Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:25, автореферат
Актуальность темы исследования. За последние три десятилетия финансовые рынки претерпели глубокие изменения, быстро развиваясь под воздействием процессов сокращения государственного регулирования, либерализации, глобализации и прогресса в области информационных и компьютерных технологий. Резко возросли трансграничные потоки капитала, на рынках появились новые субъекты финансовых трансакций, сложные финансовые инструменты, и сильно повысились скорость и простота проведения финансовых операций.
По прогнозу Международной организации труда (МОТ), экономический кризис 2008 – 2009 гг. резко увеличит число безработных, «работающих бедных» и незащищенных занятых, число которых в мире может вырасти до 50 млн. человек, а из-за снижения доходов 200 млн. работников могут оказаться в крайней нищете4. В кризисных условиях главная надежда на решение социальных проблем и создание реальных условий для общенационального экономического подъема может определенно быть связана с быстрым развитием малого бизнеса. В условиях быстрого роста социальной напряженности МБ способен превратиться в важнейший инструмент реструктуризации региональной структуры экономической деятельности в плане занятости и превращения его в важнейший компонент национального хозяйства. Его развитие позволит смягчить проблемы с занятостью, обеспечит людей доходами и уменьшит спрос на социальную поддержку государства.
Будучи элементом
До сего момента не существует единого международного стандарта дифференциации предприятий на малые, средние и крупные. Это объясняется как объективными, так и субъективными факторами, связанными с конкретной ситуацией, уровнем развития и структурой экономики каждой страны. Выделяются количественные и качественные подходы к определению малых и средних предприятий. Количественные определения МП основаны на таких легко доступных для анализа критериях, как число занятых, объем продаж (оборот), балансовая стоимость активов. Так, в таблице 1 приводится дифференциация предприятий по методике, принятой в странах Европейского Союза (ЕС).
Определение малых и средних предприятий по методологии ЕС в начале ХХIв.
Предприятие |
Численность занятых, чел. |
Годовой оборот, млн.евро |
Баланс, млн.евро |
Малое |
менее 50 |
менее 4 |
менее 2 |
Среднее |
от 50 до 250 |
менее 16 |
менее 8 |
Источник: . PROMEESE Profiles of Management Excellence in European Small Enterprises. A European research project coordinated by the Industrial Training Authority of Cyprus. 25-th European Small Business Seminar. September, 2005.
В России в конце 90-х годов
ХХ в. главным критерием
Очень перспективен вывод, полученный
на основе чисто качественного
определения малой фирмы,
в соответствии с которым
- высокой степенью неопределенности (риска);
- потенциально более высокой способностью к внедрению инноваций (в широком смысле);
- постоянным развитием и адаптируемостью к изменениям.
Малое предприятие представляет собой организационную форму малого предпринимательства, основное структурное звено системы национального хозяйства, имеющего явно региональную специализацию, и размеры которого определяются законодательством. И это тем более важно, что именно в регионах концентрируется национальная хозяйственная деятельность. Каждый регион России имеет присущие ему природные ресурсы, особенности их размещения, национальные и исторические черты, свою структуру хозяйства, уровень экономического развития, специализацию.
На современно этапе в условиях финансового кризиса особенно важен дифференцированный подход к решению конкретных экономических вопросов в зависимости от возможностей и особенностей каждого региона. Это позволяет разумно сочетать решение основных задач преодоления кризисных явлений при условии адекватного использования потенциала малых предприятий, объективно ориентирующихся на удовлетворение нужд регионов и стабилизацию их функционирования.
Экономические и социальные функции малого предпринимательства можно свести к следующим:
- формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества;
- расширение
ассортимента и повышение
Рис. 2. Система взаимодействия механизмов управления малым предпринимательством
Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания;
- приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
- содействие
структурной перестройке
- привлечение личных средств населения на развитие производства в малых предприятиях, куда партнеры вкладывают свои капиталы с большей заинтересованностью, чем в крупные;
- создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
- более эффективное использование творческих возможностей людей путем раскрытия их талантов, развития различных видов ремесел, народных промыслов;
- вовлечение
в трудовую деятельность
- формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей;
- активизация научно-технического прогресса;
- освоение
и использование местных
- содействие
крупным предприятиям путем
- освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.
Это, в свою очередь, создает те региональные "ниши", которые эффективно способен заполнить малый бизнес, нивелируя перекосы и трансформации региональных структур экономики.
В результате в основе механизма его функционирования находится его способность быстро адаптироваться к условиям предпринимательской среды. В более широком толковании механизм функционирования малого предпринимательства - это совокупность взаимосвязанных элементов внутренней и внешней предпринимательской среды, способствующая адекватному выполнению малым бизнесом присущих ему социально-экономических функций в постоянно повторяющейся последовательности бизнес-операций.
Учитывая эти особенности,
можно структурировать систему механизмов управления малым
бизнесом со стороны государственных
и прочих структур, которые ассоциируются
с внешней средой и нацелены на обеспечение
эффективности его деятельности. Функционирование
изображенной на рис. 2 системы зависит
во многом от усилий государства не столько
на федеральном, сколько на региональном
уровне, которое выступает в роли координатора,
контролера, посредника и гаранта. Мировой
опыт свидетельствует, что поддержка малого
предпринимательства заключается,
с одной стороны, в управлении, а с другой
– в обеспечении условий для его эффективного
функционирования. Тогда управление, призванное
ввести развитие малого бизнеса в русло
устойчивости, эффективности и регулируемости,
включает такие аспекты, как формирование
правовой среды, решение организационно-
Вторая глава - «Анализ динамики банковского кредитования малого и среднего бизнеса в контексте развития инвестиционных процессов в субъектах РФ» - посвящена анализу механизма взаимодействия бизнес-структур и субнациональных органов власти, финансового механизма развития малого предпринимательства, а также механизма принятия управленческих решений на уровне малого бизнеса.
