Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 16:35, курсовая работа
Граждане РК долгое время имели весьма смутное представление о банковских пластиковых карточках. Распад СССР сломал многие старые стереотипы системы безналичных расчетов и денежных отношений. Появились новые, динамичные банки, строящие планы своего развития не на стремлении получать сиюминутную выгоду, а исходя из понимания важности интегрирования в мировое банковское сообщество, принятия в повседневной работе высоких качественных стандартов обслуживания клиентов, необходимости применения передовых технологий и уважения к потребностям рядовых граждан.
Введение………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы пластиковых карт в системе безналичных расчетов………………………………………………………………….........5
1.1 История пластиковых карт в мире………………………………………5
1.2 Понятие пластиковых карточек и их виды……………………………..7
2. Оценка использования пластиковых карт………………………………11
2.1 Анализ рынка пластиковых карт в Казахстане………………………..11
2.2 Анализ работы с пластиковыми картами АО «БТА Банка»………….17
3. Проблемы и перспективы развития карточного бизнеса в Республике Казахстан……………………………………………………………………..24
Заключение…………………………………………………………………...28
Список используемой литературы………………………………………….32
По состоянию на 2010 год банками выпущено 3.98 млн. платежных карточек, а количество держателей данных карточек составило - 3.81 млн. чел. (по сравнению с аналогичным периодом 2009 года - рост на 34.5% и 34.8% соответственно). Наиболее распространенными платежными карточками являются карточки международных систем, их доля составляет 89.7%, доля карточек локальных систем - 10.3%. На 1 октября 2009 года данное соотношение составляло 86.7% и 13.3% соответственно.
В сентябре 2010 года объемы транзакций с использованием платежных карточек казахстанских эмитентов составили 113.6 млрд. тенге (рост по сравнению с сентябрем 2009 года составил 47.9%). При этом следует отметить опережающий рост объемов безналичных платежей (в 2.0 раза до 14.0 млрд. тенге) по сравнению с ростом объемов операций по снятию наличных денег (на 42.5% до 99.6 млрд. тенге). Количество транзакций за сентябрь 2010 года составило 5.8 млн. транзакций и увеличилось по сравнению с сентябрем 2009 года на 35.3%. Также наблюдается опережающий рост количества безналичных платежей (на 38.5% до 691.6 тыс. транзакций) по сравнению с ростом количества операций по снятию наличных денег (на 34.9% до 5.1 млн. транзакций).
Более подробная информация о развитии рынка платежных карточек в Казахстане представлена в приложениях 1-5.
По состоянию на 2008 года выпуск платежных карточек фактически осуществляют 19 банков и АО «Казпочта». Банками второго уровня выпускаются платежные карточки локальных систем: Altyn Card - АО «Народный Банк Казахстана» и АО «АТФБанк»; SmartAlemCard - АО «Банк ТуранАлем»; Каспийский - АО «Банк «Каспийский»; локальная карточка Ситибанка Казахстан - АО «Ситибанк Казахстан»; локальная карточка Цесна Банка - АО «Цесна Банк»; TemirCard - АО «Темiрбанк» и KazCard - АО «Казпочта». Кроме того, банками Казахстана выпускаются и распространяются платежные карточки международных систем: VISA International, Europay International, American Express International, China Union Pay и Diners Club International.
По состоянию на 1 сентября 2008 года банками выпущено 6.7 млн. платежных карточек, а количество держателей данных карточек составило - 6.3 млн. чел. (по сравнению с аналогичным периодом 2007 года - рост на 32.7% и 29.8% соответственно). Наиболее распространенными платежными карточками являются карточки международных систем, их доля составляет 96.9%, доля карточек локальных систем - 3.1%. На 1 сентября 2007 года данное соотношение составляло 96.0% и 4.0% соответственно.
В августе 2008 года объемы транзакций с использованием платежных карточек казахстанских эмитентов составили 196.5 млрд. тенге (рост по сравнению с августом 2007 года составил 22.7%). Количество транзакций за август 2008 года составило 8.3 млн. транзакций и увеличилось по сравнению с августом 2007 года на 19.5%. Также наблюдается опережающий рост количества безналичных платежей (на 28.7% до 1.4 млн. транзакций) по сравнению с ростом количества операций по снятию наличных денег (на 17.9% до 7.0 млн. транзакций).
В III квартале 2010 года банками второго уровня и АО «Казпочта» с использованием представленных в таблице №1 платежных инструментов были проведены транзакции в количестве 26.7 млн. транзакций на сумму 29 086.5 млрд. тенге. В целом наблюдается увеличение использования различных платежных инструментов. Так, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество увеличилось на 18.8%, а сумма платежей в 2.3 раза.
