Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:19, дипломная работа
Актуальность темы исследования. В условиях становления экономики России в рыночных условиях развитие потребительского кредитования приобретает все большее значение.
Коммерческие банки, выдавая потребительский кредит, способствуют, в первую очередь, решению финансовых проблем населения, связанных с необходимостью приобретения транспортных средств, дорогостоящей бытовой техники, оплаты медицинских и образовательных услуг. К тому же банки, стимулируя спрос населения на товары, содействует увеличению их производства и реализации, повышая тем самым экономический потенциал страны. Ориентация коммерческих банков на частных заемщиков способствует также повышению качества их кредитного портфеля за счет расширения круга клиентов банка и видов предоставляемых ссудных услуг, диверсификации кредитного риска и т.д.
Целью данной дипломной работы является исследование функционирования рынка потребительского кредитования в России и формирование адекватной условиям развития рынка потребительского кредитования.
Введение 4
1. Основы развития рынка потребительского кредитования в России 6
1.1. Рынок потребительского кредитования: его сущность и структура 6
1.2. Особенности оказания услуг на рынке потребительского кредитования 17
1.3. Факторы и условия развития рынка потребительского кредитования в России 26
2. Особенности реализации потребительского кредитования в банке ВТБ 24 (ЗАО) 35
2.1. Анализ и оценка финансового состояния Банка ВТБ 24 (ЗАО) 35
2.2. Анализ финансовых результатов деятельности Банка ВТБ 24 (ЗАО) в области потребительского кредитования 47
3. Совершенствование потребительского кредитования в Банке ВТБ 24 (ЗАО) 61
3.1. Обоснование необходимости совершенствования потребительского кредитования в Банке ВТБ 24 (ЗАО) 61
3.2. Рекомендации по совершенствованию потребительского кредитования в Банке ВТБ 24 (ЗАО) 68
3.3. Экономическое обоснование предложенных мероприятий 75
Заключение 81
Список использованной литературы 85
Наименование показателя | Величина показателя | Изменение (±) | |
2006 | 2007 | ||
1. Доходы - всего, в т.ч.: | 64 999 185 | 97 663 850 | 32 664 665 |
1.1. Процентные доходы | 9 076 438 | 14 309 505 | 5 233 067 |
1.2. Непроцентные доходы | 55 922 747 | 83 354 345 | 27 431 598 |
2. Доля абсолютного прироста, вызванного изменением: |
|
|
|
2.1. Процентных доходов | х | х | 0,1602 |
2.2. Непроцентных доходов | х | х | 0,8398 |
3. Отношение величины прироста, вызванного изменением каждого вида доходов: | х | х | 0,5025 |
3.1. Процентных доходов | х | х | 0,0805 |
3.2. Непроцентных доходов | х | х | 0,4220 |
4. Доходная база банка, тыс. руб. | 68 855 926 | 189 214 997 | 120 359 071 |
5. Доходность работающих активов банка, % | 13,18 | 7,56 | -5,62 |
6. Расходы - всего, в т.ч.: | 63 271 965 | 94 113 049 | 30 841 084 |
6.1. Процентные расходы | 2 307 306 | 5 330 096 | 3 022 790 |
6.2. Непроцентные расходы | 60 964 659 | 88 782 953 | 27 818 294 |
7. Доля абсолютного прироста, вызванного изменением: |
|
|
|
7.1. Процентных расходов | х | х | 0,0980 |
7.2. Непроцентных расходов | х | х | 0,9020 |
8. Отношение величины прироста, вызванного изменением каждого вида расходов, к величине расходов за базисный период: | х | х | 0,4874 |
8.1. Процентных расходов | х | х | 0,0478 |
8.2. Непроцентных расходов | х | х | 0,4397 |
9. Платные пассивы | 59 247 737 | 151 190 284 | 91 942 547 |
10. Уровень расходов по платным пассивам, % | 3,89 | 3,53 | -0,37 |
По приведенным расчетам следует вывод о том, что рост доходов банка на 32,7 млрд. руб. обусловлен на 84% увеличением непроцентных доходов. При этом снижение коэффициента доходности работающих активов составило 5,62%.
Рост расходов банка в 2007 году составил 30,8 млрд. руб., что на 90,2% обусловлено ростом непроцентных расходов. Этот факт является достаточно тревожным с той точки зрения, что при несущественном влиянии роста процентных расходов уровень стоимости привлеченных платных пассивов сократился в отчетном году на 0,37 пункта. Следовательно, часть ресурсной базы банка, сформированная привлеченными средствами клиентов работает не достаточно эффективно. Однако, величина прироста непроцентных расходов не опережает величину прироста непроцентных расходов банка, что определяет общую текущую прибыльность непроцентных операций банка.