Количество малых предприятий в условиях экономического кризиса сократилось - по России их численность в 2010 г. сократилась в среднем на 5,7%5. За год число малых предприятий по России сократилось на 5,7%, прирост есть только в Дальневосточном ФО — на 6% и в Приволжском ФО — на 1,5%. Самое сильное падение в ЮФО — 26%, в Центральном — 13%, в Уральском — 12,7%. Это следует из очередного доклада Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), основанного на ежеквартальных данных Федеральной службы государственной статистики. Количество малых предприятий в расчете на 100 000 человек населения выросло в 46 регионах. Наиболее значительный рост показателя отмечен в Чукотском автономном округе (на 155,5 ед.), а также в Рязанской (на 46,2 ед.), Владимирской (на 31,0 ед.), Ульяновской (на 29,1 ед.) и Ленинградской (на 27,0 ед.) областях. В 37 регионах количество малых предприятий в расчете на 100 000 жителей снизилось. Максимальное сокращение показателя — в Волгоградской области (на 79,9 ед.). На 3,3% сократилась по итогам полугодия и среднесписочная численность занятых на малых предприятиях, говорится в докладе. Количество занятых в малом бизнесе выросло только в двух федеральных округах — Северо-Западном (рост показателя составил 2,5%) и Дальневосточном ФО (1,8%).
Финансовый кризис ухудшил ситуацию в сфере кредитования малого бизнеса. Многие банки сократили программы кредитования малого и среднего предпринимательства из-за высоких операционных издержек и финансовых рисков. Ограниченность предложения по кредитам для малого бизнеса и отсутствие конкурентного рынка услуг по кредитованию привели к сохранению высоких процентных ставок и ограничению доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным ресурсам.
Основные параметры кредитов, предоставляемых малым и средним предприятиям, не всегда соответствуют их потребностям. Минимальная величина кредита по программам кредитования малого бизнеса составляет 100–150 тыс. руб. и выше, крупные банки редко предлагают ссуды размером от 30–50 тыс. руб., которые могут быть востребованы малыми предприятиями в регионах. Нежелание банков заниматься кредитами на небольшие суммы объясняется низкой прибылью, которую они приносят. Большинство кредитов выдаются на срок от шести месяцев до одного года, в редких случаях — на срок более трех лет, что затрудняет обновление основных фондов малых предприятий благодаря долгосрочным кредитам. В качестве обеспечения по кредиту требуется предоставление поручительства и/или залог имущества. С учетом ликвидности обеспечения и проблем его реализации (часто залог реализуется по цене, не превышающей половины его реальной стоимости) кредиторы могут потребовать залоговое обеспечение в объеме до 200% величины кредита, что неприемлемо для большинства малых предприятий.
В России 45% населения не имеют доступа к банковским услугам. Доля малого, и особенно микробизнеса (среди которых крестьянские фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства, семейные и индивидуальные предприятия), имеющего доступ к кредитным ресурсам, пока и того меньше – 15 – 20%. В России более 3000 малых городов, около 150 000 населенных пунктов – и каждое нуждается в качественных и доступных финансовых услугах, но обеспечена ими лишь малая часть.
Очевидно, что банковский сектор сталкивается с рядом существенных трудностей при расширении охвата клиентов. Высоки издержки на создание новых офисов, тем более в удаленных и труднодоступных регионах, рассчитывать на кредиты при малых расходах здесь невозможно. Поэтому большинство банков сосредоточены в Москве, Санкт-Петербурге, других крупных городах. А значит, для построения всеохватывающей финансово-кредитной системы, способной «дойти до каждого», необходимы наряду с банками иные – небанковские – финансовые институты, ориентированные на свою целевую аудиторию – малый бизнес, домашние хозяйства, а также безработных, уволенных в запас военнослужащих - людей, начинающих свое дело. Таковым является микрофинансирование.
К основным отличиям микрофинансирования от потребительского кредитования относятся: 1) цель использования финансовых ресурсов - развитие хозяйственной деятельности малых хозяйственных форм; 2) источник платы за использование ресурсов - доход от хозяйственной деятельности, а не заработная плата (таблица 1).
Таблица 1.
Преимущества и недостатки услуг микрофинансирования по сравнению с банковским кредитованием
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1) Минимальный объем требуемой документации 2) Доступность: альтернативный залог или заменители залога 3) Учитывается реальный, а не заявленный доход 4) Скорость обработки займа |
1) Более высокие процентные ставки 2) Меньший размер портфеля займов 3) Более короткие сроки займов |
Источник: составлено автором по Кутенков В.В. Отдельные мероприятия по государственной финансовой поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства // Инновационная Россия: задачи и правовые основы развития: Статьи и доклады X Междунар. научно-практической конференции. Москва, 26-27 мая 2010 г. / Главный редактор Н.В. Тихомирова/ Под ред. П.Ю. Федорова, Н.М.Чепурнова, А.В. Шавров. - М.: МЭСИ. – 2010.
С принятием Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»6 понятия микрофинансирования несколько изменилось, и под микрофинансовой деятельностью, по смыслу ее определения в законе, понимается исключительно предоставление микрозаймов. Такой подход законодателя к определению микрофинансовой деятельности представляется неверным, поскольку ограничивает спектр микрофинансовой деятельности только лишь выдачей микрозаймов. В результате легальное определение микрофинансовой деятельности не может быть ограничено выдачей микрозаймов. Определение микрофинансовой деятельности, установленное в федеральном законе, должно включать в себя, помимо предоставления микрозаймов, обширный спектр микрофинансовых услуг (в том числе, услуги по предоставлению займов, услуги по страхованию, лизинговые услуги, и др.)7.