Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 13:02, контрольная работа
Целью проведённого мною анализа является рассмотрение вопроса - место и роль пластиковых карт в платёжной системе России.
Для достижения поставленной в курсовой работе цели мною решались следующие задачи:
- определить сущность понятия пластиковых карт, рассмотреть их классификацию и ответить на вопрос: какое место в платёжной системе страны они занимают;
- рассмотреть историю развития пластиковых карт и платёжных систем;
- проанализировать состояние рынка пластиковых карт в России;
- рассмотреть проблемы и перспективы российского рынка пластиковых карт в условиях сложившегося мирового экономического кризиса.
Введение
1. Понятие и виды пластиковых карт и их место в платёжной системе страны
2. История развития пластиковых карт и платёжных систем
3. Состояние рынка пластиковых карт в России
4. Проблемы и перспективы развития российского рынка пластиковых карт
Заключение
Библиографический список
Карты, выданные в рамках зарплатных проектов, конечно, в основном использовались для обналичивания и первые годы мало способствовали расширению сферы безналичных расчётов. Тем не менее сам факт, что на руках у населения находилось всё больше банковских карт, оказывал определённое давление на рынок, способствовал расширению сети обслуживающих карты магазинов, ресторанов, пунктов выдачи наличных.
Большие возможности для реализации многофункциональных зарплатных проектов давали карты с микропроцессором, которые в середине 90-х годов XX века получили в России широкое распространение. С помощью чиповых карт на крупном предприятии уже в середине 90-х годов возможно было реализовать локальные платёжные системы. И такие локальные платёжные системы действительно были созданы на промышленных предприятиях, особенно на Урале, в Сибири и других крупных промышленных регионах России. Работники предприятий с помощью таких карт могли не только получать зарплату в банкоматах, но и безналичным способом рассчитываться за обеды в заводских столовых, за коммунальные услуги и даже в магазинах за товары повседневного быта - когда речь шла о крупном градообразующем предприятии, торговые терминалы часто устанавливались и в магазинах города. Такая возможность безналичного начисления зарплаты и последующих безналичных расчётов за потребительские товары была очень востребована в России середины 90-х годов, поскольку обычным явлением в регионах был острый дефицит наличности. Многие крупные предприятия даже были вынуждены пойти на экстраординарные меры - выпуск денежных суррогатов, которые в обиходе назывались «фантиками». Вот этими «фантиками» люди получали зарплату, ими рассчитывались в столовых предприятии за обеды и даже в магазинах за товары. В этой кризисной ситуации, которая по степени «кризисности» была вполне сравнима с послевоенной, будь то в России, Японии или Германии, карты с чипом оказались как нельзя кстати - они помогли вытеснить денежные суррогаты, расширив сферу безналичных расчётов.
Другим важным клиентским сегментом - потенциальными держателями карт в новейшей истории России стали, конечно же, туристы. После того как бывшие граждане Советского Союза получили возможность выезжать за границу, без особых проблем оформив паспорт в ближайшем ОВИРе ОВИР -- аббревиатура от Отдел виз и регистрации (иностранцев)., миллионы россиян воспользовались этой возможностью. Естественно, что в этом клиентском сегменте возник спрос на карты международных платёжных систем. Туристы быстро оценили удобства пользования международной картой - возможность снять наличные в валюте страны пребывания (причём часто по лучшему обменному курсу, чем менять наличные доллары, к примеру), удобство и скидки при расчётах за прокат автомобилей и так далее.
На начальном этапе
российские банки выдавали карты
международных платёжных систем
с большой осмотрительностью
и на достаточно жёстких условиях.