Увеличение общего количества представленных платежных инструментов в основном было обусловлено ростом количества платежных карточек на 4 405.6 тыс. транзакций. Увеличение объемов платежей в основном было вызвано ростом объемов платежей с использованием платежных поручений на 16 019.0 млрд. тенге.
По-прежнему наиболее распространенными на территории Казахстана являются платежные поручения и платежные карточки. При этом, средняя сумма одного платежного поручения составила за III квартал 2010 года 3.7 млн. тенге и увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 2.4 раза. Вместе с тем, высокий удельный вес платежных карточек по количеству платежей и низкий - по объему платежей характеризуется использованием данного платежного инструмента в основном для снятия небольших сумм наличных денег (средняя сумма одной транзакции составила за III квартал 2010 года - 19.2 тыс. тенге).
Наименее используемыми являются платежные требования - поручения и инкассовые распоряжения. Незначительная доля использования данных инструментов в общем количестве и объеме обусловлена их спецификой.
Прочие платежные инструменты включают чеки для расчета за товары и услуги, прямое дебетование банковского счета и исполненные аккредитивы.
По данным ФАС, лидерство на казахстанском рынке международных платежных систем принадлежит VISA (85% рынка по оборотам и 62% - по количеству эмитированных карт). Второе место у Mastercard (15 и 38% соответственно).
Чтобы продвигать в Казахстане новые продукты, платежные системы, некоторые банки создают искусственный ажиотаж вокруг рынка кредитных карт, преувеличивая его масштабы и значимость и описывая ситуацию не иначе как: «Казахстан переживает бум кредитных карт», «кредитные карты прочно вошли в жизнь казахстанцев», «бешеные темпы роста». Впрочем, подобные выводы они обосновывают приведенными ниже цифрами.
По итогам первого квартала 2009 года, объем карт, выпущенных VISA, достиг 17 млн. (годовой прирост 62%), а общий оборот по картам VISA превысил $29 млрд. Система Mastercard за это же время выпустила 9,7 млн. карт. Прирост в основном обеспечила эмиссия кредитных карт - 169% за год, по дебетовым - 76%. Общую долю кредитных карт можно оценить в 18,5% (около 5 млн. штук) от всего объема эмиссии двух систем.
По данным пресс-службы VISA International, по объемам выпуска карт, обороту в магазинах, общему числу транзакций Казахстан занимает третье место среди стран. Совокупный оборот по картам за январь-март 2009 года составил почти $270 млн. (прирост 58,4%).
Заместитель генерального директора представительства Visa International, вице-президент Visa СЕМЕА Оливер Хьюз выделил на международной конференции «Банковские розничные услуги « этапы развития карточного рынка.
-2002 - становление рынка банковских
карт на основе дебетовых
-2008 - массовое развитие рынка с преобладанием зарплатных проектов.
С 2003-го - бум розничного кредитования, а с 2009-го - становление рынка кредитных карт.
С 2010-го - динамичный рост оборотов по кредиткам (за 2003 год количество кредиток увеличилось в 4,3, а за 2008-й - более чем в 6 раз, в то время как число дебетовых карт возросло всего в 1,4 раза, в 2009 году также преобладал рост эмиссии именно кредитных карт).
Сейчас наблюдается определенное насыщение рынка потребительскими кредитами, потребности людей изменились - они хотят использовать удобства кредитных карт при покупке еды, мебели и бытовой техники для новых квартир, бензина для автомобиля. По данным исследования, проведенного компанией IMCA по заказу MasterCard, казахстанские граждане склонны тратить с кредитных карточек денег на 30% больше, чем с дебетовых.
Основные типы поведения потребителей. «Импульсивный кредит» от $100 до $2000. Для этой группы главный критерий выбора кредитора - скорость и простота оформления;
Вынужденный, обусловленный объективной необходимостью кредит от $600 долл. до $3000. Основной критерий выбора банка - величина первого взноса, процентная ставка, размер ежемесячных выплат и срок погашения. Именно эта группа потребителей представляет собой целевую аудиторию для продвижения кредитных карт;
«Запланированный кредит» на долгосрочную перспективу и крупные покупки от $3000 до $10 000.
Три четверти кредитных карт относятся к системам Visa и MasterCard. Примерно треть владельцев кредитных карт приобрели их в 2009 году и чуть менее половины - за последние год-два.
Среди многообразия платежных систем, существующих в мире, особое место занимает международная платежная система VISA International. Более половины мирового рынка международных пластиковых карт приходится именно на долю компании VISA International и банков, являющихся членами этой системы. В Казахстане VISA занимает около 80% рынка платежных карт
Сегодня практически каждый отечественный банк в той или иной мере сотрудничает с VISA International и предоставляет своим клиентам услуги, соответствующие высокому уровню международного бренда. Удобство этой платежной системы казахстанцы оценили по достоинству давно. И с каждым годом количество владельцев карточек VISA неуклонно растет. Простой пример: только у Альянс Банка, который на начало 2010 года выпустил около 20 тысяч карт VISA, сегодня их число превышает 100 тысяч.
