Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 13:02, контрольная работа
Целью проведённого мною анализа является рассмотрение вопроса - место и роль пластиковых карт в платёжной системе России.
Для достижения поставленной в курсовой работе цели мною решались следующие задачи:
- определить сущность понятия пластиковых карт, рассмотреть их классификацию и ответить на вопрос: какое место в платёжной системе страны они занимают;
- рассмотреть историю развития пластиковых карт и платёжных систем;
- проанализировать состояние рынка пластиковых карт в России;
- рассмотреть проблемы и перспективы российского рынка пластиковых карт в условиях сложившегося мирового экономического кризиса.
Введение
1. Понятие и виды пластиковых карт и их место в платёжной системе страны
2. История развития пластиковых карт и платёжных систем
3. Состояние рынка пластиковых карт в России
4. Проблемы и перспективы развития российского рынка пластиковых карт
Заключение
Библиографический список
«На сегодняшний день «пластиковый» бизнес в России - одно из основных перспективных направлений развития банковских услуг. Карты востребованы в качестве средства платежа и корпоративными клиентами, и частными лицами. Данные позиции были подтверждены участниками конференции «Рынок пластиковых карт», прошедшей 3 декабря 2007 года в гостинице «Националь» и организованной компанией «Финансовый Мир» при поддержке ГК «Золотая корона».
По словам Михаила Воронько,
руководителя блока маркетинга розничного
бизнеса банка «Уралсиб», российский
рынок эквайринга Эквайринг (Acquiring) -- прием
к оплате платежных карт в качестве средства
оплаты товара, работ, услуг. Осуществляется
уполномоченным банком-эквайером путем
установки платежного терминала (POS (Point
Of Sale -- англ. точка продажи) -терминал) или
импринтера в предприятиях торговли (услуг)
для проведения операций, совершаемых
с использованием банковских карт. Существует
также Интернет-эквайринг -- прием к оплате
карт через Интернет с использованием
специально разработаного web-интерфейса,
позволяющего провести расчеты в интернет-магазинах. пластиковы
Ежегодный рост оборотов в торгово-сервисных предприятиях (более чем на 35% ежегодно) показывает хорошую тенденцию. Люди все активней начинают пользоваться пластиковыми картами для покупок в магазинах.
В целом российский рынок
банковских карт можно считать
Но чего же всё началось? Какова история возникновения, развития пластиковых карт и платёжных систем в мировой истории и в истории нашей страны? Рассмотрение этого вопроса в следующей главе.
2. История развития пластиковых карт и платёжных систем
Идея использования карт как платёжного средства была выдвинута Джеймсом Беллами в его книге «Глядя назад» в 1880 году, практически же первая карта была выпущена в США в 1914 году фирмой General Petroleum Corporation of California (сейчас это компания Mobil Oil). Данная карта использовалась при оплате нефтепродуктов. Первые карты не были ещё платёжным средством, это скорее клубные карточки, имеющие ограниченное применение Афонина С.В. Электронные деньги. - СПб: Питер, 2001. С.22..
Однако, символической точкой отсчёта в мировой истории пластиковых карт принято считать встречу внука основателя одного из крупнейших американских универмагов Альфреда Блумингдейла, главы небольшой финансовой компании Hamilton Credit Corporation Фрэнка Макнамары и юриста этой компании Ральфа Шнайдера, которая случилась в 1949 году в одном из ресторанов Манхэттена (Нью-Йорк). В результате этой дружеской беседы за столом и появилась на свет карта Diners Club - первая массовая платёжная карта в мире, как считают многие исследователи.
По одной версии это был опыт некоего американца, позволявшего знакомым за определенный процент пользоваться его счетом в банке для оплаты покупок, по другой - опыт японских предприятий, которые после окончания Второй мировой войны, когда Япония оказалась в кризисной ситуации, выдавали сотрудникам сначала «расписки», по которым люди могли получить в определенных магазинах и столовых товары и продукты в счет будущей зарплаты, а потом вместо расписок ставшие выдавать картонные карты Согласно «японской версии» в 1949 году вице-президент одной крупной японской компании, выпускавшей такие карты, посетил США, где познакомился и провёл деловые переговоры с Фрэнком Макнамарой, на которых, в частности, и рассказал ему о необычных картонных картах, которые используются в Японии.. Вполне возможно, что на самом деле процесс открытия платежных карт как любого другого открытия протекал одновременно и независимо как в США, так и в Японии, а возможно и еще в какой-либо стране, как это часто бывает в мировой истории. Так или иначе, но именно карта Diners Club (DC) стала первой массовой платежной картой.
