Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:25, автореферат
Актуальность темы исследования. За последние три десятилетия финансовые рынки претерпели глубокие изменения, быстро развиваясь под воздействием процессов сокращения государственного регулирования, либерализации, глобализации и прогресса в области информационных и компьютерных технологий. Резко возросли трансграничные потоки капитала, на рынках появились новые субъекты финансовых трансакций, сложные финансовые инструменты, и сильно повысились скорость и простота проведения финансовых операций.
В этих условиях принятие
Рассматривая малое и среднее
предприятие в качестве
С помощью графических
моделей можно определить отклонения
от нормального финансового
Введем следующие обозначения:
П – постоянные затраты малого предприятия в промышленности, относимые на данный вид производства продукции;
З1 – переменные затраты на производство единицы произведенной продукции данного вида;
Ц – цена единицы промышленного продукции данного вида.
Тогда - относительные постоянные затраты;
- относительная цена единицы промышленной продукции.
В этих обозначениях графическое моделирование прибыли Р как функции величины β дает практически мгновенные рекомендации по стабилизации финансовых ресурсов малого предприятия в промышленности (см. рис. 6).
Так, при состоянии
сбыта продукции по относительной
цене в диапазоне
1,5 < β < 2 для уверенного обеспечения прибыльности
величина объема транспортных услуг К
должна быть больше 2γ, то есть К > 2γ; в
диапазоне 2 < β < 2,5 объем выпуска продукции
- К > γ; в диапазоне 2,5 < β < 3 объем выпуска
- К > 2/3γ; в диапазоне 3 < β < 3,5 объем
выпуска - К > γ/2; в диапазоне 3,5 < β < 4 объем выпуска - К
> 2/5 γ; в диапазоне 4 < β < 4,5, объем выпуска
- К > γ/3.
Из графических моделей видно, что первым эффективным шагом для преодоления убыточного состояния малого предприятия в промышленности является уменьшение относительных постоянных затрат γ. При этом количественная величина объема промышленной продукции К, являющаяся границей зон, будет достигнута при величине К во столько раз меньшей, во сколько раз будут уменьшены относительные постоянные затраты γ.
Вторым эффективным,
но более сложным инструментом
улучшения финансовых результат
Рис. 6. Модель зон прибыльности и убыточности малого предприятия в производственной сфере
Метод и модель графических критериев для зон прибыльности (убыточности) дает обзорно-наглядную ориентировку, как в оценке благоприятного финансового состояния малого бизнеса, так и в целесообразных действиях менеджеров при достижении ими целевых финансово-экономических результатов. Поэтому для каждого малого предприятия в промышленности целесообразно иметь графическую модель разделения поля его финансово-экономического состояний на три основные зоны:
1) опасная зона;
2) надежная зона;
3) зона постоянного контроля.
Границы указанных
трех различных по
Полученная с помощью модели графических критериев взаимосвязь финансово-экономических показателей деятельности малого предприятия в промышленности можно изобразить следующим образом (см. рис. 7).
Снижение рентабельности собственного капитала малого предприятия в промышленности, коэффициента оборачиваемости его активов и отрицательное значение коэффициента финансовой маневренности свидетельствуют об ухудшении качества принятия управленческих решений на уровне МБ.
Рис. 7. Взаимосвязь финансово-экономических показателей деятельности
малого предприятия в промышленности
Проведенный анализ системы
механизмов управления малым предпринимательством
позволил сделать вывод о том,
что не столько факторы их саморазвития,
сколько внешняя среда
Третья глава – «Основные направления повышения эффективности банковского кредитования малого и среднего бизнеса в качестве основного условия роста инвестиционной активности в регионах» - посвящена рассмотрению проблем совершенствования системы взаимодействия механизмов управления малым предпринимательством, моделированию оценок эффективности деятельности малых предприятий, систематизации мер государственной поддержки малого бизнеса.
Для перелома негативных тенденций в развитии российского малого бизнеса, необходимо:
Наведение порядка во внешней среде малого предпринимательства потребует как минимум: совершенствования правовой базы; реформирования налогообложения; защиты субъектов малого бизнеса от преступных посягательств; устранения административных барьеров; улучшения условий сбыта; содействия кооперации малого и крупного бизнеса.
Правовую базу мы поставили на первое место потому, что она определяет едва ли не все аспекты деятельности малых предприятий. Законодательные и нормативные акты, во-первых, устанавливают рамки «легального» бизнеса, границы дозволенного, во-вторых, регламентируют права и обязанности субъектов малого предпринимательства перед наемными работниками, партнерами, потребителями, бюджетами разных уровней, в-третьих, формируют систему экономических и других стимулов, гарантирующих поддержку определенным категориям субъектов малого бизнеса, и, в-четвертых, должны устанавливать меры защиты предпринимателей от незаконных действий органов власти и криминального мира (рис. 8).
Большое препятствие для развития малого бизнеса также в том, что законы не являются актами прямого действия. Для их реализации органами исполнительной власти разрабатывается множество подзаконных актов (инструкций, приказов, писем, указаний), которые систематически изменяются, уточняются, дополняются, поэтому предпринимателям, особенно начинающим, трудно в них разобраться и на практике руководствоваться ими.
