Проблемы и перспективы развития российского рынка пластиковых карт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 13:02, контрольная работа

Описание работы

Целью проведённого мною анализа является рассмотрение вопроса - место и роль пластиковых карт в платёжной системе России.
Для достижения поставленной в курсовой работе цели мною решались следующие задачи:
- определить сущность понятия пластиковых карт, рассмотреть их классификацию и ответить на вопрос: какое место в платёжной системе страны они занимают;
- рассмотреть историю развития пластиковых карт и платёжных систем;
- проанализировать состояние рынка пластиковых карт в России;
- рассмотреть проблемы и перспективы российского рынка пластиковых карт в условиях сложившегося мирового экономического кризиса.

Содержание работы

Введение
1. Понятие и виды пластиковых карт и их место в платёжной системе страны
2. История развития пластиковых карт и платёжных систем
3. Состояние рынка пластиковых карт в России
4. Проблемы и перспективы развития российского рынка пластиковых карт
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

дбк.docx

— 75.41 Кб (Скачать файл)

Таблица 1.

Ключевые показатели развития карточного бизнеса в России, 2007 год Источник: Банк России

 

Показатель

2006 г.

2007 г.

Прирост, % (+ , -)

 

Эмиссия, тыс.

74 762,2

103 496,6

+38,4

 

Количество транзакций за год, млн.

1209,37

1641,09

+35,7

 

Среднее число транзакций в расчёте на одну карточку в год

16,2

15,9

-1,9

 

Суммарный оборот, млрд. руб.

4433,66

6459,44

+45,7

 

Средняя величина одной транзакции, руб.

3666

3 936

+7,4

 

Общая сумма платёжный  транзакций, млрд. руб.*

400,35

656,96

+64,1

 

Доля платёжный транзакций в обороте, %

9,03

10,17

+12,6

 
         

*Учтены платежи с помощью  карточек российских эмитентов,  совершенные на территории России  и в зарубежных компаниях-акцептантах.

По данным Центрального банка РФ, количество кредитных организаций, занимающихся эмиссией и/или эквайрингом банковских карточек в России, на 4 января 2007 года составило 718 финансовых институтов. При этом количество кредитных организаций - эмитентов составляет 672, кредитных организаций - эквайреров - 640.

На 1 января 2008 года лицензию на осуществление  банковских операций имели 202 кредитные  организации с участием нерезидентов. 171 кредитная организация с участием нерезидентов, или 84,7% их общего количества, действовали в форме акционерного общества, в том числе 63, или 31,2%, - в форме ЗАО, и 31 кредитная организация, или 15,3%, - в форме общества с ограниченной ответственностью.

Лицензию на привлечение во вклады денежных средств физических лиц  имели 175 кредитных организаций с  участием нерезидентов (86,6%), а 65 организаций (32,2%) имели лицензию на привлечение  во вклады и размещение драгоценных  металлов.

Действующие кредитные организации  с участием нерезидентов расположились  в 40 субъектах Российской Федерации, в том числе 124 организации (или 61,4% их общего количества) находятся в  Москве, 16 - в Санкт-Петербурге, по четыре - в Свердловской области и Республике Татарстан, по три - в Ростовской и  Тюменской областях, Удмуртской Республике и Приморском крае, по две - в Амурской, Ивановской, Калининградской, Омской, Оренбургской, Самарской и Ярославской  областях. В 24 субъектах РФ действует  по одной кредитной организации  с участием нерезидентов.

Кроме того, 20 банков со 100%-ным участием нерезидентов имеют на территории Российской Федерации 169 филиалов. За 2007 год количество таких филиалов увеличилось на 79.

Совокупный зарегистрированный уставный капитал всех действующих кредитных  организаций составил на 1 января 2008 год 731 736,0 млн. руб. и за год увеличился на 165 223,0 млн. руб., или на 29,2%.

