Проблемы и перспективы развития российского рынка пластиковых карт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 13:02, контрольная работа

Описание работы

Целью проведённого мною анализа является рассмотрение вопроса - место и роль пластиковых карт в платёжной системе России.
Для достижения поставленной в курсовой работе цели мною решались следующие задачи:
- определить сущность понятия пластиковых карт, рассмотреть их классификацию и ответить на вопрос: какое место в платёжной системе страны они занимают;
- рассмотреть историю развития пластиковых карт и платёжных систем;
- проанализировать состояние рынка пластиковых карт в России;
- рассмотреть проблемы и перспективы российского рынка пластиковых карт в условиях сложившегося мирового экономического кризиса.

Содержание работы

Введение
1. Понятие и виды пластиковых карт и их место в платёжной системе страны
2. История развития пластиковых карт и платёжных систем
3. Состояние рынка пластиковых карт в России
4. Проблемы и перспективы развития российского рынка пластиковых карт
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

дбк.docx

— 75.41 Кб (Скачать файл)

Карты, выданные в рамках зарплатных проектов, конечно, в основном использовались для обналичивания и первые годы мало способствовали расширению сферы безналичных расчётов. Тем не менее сам факт, что на руках у населения находилось всё больше банковских карт, оказывал определённое давление на рынок, способствовал расширению сети обслуживающих карты магазинов, ресторанов, пунктов выдачи наличных.

Большие возможности для  реализации многофункциональных зарплатных проектов давали карты с микропроцессором, которые в середине 90-х годов XX века получили в России широкое распространение. С помощью чиповых карт на крупном  предприятии уже в середине 90-х  годов возможно было реализовать локальные платёжные системы. И такие локальные платёжные системы действительно были созданы на промышленных предприятиях, особенно на Урале, в Сибири и других крупных промышленных регионах России. Работники предприятий с помощью таких карт могли не только получать зарплату в банкоматах, но и безналичным способом рассчитываться за обеды в заводских столовых, за коммунальные услуги и даже в магазинах за товары повседневного быта - когда речь шла о крупном градообразующем предприятии, торговые терминалы часто устанавливались и в магазинах города. Такая возможность безналичного начисления зарплаты и последующих безналичных расчётов за потребительские товары была очень востребована в России середины 90-х годов, поскольку обычным явлением в регионах был острый дефицит наличности. Многие крупные предприятия даже были вынуждены пойти на экстраординарные меры - выпуск денежных суррогатов, которые в обиходе назывались «фантиками». Вот этими «фантиками» люди получали зарплату, ими рассчитывались в столовых предприятии за обеды и даже в магазинах за товары. В этой кризисной ситуации, которая по степени «кризисности» была вполне сравнима с послевоенной, будь то в России, Японии или Германии, карты с чипом оказались как нельзя кстати - они помогли вытеснить денежные суррогаты, расширив сферу безналичных расчётов.

Другим важным клиентским сегментом - потенциальными держателями  карт в новейшей истории России стали, конечно же, туристы. После того как  бывшие граждане Советского Союза получили возможность выезжать за границу, без  особых проблем оформив паспорт  в ближайшем ОВИРе ОВИР -- аббревиатура от Отдел виз и регистрации (иностранцев)., миллионы россиян воспользовались этой возможностью. Естественно, что в этом клиентском сегменте возник спрос на карты международных платёжных систем. Туристы быстро оценили удобства пользования международной картой - возможность снять наличные в валюте страны пребывания (причём часто по лучшему обменному курсу, чем менять наличные доллары, к примеру), удобство и скидки при расчётах за прокат автомобилей и так далее.

На начальном этапе  российские банки выдавали карты  международных платёжных систем с большой осмотрительностью  и на достаточно жёстких условиях. В середине 90-х годов в тарифах  по выдаче и обслуживанию пластиковой  карты международной платёжной  системы любого банка обязательно  присутствовала такая позиция, как  «страховой депозит» или «гарантийное покрытие». Страховой депозит - это  сумма, размещаемая на отдельном  счёте клиента (её размер зависит  от платёжного лимита по карте), которая  недоступна клиенту для расчётов с использованием выданной ему карты  и возвращается клиенту только в  случае закрытия карточного счёта. Предполагается, что страховой депозит в определённой степени гарантирует банк от овердрафта по специальному карточному счёту. Фактически же это были дополнительно привлекаемые банком денежные средства клиента, причём приличного размера и к тому же размещаемые в банке под пониженный процент (под предлогом, что это  специальный депозит - страховой). Достаточно высокой (2-3%) была на начальной стадии и комиссия за обезналичивание по карте (снятие наличных в чужих банкоматах «каралось» ещё большей комиссией.