Первоначально карточки DC предназначались для расчетов за обеды (что и следует из названия карты), причем расчеты эти производились в кредит, но очень быстро карточка стала универсальной, то есть предназначенной для расчетов за товары и для получения наличных. Таким образом, первая карта, получившая широкое распространение, была платежной, кредитной и небанковской, к тому же первая платежная карточка была еще и не пластиковой, а картонной Первые пластиковые карты DC выпустила в 1961 году..
Вслед за DC на массовый американский рынок успешно вышла компания American Express, а затем и многие американские банки со своими локальными карточными продуктами (в том числе два крупнейших на тот момент банка США - Bank of America и Chase Manhattan Bank). В итоге целого ряда достаточно сложных процессов слияний карточных программ различных американских банков, поглощений одних карточных программ другими, уже во второй половине 70-х годов прошлого века и были созданы Visa International и Master Card - две крупнейшие на сегодня международные платежные системы. Это далеко не единственные существующие в мире платежные системы. Практически в каждой из развитых стран есть масштабные национальные карточные проекты, но ни одна из этих платежных систем пока не вышла за национальные рамки.
Современная история появления пластиковых карт в России не содержит такого живописного, запоминающего эпизода с дружеским застольем в ресторане, как в случае с Diners Club. Вместе с тем эта пока ещё достаточно краткая история была очень динамичной, и моментами драматичной.
Первой платёжной картой, появившейся в России (тогда ещё - в Советском Союзе), видимо, следует считать карту международной платёжной системы Diners Club. Именно эти карты стали приниматься в системе магазинов «Берёзка» в 1969 году. А спустя почти двадцать лет, в 1988 году, спортсменам советской Олимпийской сборной, направлявшейся для участия в олимпийских играх в Сеуле, впервые были выданы карты международной платёжной системы - Visa International. Но большого распространения международные карты по понятным причинам тогда не получили. И только после начала формирования в России системы коммерческих банков (точкой отсчёта этого можно считать принятие в 1990 году Закону «О банках и банковской деятельности») у банковских пластиковых карт как платёжного инструмента, ориентированного на держателей - частных лиц, появилось в России большое будущее.
В 1993 году в России были созданы такие платёжные системы на картах, как STB Card (расчётный банк - «Столичный») и Union Сard (расчётный банк - Автобанк), которые быстро стали лидерами рынка пластиковых карт и долгое время таковыми оставались. Обе платёжные системы активно завоёвывали рынок, заключая с банками договоры на выпуск своих карт один за другим. В результате по состоянию на 1998 год банками - участниками Union Сard стали около 180 банков, за сотню переваливало количество участников STB Card. Причём в некотором смысле российский рынок был поделён - Union Сard имела преобладание в регионах, STB Card - в Москве.
Следует отметить, что карты этих двух платёжных систем (да и большинство других, в том числе международных) в то время были с магнитной полосой. Перспектив массового выпуска карт с микросхемой (чиповых карт) международными платёжными системами, а тем более - выработка ими единого стандарта EMV Стандарт EMV (EuroPay/MasterCard/Visa) - единый стандарт для чиповой карты международных платёжных систем, выработанный в 1996 году, но активно внедряемый лишь в начале XXI века., была ещё неясной. В России по состоянию на середину 90-х годов прошлого века ситуация с чиповыми картами тоже была непростой. С одной стороны, сразу несколько компаний-разработчиков стали предлагать свои решения для построения платёжных систем, основанных на чиповых картах (компания «СанТек», BGS SmartcardSystems AG В середине 90-х - BGS Industrial, ЦФТ и целый ряд других). Российские банки стали реализовывать на основе их решений локальные платёжные системы, в том числе на базе крупных промышленных предприятий, выпуская десятки тысяч карт (как правило, в рамках зарплатных проектов). С другой стороны, существовала та же проблема - отсутствие единого стандарта. В результате карты каждой платёжной системы при всей их функциональной мощности принимались к оплате только в пределах одной платёжной системы. Среди платёжных систем на основе карт с микросхемами в своём развитии наиболее преуспели две - «Сберкарт» (проект Сбербанка) и «Золотая корона», которые (каждая своим путём) сумели выйти за пределы одного региона и стать если и не национальными по значению, то общероссийскими по степени охвата регионов.