Объем кредитов, предоставленных российскими  кредитными организациями различным  предприятиям и организациям, банкам и физическим лицам в рублях и  иностранной валюте, включая кредиты  иностранным государствам, за 2007 год  увеличился на 51,3%, составив на 1 января 2008 года почти 13,3 трлн. руб.

На начало января 2008 года из общей  суммы кредитных вложений свыше 8,7 трлн. руб. приходилось на кредиты  предприятиям и организациям (рост 50,5%), 817,9 млрд. руб. - банкам (рост 31,7%) и  свыше 3,2 трлн руб. - физическим лицам (рост 57%).

Рис. 3. Структура кредитов, трлн. руб http://www.finans-m.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=169&Itemid=12 (Олег Смородинов «Карточный рынок России в цифрах»).

Несмотря на кризис, количество выпущенных новых банковских карт в 2008 году продолжило расти.

Так, только у одного лидера рейтинга «Сбербанка» количество пластиковых  карт в обращении за полгода выросло  почти на 16% и по состоянию на 1 января превысило отметку в 30 млн. штук. Клиенты банка по-прежнему отдают предпочтение картам международной  системы «MasterCard», количество которых превысило цифру в 15 млн. штук, а вот фирменные «Сберкарты», похоже, теряют свою популярность. Количество карт этой платежной системы по сравнению с 1 июля 2008 года снизилось почти на 2000 штук.

Таблица 2.

Банки по количеству пластиковых карт в обращении  на 01 января 2009 года (Рейтинг актуален на 18.03.09) Источник: РБК.Рейтинг

 

Банк

Количество пластиковых  карт в обращении на 1 января 2009 года (шт.)

 

1

Сбербанк

30 438 932

 

2

Альфа-Банк

5 127 983

 

3

ВТБ 24

3 918 471

 

4

Уралсиб

3 817 873

 

5

Росбанк

3 709 939

 

6

Транскредитбанк

2 785 301

 

7

Балтийский Банк

1 565 153

 

8

Райффайзенбанк

1 451 144

 

9

УРСА Банк

1 423 064

 

10

Возрождение

1 292 104

 
       

Неплохой «рывок» продемонстрировал  «ВТБ 24», за 6 месяцев увеличив количество карт в обращении с 2.7 млн. штук до 4 млн., что в результате позволило  ему сразу войти в тройку лидеров. Всего в рейтинге представлено 10 банков, чей объем пластиковых  карт в обращении на 1 января 2009 года превышает 1 млн. штук.

Не секрет, что основная масса  выпущенных карт в России приходится на так называемые зарплатные проекты. Лидерство в этом сегменте за «Сбербанком» - почти 8 млн. штук, выпущенных в 2008 году. По уже устоявшейся традиции, доля «кредиток» в России не велика и  по разным оценкам колеблется в районе 5-7 процентов от общего количества. Велико и количество карт, выпущенных в рамках потребительского кредитования. Лидером данного сегмента является Росбанк - более 848 млн. штук выпущено в 2008 году.

Анализ современного состояния  российского рынка пластиковых  карт показывает, что "пластиковый" рынок расширяется невиданными  темпами, выдавая в год по 100 процентов  прироста

Общая благоприятная макроэкономическая ситуация в стране и динамичное развитие банковского сектора российской экономики позволяет надеяться  на то, что в ближайшие годы на российском карточном рынке будут  происходить не только количественные, но и качественные изменения, т. е. увеличение роли продуктов с кредитной функциональностью  и доли платежных транзакций в  общем обороте. Такие изменения  не только будут способствовать повышению  доходности российских банков-эмитентов  и эквайреров, но и приведут к макроэкономическому эффекту в форме снижения расходов на организацию обращения наличных денег в стране, сокращению уровня мошенничества, снижению издержек обращения и т. п.

И наконец, хотелось бы рассмотреть  актуальный вопрос по данный теме, связанный  с проблемами и перспективами  развития российского рынка пластиковых  карт в условиях экономического кризиса.

