Рекомендации по совершенствованию системы управления золотовалютными резервами Банка России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:52, дипломная работа

Описание работы

Цели и задачи исследования. Целью работы является изучение понятия, состава, принципов золотовалютных резервов и их роли в денежно-кредитной политике, исследование механизма управления золотовалютными резервами Банка России, а также рассмотрение основных направлений совершенствования системы управления резервами банка России.
В связи с поставленной целью решаются следующие задачи:
• проанализировать и определить роль золотовалютных резервов в денежно-кредитной политике государства;
• проанализировать существующую систему управления международными резервными активами РФ и обозначить возможные направления ее совершенствования;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..…….…….
ГЛАВА 1.Понятие и предназначение золотовалютных резервов
государства....................................................................................................
1.1.Понятие золотовалютных резервов и их роль в денежно-кредитной
политике государства…………………….………...........................................
1.2.Цели создания золотовалютных резервов, их функции……………….…..
1.3. Механизм управления золотовалютными резервами……………………..
ГЛАВА 2 Анализ и оценка золотовалютных резервов Банка России
2.1.Краткая характеристика Банка России ……………………………………
2.2. Анализ и оценка золотовалютных резервов ……….……...……….............
2.3. Планирование и прогнозирование объема золотовалютных резервов…..
ГЛАВА 3. Рекомендации по совершенствованию системы управления
золотовалютными резервами Банка России
3.1. Управление золотовалютными резервами Банка России на современном
этапе……………………………………………………………………..
3.2. Направления совершенствования системы управления золотовалютными
Резервами Банка России…………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………….
Список использованных источников и литературы…

Файлы: 1 файл

Золотовалютные резервы.doc

— 487.00 Кб (Скачать файл)

Ограничение второе - нельзя допускать существенного укреп­ления рубля в номинальном выражении. Например, ЦБ России не мо­жет потратить резервы на расширение внутреннего кредита, продав их па валютной бирже, поскольку это может привести к ряду негативных последствий.

Ограничение третье - нельзя допускать значительного укреп­ления реального курса рубля к «корзине валют» основных торговых партнеров России.

Остается актуальной также проблема оптимизации структуры по видам валют, в которых номинированы международные резервы, поскольку часть золотовалютных резервов должна размещаться иностранные активы. При этом должны быть исключены потери от переоценки валютных активов ЦБ РФ из-за взаимных колебаний курсов доллара и евро.

Для устранения подобных рисков структура резервов должна соответствовать валютной структуре внешнего госдолга. Тогда убытки (прибыли) при изменении курса доллара к евро по резервам будут в основном компенсироваться прибылями (убытками) по государственным долгам. При равенстве резервов и внешнего госдолга компенсация будет полной. При приобретении Банком РФ долгов российского правительства, если долг номинирован в долларах и его курс относительно рубля упал, правительство уменьшает платежи Банку РФ в рублевом выражении. При этом прибыль последнего соответственно снижается и он сокращает платежи в федеральный бюджет. Кроме приведения валютной структуры резервов в соответствие с валютной структурой внешнего госдолга, необходимо также перейти к котиров­ке рубля и учету резервов и государственного долга в условной ва­лютной единице, котируемой относительно «корзины валют» со струк­турой государственного долга.

В целом должна быть повышена транспарентность управления резервами и эффективность их использования. Но пока, как отмечалось выше, структура резервов по странам и видам инструментов неизвестна. Она публикуется в общем виде, недоступном для анализа доходности инструментов, в которые размещаются резервы.

Начиная со второго квартала 2007 года и по сегодняшний день Центральный Банк сталкивается с проблемой мирового кризиса. Однако, вовремя реализовав находившиеся в портфелях корпоративные ценные бумаги, ценные бумаги под залог недвижимости и активов и значительно снизив долю структурных продуктов, заняв, таким образом, наиболее консервативную безрисковую позицию, Центральный Банк не только не потерял в стоимости активов золотовалютных резервов, но и показал значительный положительный результат по итогам 2010 года.

В настоящее время расходование средств золотовалютных резервов осуществляется, прежде всего, с целью поддержания курса рубля и укрепления экономической ситуации в стране, что выражается в поддержке крупных российских предприятий. Ранее большая часть средств золотовалютных резервов направлялась на обслуживание внешнего долга России. Сегодня внешний долг достиг 482 млрд долл., что примерно равняется объему золотовалютных резервов. (таблица 3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3

Оценка внешнего долга Российской Федерации за период с 01.01. 2010г. по 01.01. 2011г.

