сущность, отличительные черты потребительского кредитования
2. Определение кредитоспособности физического лица
3. Управление кредитным портфелем розничных заемщиков
Заключение
Практическая часть
Список используемой литературы
Приложения
3. УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТНЫМ ПОРТФЕЛЕМ РОЗГИЧНЫХ ЗАЕМЩИКОВ.
Основными характеристиками портфеля являются: доходность, ликвидность, уровень кредитного риска. Доходность - один из главных показателей инвестиций, по которому можно оценивать выгодность инвестиций, их целесообразность и сравнивать их между собой по этому показателю. Ликвидность – способность активов быть быстро проданными по цене, близкой к рыночной. Ликвидность – способность обращаться в деньги. Кредитный риск — риск неисполнения дебитором своих обязательств перед поставщиком товаров или провайдером услуг, т.е. риск возникновения дефолта дебитора. В рамках данного определения носителями кредитного риска являются в первую очередь сделки прямого и непрямого кредитования (прямой риск) и сделки купли-продажи активов без предоплаты со стороны покупателя.
Более широкое представление
о кредитном риске определяет
его как риск потерь, связанных
с ухудшением состояния
Собственно оценка кредитного риска может производиться с двух позиций: оценка кредитного риска отдельной операции и портфеля операций. Двумя основными конечными оценками кредитного риска являются - ожидаемые и неожиданные потери. При классическом подходе к управлению кредитными рисками покрытие ожидаемых потерь производится за счёт формируемых резервов, покрытие неожиданных потерь по кредитным рискам должно производиться за счёт собственных средств (капитала) организации. Кредитный риск в торговых операциях на условиях отсрочки платежа можно исключить с помощью факторинга. Факторинговая компания выдает поручительство за дебиторов в размере 90% от суммы поставки на срок отсрочки платежа, и в том случае, если дебитор по каким-то причинам не может в срок произвести оплату, факторинговая компания выплачивает финансирование в размере ранее выданного поручительства. Другой инструмент - это страхование кредитного риска в страховой компании. Объектом страхования являются имущественные интересы Страхователя, связанные с возможностью наступления убытков в результате неисполнения (ненадлежащего исполнения) договорных обязательств Контрагентом (должником) Страхователя. Страховым случаем по страхованию торговых кредитов является возникновение убытков у Страхователя в результате несостоятельности (банкротства) Контрагента Страхователя; неисполнения обязательств Контрагентом Страхователя вследствие форс-мажорных обстоятельств; длительной просрочки платежа со стороны Контрагента.
Кредитная история – по сути, своеобразная финансовая биография заемщика. Состоит она из трех частей и выглядит следующим образом.
Первая – титульная, включает в себя сведения о физическом или юридическом лице, которые дают возможность идентифицировать субъект кредитной истории: паспортные данные, место жительства заемщика или адрес организации, идентификационный номер налогоплательщика, контактную и другую необходимую информацию.
Вторая часть – основная, показывает актуальную информацию по остаткам долга кредитным организациям, новым кредитам, когда они взяты и на какой срок, как возвращаются основной долг и проценты, или, если заемщик уже должник, какие существуют судебные решения. Следует отметить, что закон позволяет бюро кредитных историй открывать основную часть для просмотра как кредитным организациям, так и третьим лицам – пользователям кредитной истории. К таковым относятся индивидуальные предприниматели и юридические лица, заключившие с бюро кредитных историй договор об оказании информационных услуг – но с письменного или иным способом документально зафиксированного на то согласия субъекта кредитной истории. Для пользователей кредитной истории срок действия такого разрешения ограничен одним месяцем. Кредитные организации могут пользоваться правом просмотра основной части в течение всего срока действия договора займа с субъектом кредитной истории.
Любой факт предоставления информации о кредитной истории фиксируется бюро кредитных историй в третьей, закрытой части. В ней делаются отметки о том, кто данную историю открыл в бюро кредитных историй и кто ее запрашивал. Ознакомиться с содержанием третьей части может только сам субъект кредитной истории, в исключительных случаях – судебные органы. Бюро кредитных историй хранит историю о заемщике в течение 15 лет после внесения в нее последней записи. Формирование же кредитного досье начинается с первой кредитной организации, которая выдала заем. В банке составляют титульную и основную части кредитной истории заемщика, заносят в них всю необходимую информацию и передают в бюро кредитных историй.
Обязательное условие
– документально
Иметь кредитную историю – дело добровольное, и заемщик вправе не разрешить кредитору давать о себе информацию в бюро кредитных историй. Но если это новый, неизветсный для банка клиент, то его отказ банк вправе расценить как стремление что-то скрыть. И вполне возможно, что этот пункт станет причиной отказа в кредите. С другой стороны, хранящаяся в бюро кредитных историй новая запись о кредите – это плюс, который поможет сохранить хорошую кредитную историю и в дальнейшем повлияет на положительное решение следующих кредиторов. Ведь они непременно запросят в бюро кредитных историй информацию о потенциальном заемщике.
Что, если вы уверены в
безупречности своей кредитной
истории, а банк отказал в выдаче
кредита? Нелишним будет регулярно
сверять свои данные в бюро кредитных
историй и следить за состоянием
кредитной истории. Для этого
заемщик должен прийти в бюро кредитных
историй с паспортом и
Бывает так, что личное присутствие субъекта кредитной истории в БКИ невозможно, например, оно находится в районном или областном центре, и добраться до него сложно. В таком случае в бюро кредитных историй направляют письменный запрос с указаниями своих данных. Этот документ обязательно нужно заверить в нотариальной конторе и отправить заказным письмом в ближайшее бюро кредитных историй. Ответить вам должны в течение двух недель.
