Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:19, дипломная работа
Актуальность темы исследования. В условиях становления экономики России в рыночных условиях развитие потребительского кредитования приобретает все большее значение.
Коммерческие банки, выдавая потребительский кредит, способствуют, в первую очередь, решению финансовых проблем населения, связанных с необходимостью приобретения транспортных средств, дорогостоящей бытовой техники, оплаты медицинских и образовательных услуг. К тому же банки, стимулируя спрос населения на товары, содействует увеличению их производства и реализации, повышая тем самым экономический потенциал страны. Ориентация коммерческих банков на частных заемщиков способствует также повышению качества их кредитного портфеля за счет расширения круга клиентов банка и видов предоставляемых ссудных услуг, диверсификации кредитного риска и т.д.
Целью данной дипломной работы является исследование функционирования рынка потребительского кредитования в России и формирование адекватной условиям развития рынка потребительского кредитования.
Введение 4
1. Основы развития рынка потребительского кредитования в России 6
1.1. Рынок потребительского кредитования: его сущность и структура 6
1.2. Особенности оказания услуг на рынке потребительского кредитования 17
1.3. Факторы и условия развития рынка потребительского кредитования в России 26
2. Особенности реализации потребительского кредитования в банке ВТБ 24 (ЗАО) 35
2.1. Анализ и оценка финансового состояния Банка ВТБ 24 (ЗАО) 35
2.2. Анализ финансовых результатов деятельности Банка ВТБ 24 (ЗАО) в области потребительского кредитования 47
3. Совершенствование потребительского кредитования в Банке ВТБ 24 (ЗАО) 61
3.1. Обоснование необходимости совершенствования потребительского кредитования в Банке ВТБ 24 (ЗАО) 61
3.2. Рекомендации по совершенствованию потребительского кредитования в Банке ВТБ 24 (ЗАО) 68
3.3. Экономическое обоснование предложенных мероприятий 75
Заключение 81
Список использованной литературы 85
Можно выделить ряд столь же важных факторов, сдерживающих развитие российского рынка потребительских кредитов:
- наличие преимущественно краткосрочной структуры банковских пассивов, что не позволяет развивать долгосрочное кредитование физических лиц и не стимулирует спокойствие и постоянство как клиентов, так и кредитных организаций в участии в данных сделках;
-наличие так называемых «белых», «серых» и «черных» доходов физических лиц – потенциальных заемщиков, что не позволяет, с одной стороны, кредитным организациям с полной уверенностью судить о реальном финансовом состоянии потенциальных клиентов, а с другой стороны – самим физическим лицам в полной мере удовлетворять имеющиеся у них потребности;
-неоправданно высокий уровень процентных ставок, применяемых кредитными организациями, что делает заведомо невыгодным использование потребительских кредитом потенциальными клиентами со средним достатком.
Таким образом, в области потребительского кредитования существует ряд неразрешенных проблем. Эти проблемы связаны с недостаточностью нормативной базы, отсутствием необходимой правоприменительной практики, а также невысокой пока культурой потребительского кредитования населения.
В то же время, практика российских банков в этой сфере финансовых услуг вселяет определенную надежду на то, что эти проблемы носят временный характер и найдут свое разрешение в недалеком будущем. Темпы роста объемов потребительского кредита в России пока еще позволяют говорить о росте доверия населения к кредитным продуктам. Позитивный опыт накапливается и самими банками. При этом ожидания положительной динамики потребительского кредитования предопределяются целым рядом факторов.
Во-первых, рост реальных доходов населения увеличивает число платежеспособных потенциальных заемщиков. Более высокий уровень доходов обусловливает опережающий рост потребностей, которые выходят за узкие рамки платежеспособного спроса. В результате возникает внешне парадоксальная ситуация, когда с увеличением слоя зажиточных граждан усиливается потребность жить в долг. Кредитоспособность горожан за последние годы заметно выросла, что сделало потребительское кредитование для них более доступным.
Во-вторых, в настоящее время ведется активная работа по совершенствованию соответствующей законодательной базы и созданию бюро кредитных историй, что также призвано уменьшить риски кредитования населения. Однако, есть обоснованные опасения ряда экспертов о том, что появятся новые, ранее не характерные для экономики нашей страны риски, связанные с так называемым «человеческим фактором» лиц, обслуживающих работу кредитных бюро[27].