 

 

показатели

 

01.01.10

01.04.10

01.07.10

01.10.10

01.01.11

1

2

3

4

5

6

Всего

467 245

463 754

456 483

475 609

482 976

Органы государственного управления

31 309

31 320

35 451

34 821

34 427

Федеральные органы управления

29 475

28 882

32 964

32 338

32 051

Новый российский долг

26 286

25 732

29 893

29 355

29 165

кредиты международных финансовых организаций

3 788

3 575

3 430

3 264

3 136

МБРР

3 210

3 009

2 883

2 725

2 617

прочие

578

566

547

539

519

прочие кредиты

1 000

901

839

819

777

ценные бумаги в иностранной валюте

20 348

19 876

24 332

23 736

23 736

еврооблигации 2015, 2018, 2020 и 2028 гг. погашения

1 786

1 689

6 161

6 305

6 305

Продолжение таблицы 3

1

2

3

4

5

6

еврооблигации, выпущенные при реструктуризации задолженности перед Лондонским клубом кредиторов

18 135

17 760

17 741

16 997

16 997

ОВГВЗ - VII транш

427

427

429

433

433

ценные бумаги в российских рублях (ОФЗ)

811

1 050

976

1 218

1 182

прочая задолженность

340

330

315

319

334

Долг бывшего СССР

3 189

3 149

3 072

2 983

2 887

кредиты стран-членов Парижского клуба кредиторов

11

9

9

9

9

задолженность перед бывшими социалистическими странами

1 316

1 280

1 250

1 167

1 112

задолженность перед прочими официальными кредиторами

1 810

1 809

1 762

1 756

1 714

ОВГВЗ - III, IV, V транши

1

1

1

1

1

прочая задолженность

50

50

50

50

50

Субъекты Российской Федерации

1 834

2 439

2 486

2 483

2 376

кредиты

1 120

1 056

956

1 062

1 034

ценные бумаги в российских рублях

714

1 383

1 530

1 421

1 343

Органы денежно-кредитного регулирования

14 630

12 226

11 916

12 233

12 392

кредиты

2 370

 

 

 

 

наличная национальная валюта и депозиты

3 365

3 612

3 524

3 403

3 652

Продолжение таблицы 3

1

2

3

4

5

6

прочая задолженность (распределение СДР)

8 895

8 615

8 392

8 831

8 740

Банки

127 212

129 028

122 118

140 038

144 843

Прочие секторы

294 094

291 179

286 999

288 517

291 314

долговые обязательства перед прямыми инвесторами и предприятиями прямого инвестирования

45 718

49 714

52 829

53 882

57 133

кредиты

232 096

223 398

214 156

217 191

217 357

долговые ценные бумаги

9 406

10 989

10 404

10 409

10 530

задолженность по финансовому лизингу

2 816

2 738

3 245

2 034

2 248

прочая задолженность

4 058

4 340

6 365

5 000

4 046

 

 

Однако в связи с мировым финансовым кризисом Правительство России практически прекратило осуществлять выплаты по внешнему долгу. 

Таким образом, основными причинами снижения резервов в последнее время являются не только отток капитала и переоценка резервов из-за падения курса евро, но и перечисление части средств международных резервов во Внешэкономбанк для поддержки российских компаний и банков в условиях глобального финансового кризиса.[19]

Центральный банк РФ сообщил, что в порядке совершенствования методологии статистики международных резервов Российской Федерации и приведения ее в соответствие с мировой практикой в состав валютных резервов включены активы Банка России, размещенные в банках-нерезидентах, в уставном капитале которых имеется значительное долевое участие российских банков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Направления совершенствования системы управления золотовалютными резервами Банка России

Анализ  теории  и  практики  управления  золотовалютными  резервами Российской Федерации показал, что существующая в России система управления  резервными  активами  нуждается  в  трансформации. Мировой финансовый кризис продемонстрировал, что благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура  не  может  являться  стабильным  источником  развития  национальной  экономики России. В  этой  связи особенное  внимание должно уделяться  вопросу  повышения эффективности  управления  накопленными  за период благоприятной конъюнктуры средствами.

Для  повышения  эффективности  управления  международными  резервами органам денежно-кредитного и валютного регулирования страны необходимо  всесторонне  анализировать  динамику золотовалютных  резервов  и вырабатывать управленческие решения по следующим направлениям.

Во-первых, необходимо внедрение в Банке России в сфере управления золотовалютными резервами надежного институционального и управленческого  механизма,  поддерживаемого  соответствующей  правовой  базой,  а также распределение ролей и ответственности в рамках операций по управлению резервами.

Во-вторых,  необходимо  определить  оптимальный  для  современных экономических условий объем золотовалютных резервов. Слишком сильное снижение их уровня  в результате потери, либо по причине  систематически высокого дефицита платежного баланса может обернуться тем, что в какой-то момент  страна не  сможет обеспечить  свои необходимые потребности  за счет импорта либо окажется не в состоянии обслуживать свои долговые обязательства перед иностранными кредиторами. В то же время, наличие резервов  сверх  оптимальных  уровней  влечет  снижение  инвестиционного потенциала  страны  и  потери  от  резервирования  дополнительных  доходов экономики.

