Совершенствование кредитной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 20:43, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ кредитного процесса в банка и пути его совершенствования. Исходя из указанной цели поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы банковского кредитования в РФ;
- провести анализ организации кредитования клиентов в банке ВТБ 24 (ЗАО);
- предложить мероприятия по совершенствованию процесса кредитования в банке ВТБ 24 (ЗАО).
Объектом исследования в данной работе является банк ВТБ 24 (ЗАО). Предметом исследования выступают финансово-экономические процессы, связанные с кредитованием клиентов и организацией кредитного процесса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РФ
1.1 Сущность и система банковского кредитования
1.2 Нормативные акты, регулирующие организацию кредитного процесса в банке
1.3 Организация процесса кредитования клиентов в банке
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ КРЕДИТНОГО ПРОЦЕССА В БАНКЕ ВТБ 24 (ЗАО)
2.1 Организационно-правовая и экономическая характеристика банка
2.2 Анализ структуры и динамики кредитного портфеля банка
2.3 Оценка рисков и доходности кредитных операций
3. Мероприятия по совершенствованию ПРОЦЕССА КРЕДИТОВАНИЯ В БАНКЕ ВТБ 24 (ЗАО)
3.1 Мероприятия по расширению клиентской базы кредитования
3.2 Расчет эффективности предлагаемых мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Мероприяти по совер-ю кред. политики ВТБ24.rtf

— 8.82 Мб (Скачать файл)

Каждый банк использует свои правила поведения с заемщиками, рассматривая их в качестве коммерческой тайны. Однако в их действиях есть общие закономерности, такие как:

- банк старается иметь дело с теми, кого он давно знает;

- банк ограничивает сроки кредитования;

- банк добивается, чтобы максимальное число кредитов имело обеспечение;

- банк включает в кредитный договор оговорку о том, что в случае возникновения спора между участниками он передается на разрешение арбитражному суду;

- на последних этапах кредитного процесса банк активно использует свою службу экономической безопасности. [16, С. 298]

Кредитные операции являются высокорисковыми видами деятельности коммерческих банков. В целях снижения этих рисков банки с 1 января 1995 г. стали формировать специальный резерв на возможные потери по ссудам. Указанный резерв обеспечивает создание банком более стабильных условий финансовой деятельности и позволяет избегать колебаний величины прибыли банков в связи со списанием потерь по ссудам. Резерв на возможные потери по ссудам формируется за счет отчислений, относимых на расходы банков, и используется только для покрытия непогашенной клиентами (банками) ссудной задолженности по основному долгу. За счет указанного резерва производится списание потерь по нереальным для взыскания ссудам банков. [16, С.290]

Кредитный риск - это риск невозврата (неплатежа) или просрочки платежа по банковской ссуде. Различают также страновой кредитный риск (при предоставлении иностранных кредитов) и риск злоупотреблений (сознательно прогнозирующий невозврат).

Причины возникновения риска невозврата ссуды:

- снижение (или утрата) кредитоспособности заемщика, проявляется в форме кризиса наличности, последствием для банка может быть риск снижения ликвидности;

- ухудшение деловой репутации заемщика.

Каждый риск имеет количественное выражение.

Кредитный риск может возникнуть по каждой отдельной ссуде, предоставленной банком, и, как следствие, по кредитному портфелю в целом. Кредитный портфель - набор ссуд, дифференцированных с учетом риска и уровня доходности. В управлении кредитным портфелем реализуется кредитная политика банка.

Главное требование к формированию кредитного портфеля состоит в том, что портфель должен быть сбалансированным, т.е. повышенный риск по одним ссудам должен компенсировать надежностью других ссуд.

Важной характеристикой кредитной политики банка является качество кредитного портфеля. Кредитная политика коммерческого банка - это комплекс мероприятий, направленных на повышение доходности кредитных операций и снижение кредитного риска. Разрабатывая кредитную политику, банк должен учитывать ряд объективных и субъективных факторов, которые представлены в таблице 3. [29, С. 210]

 

Таблица 3 - Факторы, определяющие кредитную политику банка

Макроэкономические

Общее состояние экономики страны

Денежно-кредитная политика Банка России

Финансовая политика Правительства РФ

Региональные и отраслевые

Состояние экономики в регионах и отраслях, обслуживаемых банком

Состав клиентов, их потребность в кредите

Наличие банков-конкурентов

Внутрибанковские

Величина собственных средств (капитала банка)

Структура пассивов

Способности и опыт персонала


 

 

Качество кредитного портфеля оценивается по системе коэффициентов, включающей абсолютные показатели (объем выданных ссуд по их видам и объем просроченных ссуд) и относительные показатели, характеризующие долю отдельных кредитов в структуре ссудной задолженности.