Для проведения факторного анализа прибыли банка воспользуемся следующей моделью:
(2.7.)
где П – прибыль банка до налогообложения;
Д – совокупные доходы банка;
А – активы банка;
СК – собственный капитал.
Расчет факторных влияний на суммарную прибыль банка представлен в табл. 2.7.
Таблица 2.7. – Факторный анализ прибыли банка
Наименование показателя | Величина показателя по годам | Изменение (±) | |
2006 | 2007 | ||
1. Собственный капитал (СК) | 19 045 943 | 43 408 747 | 24 362 804 |
2. Активы (А) | 79 746 065 | 195 271 778 | 115 525 713 |
3. Совокупные доходы (Д) | 64 999 185 | 97 663 850 | 32 664 665 |
4. Совокупная прибыль до налогообложения (П) | 1 727 220 | 3 550 801 | 1 823 581 |
5. Маржа прибыли (П / Д) | 0,0266 | 0,0364 | 0,0098 |
6. Доходность активов (Д / А) | 0,8151 | 0,5001 | -0,3149 |
7. Мультипликатор капитала (А / СК) | 4,1870 | 4,4984 | 0,3114 |
8. Расчет влияния факторов: |
|
|
|
8.1. Изменение собственного капитала | х | х | 1 992 858 |
8.2. Изменение размера маржи прибыли | х | х | 419 271 |
8.3. Изменение доходности активов | х | х | -717 008 |
8.4. Изменение мультипликатора капитала | х | х | 128 460 |
Итого влияние всех факторов | х | х | 1 823 581 |
Таким образом, отрицательное влияние на формирование прибыли банка оказало снижение доходности активов, вследствие чего банк недополучил прибыли в размере 717,1 млн. руб., а вследствие роста собственного капитала банк увеличил прибыль на 1 992,9 млн. руб.
Можно сделать вывод о том, что банк, имея достаточную капитальную базу и активы, способные приносить достаточный доход, имеет невысокие показатели прибыльности. Эти выводы подтверждает анализ детализирующих показателей.
Проведенный анализ характеризует деятельность банка как стабильного, с достаточной, но не вполне эффективно используемой капитальной и ресурсной базой.
Выявленные негативные стороны деятельности банка позволяют сделать вывод о том, что для «ВТБ 24» помимо установления стратегических целей и задач необходимо совершенствование политики формирования эффективного портфеля доходных активов (и, прежде всего – потребительских кредитов как основного, профилирующего вида деятельности), что позволит банку более эффективно использовать собственные и привлеченные ресурсы.
2.2. Анализ финансовых результатов деятельности Банка ВТБ 24 (ЗАО) в области потребительского кредитования
Как уже было отмечено, в 2007 г. совокупный кредитный портфель банка увеличился более, чем в 3 раза, составив 170,6 млрд. руб. При этом ведущая роль в развитии кредитования в банке остается за розничным сектором, т.е. за кредитами, выдаваемыми физическим лицам. Так, по состоянию на 01.01.2008 г. совокупная доля кредитов, выданных физическим лицам, составила 79,6%, снизившись, однако, по сравнению с предыдущим годом на 2,7%. При этом данное снижение обусловлено, прежде всего, сокращением доли потребительских кредитов в совокупном кредитном портфеле банка. Однако, снижение доли потребительских кредитов не означает падения объемов кредитования населения. Это объясняется тем, что наряду с развитием розничного кредитования, «ВТБ 24» активно развивает и сегмент кредитования малого бизнеса – в частности, предпринимателей без образования юридического лица.
Рассмотрим основные характеристики состояния банка в области кредитования населения, применяя подход сущностного разделения кредитов, выдаваемых населению, на три основные категории – ипотечное кредитование; автокредитование и собственно потребительское кредитование.
Ипотечное кредитование населения на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений развития «ВТБ 24». Банк предлагает ипотечные кредиты на покупку квартир на вторичном или первичном рынке жилья, кредиты на улучшение жилищных условий, а также нецелевые кредиты под залог имеющейся в собственности квартиры и рефинансирование ранее полученных ипотечных кредитов.
В 2007 г. Банку удалось обеспечить рост своего ипотечного бизнеса темпами, превышающими темпы роста российского рынка ипотеки, а на 1 января 2008 г. банку удалось достичь 7% доли российского рынка.