4. Проблемы и перспективы  развития рынка пластиковых карт

Как уже ранее говорилось, активно  пластиковые карты начали использоваться только в последние годы благодаря  распространению «зарплатных» карт и щедрым потребительским кредитам.

Еще свежи в памяти докризисные "программы лояльности" для  потенциальных кредиторов, а также  конверты с "кредитками", отправленные по адресам массовых рассылок.

Кризис внес свои коррективы - банки  меняют маркетинговую политику по отношению  к клиентам - физическим лицам. К  примеру, поведение КБ "Ренессанс  Капитал" на рынке "пластика" стало  более консервативным, был принят ряд непопулярных решений, направленных на ужесточение кредитной политики. Другие банки также не остались в  стороне от кризиса: ряд банков снизил максимальные лимиты кредитования по картам и иным продуктам, ужесточил  требования к заемщикам. В большинстве  банков повысилось число отказов, особенно молодым клиентам, работающим в сферах, наиболее чувствительных к кризису (строительство, финансы и т.д.)http://www.prostobank.ua/plastikovye_karty/stati/krizis_krizisom_a_plastik_rabotaet_opyt_rossii (Алексеев Сергей «Кризис, кризисом, а пластик - работает! (опыт России)» от 02.03.09).

Из-за действий банков начало лихорадить ритейлеровРитейлер - предприятие розничной торговли (как правило, под ритейлером сейчас понимают сетевое предприятие, включающее в себя несколько магазинов).. К примеру, компания "Аэрофлот" на фоне нестабильной ситуации с потребительскими кредитами приостанавливает прием платежей по банковским картам. После поднявшейся из-за этого волны потребительского недовольства компания пояснила, что это временное явление, вызванное сбоем системы вследствие хакерской атаки. Но более мелким фирмам только дай повод - и отказы по приему безналичных платежей могут приобрести массовый характер!

Безусловно, многих ритейлеров пугает перспектива принять платеж по безналу, но реально не получить списанных с карточного счета средств из-за проблем у банка-эмитента - банковский сектор сейчас, мягко говоря, трясет... Пошли массовые увольнения. Часть банков меняют владельцев, а часть - теряют лицензии.

Что же делать рядовому потребителю, если магазин отказывается принимать  карту к оплате? Очевидно: либо заплатить  наличными, либо отказаться от покупки  в этом магазине, а потом выяснить, какой банк обслуживает эту торговую точку, и попытаться жаловаться туда. Если оборудование в торговой точке  исправно и имеется логотип платежных  систем на входе, продавец обязан принять  карты к оплате, - ответственно заявили  нам в юридической службе Независимой  ассоциации покупателей России (НАП  РФ), в противном случае, юристы рекомендуют  уточнить название и телефон банка, обслуживающего торговую точку, и сообщить туда об отказе.

Оптимистически настроенные финансовые эксперты утверждают, что кризиса  как такового (системного кризиса) в  карточной платежной системе  нет. Пока ситуация в банковском секторе  более-менее стабильна и нет  поводов для паники. Хотя небольшие  банки, безусловно, подвержены риску  банкротства. Наблюдаются единичные  случаи задержки выдачи средств со счета, в том числе и через  банкомат - финансисты рекомендуют  переводить свою зарплату в крупные  надежные банки.

На международном рынке также  кредитные карты потеряли свою безупречную  надежность. Растет количество невыплат по кредитам, клиенты закрывают счета. Международные банки ужесточают условия кредитования. На фоне общего мирового кризиса резко снизилась  и покупательская способность. Потребители  сокращают свои расходы до минимума и отказываются брать кредиты. Это  приводит к негативным последствиям для ритейлеров и банков.

