Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 04:01, курсовая работа
Цель работы – исследовать особенности развития и проблемы, а также очертить перспективные направления проведения операций коммерческих банков с платежными и кредитными пластиковыми картами.
Задачи:
определить понятие, сущность и провести классификацию пластиковых карт;
охарактеризовать платежную систему и ее участников;
рассмотреть историю пластиковых карт в России;
привести основные характеристики кредитных и платежных пластиковых карт;
изучить порядок выпуска платежных и кредитных пластиковых карт;
провести анализ рынка пластиковых карт в России;
В рамках классификации карт на индивидуальные и корпоративные можно выделить в отдельный вид семейные карты.
Они выдаются физическим лицам как индивидуальные, но их также можно оформить на каждого члена семьи владельца карточного счета, и тогда они становятся как бы корпоративными. При этом для карты членов семьи обычно устанавливается лимит использования средств.
По эмитентам карты подразделяются на: банковские (универсальные) карты, выпускаемые банками и финансовыми компаниями; частные (private) карты, выпускаемые коммерческими компаниями для расчетов в торговой и сервисной сети данной компании.
По техническим особенностям расчетов: автономный «электронный кошелек»; «электронный кошелек» с дублированием счета у эмитента; «ключ к счету» — средство идентификации владельца счета, ведущегося у эмитента.
По категории клиентуры, на которую ориентируется эмитент: обычная карта; серебряная карта; золотая карта; электронная карта.
Классификация в зависимости от заключенных соглашений: чековые гарантийные карты; двусторонние кредитные соглашения; многосторонние карточные соглашения.
1.3. Порядок расчетов с использованием пластиковых карт в России
Появившись в 1951 г. в США, банковские карты как платежное средство очень быстро распространились по всему миру. Основные привлекательные черты карт для их владельцев заключаются в следующем: удобство пользования, мобильность, сохранность и надежность сбережений, возможность получения дисконта и сервисных гарантий [8, с. 22].
Владельцу карты не нужно иметь при себе крупные денежные суммы при посещении магазинов и предприятий сервиса, но в любой момент он может сделать крупную покупку, о которой заранее неизвестно, где она может произойти. Вместе с тем удобство применения карт лишь тогда может быть реализовано в полной мере, если существует широкая сеть торговых и сервисных предприятий, которые принимают карты в оплату за товары и услуги. Без такой сети внедрение карт в оборот растянулось бы на многие годы. После того как карты национальных ассоциаций перешли границы стран и стали международными торговая сеть приобрела глобальные масштабы. Дебетовые и кредитовые карты таких компаний, как Visa и Master Card, принимаются миллионами торговых точек во многих странах мира.
Дебетовая карта предоставляет главным образом технические удобства: возможность проведения безналичных платежей, возможность снятия наличных, управление счетом через автоматические устройства.
Финансовая привлекательность дебетовой пластиковой карты сравнительно невелика и может заключаться в начислении процентов на остаток на счете и. возможно, получении скидок при покупках [1, с.40].
Если карта кредитная, то еще одно ее достоинство — возможность получения кредита. Приобретение товаров в кредит — традиционная и неотъемлемая черта платежных систем в рыночной экономике. В карточной системе расчетов кредит предоставляется покупателю автоматически, без специального обращения в банк. В момент покупки используется кредитная линия, причем лимит ее восстанавливается по мере погашения долга. Покупатель пользуется кредитом без взимания процентов в течение определенного льготного периода. При желании он может отсрочить выплату долга за пределы льготного периода, уплачивая банку проценты.
Выгода держателя карты в этом случае принимает форму финансовых удобств, при которой получение пользователем информации от банка осуществляется в такой форме, что он может: проверить каждую операцию; предъявить претензии в случае неправильного оформления сделок; осуществлять контроль и планирование бюджета; сконвертировать валюты. Все это сделает банк, причем так, что выиграет на разнице между курсом обмена в магазине и курсом, по которому конвертацию осуществляет банк [4, с.44].
Пользоваться при оплате картой престижно. Это свидетельствует к тому же об умении обращаться с современными техническими средствами, используемыми в финансовой сфере. Имеются и другие достоинства: льготы при приобретении товаров, восстановление потерянных и украденных карт, льготы при бронировании мест в гостиницах, при заказе авиабилетов.
Для представителей торговой
сферы карточные расчеты имеют
следующие преимущества: расширение
продаж и привлечение новых
Безусловный интерес представляет пластиковая карта и для крупных предприятий при выдаче заработной платы своим сотрудникам.
Операции с пластиковыми
картами открыли новые
Выпуск карт для лиц, не являющихся клиентами банка, — это мощный способ привлечения в банк средств, с помощью которых можно получать доходы, сопоставимые или даже превышающие комиссии, взимаемые непосредственно с держателей карт.
Индивидуальные банковские пластиковые карты предлагаются частным лицам в качестве средства платежа и средства накопления. Корпоративные карты предлагаются исключительно юридическим лицам для оперативных расчетов с целью сокращения затрат и усиления контроля за расходованием денежных средств.
Для улучшения обслуживания большинство банков предлагают дополнительные услуги владельцам корпоративных и личных карт. Например: устанавливают банкоматы на территории предприятий; бесплатно обслуживают карты; ежемесячно начисляют проценты на остатки по карточному счету с последующей капитализацией (представляется некоторыми банками); предоставляют возможность получения наличных средств в банкоматах и пунктах выдачи наличных, расположенных в других городах, без взимания комиссии.