Очень скоро российские банки - полноправные члены международных  платёжных систем открыли для  себя новый бизнес - распространение  своих карт через банки-агенты. При  распространении карт по агентской  схеме банк-агент, заключив специальный  договор с банком-эмитентом, получал  право распространять среди своих  клиентов карты этого банка. Здесь  следует подчеркнуть, что с точки  зрения международных платёжных  систем российский банк-агент не был  эмитентом карт, поскольку не имел никаких договоров с платёжными системами, не являлся их членом. Более  того, платёжные системы могли  не подозревать о его существовании, поскольку с их точки зрения все  выпущенные банком-агентом карты  являлись картами банка-эмитента. Что  касается позиции Центрального банка  РФ, тут ситуация была несколько  иная. В соответствии с нормативным документом Банка России Положение Банка России от 9 апреля 1998 года №23-П «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчётов по операциям, совершаемым с их использованием « (ныне - Положение Банка России от 24 декабря 2004 № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт») банк-агент считался эмитентом карт, если в банке-агенте открывались и велись карточные счета клиентов. Поскольку некоторые банки - полноправные члены международных систем предоставляли своим агентам такую возможность, а некоторые - нет, то именно в соответствии с этим критерием Банк России и определял, являлся банк-агент эмитентом или нет.

Перед клиентами банки-агенты, как правило, не афишировали свою посредническую роль. Клиентам всегда объявлялось, что банк эмитирует  международные карты, даже если на самом  деле банк-агент всего лишь принимал наличные от клиентов и перечислял их в банк-эмитент на специальные карточные счета. В любом случае - велись карточные счета у агента или у эмитента - все расчёты между банками по операциям с выданными картами производились через корреспондентские счета, открытые в банке-эмитенте (таких счетов могло быть несколько - расчётный рублёвый, расчётный валютный, специальный корсчёт со страховым депозитом).

В процессе развития агентского бизнеса некоторые банки пошли  на создание специальных партнёрских  программ (например, программа «Альянс» Мост-Банка). В этом случае банки-агенты получили возможность выпускать  карты нейтрального дизайна, содержащего  наименование программы, и с указанием  названия банка-агента.

На определённом этапе  бурное развитие агентских схем в  России стало вызывать беспокойство у Visa International. Данная платёжная система стала вести планомерную целенаправленную работу по выявлению таких неофициальных «эмитентов» и приданию им официального статуса в рамках своей платёжной системы. Связано это было с двумя важными факторами. Во-первых, законное беспокойство у Visa вызывал рост числа неофициальных участников платёжной системы, которые активно пользовались престижным международным брэндом и фактически ничего не платили за это. И во-вторых, что тоже было существенно, этот рост «банков-неплательщиков» привёл к реальному снижению уровня сервиса держателей карт. И вот примерно со второй половины 90-х годов у банков-эмитентов появились программы, позволявшие банкам-агентам вступать в международные платёжные системы на правах ассоциированных членов при спонсорстве полноправных членов. Агентские же схемы (по крайней мере по линии Visa Int) фактически сошли на нет.

В итоге к 2005 году более чем десятилетнего  развития карточного бизнеса в российских банках, во-первых, существенно снизились  тарифы на получение и обслуживание всех видов карт (показателен хотя бы пример с картами класса Electron - в рамках зарплатных проектов, да и не только, они давно уже выдаются бесплатно). Во-вторых, расширился продуктовый ряд (в этом ряду появились и заняли прочное место полноценные кредитные карты - «кредитки» - в некотором роде заветная мечта советского обывателя). В-третьих, расширилась сфера применения карт - банки стали выпускать карты в рамках так называемых кобрэндинговых или совместных с небанковскими компаниями программ - сетями торговых магазинов, авиакомпаниями, ресторанами. И в четвёртых, сам карточный бизнес в российских банках по уровню своей организации стал более унифицированным, эффективным и дружественным по отношению к держателю карты и даже к «клиентам с улицы». Так, бурное развитие потребительского кредитования в период с 2000-2004 годах привело к тому, что во многих крупных магазинах банки стали размещать небольшие офисы, в которых покупателям магазина кредитная карта оформляется и выдаётся в течение 15-20 минут.

Состояние карточного бизнеса в  России за последние годы более подробно будет рассмотрено в следующей  главе.

3. Состояние рынка пластиковых  карт в России

Оправившись от последствий финансового  кризиса 1998 года, российский рынок пластиковых  карточек принялся демонстрировать  завидные темпы роста. В период с 2001 по 2006 год, эмиссия международных  и российских карточек возросла с 10,6 млн. до 74,8 млн. штук, или более чем  в 7 раз.

По данным на 1 января 2008 года, российские банки эмитировали 103 496 582 карточки. Это на 28,7 млн. карточек, или на 38,4%, больше, чем на 1 января 2007 года. Темпы  роста эмиссии остаются исключительно  высокими: в 2006 году темп прироста составлял 36,8%.

