Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 09:44, курсовая работа
Средняя величина остатков и оборотов по вкладам частных лиц невелика по сравнению с остатками и оборотами по счетам предприятий и организаций, а обслуживание этих вкладов требует существенных накладных расходов.
Пластиковые карточки - средство автоматизации технологии работы со счетами частных лиц и тем самым сокращения накладных расходов. Если сравнивать пластиковые карточки с депозитными счетами, как механизм привлечения средств населения, то карточки эффективнее еще и потому что процентная ставка на остаток по корсчету может быть значительнее ниже, чем процентная ставка по депозиту.
Введение 4
Глава 1. История, сущность и назначение пластиковых карт
История зарубежного рынка пластиковых карт 6
Пластиковые карты как платежный иструмент 24
1.3. Класификация пластиковых карт 28
Глава 2. Платежная система банка и ее участники
2.1. Организация работы банков с пластиковыми карточками 32
2.2. Технические средства, применяемые при работе с пластиковыми картами 37
2.3. Экономическая эффективность платежной системы с использованием платиковых карт 45
Глава 3. Развитие системы пластиковых карт на современном этапе
3.1. Организация работы с торговыми предприятиями 51
3.2. Основные моменты реализации программы пластиковых карт 60
Заключение 69
Комбинация платежных
Большая проблема создания "индустрии" пластиковых карточек обеспечение ее дорогостоящим технологическим оборудованием, закупаемым в развитых странах. Создавать это оборудование в России по стандартам "ВИЗА" и "Европой" было бы дешевле для российских потребителей. Для этих целей необходима инвестиционная компания с участием западных банков и фирм для выбора из многочисленных конверсионных предприятий тех, которые могли бы изготовить соответствующее оборудование и средства связи. Рынок для реализации в России такого оборудования обеспечен на долгие годы вперед.
С пластиковыми карточками связано несколько вполне реальных возможностей злоупотребления. Со стороны пользователей это неуплата по счетам, для кредитной карточки - привычная отсрочка платежа, завершающаяся появлением в счетах неподъемного размера процентов, а также пользование краденными карточками и карточками, по которым исчерпан кредитный лимит. Ввиду возможных неуплат по счетам, платежная система должна быть надежно защищена, в том числе должны существовать отработанные судебные процедуры взыскания долгов и уверенность в исполнении судебных решений, чего у нас нет (наши банки, впрочем, застраховались на этот случай требованием полной предоплаты по карточкам). Ввиду возможности всплывания краденых и исчерпанных карт, должны существовать надежные непрерывно пополняемые базы данных и соответствующее оборудование, позволяющие включать в стоп листы не только карточки, о потере которых заявлено владельцем, и карточки, закрытые клиентами, а также обеспечивать сведения о карточках по которым необходимо получать разрешение банка на проведение операций, например по картам, по которым достигается кредитный потолок.
Россия, как ни странно, давно столкнулась с мошенничествами с пластиковыми карточками. Как тут не вспомнить популярный прежде среди западных туристов способ пошиковать в и без того весьма недорогой стране в бытность ее СССР, превратившийся теперь в своеобразный исторический анекдот. Перед самой поездкой нужно было объявить своей кредитной компании о закрытии карточки. Затем уже в Советском Союзе карточкой пользовались для расчетов в ресторанах и т.п. Поскольку никакими авторизационными терминалами они, очевидно, оборудованы не были, карточку могли и не принимать. Но авторитет иностранца и магия пластикового посланца цивилизации у нашего человека был настолько высок, что обычно просто переписывался номер карточки и сделанные по ней расходы. Как ресторан списывал недополученную валютную выручку, американским туристам не известно.
Кроме некорректного использования карточек международных систем у нас в стране, наши граждане злоупотребляют ими и за рубежом, и не исключено, что дело это поставлено на поток. Правда, сообщения о деятельности русской мафии давно стали популярными в западной прессе.
Ни предпочтение наличности, ни стремление уклониться от уплаты налогов, ни подпольная экономика, ни злоупотребления пластиковыми карточками, конечно, не являются чем-то уникальным и только нам присущим. Но взятые в сочетании с внезапно обнаружившейся шаткостью положения многих российских банков - участников "пластикового бизнеса" и растущего недоверия к ним потребителей и помещенные в среду с пониженной законочувствительностью и ограниченной законовыполняемостью, эти факторы могут надолго отсрочить наше вступление в компанию посвященных.
Глава 3. Развитие системы пластиковых карт на современном этапе
3.1. Организация
работы с торговыми
Банк, обслуживающий предприятия сферы торговли и услуг, которые принимают карточки платежной системы в качестве платежа называются банками-эквайрерами. Международные платежные системы, такие как Visa International и Eurocard/Mastercard International не сразу предоставляют своим банкам-членам право обслуживать торговые организации. Это и понятно, так как эквайринг требует от банка значительных вложений в оборудование, а также устойчивой финансовой репутации. Московский банк получил такое право в 1996 году.
Вообще, возможность заниматься эквайрингом зависит от уровня членства банка в международной платежной системе. Различают четыре уровня членства в платежной системе:
Полное членство (principal membership) - банк имеет право, как выпускать карточки для своих клиентов, так и обслуживать предприятия сферы торговли и услуг. В этом случае банк является и эмитентом и эквайрером.
Ассоциированное членство (assosiate membership) - банк может быть только эмитентом, выпускать карточки для своих клиентов.
Аффелированное членство (affiliate membership) - это банк, который опосредованно участвует в карточном бизнесе через ассоциированного или полного члена, выполняя для него какие-либо функции (например, выпуск карточек или обслуживание предприятий).
