Потребительское кредитование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:19, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В условиях становления экономики России в рыночных условиях развитие потребительского кредитования приобретает все большее значение.
Коммерческие банки, выдавая потребительский кредит, способствуют, в первую очередь, решению финансовых проблем населения, связанных с необходимостью приобретения транспортных средств, дорогостоящей бытовой техники, оплаты медицинских и образовательных услуг. К тому же банки, стимулируя спрос населения на товары, содействует увеличению их производства и реализации, повышая тем самым экономический потенциал страны. Ориентация коммерческих банков на частных заемщиков способствует также повышению качества их кредитного портфеля за счет расширения круга клиентов банка и видов предоставляемых ссудных услуг, диверсификации кредитного риска и т.д.
Целью данной дипломной работы является исследование функционирования рынка потребительского кредитования в России и формирование адекватной условиям развития рынка потребительского кредитования.

Содержание работы

Введение 4
1. Основы развития рынка потребительского кредитования в России 6
1.1. Рынок потребительского кредитования: его сущность и структура 6
1.2. Особенности оказания услуг на рынке потребительского кредитования 17
1.3. Факторы и условия развития рынка потребительского кредитования в России 26
2. Особенности реализации потребительского кредитования в банке ВТБ 24 (ЗАО) 35
2.1. Анализ и оценка финансового состояния Банка ВТБ 24 (ЗАО) 35
2.2. Анализ финансовых результатов деятельности Банка ВТБ 24 (ЗАО) в области потребительского кредитования 47
3. Совершенствование потребительского кредитования в Банке ВТБ 24 (ЗАО) 61
3.1. Обоснование необходимости совершенствования потребительского кредитования в Банке ВТБ 24 (ЗАО) 61
3.2. Рекомендации по совершенствованию потребительского кредитования в Банке ВТБ 24 (ЗАО) 68
3.3. Экономическое обоснование предложенных мероприятий 75
Заключение 81
Список использованной литературы 85

Файлы: 1 файл

Потребительское кредитование в Коммерческом Банке МНВ - копия без рис. 2.6.doc

— 3.17 Мб (Скачать файл)

Наименование показателя

Величина показателя

Изменение (±)

2006

2007

1. Доходы - всего, в т.ч.:

64 999 185

97 663 850

32 664 665

1.1. Процентные доходы

9 076 438

14 309 505

5 233 067

1.2. Непроцентные доходы

55 922 747

83 354 345

27 431 598

2. Доля абсолютного прироста, вызванного изменением:

 

 

 

2.1. Процентных доходов

х

х

0,1602

2.2. Непроцентных доходов

х

х

0,8398

3. Отношение величины прироста, вызванного изменением каждого вида доходов:

х

х

0,5025

3.1. Процентных доходов

х

х

0,0805

3.2. Непроцентных доходов

х

х

0,4220

4. Доходная база банка, тыс. руб.

68 855 926

189 214 997

120 359 071

5. Доходность работающих активов банка, %

13,18

7,56

-5,62

6. Расходы - всего, в т.ч.:

63 271 965

94 113 049

30 841 084

6.1. Процентные расходы

2 307 306

5 330 096

3 022 790

6.2. Непроцентные расходы

60 964 659

88 782 953

27 818 294

7. Доля абсолютного прироста, вызванного изменением:

 

 

 

7.1. Процентных расходов

х

х

0,0980

7.2. Непроцентных расходов

х

х

0,9020

8. Отношение величины прироста, вызванного изменением каждого вида расходов, к величине расходов за базисный период:

х

х

0,4874

8.1. Процентных расходов

х

х

0,0478

8.2. Непроцентных расходов

х

х

0,4397

9. Платные пассивы

59 247 737

151 190 284

91 942 547

10. Уровень расходов по платным пассивам, %

3,89

3,53

-0,37

По приведенным расчетам следует вывод о том, что рост доходов банка на 32,7 млрд. руб. обусловлен на 84% увеличением непроцентных доходов. При этом снижение коэффициента доходности работающих активов составило 5,62%.