Однако наряду с дополнительными услугами предлагаются различные варианты схем расчетов для привлечения корпоративных или индивидуальных клиентов. Рассмотрим элементы платежных схем, наиболее распространенных в России. К их числу можно отнести: ежегодную сервисную ставку; комиссии за операции с банковскими картами: по переводу, снятию наличных денежных средств в банкоматах и пунктах выдачи наличных собственных и иных банков, безналичным оплатам за товары и услуги; размер страхового депозита или неснимаемого (залогового) остатка; штрафы и всевозможные санкции.
За операции с банковскими картами по переводу, снятию наличных денежных средств в банкоматах и пунктах выдачи наличных собственных и иных банков и безналичным оплатам за товары и услуги банками взимается комиссия. Это обусловлено тем, что обслуживание операций с наличностью обходится банку дороже, поэтому плата, которую он за них взимает с клиента, выше. Причем в кредитных платежных схемах комиссия и процент суммы выданных наличных относятся на счет держателя сразу в отличие от «магазинных» операций, для которых существует беспроцентный период. За оплату картой товаров и услуг западные банки чаше всего комиссию не взимают. В России некоторыми банками плата за эти операции взимается, но она ниже, чем по операциям получения наличных денег [10, с.11-12].
В большинстве платежных систем с картами допускаются операции, которые проходят в валюте, отличающейся от валюты карточного счета, т.е. операции с конвертацией. В российских системах этот курс или, другими словами, размер платы за конвертацию устанавливается расчетным банком системы или банком-эмитентом. В любом случае клиент, пользующийся рублевой картой для оплаты своей покупки в долларах, должен заранее знать, насколько дороже суммы, подписанной им на слипе, она ему обойдется.
Обычно и российские, и зарубежные банки взимают определенный процент за каждую транзакцию, совершаемую по карте. Но, борясь за клиента, банки снижают взимаемые комиссии, и клиент получает возможность выбрать карту такого банка, чьи финансовые условия предпочтительнее.
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РЫНКА БАНКОВСКИХ КАРТ В РОССИИ
2.1. Общая характеристика рынка пластиковых карт в России
В 2010 году на российском рынке платежных карт сохранилась положительная динамика развития как в сфере эмиссии, так и в сфере эквайринга платежных карт. Наблюдался дальнейший рост безналичных операций, совершенных с использованием платежных карт. Так, с 2003 по 2010 год отношение объема безналичных операций, совершенных на территории России с использованием платежных карт, к ВВП увеличилось с 0,4% до 2,5%, также увеличилась и доля указанных операций в розничном товарообороте, обороте общественного питания и платных услуг населению с 0,9% до 3,8% .
Таблица 1
Показатели, характеризующие
развитие российского рынка
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Кол-во эмитированных платежных карт, (тыс.шт.) |
10 593 |
15 456 |
24 021 |
35 157 |
54 665 |
74 762 |
103 497 |
126 033 |
Кол-во эмитированных платежных карт на одного жителя, (шт.) |
0,07 |
0,11 |
0,17 |
0,24 |
0,38 |
0,52 |
0,73 |
0,89 |
Кол-во операций с использованием платежных карт (млн. ед.) |
186,6 |
276,6 |
410,4 |
609,9 |
864,5 |
1 209,4 |
1 641,1 |
2 492,1 |
Среднее кол-во операций, 1 карте (ед.) |
17,6 |
17,9 |
17,1 |
17,3 |
15,8 |
16,2 |
15,9 |
19,8 |
Объем операций с ис-пользованием платежных карт (млрд.руб.) |
416,1 |
716,2 |
1 236,3 |
2 074,2 |
2 986,8 |
4 433,7 |
6 536,0 |
10 068,5 |
Средний объем операций, по 1 карте (тыс. руб.) |
39,3 |
46,3 |
51,5 |
59,0 |
54,6 |
59,3 |
63,2 |
79,9 |
Отношение объема безна-личных операций к ВВП (%) |
0,4 |
0,6 |
0,9 |
1,6 |
1,5 |
1,4 |
1,8 |
2,5 |
Вместе с тем, в 2010 году, по сравнению с предыдущими годами, под влиянием мирового финансового кризиса произошло замедление темпов прироста количества эмитированных платежных карт, а также количества и объема операций, совершенных с их использованием. В частности, прирост количества эмитированных платежных карт составил 5,7%, прирост количества и объема операций составил 17,3% и 7,3%, в то время как в 2009году прирост данных показателей составил соответственно 38,4%, 35,7% и 47,4%.
Рис. 1. Темпы прироста количества эмитированных платежных карт и операций, совершенных с их использованием (в % к предыдущему году)
Структура российского рынка платежных карт разнообразна и включает такие виды как расчетные (дебетовые), кредитные и предоплаченные карты. В 2010 году наибольшую долю в структуре платежных карт составляли расчетные (дебетовые) карты (почти 91,6% или 115,4 млн. карт), что объясняется, в первую очередь, их развитием за счет широкой реализации «зарплатных» проектов [15, с.10-11].
Кредитные карты стали
более активно
В 2010 году более чем в 3 раза увеличилось количество предоплаченных карт, однако их доля в структуре российского рынка платежных карт по-прежнему остается незначительной (1,6% или 2,0 млн. карт).
Рис. 2. Количество и виды эмитированных платежных карт, (тыс.ед.)
В 2010 году на российском рынке платежных карт стали реализовываться новые виды услуг, в частности, по переводу денежных средств с одного банковского счета на другой банковский счет с использованием платежных карт (переводы «с карты на карту»), взносы на благотворительные цели и пр. (24,5 млн. операций на сумму 185,9 млрд. рублей). В 2010 году российские банки в большей степени стали ориентироваться на обслуживание привилегированных клиентов (VIP-клиентов) и развивать программы, стимулирующие активнее использовать карты премиальных категорий в торгово-сервисной сети.