В середине 90-х годов в тарифах
по выдаче и обслуживанию пластиковой
карты международной платёжной
системы любого банка обязательно
присутствовала такая позиция, как
«страховой депозит» или «гарантийное
покрытие». Страховой депозит - это
сумма, размещаемая на отдельном
счёте клиента (её размер зависит
от платёжного лимита по карте), которая
недоступна клиенту для расчётов
с использованием выданной ему карты
и возвращается клиенту только в
случае закрытия карточного счёта. Предполагается,
что страховой депозит в
Очень скоро российские банки
- полноправные члены международных
платёжных систем открыли для
себя новый бизнес - распространение
своих карт через банки-агенты. При
распространении карт по агентской
схеме банк-агент, заключив специальный
договор с банком-эмитентом, получал
право распространять среди своих
клиентов карты этого банка. Здесь
следует подчеркнуть, что с точки
зрения международных платёжных
систем российский банк-агент не был
эмитентом карт, поскольку не имел
никаких договоров с платёжными
системами, не являлся их членом. Более
того, платёжные системы могли
не подозревать о его
Перед клиентами банки-агенты, как правило, не афишировали свою посредническую роль. Клиентам всегда объявлялось, что банк эмитирует международные карты, даже если на самом деле банк-агент всего лишь принимал наличные от клиентов и перечислял их в банк-эмитент на специальные карточные счета. В любом случае - велись карточные счета у агента или у эмитента - все расчёты между банками по операциям с выданными картами производились через корреспондентские счета, открытые в банке-эмитенте (таких счетов могло быть несколько - расчётный рублёвый, расчётный валютный, специальный корсчёт со страховым депозитом).
В процессе развития агентского бизнеса некоторые банки пошли на создание специальных партнёрских программ (например, программа «Альянс» Мост-Банка). В этом случае банки-агенты получили возможность выпускать карты нейтрального дизайна, содержащего наименование программы, и с указанием названия банка-агента.
На определённом этапе бурное развитие агентских схем в России стало вызывать беспокойство у Visa International. Данная платёжная система стала вести планомерную целенаправленную работу по выявлению таких неофициальных «эмитентов» и приданию им официального статуса в рамках своей платёжной системы. Связано это было с двумя важными факторами. Во-первых, законное беспокойство у Visa вызывал рост числа неофициальных участников платёжной системы, которые активно пользовались престижным международным брэндом и фактически ничего не платили за это. И во-вторых, что тоже было существенно, этот рост «банков-неплательщиков» привёл к реальному снижению уровня сервиса держателей карт. И вот примерно со второй половины 90-х годов у банков-эмитентов появились программы, позволявшие банкам-агентам вступать в международные платёжные системы на правах ассоциированных членов при спонсорстве полноправных членов. Агентские же схемы (по крайней мере по линии Visa Int) фактически сошли на нет.
В итоге к 2005 году более чем десятилетнего развития карточного бизнеса в российских банках, во-первых, существенно снизились тарифы на получение и обслуживание всех видов карт (показателен хотя бы пример с картами класса Electron - в рамках зарплатных проектов, да и не только, они давно уже выдаются бесплатно). Во-вторых, расширился продуктовый ряд (в этом ряду появились и заняли прочное место полноценные кредитные карты - «кредитки» - в некотором роде заветная мечта советского обывателя). В-третьих, расширилась сфера применения карт - банки стали выпускать карты в рамках так называемых кобрэндинговых или совместных с небанковскими компаниями программ - сетями торговых магазинов, авиакомпаниями, ресторанами. И в четвёртых, сам карточный бизнес в российских банках по уровню своей организации стал более унифицированным, эффективным и дружественным по отношению к держателю карты и даже к «клиентам с улицы». Так, бурное развитие потребительского кредитования в период с 2000-2004 годах привело к тому, что во многих крупных магазинах банки стали размещать небольшие офисы, в которых покупателям магазина кредитная карта оформляется и выдаётся в течение 15-20 минут.
Состояние карточного бизнеса в России за последние годы более подробно будет рассмотрено в следующей главе.
3. Состояние рынка пластиковых карт в России
Оправившись от последствий финансового кризиса 1998 года, российский рынок пластиковых карточек принялся демонстрировать завидные темпы роста. В период с 2001 по 2006 год, эмиссия международных и российских карточек возросла с 10,6 млн. до 74,8 млн. штук, или более чем в 7 раз.