Рост расходов банка в 2007 году составил 30,8 млрд. руб., что на 90,2% обусловлено ростом непроцентных расходов. Этот факт является достаточно тревожным с той точки зрения, что при несущественном влиянии роста процентных расходов уровень стоимости привлеченных платных пассивов сократился в отчетном году на 0,37 пункта. Следовательно, часть ресурсной базы банка, сформированная привлеченными средствами клиентов работает не достаточно эффективно. Однако, величина прироста непроцентных расходов не опережает величину прироста непроцентных расходов банка, что определяет общую текущую прибыльность непроцентных операций банка.

Для проведения факторного анализа прибыли банка воспользуемся следующей моделью:

                       (2.7.)

где П – прибыль банка до налогообложения;

Д – совокупные доходы банка;

А – активы банка;

СК – собственный капитал.

 

Расчет факторных влияний на суммарную прибыль банка представлен в табл. 2.7.

Таблица 2.7. – Факторный анализ прибыли банка

Наименование показателя

Величина показателя по годам

Изменение (±)

2006

2007

1. Собственный капитал (СК)

19 045 943

43 408 747

24 362 804

2. Активы (А)

79 746 065

195 271 778

115 525 713

3. Совокупные доходы (Д)

64 999 185

97 663 850

32 664 665

4. Совокупная прибыль до налогообложения (П)

1 727 220

3 550 801

1 823 581

5. Маржа прибыли (П / Д)

0,0266

0,0364

0,0098

6. Доходность активов (Д / А)

0,8151

0,5001

-0,3149

7. Мультипликатор капитала (А / СК)

4,1870

4,4984

0,3114

8. Расчет влияния факторов:

 

 

 

8.1. Изменение собственного капитала

х

х

1 992 858

8.2. Изменение размера маржи прибыли

х

х

419 271

8.3. Изменение доходности активов

х

х

-717 008

8.4. Изменение мультипликатора капитала

х

х

128 460

Итого влияние всех факторов

х

х

1 823 581

 

Таким образом, отрицательное влияние на формирование прибыли банка оказало снижение доходности активов, вследствие чего банк недополучил прибыли в размере 717,1 млн. руб., а вследствие роста собственного капитала банк увеличил прибыль на 1 992,9 млн. руб.

Можно сделать вывод о том, что банк, имея достаточную капитальную базу и активы, способные приносить достаточный доход, имеет невысокие показатели прибыльности. Эти выводы подтверждает анализ детализирующих показателей.

Проведенный анализ характеризует деятельность банка как стабильного, с достаточной, но не вполне эффективно используемой капитальной и ресурсной базой.

Выявленные негативные стороны деятельности банка позволяют сделать вывод о том, что для «ВТБ 24» помимо установления стратегических целей и задач необходимо совершенствование политики формирования эффективного портфеля доходных активов (и, прежде всего – потребительских кредитов как основного, профилирующего вида деятельности), что позволит банку более эффективно использовать собственные и привлеченные ресурсы.

 

2.2. Анализ финансовых результатов деятельности Банка ВТБ 24 (ЗАО) в области потребительского кредитования

 

Как уже было отмечено, в 2007 г. совокупный кредитный портфель банка увеличился более, чем в 3 раза, составив 170,6 млрд. руб. При этом ведущая роль в развитии кредитования в банке остается за розничным сектором, т.е. за кредитами, выдаваемыми физическим лицам. Так, по состоянию на 01.01.2008 г. совокупная доля кредитов, выданных физическим лицам, составила 79,6%, снизившись, однако, по сравнению с предыдущим годом на 2,7%. При этом данное снижение обусловлено, прежде всего, сокращением доли потребительских кредитов в совокупном кредитном портфеле банка. Однако, снижение доли потребительских кредитов не означает падения объемов кредитования населения. Это объясняется тем, что наряду с развитием розничного кредитования, «ВТБ 24» активно развивает и сегмент кредитования малого бизнеса – в частности, предпринимателей без образования юридического лица.

Рассмотрим основные характеристики состояния банка в области кредитования населения, применяя подход сущностного разделения кредитов, выдаваемых населению, на три основные категории – ипотечное кредитование; автокредитование и собственно потребительское кредитование.