Заметными темпами развивается  карточный бизнес в регионах страны: число регионов, банки которых  выпустили 1 млн. и более карточек, в рассматриваемый период выросло  с трех до четырнадцати. В некоторых  российских регионах уровень рыночного  проникновения карточек приблизился  к показателям, типичным для экономически развитых стран Европы, Северной Америки  и Азиатско-Тихоокеанского региона

Рис. 1. Эмиссия банковских карточек в России (2001-2006 гг.) http://www.finans-m.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=27&Itemid=12 (Олег Смородинов «Современное состояние российского рынка банковских карточек»)

К концу 2007 года уровень рыночного  проникновения достиг 730 карточек на 100 000 жителей. В 2006 году этот показатель равнялся 530 карточкам на 100 000 россиян.

Рис. 2. Уровень рыночного проникновения (2001-2006) http://www.finans-m.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=27&Itemid=12 (Олег Смородинов «Современное состояние российского рынка банковских карточек»)

 

Следует отметить, что в 2007 году впервые  за всю историю существования  карточного рынка в России общее  количество находящихся в обращении  банковских карточек превысило численность  трудоспособного населения, которая, по данным Федеральной службы государственной  статистики, в начале 2007 года составляла 81 млн. 150 тыс. человек http://www.gks.ru.

Наиболее крупным эмиссионным  центром остается Москва и Московская область. Банки этого региона  эмитировали в 2007 году 48 591 272 карточки. Это составляет 46,9% всей эмиссии  в стране. На втором месте с огромным отставанием находится Санкт-Петербург - банки города выпустили 4 862 659 карточек. Почетное третье место заняли банки  Свердловской области - 3 235 026 карточек.

Как следует из приведенных данных, концентрация эмиссии в стране остается исключительно высокой. На долю трех указанных регионов приходилось 54,8% всех выпущенных карточек.

Три последних места по эмиссии  из 78 регионов занимали банки Республики Ингушетия (13 543 карточек), Республики Алтай (19 382 карточек) и Чукотского автономного  округа (22 748 карточек). Таким образом, все чукотские держатели карточек и на половину не заполнили бы стадион  футбольного клуба «Челси» в  Лондоне.

Вместе с тем в России набирает силу тенденция к географической диверсификации карточного бизнеса. По итогам 2007 года в 18 регионах страны банки  эмитировали более 1 млн. карточек. В 2004 году таких регионов было всего  четыре. Кроме того, нельзя не заметить, что развитие карточного бизнеса  теперь происходит не только в крупнейших российских городах и сырьевых центрах, но и в остальных регионах страны.

В 2007 году российские держатели совершили  на территории страны и за рубежом 1641,09 млн. транзакций Транзакция - совокупность операций взаимодействия держателя  карточки с процессинговым центром  при осуществлении платежа по карточке или при получении наличности. , или на 35,7% больше, чем в 2006 году. Из этих данных следует, что в 2007 году характер развития российского карточного рынка относился к экстенсивному типу: темпы прироста эмиссии (38,4%) были выше темпов прироста транзакций. Экстенсивный характер развития бизнеса является свидетельством его низкой эффективности: рост оборотов происходит за счет увеличения численности продуктов, а не за счет роста отдачи от их использования. В этом плане российский карточный рынок негативно отличается от рынков в экономически развитых странах, где темпы прироста эмиссии ниже темпов прироста транзакционного трафика.

В 2007 году с помощью одной карточки совершалось в среднем 15,9 транзакции. В 2006 году этот показатель был равен 16,2 транзакции. Эти данные являются еще одним свидетельством наличия  тенденции к снижению средней  отдачи от одной карточки.

В 2007 российские держатели совершили  транзакций в стране и за рубежом  на общую сумму 6459,44 млрд. руб., или  на 45,7% больше, чем в 2006 году. В номинальном  выражении темпы прироста оборота  выше темпов прироста эмиссии, однако высокие темпы инфляции в стране в 2007 году сглаживают положительный  эффект: очищенный от высокого роста  цен показатель оборота выглядит далеко не столь впечатляюще, и его  прирост примерно соответствует  приросту эмиссии.

Средняя величина одной транзакции в 2007 году составила 3936 руб., в 2006 году этот показатель равнялся 3666 руб.

Как обычно, подавляющая часть транзакций, совершенных российскими держателями, относилась к получению наличных. Общая сумма платежных транзакций составила 656 962,4 млн. руб., или 10,17% от общей  величины оборота. Этот показатель несколько  лучше, чем в 2006 году, когда на долю платежных транзакций пришлось лишь 9,03% оборота (см. Таблица 1) .

Вместе с тем очевидно, что  давно ожидаемого прорыва на российском карточном рынке так и не произошло: по-прежнему около 90% оборота по карточкам  приходится на получение наличных. Несмотря на достаточно быстро развивающуюся POS-терминальную инфраструктуру и резвую динамику сегмента кредитных карточек, российские держатели не торопятся  использовать карточки для совершения платежных транзакций в предприятиях торговли и сервиса. Зарплатная модель карточного бизнеса остается доминирующей на российском карточном рынке.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития российского рынка пластиковых карт