Потребительское кредитование в России. Тенденции и проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Несмотря на выгодность деятельности, связанной с розничным кредитованием, кредиторы несут и большие риски. За время работы на данном сегменте банковского рынка, банки составили большое количество кредитных историй заемщиков, которые брали кредиты. Такие базы данных есть практически у всех банков, которые занимаются потребительским кредитованием, а также предприятий розничной торговли, и составляют особую коммерческую тайну.
Целью данной работы является рассмотрение системы потребительского кредитования в России, проблем, возникающих в процессе организации потребительского кредитования, а также перспектив развития потребительского кредита в нашей стране.

Содержание работы

Введение
1. Понятие, сущность, отличительные черты потребительского кредитования
2. Определение кредитоспособности физического лица
3. Управление кредитным портфелем розничных заемщиков
Заключение
Практическая часть
Список используемой литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая ДКБ.docx

— 326.48 Кб (Скачать файл)

-централизованный страховой (резервный) фонд;

-децентрализованный страховой фонд;

-страховой фонд страховщика;

Страховые фонды формируются как за счет государственных (централизованных) средств, так и методами самострахования и страхования. 
Централизованный страховой (резервный) фонд создается как в натуральной, так и в денежной формах за счет общегосударственных средств. Назначение этого фонда – возмещение ущерба и устранение последствий стихийных бедствий и крупных аварий, повлекших крупные разрушения и большие человеческие жертвы. Этот фонд в натуральной форме представляет собой постоянно возобновляемые запасы продукции, материалов, сырья, топлива, продовольствия по определенной номенклатуре. Это стратегические запасы, которые находятся в ведении государства. Централизованный страховой фонд в денежной форме – это централизованные государственные финансовые резервы. Прерогатива распоряжаться ими принадлежит государству. 
Проблемы безопасности производства и защиты окружающей среды от вредных воздействий техносферы ставят перед человеком новые задачи. Рост масштабов и концентрация производства ведут к накоплению источников потенциальной опасности. Через страховой фонд, встроенный в структуры народнохозяйственного комплекса, достигаются определенные гарантии мобильности и гибкости хозяйственного механизма, возможности устранить или ограничить факторы техногенного риска.

Децентрализованные  страховые фонды образуются методом  самострахования в натуральной и денежной формах в пределах единого хозяйства или предприятия. Этот фонд дает возможность преодолеть временные затруднения в процессе производства.

В аграрном секторе экономики с  помощью механизма самострахования образуются семенной, фуражный и другие натуральные фонды, призванные смягчить или устранить отрицательное воздействие природно-климатического фактора на результаты деятельности сельских хозяйств. 
При переходе к рыночной экономике значительно расширяются границы самострахования. Его новая модель трансформируется в фонд риска, который создается предприятиями для обеспечения их деятельности при неблагоприятно складывающейся экономической конъюнктуре. Он создается на случай задержки заказчиками причитающихся платежей за поставленную продукцию, недостатка оборотных средств. В условиях рынка предприятия функционируют в неустойчивой и постоянно изменяющейся экономической среде: меняются цены на производимую продукцию, приобретаемые материальные ресурсы, условия получения банковских ссуд, соотношение спроса и предложения, другие факторы хозяйственной деятельности. В то же время через фонд самострахования предприятия и другие хозяйствующие субъекты стремятся обеспечить себе устойчивое развитие, возможность работать без финансовых и производственных срывов.

Страховой фонд страховщика создается методом  страхования за счет денежных взносов страхователей.

В современных условиях страховой  фонд страховщика имеет только денежную форму. Расходование средств фонда производится на конкретные цели – на возмещение ущерба и выплату страховых сумм в соответствии с установленными страховщиками правилами и условиями страхования. Объем денежных ресурсов фонда, необходимых для выплаты страхового возмещения и страховых сумм, определяется на основе статистики, эмпирических прогнозов и теории вероятностей. Чем больше число участников фонда, тем более достоверными будут показатели, определяющие объем его финансовых ресурсов.

В рамках страхового фонда страховщика  достигается весьма высокая эффективность использования имеющихся средств. Убытки в данном случае как бы раскладываются на всех участников страхового фонда, происходит значительное перераспределение средств, что в конечном итоге приводит к большей эффективности ресурсов.