Партисипант (participant member) - банк занимается исключительно распространением карточек международной системы, которые для него изготавливаются другими банками членами международной платежной системы либо ассоциированными, либо полномы. Кроме того, такой банк принимается в платежную систему и действует под гарантией банков обладающих полным ассоциированным членством.
В мировой практике банк-эквайрер обычно выполняет следующие основные функции:
Для проведения расчетов по операциям, осуществляемым с использованием карточек Московский банк заключает договоры с предприятиями сферы торговли или услуг (точками приема). При подготовке к заключению договора с организацией о приеме карточек каждая организация предоставляет для рассмотрения пакет документов в который входят:
После подписания соответствующего договора сотрудник коммерческого отдела готовит и передает на подпись распоряжение о порядке расчетов с организацией, где указывается:
В договоре, заключаемом Московским банком с торговыми организациями указывается, что организация принимает карточки в оплату реализуемых товаров/услуг, а банк осуществляет перечисление на указанный счет организации сумм операций, совершенных с использованием карточек в соответствии с предоставленной в банк расчетной информации за вычетом комиссии банка. Обычно средний размер такой комиссии составляет 3 % однако этот процент может варьироваться в зависимости от соглашения банка с конкретным клиентом. Более надежному и постоянному клиенту устанавливается более низкий процент. Клиент, с котором договор был заключен недавно устанавливается более высокий процент.
Кроме того, банк обязуется передать организации оборудование в соответствии с договоренностью и обеспечить его бесперебойную работу, включая техническое обслуживание и замену запчастей. Обеспечить круглосуточную авторизацию операций с карточками, снабжать организацию материалами, необходимыми для совершения операций с использованием карточек: импринтеры, счета, инструкции и рекламно информационная продукция. Банк обязуется обучить персонал организации правилам совершения операций с карточками и использования терминалов и информировать организацию обо всех изменениях в правилах использования терминалов и совершения операций с карточками.
Организация обязуется также ежедневно передавать банку расчетную информацию в виде электронных файлов, а в случае выхода терминала из строя по каким-либо причинам, информировать об этом банк и использовать для совершения операций импринтеры. Обращаться за авторизацией только по указанному банком телефону авторизационного центра банка, запрашивать авторизацию только в рублях, заполнять счета в соответствии с правилами, передавать банку счета при заполненном сводном счете не позднее седьмого рабочего дня от даты совершения операции. Более того, организация обязуется не передавать расчетную информацию третьим лицам и хранить копии чеков терминала и заполненных счетов в течение одного года с даты совершения соответствующей операции. А также не передавать терминалы третьим лицам и не позволять им использовать терминалы без предварительного согласования с банком. При возврате товаров, приобретенных с использованием карточек, осуществлять возвратную операцию в соответствии с инструкцией и выписывать владельцам карточек возвратный счет.
В случае прекращения действия договора организация должна возвратить банку терминалы и импринтеры в течение десяти рабочих дней от даты прекращения действия договора. В случае несоблюдения этого требования выплатить банку полную стоимость подлежащих возврату терминалов и импринтеров в течение одного календарного месяца.
Кроме того, в договоре оговариваются случаи недействительности расчетной информации, суммы которые в последствии могут быть удержаны из расчетов. Также в договоре указываются общие правила совершения операций с использованием карточек и терминалов, прочие условия.
Договор содержит три приложения. Инструкция по мерам безопасности при совершении операций с карточками - инструкция номер 1; список адресов торговых точек принимающих карточки в оплату товаров/услуг - приложение номер 2; перечень оборудования необходимого для осуществления операций с карточками - приложение номер 3.
Обслуживание держателей карточек
в предприятиях торговли и услуг
осуществляется в основном на основе
следующих типов устройств
Причинами этого являются недостаточная информированность в первую очередь клиентов банка, получающих заработную плату по карточкам, о точках приема карт к оплате за товары и услуги (к примеру, 69% операций в торговых точках банка совершено клиентами сторонних банков, отсутствие постоянных и тесных контактов между торговыми точками и отделами) секторами пластиковых карточек отделений.
Обслуживание держателей карточек в предприятиях торговли и услуг осуществляется в основном на основе следующих типов устройств - импринтеров и POS-терминалов. Именно эти устройства предлагает Московский банк своим клиентам торговым организациям.
Импринтер предоставляет собой механическое устройство, предназначенное для получения оттисков с пластиковой карточки при «прокатывании» ее через импринтер. Эмбоссированная на карточке информация отпечатывается на торговом слипе - документе, подтверждающим совершение транзакции. Заполненный торговый слип обычно содержит:
Авторизация транзакций производится в процессе телефонного запроса сотрудника предприятия, в процессинговый центр, где транзакции присваивается код подтверждения, записываемый на слипе. Заполненный слип клиент заверяет своей подписью, которая сравнивается с подписью на обратной стороне карточки. Таким образом, идентификация держателя карточки проводится сотрудником торговой точки и основана на проверке подписи клиента. Персональный идентификационный номер (PIN) в идентификации не участвует. При этом основанием для расчетов между предприятием торговой сети и обслуживающим банком является правильно заполненный слип.
Предприятие торговой сети периодически заказывает инкассацию торговых слипов. Расчеты с предприятием производятся по результатам учета поступивших слипов и их сверки с файлом транзакций. В итоге на счет предприятия в банке перечисляется сумма транзакций за вычетом комиссионных обслуживающему банку.