В-третьих, этому способствует обострение здоровой конкуренции между финансовыми посредниками за наиболее прибыльные сегменты рынка банковских услуг. Известно, что, несмотря на достаточно высокие издержки по налаживанию технологий предоставления ссуд гражданам, доходность по этим операциям заметно выше, чем по другим видам кредитования.
Дополнительным стимулом развития потребительского кредитования для российских банков служит и то, что заметную активность в данном бизнесе начали проявлять дочерние структуры иностранных банков.
Наконец, следует упомянуть еще один психологический фактор, проявляющийся на практике. Все большее количество россиян начинают стремиться жить лучше «здесь и сейчас». Розничное кредитование в этом случае становится важным побудительным моментом в реальном рыночном, потребительском поведении граждан.
Можно надеяться, что указанные факторы в ближайшие годы приведут к созданию в России стабильного рынка потребительского кредита.
2. Особенности реализации потребительского кредитования в банке ВТБ 24 (ЗАО)
2.1. Анализ и оценка финансового состояния Банка ВТБ 24 (ЗАО)
Коммерческий банк «ВТБ 24» (ЗАО) был зарегистрирован 13.07.2000 г. в качестве правопреемника КБ «ГУТА-БАНК» (ООО) по всем его правам т обязанностям. В настоящее время «ВТБ 24» является одним из крупнейших участников российского рынка банковских услуг, входящим в международную банковскую группу «ВТБ» и специализирующимся на обслуживании физических лиц, индивидуальных предпринимателей и предприятий малого бизнеса.
Банк является коммерческой организацией, входит в единую банковскую систему Российской Федерации и имеет своей целью извлечение прибыли за счет оказания услуг юридическим и физическим лицам.
Банк имеет генеральную лицензию, выданную Центральным банком Российской Федерации на проведение банковских операций в рублях и в иностранной валюте с юридическими и физическими лицами от 17.11.2006 г. № 1623, выданную бессрочно; лицензию на осуществление операций с драгоценными металлами; лицензию дилера на рынке ценных бумаг; лицензию брокера на рынке фьючерсов и опционов и т.д.
Банк включен в реестр банков-участников системы обязательного страхования вкладов.
Банк «ВТБ 24» предлагает клиентам основные банковские продукты, принятые в международной финансовой практике. В числе предоставляемых банком услуг: выпуск банковских карт, ипотечное и потребительское кредитование, автокредитование, услуги дистанционного управления счетами, кредитные карты с льготным периодом, срочные вклады, аренда сейфовых ячеек, денежные переводы. Часть услуг доступна клиентам банка в круглосуточном режиме, для чего используются современные телекоммуникационные технологии.
Банк «ВТБ 24» является принципиальным членом международной платёжных систем Visa International и MasterCard, ассоциированным членом международной платёжной системы Europay и сублицензиатом Diners Club.
Объективной оценкой работы «ВТБ 24» служат высокие позиции в рейтингах ведущих деловых изданий. Так, «ВТБ 24» занимает 2-ю позицию в рейтинге самых розничных банков России по версии газеты «Коммерсантъ»[28]; по версии РА «Коммерсантъ. Деньги» «ВТБ 24» занимает 12-ю позицию в рейтинге самых кредитных банков России[29], а также 6-ю позицию в ТОП-200 крупнейших банков по размеру собственного капитала[30] и 3-ю позицию в рейтинге банков по объему выданных потребительских кредитов[31].
По версии РА журнала «Профиль» банк «ВТБ 24» занимает 2-ю позицию по объему привлеченных депозитов физических лиц[32] и 3-ю позицию в рейтинге банков, выдавших больше всего кредитов частным лицам.
В рейтинге агентства «РосБизнесКонсалтинг» «ВТБ 24» входит в ТОП-10 российских банков с самой развитой филиальной сетью. В настоящее время «ВТБ 24» присутствует почти в 50 регионах России, имеет 48 филиалов на территории РФ, 275 дополнительных офисов и 8 операционных касс вне кассового узла.
