Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:52, дипломная работа
Цели и задачи исследования. Целью работы является изучение понятия, состава, принципов золотовалютных резервов и их роли в денежно-кредитной политике, исследование механизма управления золотовалютными резервами Банка России, а также рассмотрение основных направлений совершенствования системы управления резервами банка России.
В связи с поставленной целью решаются следующие задачи:
• проанализировать и определить роль золотовалютных резервов в денежно-кредитной политике государства;
• проанализировать существующую систему управления международными резервными активами РФ и обозначить возможные направления ее совершенствования;
Введение…………………………………………………………………..…….…….
ГЛАВА 1.Понятие и предназначение золотовалютных резервов
государства....................................................................................................
1.1.Понятие золотовалютных резервов и их роль в денежно-кредитной
политике государства…………………….………...........................................
1.2.Цели создания золотовалютных резервов, их функции……………….…..
1.3. Механизм управления золотовалютными резервами……………………..
ГЛАВА 2 Анализ и оценка золотовалютных резервов Банка России
2.1.Краткая характеристика Банка России ……………………………………
2.2. Анализ и оценка золотовалютных резервов ……….……...……….............
2.3. Планирование и прогнозирование объема золотовалютных резервов…..
ГЛАВА 3. Рекомендации по совершенствованию системы управления
золотовалютными резервами Банка России
3.1. Управление золотовалютными резервами Банка России на современном
этапе……………………………………………………………………..
3.2. Направления совершенствования системы управления золотовалютными
Резервами Банка России…………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………….
Список использованных источников и литературы…
Банк России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.
2.1 Анализ и оценка золотовалютных резервов
Анализ золотовалютных резервов за последние пять лет
Рассмотрим золотовалютного резерва Банка России за последние пять лет.
Таблица 3.
Год | Показатели в млн. долл США | |
2007 | 01.01 | 303 732 |
01.07 | 405 840 | |
2008 | 01.01 | 478 762 |
01.07 | 568 966 | |
2009 | 01.01 | 426 281 |
01.07 | 412 512 | |
2010 | 01.01 | 439 450 |
01.07 | 461 201 | |
2011 | 01.01 | 479 379 |
01.07 | 524 527 |
В то же время, рост золотовалютного запаса страны свыше оптимального уровня можно рассматривать скорее как недостаток национальной экономики, нежели как позитив.
Для определения минимального необходимого объема золотовалютных резервов применяется несколько критериев. Во-первых их уровень должен быть достаточным для покрытия объема трехмесячного импорта товаров и услуг. Во-вторых, их величина должна покрывать годовой объем выплат по внешнему долгу страны (критерий Гвидотти). В третьих, требуется обеспечение одновременного покрытия резервами и трехмесячного импорта, и годового объема выплат по внешнему долгу (критерий Редди). По всем трем критериям Россия на сегодня превзошла необходимый минимум в несколько раз, в частности, по первому критерию этот уровень был превзойден еще в 2000 г. Уже на то время темпы роста импорта сильно отставали от темпов роста резервов. Объем годового импорта в Россию за период 2000–2005 гг. вырос с 44,9 до 125 млрд долларов, или в 2,7 раза, при том, что золотовалютные резервы выросли с 12,5 млрд до 278,9 млрд долл, или в 22 раза. Таким образом, темпы роста резервов превосходили темпы роста импорта более чем в восемь раз. К тому же, необходимо учитывать в резервах еще и стабилизационный фонд, который так же быстро растет. Все это говорит о том, что Россия перешла границу рационального формирования и использования золотовалютных резервов, слишком далеко оторвалась от ее оптимальных значений.
Единственной целью, с которой Центробанк наращивает резервы, является недопущение укрепления рубля и, как следствие, падение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей.
2.3 Планирование и прогнозирование объема золотовалютных резервов
По итогам прошлого года золотовалютные резервы РФ выросли на 6,4% - до 498,65 млрд долл., не оправдав ожиданий аналитиков Центрального банка, прогнозировавших рост до 515 млрд долл. При этом уже в конце января объем ЗВР превысил уровень 500 млрд долл. (504 млрд долл. по состоянию на 27 января 2012г.).
При этом ЦБ РФ считает текущий объем ЗВР избыточным. Для экономической безопасности страны уровень ЗВР может быть в два раза ниже, заявил первый заместитель председателя Банка России Алексей Улюкаев газете "РБК daily". Однако избавляться от золотовалютных резервов в настоящий момент Центробанку невыгодно, поскольку в условиях высоких цен на нефть наблюдается повышенный приток валюты от экспортеров, что способствует укреплению рубля.
Банк России прогнозирует, что к 2013г. резервы могут составить 505 млрд долл. при цене на нефть 75 долл./барр., 541 млрд долл. - при 100 долл./барр. и 589 млрд долл. - при стоимости барреля нефти в 125 долл. К 2014г. Центробанк ожидает данный показатель на уровне 478-649 млрд долл., а к 1 января 2015г. - 448-710 млрд долл[13].
Международные резервы РФ представляют собой высоколиквидные финансовые активы, находящиеся в распоряжении Банка России и правительства Российской Федерации по состоянию на отчетную дату. Международные резервы складываются из активов в иностранной валюте, монетарного золота, специальных прав заимствования (SDR), резервной позиции в МВФ и других резервных активов.
ГЛАВА 3. Рекомендации по совершенствованию системы управления
золотовалютными резервами БР
3.1. Управление золотовалютными резервами Банка России на
современном этапе
Управление резервами - это процесс, обеспечивающий наличие официальных иностранных активов государственного сектора в распоряжении соответствующих органов и под контролем последних для решения определенного круга задач, стоящих перед страной или союзом. В этой связи органу, занимающемуся управлением резервами, как правило, поручается управление резервами и связанными с ними рисками.