Коэффициент качества кредитного портфеля в общем виде может быть представлен как отношение просроченной ссудной задолженности к сумме ссудной задолженности (основной долг без процентов).

 

 (1)

 

ПСЗ - просроченная ссудная задолженность;

СЗ - общая ссудная задолженность.

Кккп, превышающий 6%, свидетельствует о высоком кредитном риске портфеля.

За 2008 г. просроченная задолженность по банковскому сектору России возросла в 2,3 раза, в т.ч. корпоративных клиентов - в 3,1 раза, физических лиц - в 1,5 раза. Доля просроченной задолженности в кредитном портфеле выросла с 1,3% (на 01.01.2008) до 2,1% (на 01.01.09). Причина такой ситуации - падение стоимости активов, служащих обеспечением ссуд, т.е. обеспечение недвижимостью и доли участия в капитале компаний-заемщиков. [47]

В условиях экономического кризиса рынок кредитования претерпел серьезные изменения:

1. Резко сократилось количество выдаваемых банками кредитов;

2. Вероятность роста их невозвратов и число просроченных выплат увеличивается. Это связано с тем, что из-за кризиса:

- многие заемщики лишились доли своих доходов или потеряли работу и поэтому не в состоянии погашать задолженность;

- многие банки повышают процентные ставки по ранее выданным кредитам;

- многие постоянные клиенты бояться в нынешних условиях брать кредиты;

- банки вынуждены более тщательно отбирать клиентов и оценивать кредитоспособность заемщиков на стадии рассмотрения кредитной заявки.

Однако кредиты наличными, несмотря на финансовый кризис, продолжают пользоваться популярностью среди населения. Среди банков, выдающих займы наличными первое место занимает Сберегательный банк РФ. На втором месте - ВТБ 24. Это говорит о том, что банки, поддерживаемые государством, более привлекательны с точки зрения надежности.

 

 

2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ КРЕДИТНОГО ПРОЦЕССА В БАНКЕ ВТБ 24 (ЗАО)

 

2.1 Организационно-правовая и экономическая характеристика банка

 

Банк ВТБ 24 (ЗАО) образован на базе Гута-Банка, не выдержавшего межбанковского кризиса 2004 года и выкупленного Внешторгбанком (ныне ВТБ) при активном участии Банка России. Банк создан в соответствии с решением общего собрания участников Коммерческого банка развития предпринимательской деятельности “ГУТА-БАНК” (общества с ограниченной ответственностью) о его преобразовании от 31 марта 2000 года (протокол № 77) с наименованиями Закрытое акционерное общество “Коммерческий банк развития предпринимательской деятельности “ГУТА-БАНК”, ЗАО “КБ “ГУТА-БАНК”. Банк является правопреемником КБ “ГУТА-БАНК” ООО по всем его правам и обязанностям в соответствии с передаточным актом.

В 2005 году Гута-Банк переименован в ЗАО «Внешторгбанк Розничные услуги». В соответствии с решением общего собрания акционеров от 06 июня 2005 года (протокол №03/05) наименования Банка изменены на Внешторгбанк Розничные услуги (закрытое акционерное общество), ЗАО Внешторгбанк Розничные услуги.

В соответствии с решением общего собрания акционеров от 10 октября 2006 года(протокол №05/06) наименования Банка изменены на Банк ВТБ 24 (закрытое акционерное общество), ВТБ 24 (ЗАО).

Место нахождения Банка: г. Москва, ул. Мясницкая, д. 35.

Банк является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Основной целью деятельности Банка является получение прибыли при осуществлении банковских операций. Осуществление банковских операций производится на основании специального разрешения (лицензии) Банка России. Деятельность ВТБ 24 осуществляется в соответствии с генеральной лицензией Банка России № 1623 от 13.07.2000 г.

Основным акционером банка ВТБ 24 является ОАО «Банк ВТБ» (98,01% акций).