Рейтинги РБК также демонстрируют, что по итогам деятельности в 2007 году банк значительно упрочил свои позиции на рынке банковских и финансовых услуг, войдя в ТОП-50 место по величине активов. Кредитная политика банка позволила занять ему 17 место по объемам ипотечного кредитования, 13 место по объемам автокредитов.
Банк имеет долгосрочную стратегию развития Банка до конца 2010 года. В рамках этой стратегии основной упор делается на развитие филиальной сети Банка и обеспечение стабильного прироста числа вкладчиков, корпоративных и частных клиентов.
Банк «ВТБ 24» (ЗАО) предоставляет информацию о финансовом положении в соответствии с действующим законодательством. Основные показатели за прошедший год и анализ итогов деятельности банка отражаются в годовом отчете. Текущее состояние финансов отражается в квартальных балансах и справке о выполнении нормативов экономической деятельности, установленных ЦБ РФ. Финансовая отчетность банка проверяется независимыми аудиторами ЗАО «Эрнст энд Янг Внешаудит» и представлена в необходимых для целей дипломной работы объемах в Приложении 2.
Основные показатели развития банка представлены в табл. 2.1.
Таблица 2.1. – Показатели развития банка «ВТБ 24» (ЗАО)
Показатель | на 01.01.2007 | на 01.01.2008 | Изменение (±) | Темп прироста, % |
Активы, тыс. руб. | 79 746 065 | 195 271 778 | 115 525 713 | 144,87% |
Собственный капитал, тыс. руб. | 19 045 943 | 43 408 747 | 24 362 804 | 127,92% |
Чистая ссудная задолженность, тыс. руб. | 55 863 933 | 170 562 272 | 114 698 339 | 205,32% |
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. | 1 534 372 | 3 350 801 | 1 816 429 | 118,38% |
Чистая прибыль, тыс. руб. | 1 131 804 | 2 485 748 | 1 353 944 | 119,63% |
Количество счетов частных клиентов, тыс. ед. | 1 608 | 1 642 | 34 | 2,11% |
Количество счетов корпоративных клиентов, тыс. ед. | 61 | 99 | 38 | 62,30% |
Рентабельность капитала, % | 8,06% | 7,72% | 0 | -4,18% |
Рентабельность активов, % | 1,92% | 1,72% | 0 | -10,82% |
Количество эмитированных пластиковых карт, шт. | 1 052 | 1 341 | 289 | 27,47% |
Численность персонала, чел. | 7 163 | 7 984 | 821 | 11,46% |
Филиальная сеть, ед. | 41 | 48 | 7 | 17,07% |
Количество доп. офисов, ед. | 200 | 275 | 75 | 37,50% |
В течение последних лет «ВТБ 24» сохранил устойчивое финансовое положение и обеспечил положительную динамику ключевых показателей финансовой деятельности. Прибыль до налогообложения планомерно увеличивалась. По итогам 2007 года прибыль банка до налогообложения увеличилась на 1 816,4 млн. руб. или на 18,4%.
Анализ баланса банка представлен в Приложении 3, на основе которого в табл. 2.2. представлен анализ агрегированного баланса по укрупненным категориям активов и пассивов банка.