Ипотечное кредитование населения на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений развития «ВТБ 24». Банк предлагает ипотечные кредиты на покупку квартир на вторичном или первичном рынке жилья, кредиты на улучшение жилищных условий, а также нецелевые кредиты под залог имеющейся в собственности квартиры и рефинансирование ранее полученных ипотечных кредитов.

В 2007 г. Банку удалось обеспечить рост своего ипотечного бизнеса темпами, превышающими темпы роста российского рынка ипотеки, а на 1 января 2008 г. банку удалось достичь 7% доли российского рынка.

Ипотечный кредитный портфель «ВТБ 24» в настоящее время формируется за счет следующих направлений:

- собственной выдачи;

- кредитов, переданных на баланс «ВТБ 24» в рамках проекта миграции розничного бизнеса группы ВТБ;

- кредитов, приобретенных у других участников ипотечного рынка.

В 2007 году «ВТБ 24» существенно модернизировал условия предоставления ипотечных кредитов и оптимизировал технологию ипотечного кредитования. В частности, было реализовано следующее:

- отмена первоначального взноса в части кредитов;

- снижение процентной ставки в рублях;

- повышение коэффициентов, используемых при определении доступной суммы кредита;

- рассмотрение дохода родственников заемщика;

- расширение сроков кредитования (до 50 лет);

- расширение продуктового ряда (нецелевые кредиты, рефинансирование, улучшение жилищных условий);

- установление лимитов принятия рисков на ведущие строительные компании – либерализация требований к обеспечению кредитов;

- размещение риэлтеров в Центрах ипотечного кредитования – возможность получения полной услуги «Кредит + квартира» в офисе Банка;

- увеличение сети отделений, предоставляющих ипотечные кредиты, проведение межфилиальных сделок.

Банк также активно развивает автокредитование. Особое внимание уделяется модернизации продуктового ряда, расширению географии бизнеса, а также повышению качества сервиса. Количество салонов-партнеров Банка по программе автокредитования на сегодняшний день превышает 700.

В настоящее время «ВТБ 24» предлагает следующие программы автокредитования:

- стандартная программа на новые автомобили иностранного производства;

- стандартная программа на подержанные автомобили иностранного производства;

- программа без применения условия об обязательном осуществлении первоначального взноса на оплату автомобиля иностранного производства;

- автоэкспресс-кредитование на покупку нового или подержанного автомобиля иностранного производства, а также нового автомобиля отечественного производства с оформлением и без оформления страховки.

В ближайших планах банка актуальной является задача модернизации имеющихся программ, а также разработка и внедрение новых продуктов, в частности:

-  финансирование покупки автомобиля с рассрочкой платежа (программа Buy-Back);

- лизинговые программы автокредитования для физических лиц;

- прокат автомобилей.

Потребительское кредитование остается основным направлением деятельности «ВТБ 24». Программа потребительского кредитования банка включает выдачу кредитов с обеспечением и без обеспечения и пользуется неизменно высокой популярностью у клиентов.

Кредиты выдаются в рублях, долларах США и Евро. Максимальная сумма кредита – до 100 тыс. долларов (Евро) или до 3 млн. руб. Каждый заемщик бесплатно получает карту Visa Electron Instant Issue, которая может использоваться для погашения кредита в отделениях и банкоматах «ВТБ 24».

Банк также продолжает реализацию и совершенствование программ экспресс-кредитования в торговых организациях. За 2007 год Банк успешно модифицировал виды экспресс-кредитов и, таким образом, оперативно реагировал на ситуацию на рынке и постоянно поддерживал свою конкурентоспособность.

В табл. 2.8. представлена структура кредитного портфеля «ВТБ 24» с выделением портфеля кредитов, выданных физическим лицам.

Таблица 2.8. – Анализ кредитного портфеля Банка «ВТБ 24»

Категория заемщиков / Вид кредита

2006 год

2007 год

Изменение

шт.

тыс. руб.

%

шт.

тыс. руб.

%

прирост, тыс. руб.