По словам одного из российских банкиров, большая часть запросов на выдачу кредитной карточки сегодня связана  с необходимостью клиентов в перекредитовании. В обычное время это ни у кого не вызывало настороженности - люди всегда искали «процентную» выгоду, и стремление погасить один кредит за счет другого, но с более мягкими условиями было одним из двигателей рынка. Сегодня же речь идет именно о том, что деньги нужно найти немедленно, во что бы то ни стало, и поведение заемщиков становится безответственным. Среди американских обладателей кредитных карточек более трети заемщиков относятся к категории неблагонадежных и имеющих низкие кредитные рейтинги. Ожидается, что уровень невозвратов карточных кредитов достигнет в 2009 г. 10%, превысив вдвое показатель 2008 г. и побив семилетний исторический рекорд. Считается, что бизнес кредитных карточек не слишком чувствителен к макроэкономической конъюнктуре благодаря очень гибкой структуре ценообразования. Ответом на рост уровня невозвратов в карточной индустрии всегда традиционными были такие меры, как введение дополнительных комиссий за нарушение условий кредитного договора. Так, Citigroup, карточное подразделение которой понесло в III квартале 2008 г. убытки в размере 902 млн. долл., объявила в ноябре 2008 г., что санкции будут применены к 54 млн. ее клиентам. Нетрудно подсчитать, что для покрытия убытков достаточно оштрафовать каждого неблагополучного клиента в среднем лишь на 20 долл Пора ударить по клиентам // Мир Карточек , 2009, №02..

Чего же ожидать российским держателям карт? Некоторые эксперты дают осторожные прогнозы: на данный момент основные игроки не меняют лимитов на снятие наличных ни по дебетовым, ни по кредитным картам, но потенциально банки имеют такую  возможность. Пессимисты прогнозируют существенное сокращение рынка кредитных  карт, полагая, что зарплатные проекты  коммерческих банков "свернутся" на 50% -70%, поскольку они привязывались  к расчетно-кассовому и кредитному обслуживанию. У негосударственных  банков и филиалов, а также "дочек" иностранных банков свернутся ритейловые проекты: в условиях кризиса никто не будет платить лишнее.

На фоне черных кризисных туч  одинокой звездой сияет кредитка "Банка Москвы" с функцией БОП (возможностью оплаты проезда в метро). Помимо того, что её принимают к  оплате практически повсюду ей очень  удобно оплачивать проезд в метро: в  отличие от традиционного проездного билета у неё нет "периода использования", а также нет интервала между  повторными использованиями! К сожалению, в одностороннем порядке "Банк Москвы" увеличил минимальную плату  за получение наличных в банкоматах - с 150 до 290 рублей, но это, пожалуй, единственная "горькая пилюля", которую придется проглотить счастливому обладателю кредитного пластика...

Заключение

В заключение проведенного мною курсового  исследования целесообразно привести следующие итоговые положения.

Пластиковая карточка представляет собой  пластину стандартных размеров (54x86x0,76мм), изготовленную из специальной, устойчивой к механическим и термическим  воздействиям, пластмассы.

Существует много признаков, по которым можно классифицировать пластиковые карты:

По материалу, из которого они изготовлены:

- бумажные (картонные);

- пластиковые;

- металлические.

По общему назначению:

- идентификационные;

- информационные;

- для финансовых операций.

На основании механизма расчетов: двусторонние системы, многосторонние системы.

По виду проводимых расчетов: кредитные  карты, дебетовые карты

По категории клиентуры, на которую  ориентируется эмитент:

- обычные карты;

- серебряные карты;

- золотые карты;

По характеру использования:

- индивидуальная карта;

- семейная карта;

- корпоративная карта и т.д.

Первой платёжной картой, появившейся  в России (тогда ещё - в Советском  Союзе), следует считать карту  международной платёжной системы  Diners Club.

В 1993 году в России были созданы  такие платёжные системы на картах, как STB Card (расчётный банк - «Столичный») и Union Сard (расчётный банк - Автобанк), которые быстро стали лидерами рынка пластиковых карт и долгое время таковыми оставались.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития российского рынка пластиковых карт