Ипотечный кредитный портфель «ВТБ 24» в настоящее время формируется за счет следующих направлений:
- собственной выдачи;
- кредитов, переданных на баланс «ВТБ 24» в рамках проекта миграции розничного бизнеса группы ВТБ;
- кредитов, приобретенных у других участников ипотечного рынка.
В 2007 году «ВТБ 24» существенно модернизировал условия предоставления ипотечных кредитов и оптимизировал технологию ипотечного кредитования. В частности, было реализовано следующее:
- отмена первоначального взноса в части кредитов;
- снижение процентной ставки в рублях;
- повышение коэффициентов, используемых при определении доступной суммы кредита;
- рассмотрение дохода родственников заемщика;
- расширение сроков кредитования (до 50 лет);
- расширение продуктового ряда (нецелевые кредиты, рефинансирование, улучшение жилищных условий);
- установление лимитов принятия рисков на ведущие строительные компании – либерализация требований к обеспечению кредитов;
- размещение риэлтеров в Центрах ипотечного кредитования – возможность получения полной услуги «Кредит + квартира» в офисе Банка;
- увеличение сети отделений, предоставляющих ипотечные кредиты, проведение межфилиальных сделок.
Банк также активно развивает автокредитование. Особое внимание уделяется модернизации продуктового ряда, расширению географии бизнеса, а также повышению качества сервиса. Количество салонов-партнеров Банка по программе автокредитования на сегодняшний день превышает 700.
В настоящее время «ВТБ 24» предлагает следующие программы автокредитования:
- стандартная программа на новые автомобили иностранного производства;
- стандартная программа на подержанные автомобили иностранного производства;
- программа без применения условия об обязательном осуществлении первоначального взноса на оплату автомобиля иностранного производства;
- автоэкспресс-кредитование на покупку нового или подержанного автомобиля иностранного производства, а также нового автомобиля отечественного производства с оформлением и без оформления страховки.
В ближайших планах банка актуальной является задача модернизации имеющихся программ, а также разработка и внедрение новых продуктов, в частности:
- финансирование покупки автомобиля с рассрочкой платежа (программа Buy-Back);
- лизинговые программы автокредитования для физических лиц;
- прокат автомобилей.
Потребительское кредитование остается основным направлением деятельности «ВТБ 24». Программа потребительского кредитования банка включает выдачу кредитов с обеспечением и без обеспечения и пользуется неизменно высокой популярностью у клиентов.
Кредиты выдаются в рублях, долларах США и Евро. Максимальная сумма кредита – до 100 тыс. долларов (Евро) или до 3 млн. руб. Каждый заемщик бесплатно получает карту Visa Electron Instant Issue, которая может использоваться для погашения кредита в отделениях и банкоматах «ВТБ 24».
Банк также продолжает реализацию и совершенствование программ экспресс-кредитования в торговых организациях. За 2007 год Банк успешно модифицировал виды экспресс-кредитов и, таким образом, оперативно реагировал на ситуацию на рынке и постоянно поддерживал свою конкурентоспособность.
В табл. 2.8. представлена структура кредитного портфеля «ВТБ 24» с выделением портфеля кредитов, выданных физическим лицам.