Золотовалютные резервы являются стратегическими международными резервными активами РФ, составная часть которых находится под управлением Банка России. Управление золотовалютными резервами Банка России осуществляется на основании п. 7 Ст. 4 Федерального закона от 10.07.2002г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в соответствии с «Основными принципами управления валютными резервами Банка России», утвержденными Советом директоров Банка России. Согласно ст.23 вышеуказанного федерального закона Банк России осуществляет операции с золотовалютными резервами.[14]
Цель управления резервными активами - обеспечение оптимального сочетания их сохранности, ликвидности и доходности. Для этого Банк России применяет комплексную систему управления рисками, строящуюся на использовании только высоконадежных инструментов финансового рынка, предъявлении высоких требований к своим иностранным контрагентам и ограничении рисков на каждого из них в зависимости от оценок его кредитоспособности. Банк России проводит эти операции на основании соглашений, заключенных с иностранными контрагентами.
Основная цель управления золотовалютными резервами - достижение приемлемых значений показателей ликвидности и доходности. Такая задача оказывается достаточно сложной для любого финансового института, особенно для Центрального банка Российской Федерации.
Критерии оценки адекватности резервов Центрального банка РФ. К ним относятся:[15]
- обеспеченность денежного предложения (критерий валютного правления) - отношение широкой денежной базы к резервам Банка России;
- поддержание стабильности внешней торговли (критерий МВФ) - отношение трех- или шестимесячного объема импорта к резервам Банка России;
- погашения валютных обязательств Правительства («правило Гидотти») - отношение годового объема внешнего долга к резервам Банка России;
- обеспечение стабильного платежного баланса в краткосрочном периоде (критерий Редди) - отношение шестимесячного объема импорта плюс годовых выплат по государственному и частному внешнему долгу к резервам Банка России.[16]
Для современного этапа характерен ряд тенденций, важных с точки зрения управления резервными активами, в том числе:
устойчивый профицит торгового баланса, обусловленный благоприятной конъюнктурой на мировых рынках основных товаров российского экспорта, который компенсирует отрицательное сальдо по всем остальным статьям платежного баланса и способствует притоку в страну значительных объёмов иностранной валюты;
стабильный профицит государственного бюджета, позволивший досрочно погасить большую часть суверенного долга, а также сформировать Стабилизационный фонд (впоследствии разделенный на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния) в целях нейтрализации последствий ухудшения конъюнктуры мировых сырьевых рынков для государственного бюджета;
улучшение инвестиционного климата, присвоение России кредитного рейтинга инвестиционного уровня (с последующим повышением) способствовали стабильному притоку иностранных инвестиций и достижению профицита по счету операций с капиталом в 2006 году; на фоне улучшения инвестиционного климата отмечается динамичный рост задолженности российских компаний перед иностранными инвесторами, что, несмотря на сокращение суверенного долга, ведет к росту совокупных объёмов внешнего долга России.
В целом макроэкономические условия современного этапа способствовали накоплению Банком России значительных объёмов золотовалютных резервов.
Проблема управления международными резервами России состоит в обеспечении эффективности их использования. Это требует от органов валютного регулирования анализа и выработки решений по следующим направлениям.[17]
Во-первых, определение оптимально необходимого объема резервов. Чрезмерное их сокращение чревато опасностью, что страна не сможет обеспечить свои жизненно важные потребности за счет импорта и обслуживать внешние долговые обязательства. В то же время непомерное увеличение резервов содействует расширению денежной массы, стимулирует инфляцию, приводит к неоправданному переливу ресурсов из производственной сферы в денежную.
Во-вторых, существует проблема выбора между компонентами резервов, установления целесообразного соотношения между ними, в первую очередь между золотом и иностранной валютой. Доводом в пользу сокращения доли золотого запаса является то, что золото, в отличие от валютных активов, не приносит дохода в виде процентов; напротив, его хранение требует расходов. Однако золото - высоколиквидный актив, который может быть в любое время реализован на мировом рынке в обмен на СКВ или использован для получения валютных кредитов посредством залоговых операций и сделок «своп».
Для стран - производителей золота, к числу которых относится Россия, естественна более высокая доля золота в резервах.
В-третьих, стоит задача диверсификации валютного резерва, т.е. выбора конкретных валют и установления их долей.
В-четвертых, государственные органы осуществляют выбор финансовых инструментов для размещения резервных валютных средств с учетом их прибыльности и ликвидности.
При управлении золотовалютными резервами Банк России руководствуется целями монетарной политики, установленными на текущий год. При этом таргетирование инфляции и обеспечение «управляемого плавания» обменного курса рубля налагают ряд ограничен, на управление резервами.
Ограничение первое - нельзя допускать ускорения инфляции даже при росте денежной эмиссии. Поэтому для монетарных властей неприемлемы предложения использовать золотовалютные резервы для расширения внутреннего кредита, увеличивающего денежную массу. К их числу относится, например, предложение Торгово-промышленной палаты РФ о создании Ссудного фонда промышленности. Его источниками финансирования могли бы стать наряду с другими доходы от более целевого управления ресурсами и расходами Центрального Банка и использование 5% золотовалютных резервов. Это дало бы дополнительно в Ссудный фонд промышленности до 3 млрд. долл.. Торгово-промышленная палата предлагает использовать данные средства, равно как и эмиссионную денежную массу (не менее 15 млрд. долл. ежегодно), остатки средств на бюджетных счетах (по итогам 2002 г. до 7 млрд. долл.), временно свободные средства бюджета (которые на практике достигают более 6 млрд. долл.), до 1,5 млрд. долл. собственных средств Сбербанка, па цели внутреннего кредитования[18].