Остановимся на некоторых исторических аспектах развития карточного бизнеса российских банков.
Итак, первые пластиковые карты появились в России в начале 90-х годов прошлого века и были по сути своей банковскими платёжными инструментами. К тому времени банковские пластиковые карты уже были широко распространены на Западе, но для России это было новшество (как, впрочем, и сами коммерческие банки). Для рядового советского человека, привыкшего расплачиваться за товары исключительно наличными рублями, банковская карта, позволявшая рассчитываться безналичным способом, получать зарплату не в бухгалтерии в определённый день из маленького зарешёченного окошечка, а через банкомат, была ещё и символом комфортной жизни, организованной по западным стандартам. Наверно, поэтому в первые годы банковского бума в России одно только появление в арсенале банка пластиковых карт воспринималось клиентами как символ западных стандартов банковского обслуживания (что, конечно, далеко не всегда было так). Не стоит забыть и о том, что сами владельцы банков, топ-менеджеры - те, кто создавал в России банковскую систему, в большинстве своём были в недалёком прошлом такими же рядовыми советскими людьми - сотрудниками научно-исследовательских институтов, офицерами, партийными, комсомольскими работниками. Они испытывали своеобразное чувство гордости, что их банк предлагает клиентам не только стандартный кредит на расширение производства, но и «настоящие» банковские карты.
Психологические мотивы были
очень важны на начальном этапе
появления пластиковых карт в
России, поскольку объективных
Отсутствовала и такая
важная предпосылка, как определённый
уровень культуры пользования пластиковыми
картами для безналичных
Но не только «карточная культура» клиентов была низкой - культура организации пластикового бизнеса в самих банках тоже была невысокой. Клиент, пришедший получить карту, частенько вместо чётких, отлаженных действий сотрудника банка мог наблюдать за стойкой паническую суету операционистки, которую недавно перевели из бухгалтерии на обслуживание карт. Из одной папки ей нужно было достать бланк заявления на выпуск карты, из другой - бланк договора на её выпуск и обслуживание, из третьей - бланк поручения на зачисление на карту рублёвой зарплаты, из четвёртой - заявление на конвертацию рублёвых денежных средств в валюту (если карты была валютной) и так далее. Все эти бумаги клиенту нужно было заполнить самостоятельно и без ошибок. В магазине, принимающем карты к оплате, клиента тоже порой ждали неприятности. Например, из-за помех на телефонной линии могла отсутствовать связь POS-терминала с центром авторизации, так что разрешение на совершение платежа получить было невозможно по технических причинам (хотя деньги на карточном счёте были). Или другая вполне распространённая ситуация - кассир, который принимал у клиента карту для оплаты товара, элементарно не умел обращаться с POS-терминалом или импринтером, в результате минутная операция оплаты с помощью карты могла отнять у всех вольных и невольных участников процедуры - держателя карты, кассира, других покупателей, стоящих в очереди к кассе, неопределённое количество времени.
Несмотря на все перечисленные
сложности, банковские платёжные карты
получали в России всё большее
распространение. Российские банки
нашли простой и правильный путь
к их массовому распространению
- так называемые зарплатные проекты.
Суть зарплатных проектов проста - между
банком и предприятием заключается
договор, согласно которому банк открывает
работникам предприятия специальные
карточные счета, выдаёт им банковские
карты, а предприятие перечисляет
в банк зарплату своих работников
(для зачисления на открытые карточные
счета). В результате банк получал
в своё распоряжение остатки на карточных
счетах, которые в случае крупных
предприятий становились
Информация о работе Проблемы и перспективы развития российского рынка пластиковых карт