Уставный капитал Банка сформирован в сумме 34 203 355 000 (Тридцать четыре миллиарда двести три миллиона триста пятьдесят пять тысяч) рублей и разделен на 34 203 355 (Тридцать четыре миллиона двести три тысячи триста пятьдесят пять) обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 1 000 (Одна тысяча) рублей каждая. Уставный капитал Банка составляется из номинальной стоимости акций Банка, приобретенных акционерами. Уставный капитал Банка определяет минимальный размер

Органами управления Банка являются:

- Общее собрание акционеров - высший орган управления Банка;

- Наблюдательный совет - в компетенцию Наблюдательного совета Банка входит решение вопросов общего руководства деятельностью Банка, определение приоритетных направлений деятельности Банка;

- Руководство текущей деятельность Банка осуществляется единоличным исполнительным органом банка - Президентом-Председателем Правления и коллегиальным исполнительным органом Банка - Правлением. Исполнительные органы подотчетны Общему собранию акционеров и Наблюдательному совету Банка. С июля 2005 года банком руководит Президент-Председатель правления Михаил Задорнов, с ноября 1997 по май 1999 (включая август 1998 года) занимавший пост министра финансов, а с декабря 1999 года являвшийся членом Комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам. Президент-Председатель Правления:

1. без доверенности действует от имени Банка, в том числе представляет его интересы, совершает сделки и подписывает документы от имени Банка;

2. принимает решения об открытии (закрытии) внутренних структурных подразделений Банка (филиала), за исключением дополнительных офисов и операционных офисов Банка;

3. утверждает штат, издает приказы, распоряжения и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками Банка;

К компетенции Правления относятся следующие вопросы:

1. принятие решений об открытии (закрытии) дополнительных офисов и операционных офисов Банка;

2. рассмотрение отчетности Банка, в том числе отчетности, подготовленной в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета;

В банке используется линейно-функциональная структура управления, т.к. решения, подготовленные определёнными исполнителями, подготавливаются непосредственным руководителем, затем рассматриваются и утверждаются директором, который передает их на исполнение этим, либо другим исполнителям.

На рисунке 3 представлена организационная структура управления Банка ВТБ 24.

Итоги деятельности Банка отражаются в ежемесячных, квартальных и годовых бухгалтерских балансах, в отчете о прибылях и убытках, а также в годовом отчете, представляемых в Банк России в установленные им сроки.

Годовой бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках Банка после проведения проверки Ревизионной комиссией Банка и аудитором утверждаются Общим собранием акционеров и подлежат публикации в печати.

Банк ВТБ24 -- один из крупнейших участников российского рынка банковских услуг. Он входит в международную финансовую группу ВТБ и специализируется на обслуживании физических лиц, индивидуальных предпринимателей и предприятий малого бизнеса.

Сеть банка формируют 500 филиалов и дополнительных офисов в 69 регионах страны. Банк предлагает клиентам основные банковские продукты, принятые в международной финансовой практике.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3 - Организационная структура управления Банка ВТБ 24

 

В числе предоставляемых услуг:

- выпуск банковских карт;

- ипотечное и потребительское кредитование;

- автокредитование;

- услуги дистанционного управления счетами;

- кредитные карты с льготным периодом;

- срочные вклады;

- аренда сейфовых ячеек;

- денежные переводы.

Часть услуг доступна клиентам в круглосуточном режиме, для чего используются современные телекоммуникационные технологии.

ВТБ 24 первым из крупнейших российских банков завершил реорганизацию сети, трансформировав свои отделения в формат операционных офисов.

В настоящее время в структуре региональной сети ВТБ 24 действуют:

- 7 базовых филиалов (по числу федеральных округов Российской Федерации);

- 59 региональных операционных офисов;

- 409 подразделений второго уровня.

Формат операционного офиса более экономичен по сравнению с филиалом и максимально ориентирован на продажи. При этом сервисные и бэк-офисные функции (обслуживание портфелей привлеченных и размещенных средств, документооборот, отчетность и т.д.) передаются базовому филиалу.

Программа трансформации была начата в 2007 году в целях оптимизации организационной структуры банка и повышения эффективности бизнеса. Реализация программы позволила:

- на 10% снизить издержки на содержание региональной сети;

- повысить управляемость региональной сетью;

- задать единые стандарты применяемых технологий;

- повысить качество обслуживания клиентов.

Всего в рамках двухлетней программы трансформации было реорганизовано 39 филиалов., в т.ч. в 2008 году - 20 филиалов, а в 2009 году формат сменили 19 региональных подразделений

В 2008 г. ВТБ 24 увеличил количество офисов 1,5 раза. Офисы Банка работают в 201 городе России. Экспансия сети сопровождается завоеванием региональных рынков. ВТБ 24 входит в пятерку крупнейших банковских учреждений региона. Количество регионов, где ВТБ 24 занимает второе место на рынке, составило:

- по кредитному портфелю - 18 (рост за 2008 г. в 3 раза);

Информация о работе Совершенствование кредитной политики