Кредитные организации имеют право заключать договоры с несколькими бюро кредитных историй, поэтому информация об одном и том же заемщике может храниться в разных бюро. Список БКИ, где хранится информация о заемщике, можно получить в Государственном Центральном каталоге кредитных историй (ЦККИ). Это структурное подразделение Центробанка, так называемая справочная база, где собраны титульные части всех кредитных историй по стране. Если в центральном каталоге нет упоминания о кредитной истории конкретного заемщика, ее бесполезно искать в каком-либо бюро.
На портале Центробанка есть соответствующий раздел, посвященный кредитным историям. Необходимо зайти на сайт Центробанка и заполнить специальную форму. На указанный в запросе адрес электронной почты приходит ответ с информацией о том, в каких бюро кредитных историй хранится кредитная история конкретного человека или юридического лица.
Чтобы получить эти данные, в форму запроса необходимо ввести код субъекта кредитной истории. Это комбинация цифровых и буквенных символов, которую заемщик придумывает сам и вписывает в кредитный договор в банке. Код кредитной истории передается в бюро кредитных историй банком одновременно с информацией о заемщике, а бюро кредитных историй предъявляет его вместе с титульной частью кредитной истории в ЦККИ.
Кодом кредитной истории
может пользоваться заемщик или,
с его согласия, пользователь кредитной
истории. Для каждого пользователя
кредитной истории, пожелавшего
получить информацию из ЦККИ, заемщик
может создать дополнительный код
субъекта кредитной истории. Он будет
действительным в течение 30 дней, а
по истечении этого срока
Однако многие заемщики
не помнят о существовании кода кредитной
истории или просто не знают, что
в будущем он может им пригодиться.
Если код субъекта кредитной истории
неизвестен или информация о нем
утрачена, заемщик вправе заменить,
аннулировать код или сформировать
новый. Для этого нужно обратиться
в кредитную организацию, где
оформлен договор займа, или в
бюро кредитных историй с
Инсайдерская информация — (англ. Insider information) — существенная публично нераскрытая служебная информация компании, которая в случае ее раскрытия способна повлиять на рыночную стоимость ценных бумаг компании. Сюда можно отнести: информацию о готовящейся смене руководства и новой стратегии, о подготовке к выпуску нового продукта и к внедрению новой технологии, об успешных переговорах о слиянии компаний или идущей скупке контрольного пакета акций; материалы финансовой отчетности, прогнозы, свидетельствующие о трудностях компании; информация о тендерном предложении (на торгах) до его раскрытия публике и т. д.
В более широком смысле — любая важная информация, известная узкому кругу лиц, близких к её источнику.
В Законе от 27.07.2010 N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" говорится, что "под инсайдерской информацией понимается точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена (в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну), распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров (в том числе сведения, касающиеся одного или нескольких эмитентов эмиссионных ценных бумаг (далее - эмитент), одной или нескольких управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов)".
Руководство предприятия, как правило, владеет инсайдерской информацией. Другие сотрудники компании также владеют ею. Другие лица, с которыми компания может в процессе работы обмениваться соответствующими сведениями, тоже становятся инсайдерами. Такими лицами могут быть, например, адвокаты, финансовые консультанты, банкиры и пр.
В большинстве стран законы о ценных бумагах содержат нормы, направленные против использования инсайдерской информации в целях дестабилизации рынка и получения ограниченным кругом лиц, имеющих к ней доступ, несправедливой прибыли. В России в Федеральном законе «О рынке ценных бумаг» (1996) используется понятие «служебная информация».
Диверсификация инвестиционного портфеля - это распределение средств между различными вложениями с целью снизить риски. Любой более-менее опытный инвестор понимает важность диверсификации портфеля, ибо он уже научен жизненным опытом и понимает, что вкладывать все деньги в какой-то один объект инвестиций - крайне рискованная затея (особенно, в условиях современной России, где повышенные риски и волатильность фондового рынка по сравнению с западом).
В русском языке прижился синоним диверсификации - не класть все яйца в одну корзину.
Диверсификация инвестиционного портфеля - понятие намного шире, чем кажется на первый взгляд. При инвестировании на фондовом рынке нельзя вкладывать все деньги в акции одного эмитента (если вы, конечно не уверены на 100% в будущем направлении движения цены), потому что зависимость портфеля от одной-единственной акции становится огромной. Нужно распределять средства между несколькими акциями, также нельзя забывать об отраслевой диверсификации. Это значит, что средства в зависимости от размера капитала и отношения к риску нужно раскладывать по разным отраслям, то есть покупать акции эмитентов разных отраслей (например, нефтегазовый сектор, банковский, металлургический, телекоммуникационный и т.д.)
Нужно знать, что это был пример диверсификации в рамках одного направления (в данном случае - рынок ценных бумаг). Но для грамотной диверсификации этого мало - нужно разделять средства на разные направления и чтобы они между собой не коррелировали .Это нужно для того, чтобы обезопасить капитал от рисков, присущих для какого-то одного сектора. В некоторых случаях нужна и страновая диверсификация, то есть распределение активов по разным странам.
В
целях обеспечения
Информация о работе Потребительское кредитование в России. Тенденции и проблемы