По данным на 1 января 2008 года, российские банки эмитировали 103 496 582 карточки. Это на 28,7 млн. карточек, или на 38,4%, больше, чем на 1 января 2007 года. Темпы роста эмиссии остаются исключительно высокими: в 2006 году темп прироста составлял 36,8%.
Заметными темпами развивается карточный бизнес в регионах страны: число регионов, банки которых выпустили 1 млн. и более карточек, в рассматриваемый период выросло с трех до четырнадцати. В некоторых российских регионах уровень рыночного проникновения карточек приблизился к показателям, типичным для экономически развитых стран Европы, Северной Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона
Рис. 1. Эмиссия банковских карточек
в России (2001-2006 гг.) http://www.finans-m.ru/
К концу 2007 года уровень рыночного проникновения достиг 730 карточек на 100 000 жителей. В 2006 году этот показатель равнялся 530 карточкам на 100 000 россиян.
Рис. 2. Уровень рыночного
Следует отметить, что в 2007 году впервые за всю историю существования карточного рынка в России общее количество находящихся в обращении банковских карточек превысило численность трудоспособного населения, которая, по данным Федеральной службы государственной статистики, в начале 2007 года составляла 81 млн. 150 тыс. человек http://www.gks.ru.
Наиболее крупным эмиссионным
центром остается Москва и Московская
область. Банки этого региона
эмитировали в 2007 году 48 591 272 карточки.
Это составляет 46,9% всей эмиссии
в стране. На втором месте с огромным
отставанием находится Санкт-
Как следует из приведенных данных, концентрация эмиссии в стране остается исключительно высокой. На долю трех указанных регионов приходилось 54,8% всех выпущенных карточек.
Три последних места по эмиссии
из 78 регионов занимали банки Республики
Ингушетия (13 543 карточек), Республики Алтай
(19 382 карточек) и Чукотского автономного
округа (22 748 карточек). Таким образом,
все чукотские держатели
Вместе с тем в России набирает силу тенденция к географической диверсификации карточного бизнеса. По итогам 2007 года в 18 регионах страны банки эмитировали более 1 млн. карточек. В 2004 году таких регионов было всего четыре. Кроме того, нельзя не заметить, что развитие карточного бизнеса теперь происходит не только в крупнейших российских городах и сырьевых центрах, но и в остальных регионах страны.
В 2007 году российские держатели совершили
на территории страны и за рубежом 1641,09
млн. транзакций Транзакция - совокупность
операций взаимодействия держателя
карточки с процессинговым центром
при осуществлении платежа по
карточке или при получении наличности.
В 2007 году с помощью одной карточки совершалось в среднем 15,9 транзакции. В 2006 году этот показатель был равен 16,2 транзакции. Эти данные являются еще одним свидетельством наличия тенденции к снижению средней отдачи от одной карточки.
В 2007 российские держатели совершили транзакций в стране и за рубежом на общую сумму 6459,44 млрд. руб., или на 45,7% больше, чем в 2006 году. В номинальном выражении темпы прироста оборота выше темпов прироста эмиссии, однако высокие темпы инфляции в стране в 2007 году сглаживают положительный эффект: очищенный от высокого роста цен показатель оборота выглядит далеко не столь впечатляюще, и его прирост примерно соответствует приросту эмиссии.
Средняя величина одной транзакции в 2007 году составила 3936 руб., в 2006 году этот показатель равнялся 3666 руб.
Как обычно, подавляющая часть транзакций,
совершенных российскими
Вместе с тем очевидно, что давно ожидаемого прорыва на российском карточном рынке так и не произошло: по-прежнему около 90% оборота по карточкам приходится на получение наличных. Несмотря на достаточно быстро развивающуюся POS-терминальную инфраструктуру и резвую динамику сегмента кредитных карточек, российские держатели не торопятся использовать карточки для совершения платежных транзакций в предприятиях торговли и сервиса. Зарплатная модель карточного бизнеса остается доминирующей на российском карточном рынке.
Информация о работе Проблемы и перспективы развития российского рынка пластиковых карт