Таблица 2.2. – Анализ динамики и структуры активов и пассивов банка «ВТБ 24» (ЗАО)
Наименование статьи | Динамика, тыс. руб. | Структура, % | ||||
01.01.07 | 01.01.08 | темп прироста, % | 01.01.07 | 01.01.08 | изменение, % | |
I. Активы |
|
|
|
|
|
|
1. Денежные средства и счета в Банке России | 3 939 388 | 10 337 580 | 162,42% | 4,94% | 5,29% | 0,35% |
2. Обязательные резервы в Банке России | 1 179 095 | 1 561 790 | 32,46% | 1,48% | 0,80% | -0,68% |
3. Средства в кредитных организациях | 7 094 257 | 2 644 400 | -62,72% | 8,90% | 1,35% | -7,54% |
4. Чистые вложения в ценные бумаги | 9 463 926 | 8 643 657 | -8,67% | 11,87% | 4,43% | -7,44% |
5. Чистая ссудная задолженность | 55 863 933 | 170 562 272 | 205,32% | 70,05% | 87,35% | 17,29% |
6. Основные средства и НМА | 1 115 375 | 509 508 | -54,32% | 1,40% | 0,26% | -1,14% |
7. Прочие активы | 1 090 091 | 1 012 571 | -7,11% | 1,37% | 0,52% | -0,85% |
Всего активов | 79 746 065 | 195 271 778 | 144,87% | 100,00% | 100,00% | 0,00% |
II. Пассивы |
|
|
|
|
|
|
1. Средства кредитных организаций | 21 243 736 | 41 164 561 | 93,77% | 26,64% | 21,08% | -5,56% |
2. Средства клиентов - юридических лиц | 19 033 863 | 40 210 581 | 111,26% | 23,87% | 20,59% | -3,28% |
3. Вклады и текущие счета клиентов - физических лиц | 16 796 555 | 65 331 169 | 288,96% | 21,06% | 33,46% | 12,39% |
4. Выпущенные долговые обязательства | 1 625 817 | 3 963 655 | 143,79% | 2,04% | 2,03% | -0,01% |
5. Собственные средства | 19 045 943 | 43 408 747 | 127,92% | 23,88% | 22,23% | -1,65% |
6. Прочие обязательства | 2 000 151 | 1 193 065 | -40,35% | 2,51% | 0,61% | -1,90% |
Всего пассивов | 79 746 065 | 195 271 778 | 144,87% | 100,00% | 100,00% | 0,00% |
Банк увеличил объем своих активов на 144,87%. При этом существенные изменения в структуре активов банка в течение анализируемого периода отмечаются, главным образом, в части значительного увеличения доли выданных кредитов (рис. 2.1.).
Рис. 2.1. Структура активов Банка
Кредитный портфель Банка вырос на 205,32%, что было обусловлено как расширением клиентской базы, так и ростом кредитоспособности клиентов банка.
Выдача ссуд – один из основных и традиционных видов банковских операций, осуществляемых Банком «ВТБ 24». Объем кредитного портфеля банка в динамике выглядит следующим образом (рис. 2.2.).
Рис. 2.2. Динамика объемов выданных банком кредитов
Объем кредитного портфеля банка имеет устойчивую тенденцию к росту. Так, в течение анализируемых трех лет объем выданных кредитов в совокупности увеличился с 32,4 млрд. руб. до 170,6 млрд. руб.
Тенденция к росту доли вложений в ценные бумаги в структуре ликвидных активов, наметившаяся в 2006 году, не сохранилась в 2007 году, однако, банк сохраняет около 12% активов в портфеле ценных бумаг, что связано с сохранявшейся благоприятной рыночной конъюнктурой, позволяющей получать значительные доходы от операций на рынке ценных бумаг как с рублевыми, так и с валютными инструментами.
Снижение в 2007 году объема средств, размещенных в Банке России, было связано со значительным расширением объема кредитных операций и операций на ОРЦБ, что обусловило сужение операций банка на финансовом рынке по сравнению с уровнем, характерным для конца 2006 года.
Пассивы банка изменялись более существенно в 2007 г. (рис. 2.3.).
Рис. 2.3. Структура пассивов банка
Средства клиентов – юридических лиц выросли на 111,26%,а их доля снизилась на 3,28%. Вклады и текущие счета физических лиц увеличились за 2007 год на 288,96%, и их доля в пассивах возросла на 12,39%. Это свидетельствует о том, что банк наибольшую активность проявляет в розничном секторе банковских услуг в то время как корпоративный бизнес банка в сфере привлечения банковских ресурсов развивается менее активно. Это следует признать нормальной тенденцией развития бизнеса банка, созданного как специализированный розничный банк.
В 2007 году росту продолжился динамичный рост собственных средств банка. Собственные средства (капитал) «ВТБ 24» составил на 01.01.2008 г., 43,4 млрд. руб. (прирост по сравнению с данными на 01.01.2007 г. составил 127,92%). Темпы прироста собственного капитала банка отстают от темпов прироста его активов, что свидетельствует о недостаточном уровне внутреннего капиталообразования в банке.