изменение структуры, %

1. Кредиты малому бизнесу (юридическим лицам и ПБОЮЛ)

7 718

9 887 916

17,7

14 337

34 794 703

20,4

24 906 787

2,7

2. Кредиты физическим лицам - всего, из них:

133 526

45 976 017

82,3

316 702

135 767 569

79,6

89 791 552

-2,7

2.1. Потребительские кредиты:

114 664

24 873 025

54,1

275 316

70 056 065

51,6

45 183 040

-2,5

- до 1 года

38 188

13 149 141

28,6

108 629

46 568 276

34,3

33 419 135

5,7

- от 1 года до 3 лет

34 049

11 723 884

25,5

54 789

23 487 789

17,3

11 763 905

-8,2

- RUR

74 761

16 217 212

65,2

199 329

50 720 591

72,4

34 503 379

7,2

- USD

38 642

8 382 209

33,7

75 161

19 125 306

27,3

10 743 096

-6,4

- EUR

1 261

273 603

1,1

826

210 168

0,3

-63 435

-0,8

2.2. Автокредитование

11 931

6 804 450

14,8

27 322

21 179 741

15,6

14 375 290

0,8

- до 1 года

1 736

597 688

1,3

6 967

2 986 887

2,2

2 389 198

0,9

- от 1 года до 3 лет

3 605

1 241 352

2,7

8 868

3 801 492

2,8

2 560 139

0,1

- от 3 до 5 лет

14 421

4 965 410

10,8

33 570

14 391 362

10,6

9 425 952

-0,2

- RUR

59 740

23 953 505

52,1

160 785

79 288 260

58,4

55 334 755

6,3

- USD

54 351

21 792 632

47,4

113 430

55 936 238

41,2

34 143 606

-6,2

- EUR

573

229 880

0,5

1 101

543 070

0,4

313 190

-0,1

2.3. Ипотечное кредитование

6 931

14 298 541

31,1

14 064

44 531 762

32,8

30 233 221

1,7

- от 3 до 5 лет

1 869

643 664

1,4

5 067

2 172 281

1,6

1 528 617

0,2

- от 5 до 10 лет

19 762

6 804 450

14,8

39 271

16 835 178

12,4

10 030 728

-2,4

- свыше 10 лет

19 895

6 850 427

14,9

59 540

25 524 303

18,8

18 673 876

3,9

- RUR

53 433

21 424 824

46,6

143 990

71 006 438

52,3

49 581 614

5,7

- USD

59 855

23 999 481

52,2

130 500

64 353 827

47,4

40 354 347

-4,8

- EUR

1 376

551 712

1,2

826

407 303

0,3

-144 409

-0,9

Итого кредиты, выданные физическим лицам по срокам: 

- до 1 года

39 924

13 746 829

29,9

115 596

49 555 163

36,5

35 808 333

6,6

- от 1 года до 3 лет

37 654

12 965 237

28,2

63 657

27 289 281

20,1

14 324 045

-8,1

- от 3 до 5 лет

16 290

5 609 074

12,2

38 638

16 563 643

12,2

10 954 569

0,0

- от 5 до 10 лет

19 762

6 804 450

14,8

39 271

16 835 178

12,4

10 030 728

-2,4

- свыше 10 лет

19 895

6 850 427

14,9

59 540

25 524 303

18,8

18 673 876

3,9

по валюте:

 

 

 

 

 

 

0

0,0

- RUR

187 934

61 595 541

134,0

504 104

201 015 290

148,1

139 419 749

14,1

- USD

146 426

51 599 665

112,2

332 582

146 067 982

107,6

94 468 317

-4,6

- EUR

3 211

1 055 196

2,3

2 753

1 160 541

0,9

105 346

-1,4

Всего кредитный портфель

141 244

55 863 933

100,0

331 039

170 562 272

100,0

114 698 339

0,0

Резервы на возможные потери по ссудам - всего

х

5 087 994

9,1

х

15 976 301

9,4

10 888 307

0,3

в т.ч. по кредитам физических лиц

х

4 024 603

8,8

х

12 317 728

9,1

8 293 125

0,3

Информация о работе Потребительское кредитование