Таблица 2.8. – Анализ кредитного портфеля Банка «ВТБ 24»
Категория заемщиков / Вид кредита | 2006 год | 2007 год | Изменение | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
шт. | тыс. руб. | % | шт. | тыс. руб. | % | прирост, тыс. руб. | изменение структуры, % | |
1. Кредиты малому бизнесу (юридическим лицам и ПБОЮЛ) | 7 718 | 9 887 916 | 17,7 | 14 337 | 34 794 703 | 20,4 | 24 906 787 | 2,7 |
2. Кредиты физическим лицам - всего, из них: | 133 526 | 45 976 017 | 82,3 | 316 702 | 135 767 569 | 79,6 | 89 791 552 | -2,7 |
2.1. Потребительские кредиты: | 114 664 | 24 873 025 | 54,1 | 275 316 | 70 056 065 | 51,6 | 45 183 040 | -2,5 |
- до 1 года | 38 188 | 13 149 141 | 28,6 | 108 629 | 46 568 276 | 34,3 | 33 419 135 | 5,7 |
- от 1 года до 3 лет | 34 049 | 11 723 884 | 25,5 | 54 789 | 23 487 789 | 17,3 | 11 763 905 | -8,2 |
- RUR | 74 761 | 16 217 212 | 65,2 | 199 329 | 50 720 591 | 72,4 | 34 503 379 | 7,2 |
- USD | 38 642 | 8 382 209 | 33,7 | 75 161 | 19 125 306 | 27,3 | 10 743 096 | -6,4 |
- EUR | 1 261 | 273 603 | 1,1 | 826 | 210 168 | 0,3 | -63 435 | -0,8 |
2.2. Автокредитование | 11 931 | 6 804 450 | 14,8 | 27 322 | 21 179 741 | 15,6 | 14 375 290 | 0,8 |
- до 1 года | 1 736 | 597 688 | 1,3 | 6 967 | 2 986 887 | 2,2 | 2 389 198 | 0,9 |
- от 1 года до 3 лет | 3 605 | 1 241 352 | 2,7 | 8 868 | 3 801 492 | 2,8 | 2 560 139 | 0,1 |
- от 3 до 5 лет | 14 421 | 4 965 410 | 10,8 | 33 570 | 14 391 362 | 10,6 | 9 425 952 | -0,2 |
- RUR | 59 740 | 23 953 505 | 52,1 | 160 785 | 79 288 260 | 58,4 | 55 334 755 | 6,3 |
- USD | 54 351 | 21 792 632 | 47,4 | 113 430 | 55 936 238 | 41,2 | 34 143 606 | -6,2 |
- EUR | 573 | 229 880 | 0,5 | 1 101 | 543 070 | 0,4 | 313 190 | -0,1 |
2.3. Ипотечное кредитование | 6 931 | 14 298 541 | 31,1 | 14 064 | 44 531 762 | 32,8 | 30 233 221 | 1,7 |
- от 3 до 5 лет | 1 869 | 643 664 | 1,4 | 5 067 | 2 172 281 | 1,6 | 1 528 617 | 0,2 |
- от 5 до 10 лет | 19 762 | 6 804 450 | 14,8 | 39 271 | 16 835 178 | 12,4 | 10 030 728 | -2,4 |
- свыше 10 лет | 19 895 | 6 850 427 | 14,9 | 59 540 | 25 524 303 | 18,8 | 18 673 876 | 3,9 |
- RUR | 53 433 | 21 424 824 | 46,6 | 143 990 | 71 006 438 | 52,3 | 49 581 614 | 5,7 |
- USD | 59 855 | 23 999 481 | 52,2 | 130 500 | 64 353 827 | 47,4 | 40 354 347 | -4,8 |
- EUR | 1 376 | 551 712 | 1,2 | 826 | 407 303 | 0,3 | -144 409 | -0,9 |
Итого кредиты, выданные физическим лицам по срокам: | ||||||||
- до 1 года | 39 924 | 13 746 829 | 29,9 | 115 596 | 49 555 163 | 36,5 | 35 808 333 | 6,6 |
- от 1 года до 3 лет | 37 654 | 12 965 237 | 28,2 | 63 657 | 27 289 281 | 20,1 | 14 324 045 | -8,1 |
- от 3 до 5 лет | 16 290 | 5 609 074 | 12,2 | 38 638 | 16 563 643 | 12,2 | 10 954 569 | 0,0 |
- от 5 до 10 лет | 19 762 | 6 804 450 | 14,8 | 39 271 | 16 835 178 | 12,4 | 10 030 728 | -2,4 |
- свыше 10 лет | 19 895 | 6 850 427 | 14,9 | 59 540 | 25 524 303 | 18,8 | 18 673 876 | 3,9 |
по валюте: |
|
|
|
|
|
| 0 | 0,0 |
- RUR | 187 934 | 61 595 541 | 134,0 | 504 104 | 201 015 290 | 148,1 | 139 419 749 | 14,1 |
- USD | 146 426 | 51 599 665 | 112,2 | 332 582 | 146 067 982 | 107,6 | 94 468 317 | -4,6 |
- EUR | 3 211 | 1 055 196 | 2,3 | 2 753 | 1 160 541 | 0,9 | 105 346 | -1,4 |
Всего кредитный портфель | 141 244 | 55 863 933 | 100,0 | 331 039 | 170 562 272 | 100,0 | 114 698 339 | 0,0 |
Резервы на возможные потери по ссудам - всего | х | 5 087 994 | 9,1 | х | 15 976 301 | 9,4 | 10 888 307 | 0,3 |
в т.ч. по кредитам физических лиц | х | 4 024 603 | 8,8 | х | 12 317 728 | 9,1 | 8 293 125 | 0,3 |