В ноябре 2010 года статус Альянс Банка в международной платежной системе VISA был повышен до принципиального члена. До этого момента банк являлся ассоциированным членом этой системы и сотрудничал с VISA через принципиального участника - Казкоммерцбанк. Но уже с 6 июня 2007 года, после завершения всех обязательных процедур сертификации, Альянс Банк начал прямую работу с VISA International и таким образом вышел на новый уровень, означающий дальнейшее увеличение численности платежных карт и оптимизацию работы карточной платформы.
Повышению статуса банка способствовали не только отличные результаты развития бизнеса платежных карт и устойчивое улучшение показателей работы банка, но и солидные достижения по всем направлениям бизнеса. Сейчас наши карточные продукты, обладая значительными преимуществами, стали более конкурентоспособными. Мы снизили комиссии по транзакциям для наших клиентов. Наш новый статус также свидетельствует о повышении качества и скорости обслуживания карточек как платежного средства».
Теперь, после получения статуса принципиального члена МПС VISA, Альянс Банк перестал платить комиссию Казкоммерцбанку, что в свою очередь повлекло снижение тарифов на обслуживание карт Альянс Банка в сети банкоматов других банков. Но, с другой стороны, обслуживание в банкоматах ККБ перестало быть бесплатным для держателей карт Альянс Банка, так как до этого Альянс Банк компенсировал комиссию, удерживаемую ККБ. Впрочем, как считает Денис Середенко, директор процессингового центра АО «Альянс Банк», «никаких неудобств клиент не заметит - развитие собственной сети банкоматов идет уверенными темпами, и в настоящее время по количеству этих устройств мы находимся на 4-м месте среди отечественных финансовых институтов. Нами установлено свыше 200 банкоматов, в которых держатели карт VISA от Альянс Банка могут снимать наличные денежные средства по льготным тарифам.
Кроме того, Альянс Банк начал установку устройств с функцией приема наличных, которые позволяют держателям платежных карт не только снимать наличные, но и пополнять свой карточный счет или погашать задолженность по кредиту».
В настоящее время все платежные карты банка выпускаются собственными силами центра персонализации. Это позволяет экономить средства и значительно сокращает сроки их выпуска. Кроме того, в декабре прошлого года был запущен проект по выдаче кредитов на неперсонализированные карты . Также у Альянс Банка есть собственный процессинговый центр, построенный на программном обеспечении TranzWare от компании «Компас+». В прошлом году на его базе была запущена услуга SMS-оповещения.
Статус принципиального члена МПС VISA, присвоенный Альянс Банку, расширит его возможности по развитию бизнеса платежных карт и будет способствовать дальнейшему увеличению доли безналичных платежей в республике. А клиентов банка ждут новые, интересные и главное - удобные услуги, доступные благодаря платежным картам VISA.
2.2 Анализ работы с пластиковыми картами БТА Банка
БТА Банк – крупный казахстанский банк, ключевым акционером которого является Правительство Республики Казахстан в лице фонда национального благосостояния «Самрук-Казына», владеющего пакетом акций в 97,28 %.
После вхождения ФНБ «Самрук-Казына» в акционерный капитал БТА Банка, финансовая и инвестиционная стратегия банка изменилась. БТА переориентировал свой бизнес на внутренний рынок вместо кредитования проектов за рубежом, сделав акцент на качественном обслуживании корпоративных и розничных клиентов и инвестировании в надёжные и рентабельные проекты в Казахстане.
Кроме того, БТА Банк является активным участником государственных программ поддержки экономики. С 2009 года банк участвует в программах финансирования финансировании субъектов малого и среднего бизнеса, субъектов агропромышленного комплекса, рефинансировании ипотечных займов и финансировании завершения жилищного строительства.
БТА сегодня имеет :
По программам кредитования субъектов малого и среднего бизнеса Банк освоил средства на сумму более 53 млрд. тенге. Данные средства осваивались поэтапно 4 траншами:
В рамках четвертого транша «Даму-Өндіріс» средства были направлены субъектам МСБ, занятым в следующих секторах экономики:
Кроме того, были освоены средства по программе «Даму-регионы» на сумму 6,7 млрд. тенге.
На сегодняшний день БТА Банк принимает активное участие в реализации государственной Программы финансирования региональных приоритетных проектов «Даму регионы II» и локальных программах местных исполнительных органов. Лимит финансирования, установленный на Банк в рамках Программы «Даму регионы II» составляет 1,9 млрд. тенге.
Информация о работе Проблемы и перспективы развития карточного бизнеса в Республике Казахстан