В-третьих,  существует проблема  выбора оптимальной  структуры  золотовалютных резервов – относительных долей между отдельными компонентами,  способствующих  достижению  компромисса  целей  сохранности, ликвидности и  доходности  вложений. В  частности, важным  является  определение  эффективного  стоимостного  соотношения  между  иностранной  валютой и золотом. 

В-четвертых,  перед  Банком  России  стоит  задача  диверсификации  валютной  части  международных  резервов.  Диверсификация подразумевает формирование  валютной  структуры  резервов, то  есть  выбор  резервных  валют, в которых будут храниться активы, и  определение удельного веса инвестиций в каждую из валют в общем объеме валютных резервных активов.

В-пятых, для повышения эффективности размещения международных резервов необходимо определить набор и структуру финансовых инструментов  для  формирования  каждого  из  моновалютных портфелей (портфелей, включающих  в  себя  все  активы, номинированные  в  конкретной  резервной валюте). При  этом необходимо находить баланс между  критериями надежности,  прибыльности  и  ликвидности. Мировая  практика  показывает,  что достижение  стабильных  результатов  при  управлении  золотовалютными  резервами возможно лишь при использовании разработанных процедур, методик,  технологий,  алгоритмов  для  построения  портфеля  ценных  бумаг  и эффективного реагирования на самые разнообразные рыночные ситуации.

Наконец, в текущих условиях мирового кризиса Банку России необходимо  быть  готовыми  к  тому,  что  при  определенных  обстоятельствах  государственные власти могут решить конвертировать средства государственных фондов и использовать полученную валюту для погашения внешней  задолженности ряда отечественных предприятий, многие из которых находятся в частичной собственности государства, либо направить часть валютных активов фондов  на  решение  важнейших  социально-экономических  задач  путем импорта  иностранного оборудования,  технологий  или  услуг.  Эта  возможность накладывает дополнительные ограничения на  состав и  структуру  эффективного резервного портфеля.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Золотовалютные резервы - официальные централизованные запасы резервных ликвидных активов, которые используются для международных макроэкономических расчетов стран, погашения внешних долговых обязательств, регулирования рыночных валютных курсов   национальных денежных единиц, находятся во владении и распоряжении   центральных банков и   государственных,   правительственных,   финансовых органов, а также международных валютно-кредитных организаций.

Золотовалютные резервы представляют собой национальные высоколиквидные резервы,  которые относятся к важнейшим инструментам государственного регулирования сферы международных платежей, системы обеспечения стабильности национальной валюты и свидетельствуют о прочности финансового положения страны. Косвенно золотовалютные резервы могут служить источником погашения внешнего долга, а в критических ситуациях - как источник покрытия дефицита торгового или платежного баланса.

Международные резервные активы страны складываются из монетарного золота,  специальных прав заимствования (СДР), резервной позиции в Международном  валютном  фонде (МВФ)  и   активов в   иностранной валюте.

В целом макроэкономические условия современного этапа способствовали накоплению Банком России значительных объёмов золотовалютных резервов. Последние годы характеризовались устойчивой тенденцией роста золотовалютных резервов.

В условиях мирового экономического кризиса актуальна проблема оптимизации структуры по видам валют, в которых номинированы международные резервы.

Управление резервами - это процесс, обеспечивающий наличие официальных иностранных активов государственного сектора в распоряжении Министерства финансов РФ и Банка для решения важнейшего круга задач, стоящих перед страной. В этой связи органу, занимающемуся управлением резервами, как правило, поручается управление резервами и связанными с ними рисками.

Проблема управления международными резервами России состоит в обеспечении эффективности их использования. Это требует от органов валютного регулирования анализа и выработки решений по основным направлениям финансово-экономической политики.

Как отмечается в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» «Развивающийся финансово-экономический кризис может стать для мировой экономики одним из самых тяжелых за последние десятилетия. Однако экономика имеет все возможности преодолеть его с  минимальными потерями. Значительные золотовалютные резервы Центрального банка Российской Федерации и финансовые фонды Правительства Российской Федерации достаточны для поддержания ликвидности банковской системы и обслуживания внешних заимствований российских банков  и компаний без последствий для их устойчивости».

Оптимистические сообщения о росте «золотовалютного» резерва не должны вводить в заблуждение: само это понятие не имеет смысла без конкретизации, т.е. без указания относительных долей его составляющих.

Ни золотовалютные, ни даже золотые резервы сами по себе не являются главным индикатором экономических успехов. Все зависит от того, какой ценой эти резервы накоплены.   Если они   являются   результатом выгодного обмена   во внешней  торговле   или   результатом   эффективной  разработки недр,  то это хорошо.   В противном   случае — успехи   более чем сомнительны.

Информация о работе Рекомендации по совершенствованию системы управления золотовалютными резервами Банка России