Между тем законы должны давать исчерпывающие и четкие ответы на все вопросы, связанные с малым бизнесом, начиная с регистрации субъектов предпринимательства, лицензирования предмета их деятельности и кончая процедурами банкротства и ликвидации.
Взаимосвязь между государственной политикой в области поддержки малого бизнеса и ее законодательным оформлением иллюстрирует рис. 9. В изображенной системе положительная обратная связь формируется, если прямое усилие управляющих воздействий стимулирует правильное развитие системы. Если же при этом контрольные показатели ухудшаются или искажаются, налицо отрицательная обратная связь.
Рис. 8. Взаимосвязь между государственной политикой поддержки малого бизнеса и законодательным базисом
Особенно тщательной отработки требует, пожалуй, налоговое законодательство. Налоговый кодекс должен состоять из норм прямого действия, не требующих выпуска дополнительных инструктивных и методических документов и не допускающих произвольного толкования закона.
Следовало бы запретить практику постоянного пересмотра налогового законодательства в течение финансового года. Вводить новые налоги, а также новые ставки действующих налогов целесообразно не ранее, чем через полгода после принятия соответствующего федерального закона (желательно с начала финансового года).
В области сбыта главным направлением поддержки малого бизнеса является обеспечение малых фирм госзаказами. Установление обязательной квоты на размещение госзаказов (не менее 15% от общего объема) даст им гарантии реализации товаров и услуг, позволит оптимально планировать производственную и финансовую деятельность. Антимонопольные меры следует ставить в зависимость от уровня концентрации товарных рынков. Так, применительно к рынкам с развитой конкуренцией можно ограничиться отслеживанием динамики концентрации производства и положения лидирующих хозяйственных объектов. Олигополистические рынки требуют, сверх того, антимонопольного контроля за акционированием, приватизацией и лицензированием. Для монополизированных рынков необходимо разрабатывать отраслевые и региональные программы демонополизации, контролировать поведение предприятий-монополистов, предупреждать создание новых монополистических объединений, снижать барьеры, перекрывающие доступ на рынок, пресекать недобросовестную конкуренцию.
Таким образом, для того чтобы система государственной поддержки малых предприятий соответствовала серьезности и масштабности стоящих перед ней задач, необходимо вывести ее на качественно иные концептуально-программные, организационные и функциональные параметры.
Одним из ключевых направлений организационного совершенствования федерального уровня выступает создание механизма реализации государственных программ поддержки малого предпринимательства.
Малый бизнес, являясь
интегральной составляющей
Для решения этих проблем на региональном уровне в организационном аспекте на первый план выходит развитие сети субфедеральных финансовых институтов поддержки:
– инвестиционных компаний – финансовых институтов, целью которых является содействие увеличению собственных средств малых предприятий путем приобретения их акций и размещения среди них акций третьих лиц (могут создаваться фондом поддержки малого предпринимательства, который, однако, не должен владеть более 25% акций);
– ипотечных банков малого бизнеса – финансовых учреждений, призванных предоставлять кредиты под обеспечение в виде залога имущества малого предприятия, ноу-хау или ценных бумаг;
– обществ взаимного кредитования – учреждений, создаваемых фондом поддержки малого предпринимательства для накопления временно свободных денежных средств, оказания временной помощи и предоставления краткосрочных коммерческих кредитов малым предприятиям;
– центров поддержки (бизнес-инкубаторов) – многопрофильных учреждений, призванных помогать начинающим бизнесменам путем оказания услуг в области консалтинга, инжиниринга, привлечения иностранных инвесторов, разработки долгосрочных прогнозов, аудиторских проверок, информационного обеспечения, подготовки кадров.
Средства для укрепления финансовой базы регионального уровня государственной поддержки малого предпринимательства можно почерпнуть из четырех источников: Федерального фонда поддержки малого предпринимательства; региональных бюджетов; доходов региональных фондов поддержки малого предпринимательства от кредитования, выпуска и размещения ценных бумаг; зарубежных фондов.
В заключении диссертационной работы систематизированы основные выводы о результатах исследования и определены возможные направления дальнейшего развития предложенных подходов.
3. Публикации по теме диссертации
Основные положения
и результаты диссертации изложены
в следующих публикациях
Опубликовано в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных ВАК:
1. Ковалева Е.А. Учет специфики малого бизнеса в системе микрофинансирования // Вопросы экономики и права, № 1, 2011. - С. 72-80 (0,5 п.л.)
2. Ковалева Е.А.
3. Ковалева Е.А. Роль финансового посредничества в формировании условий для экономического роста в регионах // Экономические науки, № 2, 2011. - 0,5 п.л.
Публикации в других изданиях:
4. Ковалева Е.А. Функции микрофинансирования
деятельности малого и среднего бизнеса
и восстановление инвестиционных процессов
в регионах // Актуальные проблемы экономической
науки и образования / Сборник научных
статей. Под ред. проф. Стерликова Ф.Ф. –
М.: МИЭМ, 2008. Вып. 2. - С. 93-98 (0,5 п.л.)