Объем фонда, необходимый для выплат страхового возмещения и страховых сумм, определяется на основе данных статистики и теории вероятностей.

Процесс управления кредитным риском можно  условно разбить на три базовые составляющие:

1. Система  управления кредитным портфелем  и ее составляющие; 
2. Система управления взаимоотношениями типа «банк — клиент»; 
3. Система управленческого контроля за кредитным риском.

В развернутом виде основные этапы  процесса управления кредитным риском представлены на рис. 3.

Перейдем  к подробному рассмотрению каждого  из представленных этапов процесса управления кредитным риском.

Данная  система как часть эффективной  банковской системы управления кредитным  риском должна основываться на осторожном и осмотрительном подходе к формированию кредитного портфеля. Такой подход часто называют консервативным подходом к кредитованию. Но, несмотря на название, методология консервативного подхода является достаточно универсальной и закладывает фундамент для разработки процедур эффективного управления кредитным риском.

Как часть  общей стратегии управления кредитным  риском, определяемой высшим банковским руководством, система управления кредитным  портфелем включает в себя:

1. Кредитную  политику, представляющую собой  каркас кредитной деятельности банка.

2. Основные  ориентиры формирования кредитного  портфеля для ограничения и реализации отраслевых приоритетов.

3. Указания  по ценообразованию на кредиты  для определения, каким должен  быть уровень процентных ставок  и комиссионных, с тем чтобы  обеспечить достижение плановых  нормативов рентабельности деятельности  банка.

Кредитная политика банка определяет задачи и  приоритеты кредитной деятельности коммерческого банка, средства и  методы их реализации, а также принципы и порядок организации процесса. Каждый коммерческий банк должен разработать и оформить в виде официального документа основные положения кредитной политики.

Кредитная политика создает основу организации  кредитной работы и разрабатывается с учетом стратегии банка, его политики в области управления рисками. Она определяет следующие основные направления кредитной деятельности:

— объективные стандарты  и критерии, которыми должны руководствоваться  банковские работники, отвечающие за выдачу кредитов и управление кредитным портфелем; 
— основные действия лиц, принимающих стратегические решения в области кредитования; 
— принципы контроля за качеством управления кредитной деятельностью в банке и работой служб внутреннего и внешнего аудита.

Кредитная политика необходима для обеспечения  диверсификации деятельности банка, делегирования полномочий и определения должностных обязанностей кредитных работников. Не имея разработанной кредитной политики и установленного порядка ее реализации, невозможно ввести в практику единые правила кредитования, которым следовали бы все сотрудники банка. Поэтому изложенная в письменном виде кредитная политика и соответствующие правила ее реализации составляют ту основу, на которой строится весь кредитный процесс.

Ответственность за разработку и совершенствование  кредитной политики ложится на Совет  директоров и высшее руководство  банка. Они же отвечают за развитие культу

Таким образом организуется процесс кредитования, задача которого сформировать стабильный, эффективно управляемый кредитный портфель коммерческого банка.

Приемы, способы и методы реализации кредитной  политики на практике предстают в  формализованном виде — в виде ряда соответствующих документов:

— кредитная политика (меморандум о кредитной политике); 
— стандарты кредитования; 
— кредитные инструкции.

Меморандум  о кредитной политике определяет общие направления и ориентиры кредитной деятельности в банке, а стандарты кредитования и кредитные инструкции более детально регламентируют деятельность работников подразделений, осуществляющих кредитование.

Стандарты кредитования, как правило, закрепляются в положениях о соответствующих структурных подразделениях банка и представляют собой документ, которым кредитования в банке и обеспечение выполнения целей кредитования. Поэтому кредитная политика не только устанавливает основные правила и ориентиры кредитной деятельности, но и способствует формированию культуры кредитования.

Тщательно разработанная кредитная политика, одобренная и полностью поддерживаемая всем высшим руководством банка, доведенная до всех служащих, вовлеченных в кредитную деятельность, является важным фактором успешного функционирования системы управления кредитным риском.

Кредитная политика, определяющая основные направления  кредитной деятельности коммерческого  банка, включает в себя базовые элементы (задачи), которые одновременно являются элементами системы управления кредитным риском, а также подэтапами процесса управления кредитным риском (см. рис. 4) руководствуются все работники, выполняющие различные функции в рамках кредитной деятельности. Содержание и структура стандартов кредитования различна для разных банков, но, как правило, в; документах такого рода должны присутствовать следующие основные моменты:

— описание системы кредитных  полномочий, принятой в банке; 
перечень видов ссуд, выдачу которых руководство банка считает желательной, а также описание нежелательных кредитов; 
— географические районы, где желательна кредитная экспансия банка; 
— административные стандарты и правила организации кредитного процесса; 
— требования к оформлению документации.

Таким образом, стандарты кредитования содержат лишь общие рекомендации, которые не должны сковывать инициативу практических работников. Они устанавливают оптимальные с точки зрения банка параметры организации кредитной деятельности, персональную ответственность и т.д.

Кредитная инструкция, в отличие от стандартов кредитования, представляет собой описание последовательных действий (шагов), закрепляющих общий алгоритм реализации кредитной процедуры. Например, кредитные инструкции могут регламентировать порядок сбора и анализа финансовой информации, содержать методику оценки кредитоспособности заемщика, описывать процедуру оформления и регистрации того или иного вида залога или этапы процедуры оформления кредитной документации.

Три рассмотренных выше документа кредитной  политики можно объединить в особом документе, часто называемом «Руководство по кредитной политике». Руководство является конфиденциальным документом, так как содержит стратегию и методы банковской кредитной политики. В целом в «Руководстве по кредитной политике» находят отражение все этапы кредитного процесса, начиная со сбора информации и анализа кредитоспособности заемщиков до кредитного анализа и аудита, включая процесс возмещения потерь по ссудам.

Руководство по кредитной политике — наиболее эффективный инструмент реализации кредитной политики, который:

— служит основой для контроля и наблюдения за организацией процесса кредитования в банке; 
— является справочным материалом и инструкцией для сотрудников подразделений, осуществляющих кредитование по всем его аспектам; 
— служит инструментом контроля за выполнением требований кредитных инструкций для руководителей кредитных подразделений; 
— определяет требования, на основе которых осуществляются проверки работниками отдела кредитного анализа и аудита; 
— упрощает внесение корректив в текущую кредитную политику и порядок ее реализации.

Важнейшим результатом работы банка на данном этапе является ограничение круга его клиентуры путем определения того, какие риски и в каких объемах приемлемы или неприемлемы для банка.

Ориентиры (стандарты) и организационные основы формирования кредитного портфеля являются основным инструментом реализации консервативного подхода к управлению кредитным портфелем.

Оценка  качества кредитного портфеля представляет собой систему элементов, состоящую из базы оценки (субъектов), технологии оценки (критериев и показателей) и полученного результата (классификации элементов кредитного портфеля по группам качества).

Субъектами  оценки являются кредитный комитет, кредитное подразделение, служба внутреннего контроля банка; рейтинговые и аналитические агентства, оценивающие качество кредитного портфеля банка в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России, а также внутренними документами кредитной организации.

Критериями  оценки качества кредитного портфеля в соответствии с его содержанием  являются степень кредитного риска, уровень доходности и уровень ликвидности.

Степень кредитного риска. Как уже отмечалось, кредитный риск представляет собой вероятность непогашения заемщиком основного долга и процентов по ссудной задолженности в силу различных обстоятельств.

Кредитный риск, которому подвергается коммерческий банк, зависит от ряда факторов, характеризующих  проводимую банком кредитную политику и, как следствие, качество кредитного портфеля. Выделяют некоторые основные факторы возникновения кредитного риска:

- низкая степень диверсификации кредитного портфеля по видам заемщиков, регионам, отраслям, срокам предоставления кредитов (чем выше диверсификация, тем ниже риск);

- доля просроченных кредитов в портфеле (включая реструктурированную задолженность);

- удельный вес новых заемщиков, не имеющих кредитной истории и деловой репутации;

- неадекватная оценка кредитоспособности заемщика (может быть дана в силу различных причин, например, из-за низкого качества полученной банком информации о заемщике, ее недостаточности или несвоевременности; имеющихся недостатков в системе организации и управления кредитными рисками; применения методики оценки финансового состояния заемщика, не дающей полного представления о его деятельности; некомпетентности банковских специалистов);

Информация о работе Потребительское кредитование в России. Тенденции и проблемы